Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габеркорн Ирина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. В данной работе раскрывается сущность понятий «поликультурная компетентность». Характеризуются цели, задачи формирования поликультурной компетентности, содержание поликультурного воспитания. Автор выявляет и обосновывает педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. Особое внимание направлено на раскрытие широких возможностей формирования поликультурной компетентности в урочной и внеурочной деятельности. Показана необходимость использования активных методов обучения и поликультурного воспитания младших школьников в поликультурном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the actual problem of the formation of multicultural competence of primary school children. This paper reveals the essence of the concepts of "multicultural competence". The goals and objectives of the formation of multicultural competence, the content of multicultural education are characterized. The author identifies and substantiates the pedagogical conditions for the formation of multicultural competence of primary school children. Special attention is directed to the disclosure of broad opportunities for the formation of multicultural competence in the regular and extracurricular activities. The necessity of using active methods of teaching and multicultural education of younger schoolchildren in a multicultural educational space is shown.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

3. Калашникова, О.В. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза / О.В. Калашникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. - С. 338-341

4. Мормужева, Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н.В. Мормужева. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Т. 0. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163

5. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217

6. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. -С. 54-66

7. Самарина, М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования / М.Н. Самарина // НПЖ «Диалог». - 2016. - №2 (3). - С. 35-40

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Габеркорн Ирина Ивановна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. В данной работе раскрывается сущность понятий «поликультурная компетентность». Характеризуются цели, задачи формирования поликультурной компетентности, содержание поликультурного воспитания. Автор выявляет и обосновывает педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. Особое внимание направлено на раскрытие широких возможностей формирования поликультурной компетентности в урочной и внеурочной деятельности. Показана необходимость использования активных методов обучения и поликультурного воспитания младших школьников в поликультурном образовательном пространстве.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, урочная и внеурочная деятельность, поликультурная образовательная среда, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the formation of multicultural competence of primary school children. This paper reveals the essence of the concepts of "multicultural competence". The goals and objectives of the formation of multicultural competence, the content of multicultural education are characterized. The author identifies and substantiates the pedagogical conditions for the formation of multicultural competence of primary school children. Special attention is directed to the disclosure of broad opportunities for the formation of multicultural competence in the regular and extracurricular activities. The necessity of using active methods of teaching and multicultural education of younger schoolchildren in a multicultural educational space is shown.

Key words: multicultural competence, regular and extracurricular activities, multicultural educational environment, junior schoolchildren.

Введение. В российской педагогике примерно с середины 90-х годов XX века стали подниматься проблемы поликультурного образования, именно тогда и возникла необходимость теоретического обоснования новейших социально-культурных реалий в нашей стране. Испокон веков Россия была и есть многонациональным и многокультурным государством, где живут и взаимодействуют представители различных конфессиональных и этнических групп. У каждого народа имеется свой язык, культура ценностей, традиции, вера и уклад жизни.

Повышение уровня полиэтничности социальной среды оказывает влияние на пространство образования, в результате неизбежно возникает единство различных народов нашей Родины. На основе этого, основной целью поликультурной педагогики становится воспитание молодых российских граждан, способных эффективно взаимодействовать в многонациональном обществе.

Наиболее благоприятным периодом становления поликультурной компетентности является младший школьный возраст, поскольку именно на данной ступени обучения происходит изучение родной культуры, знакомство с бытом, этническими культурными традициями и обычаями, прививается этническая толерантность.

Цель статьи: обосновать педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты заявленной нами проблемы вызывают достаточно большой интерес у современных отечественных и зарубежных исследователей. В частности, можно отметить исследования Ш.А. Амонашвили, О.В. Аракелян, Ю.В. Арутюнян, И.В. Балицкой, Барышникова, И.С. Бессарабовой, Е.В. Бондаревская, Е.Г. Виноградовой, Н.И. Гез, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, А.В. Новицкой, А.П. Садохина, Ю.С. Свиридченко, Л.Л. Супрунова, Л.А. Энеевой и др.

Поликультурное воспитание в России обязано своим становлением А.Н. Джуринскому, А.Д. Сахарову, Д.С. Лихачеву, Г.Н. Волкову и др. В одном ряду с идеями этнопедагогики и педагогики формирования межнационального общения, также разрабатывались идеи поликультурного воспитания в работах известных ученых З.Т. Гасанова, Г.Н. Волкова, В.Г. Крысько и др. Данное направление педагогики раскрывает воспитательные и образовательные задачи одной межкультурной группы, рассматривает перспективу воспитания на национальных традициях. А сумма отдельных компонентов, включающая поликультурные знания о народах, воспроизведение духовных ценностей своей культуры, формирование самосознания и национального характера - является фундаментом поликультурного воспитания [8]. Более продуктивная позиция в педагогической организации воспитания на основе межкультурного диалога видится у исследователей А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриевой и др.

Поликультурная компетентность - понятие, которое включает наличие объективных представлений, знаний о своей и иной культуре, являющихся базой умений и навыков, моделей поведения [1, С. 16]. По мнению И.В. Хариной, поликультурная компетентность заключается в знаниях о культурном многообразии, что позволяет эффективно реализовывать педагогическую деятельность в поликультурном образовательном пространстве [7, С. 20].

И.Б. Савелова считает, чтобы быть поликультурно-компетентным, необходимо признавать принцип плюрализма, иметь знания и представления о других народах и их традициях, обычаях и культурах, умело выявлять специфику и общее, понимать их всю ценность. Данные знания и представления реализовываются через навыки и умения поведения индивида, которые содействуют эффективному поликультурному диалогу. Таким образом, поликультурная компетентность помогает поддерживать атмосферу взаимного доверия и согласия во взаимодействии, успешно устраняет шовинизм, интолерантность и расизм [6, С. 136].

Целеполагание по формированию и повышению поликультурной компетентности имеет внутреннее и внешнее направление. Внешнее направление включает стремление к межэтническому контакту, стабильные межнациональные отношения, учет интересов и особенностей каждого индивида образовательного процесса. Внутреннее направление направлено на овладение знаниями в области этнокультуры, этнопедагогики, этнологии, этнопсихологии, межэтнического взаимодействия [4].

Основными задачами и направлениями поликультурной педагогики является единение народов России, этнокультурное развитие граждан, гармонизация взаимоотношений наций и народностей. Н.Р. Азизова отмечает важные задачи поликультурной педагогики: формирование представлений о культурном мировом многообразии; адекватное отношение к различным нациям и народностям; создание эффективных условий для интеграции культурного наследия; формирование межнациональных коммуникационных навыков [1].

Отдельно необходимо отметить и назначение поликультурного воспитания, состоящее в обеспечении ориентации на культурный диалог, приобщение человека к ценностям культуры народов нашей страны, становление в человеке духа взаимопонимания и взаимоуважения, создания крепкой основы для сохранения целостности культуры наций и народов.

Рассмотрим педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. К первому условию мы отнесем использование широких возможностей формирования поликультурной компетентности младших школьников в урочной и внеурочной формах деятельности. Под воздействием данных форм обучения у обучающихся начальной школы формируется способность находиться в коллективе, выражать эмпатию к его членам, относиться с уважением к гражданам всех народов, ощущать себя представителем своего этноса, признавая все ценности, и самое главное - любить свою Родину.

С этой целью учебные программы, содержание уроков и занятий наполняют соответствующим содержанием, направленным на создание у обучающихся национальных, нравственных и гражданских ценностей.

Реализация содержания поликультурного образования происходит через разделы (модули) программы различных дисциплины начальной школы. В структуру программы существенные изменения не вносятся. Поликультурная компетентность формируется на уроках литературного чтения, родного языка, окружающего мира, иностранного языка и других предметах. Во внеурочной деятельности данной цели служат кружки различных направлений (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общее интеллектуальное и общекультурное), включающие поликультурную направленность. Во внеклассной деятельности используют мероприятия, связанные с национальными праздниками, экскурсии, посещение музеев, выставок, семейные и школьные конкурсы, тематические классные часы с привлечением родителей, педагогических работников и других социальных групп.

Обучающимся начальной школы необходимо рассказывать о «корнях» своего народа, через загадки, былины, сказки. Участвуя в работе краеведческих и этнографических музеев - умножать традиции нашего поликультурного общества.

На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с народными сказками. При знакомстве детей с устным народным творчеством разных национальностей их традиций и обычаев, к примеру, можно дать детям такие задания: выявить сходство и различительные особенности в праздновании Нового года или других праздников. Предложить сравнить национальные костюмы, песни, блюда.

На уроках технологии и ИЗО обучающиеся осваивают художественную деятельность, где происходит развитие чувственного познания, воспитывается уважение к культуре и традициям народов. Дети познают народные промыслы, кухню, национальное искусство, расширяют свои представления, учатся видеть и анализировать окружающий мир, его отличительные черты.

В поликультурном воспитании уроки музыки очень благотворно влияют на развитие детей младшего школьного возраста. Происходит знакомство с музыкальным фольклором: народными песнями, частушками, прибаутками («Березка», «Садко», «Полянка», «Бояре, а мы к вам пришли» и т.п.). Младшие школьники открывают для себя богатство национальных инструментов (бубны, ложки, трещотка, свирель, балалайка, гармошка и др.) с их тембрами и звучанием. На таких уроках воспитывается интерес к музыкальному творчеству разных народов мира.

Благодатной почвой для формирования поликультурной компетентности у обучающихся начальной школы являются уроки физической культуры. В процессе проведения народных игр, помимо двигательной активности, дети осваивают культуру других наций и народностей. В народных играх и соревнованиях ярко отражаются национальные устои, образ жизни многих этносов (русские народные игры - «Гуси-лебеди», «Горелки», башкирские игры - «Юрта», чувашские «Луна и солнце», татарские - «Спутанные кони», «Хромая лиса», украинские - «Хлебчик», «Лисица и заяц», «Мак», белорусские -«Налимы», «Два огня», «Ежик и мыши» и др.).

Внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям личностного развития: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное. В каждом из направлений внеурочной деятельности реализуется воспитание поликультурности. Обучающиеся вовлекаются в различные мероприятия, у них формируются чувства причастности к общественной жизни, воспитывается коллективизм, социальная активность и сознательная дисциплина. В процессе социальной деятельности у обучающихся происходят существенные изменения, которые могут касаться любой стороны общественной жизни - это контакт и взаимодействие между группами детей, либо лиц с проблемами здоровья, сохранение и развитие культурной и естественной окружающей среды.

Внеурочная деятельность реализуется в следующих программах: «Крымоведение», «Дорожная азбука», «Мое здоровье», «Школа добрых дел», «Экология для младших школьников», «Дорога добра», «В гостях у сказки» и других.

Выполняя общественные и полезные задания, дети с успехом решают и воспитательные задачи, в труде стремятся к определенным результатам, показывают заботу в значимом деле, они точно знают, что для этого необходимо; проявляют ответственность, самостоятельность и инициативность - учатся делать и принимать добро [5, С. 24].

Процесс формирования поликультурной компетентности младших школьников происходит с помощью следующих форм организации познавательной деятельности: проведение фольклорных вечеров, концертов и театрализованных представлений; проведение олимпиад, фестивалей, выставок по этнической культуре; организация конкурсов приготовления национальных блюд; проведение поисково-исследовательской и проектной деятельности; организация встреч с представителями межнациональных диаспор; выпуск тематических газет; экскурсии в музеи, посещение Мечети и Православного Храма.

Одним из эффективных условий формирования поликультурной компетентности обучающихся начальной школы является использование активных методов обучения. К таким методам относятся тренинг, дискуссия, моделирование ситуации (практическое обучение), ролевые и дидактические игры, методы примера (литературных образов), проблемно-поисковые, метод формирования понятий и др.

Опора на принципы диалога культур и культурного плюрализма позволяет применять в педагогической деятельности миротворческие и культурно-творческие мероприятия: креативный конкурс «Мир глазами детей»; групповое творческое дело «Учимся толерантности»; праздник «День народного единства» и др. [3].

Игровые методы являются наиболее эффективным средством обогащения словарного запаса у обучающихся. В ходе игры необходимо создать ситуацию из жизни, чтобы дети с помощью речи могли общаться и взаимодействовать в поликультурном обществе.

Также, мы можем выделить и мультимедийные технологии, как действенное средство, применяемое для формирования поликультурной компетентности младших школьников. Данные технологии позволяют сделать процесс обучения более восприимчивым, повышают мотивацию, они открывают новые перспективы решения поставленной проблемы.

К числу важнейших условий формирования поликультурной компетентности обучающихся относится создание благоприятной поликультурной образовательной среды. Мы считаем, что для этого очень важным является создания климата в коллективе, где необходима атмосфера безопасности с соблюдением прав человека и позитивными отношениями между собой. По мнению В.А. Янчук, для формирования поликультурной образовательной среды, необходимо «активное соучастие всех заинтересованных сторон в интернализации и изучении культурного наследия, результатом которого и будет поликультурная компетентность, воплощающаяся в достижениях общества» [9, С. 60].

Создание поликультурного образовательного пространства способствует изучению не только культурных, но и народных особенностей этнических групп и народов [2].

Важной составляющей педагогики является работа с родителями по поликультурному воспитанию детей. Именно в семье у младших школьников формируются представления о национальных особенностях; происходит мировосприятие национальных ценностей, создается основа для воспитания общечеловеческих ценностей (доброта, взаимопомощь и отзывчивость и т.п.).

Родителей необходимо привлекать к организации и участию разнообразных поликультурных мероприятий: семейных праздников, выставок поделок и рисунков, круглых столов, фестивалей, фоторепортажей семьи, национальных праздников. Все эти мероприятия помогают узнать родословную, знаменитых родственников, сведения об их жизни. Таким образом, жизнь детей и их семьи связывается с социальной жизнью нашей многонациональной страны.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что поликультурная компетентность представляет собой сумму знаний, умений и навыков, которая способствует усвоению обучающимися знаний о традициях и культуре своего народа, многообразии культур; развитие умений и навыков конструктивного взаимодействия поликультурной среде. Нами выделены и обоснованы педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. Считаем, что выявленные педагогические условия позволят сделать данный процесс наиболее эффективным и результативным.

Литература:

1. Азизова, Н.Р. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность / Н.Р. Азизова, Н.А. Савотина, М.И. Бочаров, С.В. Зенкина. - М.: Юрайт, 2022. - 162 с.

2. Акбашева, Е.В. Модель поликультурного образовательного пространства как основа формирования социальной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Акбашева, Н.С. Белобородова // Педагогическое образование. - 2022. - Т. 3. - № 1. - С. 236-239

3. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур: теоретич. основы программы: психолого-педагогический аспект / В.С. Библер // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С. 66-73

4. Замуруева, Н.А. Поликультурное образование: понятие, цели и задачи / Н.А. Замураева. - Москва: Наука и педагогика, 2019. - 417 с.

5. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы / А.В. Молчанова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 12-15

6. Савелова, И.Б. Поликультурная компетентность педагога - условие полноценного диалога в образовательном процессе / И.Б. Савелова // Мир языков: ракурс и перспектива: материалы V Международной научно-практической конференции. Изд-во БГУ Т. I. - Минск, 2014.

7. Харина, И.В. Формирование поликультурной компетентности иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Харина. - Красноярск, 2014.

8. Шевченко, А.Н. Анализ ключевых понятий поликультурной компетентности в современном образовательном пространстве / А.Н. Шевченко // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде: сб. материалов науч.-практ. конф., Симферополь, 2017. - С. 16-22

9. Янчук, В.А. Диалогическая интердетерминация в системе четырехмерных пространств анализа кросс-культурной феноменологии / В.А. Янчук // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Смоленск, 27-28 мая 2016 г.): в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск, 2016. - Т. 1. - С. 56-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.