Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР И НАРОДОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

В статье рассматриваются особенности подготовки будущего педагога к поликультурному воспитанию младшего школьника. Проведенный анализ заявленной проблемы показывает, что необходимо осмысление студентами таких понятий, как «воспитание», «поликультурное воспитание» младшего школьника; изучение традиций и обычаев региона и страны; разработка заданий, при выполнении которых студент приобретает опыт решения задач поликультурного воспитания младших школьников. Особое внимание уделяется обоснованию психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе поликультурного воспитания, а также взаимосвязанному образованию и воспитанию в многонациональном социуме, которое должно организовываться с учетом национальных различий и в то же время создания условий для взаимодействия представителей разных национальностей. Важно учитывать, что яркие эмоциональные переживания у младших школьников надолго сохраняются в памяти, превращаются в мотивы и стимулы поведения, способствуют выработке убеждений, навыков и привычек поведения,а это необходимо учитывать при разработке и проведении воспитательного мероприятия в рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A FUTURE TEACHER FOR THE MULTICULTURAL EDUCATION OF A YOUNGER STUDENT

The article discusses the features of the preparation of a future teacher for the multicultural education of a younger student. The analysis of the stated problem shows that it is necessary for students to comprehend such concepts as "upbringing", "multicultural upbringing" of a younger student; study the traditions and customs of the region and the country; develop tasks in which a student acquires experience in solving problems of multicultural upbringing of younger schoolchildren. Special attention is paid to the substantiation of the psychological and pedagogical characteristics of younger schoolchildren in the process of multicultural education, as well as the interrelated education and upbringing in a multinational society, which should be organized taking into account national differences and at the same time creating conditions for interaction between representatives of different nationalities. It is important to take into account that vivid emotional experiences of younger schoolchildren remain in memory for a long time, turn into motives and stimuli of behavior, contribute to the development of beliefs, skills and behavioral habits, and this must be taken into account when developing and conducting educational activities within the updated federal state educational standards of primary general education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

студента в контрольной группе и 3 в экспериментальной находились на 3 уровне готовности, и 1 студент из двух групп - на 4 (изучал французский язык, как второй в школе).

Этот же критерий и те же показатели мы использовали на последнем этапе эксперимента для определения динамики изменений, произошедших в экспериментальной группе после внедрения предложенной нами технологии и для сравнения полученных результатов с контрольной группой.

После проведенной работы большинство студентов оказались на качественно новом уровне. Все студенты экспериментальной группы, не пропускающие занятия, смогли перейти на 3 и 4 уровни в зависимости от уровня знания лексической стороны языка, грамматики, уровня владения фонетической системой. Они смогли преодолеть психологические препятствия, тормозящие процесс порождения спонтанной речи, ребята стали более раскованными, спокойными и открытыми. В то время как студенты контрольной группы остались в большинстве своем на тех же позициях, испытывая, прежде всего, психологические сложности в порождении устной речи неподготовленного характера.

Выводы. Таким образом, организация работы с использованием «самопрезентации» на начальном этапе обучения иностранному языку на языковом факультете показала свою эффективность. Для студентов - будущих переводчиков очень важно преодолеть психологический барьер, существующие страхи в построении самостоятельных высказываний на иностранным языке. Очевидно, что предложенная стратегия и достигнутые с ее помощью результаты являются лишь первой ступенькой для последующей кропотливой работы. Задача преподавателя - не останавливаться на достигнутом и продолжать развивать потенциал студентов во владении спонтанной неподготовленной речью, подбирая соответствующие поставленным целям формы организации обучения.

В заключение стоит отметить, что проблема формирования навыков и умений спонтанной речи в отечественной методике остается открытой. Ее разрешение требует от преподавателя иностранного языка более внимательной и тщательной работы, он должен выступать не только как профессионал в своем деле, но и быть отличным психологом. Чтобы помочь студентам преодолеть языковой барьер, перед применением необходимых стратегий необходимо понять своих учеников и разобраться, что лежит в основе их нежелания участвовать в разговорной деятельности. Такой подход к своему делу, объединяющий теорию и практику, может иметь положительные последствия, как для профессионального развития самого преподавателя, так и для снижения влияния проблем психологического характера на студентов, на их мотивацию и эффективное усвоение знаний иностранного языка.

Литература:

1. Белякова, Е.А. Использование проблемных ситуаций на занятиях по иностранному языку в системе уровневого образования / Е.А. Белякова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-problemnyh-situatsiy-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-sisteme-urovnevogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 24.10.2022)

2. Бернштейн, В.Л. Пути формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка / В.Л. Берштейн // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения - VII): материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума (Пятигорск, 19-20 мая 2005 г.). - Пятигорск, 2005. - С. 48-49

3. Каримова, Л.А. Формирование и развитие спонтанной речи в обучении иностранным языкам как неотъемлемого компонента коммуникативной компетенции / Л.А. Каримова // Новое слово в науке: перспективы развития. - Чебоксары, 2016. - №2. - С. 78-80

4. Макаев, Х.Ф. Устранение языкового барьера как условие формирования языковой компетенции будущего специалиста / Х.Ф. Макаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2011. - №11 (81). - С. 83-87

5. Меркулова, Л.П. Структура и содержание понятия «Готовность специалистов технического профиля к межкультурной интеграции в научно-педагогическое сообщество» / Л.П. Меркулова, М.В. Приданова // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография / С.Н. Викжанович, Т.Ю. Четверикова, Е.А. Романова др. -Saint-Louis, MO: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. - С. 119-143

6. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

7. Пикулёва, О.А. Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия / О.А. Пикулёва // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6. - 2005. - Вып. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-lichnosti-v-protsesse-sotsialnogo-vzaimodeystviya/viewer (дата обращения: 11.07.2022)

8. Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук / Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. -2006. - 312 с.

9. Фирсова, И.В. Языковой барьер при обучении иностранному языку / И.В. Фирсова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М., 2013. - № 1. - С. 89-92

Педагогика

УДК 378.14 + 3733

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки будущего педагога к поликультурному воспитанию младшего школьника. Проведенный анализ заявленной проблемы показывает, что необходимо осмысление студентами таких понятий, как «воспитание», «поликультурное воспитание» младшего школьника; изучение традиций и обычаев региона и страны; разработка заданий, при выполнении которых студент приобретает опыт решения задач поликультурного воспитания младших школьников. Особое внимание уделяется обоснованию психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе поликультурного воспитания, а также взаимосвязанному образованию и воспитанию в многонациональном социуме, которое должно организовываться с учетом национальных различий и в то же время создания условий для взаимодействия представителей разных национальностей. Важно учитывать, что яркие эмоциональные переживания у младших школьников надолго сохраняются в памяти, превращаются в мотивы и стимулы поведения, способствуют выработке убеждений, навыков и привычек поведения,а это необходимо учитывать при разработке и

проведении воспитательного мероприятия в рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, подготовка будущего педагога к поликультурному воспитанию младшего школьника, взаимовлияние культур и народов, взаимодействие представителей разных национальностей.

Annotation. The article discusses the features of the preparation of a future teacher for the multicultural education of a younger student. The analysis of the stated problem shows that it is necessary for students to comprehend such concepts as "upbringing", "multicultural upbringing" of a younger student; study the traditions and customs of the region and the country; develop tasks in which a student acquires experience in solving problems of multicultural upbringing of younger schoolchildren. Special attention is paid to the substantiation of the psychological and pedagogical characteristics of younger schoolchildren in the process of multicultural education, as well as the interrelated education and upbringing in a multinational society, which should be organized taking into account national differences and at the same time creating conditions for interaction between representatives of different nationalities. It is important to take into account that vivid emotional experiences of younger schoolchildren remain in memory for a long time, turn into motives and stimuli of behavior, contribute to the development of beliefs, skills and behavioral habits, and this must be taken into account when developing and conducting educational activities within the updated federal state educational standards of primary general education.

Key words: multicultural education, preparation of a future teacher for multicultural education of a younger student, mutual influence of cultures and peoples, mutual.

Введение. Современное образование необходимо рассматривать как возможность духовно-нравственного воспитания обучающегося. При этом содержание, методы обучения и воспитания должны способствовать становлению растущего человека в определенном обществе, в определенных образовательных условиях [3].

По мнению Н.Е. Щурковой, воспитание как феномен нового века осуществляется в ситуациях, которые отражают социально-психологический климат в обществе, что расширяет пространство воспитания и порождает такой феномен, как социальное детство - то есть вхождение детей в контекст взрослой жизнедеятельности и осмысление понятия «образ планетарного человека». При этом «поле воспитательного процесса - это пространство, равное жизненному пространству детей, входящих ежемоментно во взаимодействия с воспринимаемыми жизненными явлениями. Чем шире осваиваемое пространство, тем богаче факторный веер развития. Исходное назначение воспитания состоит в том, чтобы, вводя детей в контекст культуры, неизменно расширять пространство их жизни, открывая перед ними наследие культуры, достижения человеческого физического и духовного творчества, образ жизни человека как предела совершенства в мире и образа человека, отвечающего роли наивысшей ценности на земле» [8, С. 173].

В этой связи поликультурность представляет собой качественную характеристику современного мира, отражающую воспитание человека культуры, что становится смыслом современного воспитания.

Изложение основного материала статьи. Проблема поликультурного воспитания в современных условиях развития общества и государства является актуальной, поскольку ее решение направлено на воспитание не только уважительного отношения к личности, но и к защите прав каждого человека сохранять свои национальные особенности.

В изменяющихся условиях важна ценностная ориентация, которая обеспечивает выбор поведения, взаимоотношений с людьми. Традиционная установка воспитания состоит в трансляции растущему человеку определенной системы ценностей и норм, однако в современных условиях необходимо собственное ценностное самоопределение каждого человека в различных жизненных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Среди ценностей выделяется особая группа: человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, земля, мир. В то же время будущий педагог стоит перед выбором: как включить школьников в процесс освоения этих и других ценностей?

По мнению И.А. Соловцовой, «ценности становятся ориентиром в духовном воспитании тогда, когда человек, осуществляя смыслотворческую деятельность, наделяет их определенными смыслами. В результате выстраивается индивидуальная система ценностей, на которую ориентируется человек. В индивидуальной системе ценностей, как правило, находит отражение национальная специфика в понимании ценностей» [5, C. 39].

Следует отметить, что ФГОС НОО содержит направления деятельности образовательных организаций, которые включают особенности (региональные, национальные и этнокультурные) народов Российской Федерации. Ориентация обучающихся на осмысление многообразия национальных традиций России способствует углублению и расширению их представлений о культурном, историческом и социальном опыте народов РФ [7].

Младший школьный возраст является благоприятным для поликультурного воспитания, так как именно в данном возрасте закладываются основы мировоззрения, национальной идентичности, происходит ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других народов.

Кроме того, в младшем школьном возрасте увеличивается стремление детей к достижениям, можно говорить и о том, что одним их основных мотивов деятельности ребёнка является мотив достижения успеха. В этом возрасте активно развиваются личностные качества школьника, а на их основе - способности и склонности к разным видам учебной и внеурочной деятельности.

Будущему педагогу необходимо учитывать, что воспитание младших школьников связано с изменениями, происходящими в сфере познавательных интересов. В результате целенаправленного обучения и воспитания младшие школьники приобретают, накапливают знания, обогащается их эстетический потенциал, эмоциональное восприятие окружающей действительности.

Важно и другое: младшие школьники способны к проявлению творческой активности, использованию уже приобретенных приемов работы по отношению к новому содержанию в условиях поликультурного воспитания.

Необходимо учитывать, что яркие эмоциональные переживания у младших школьников надолго сохраняются в памяти, превращаются в мотивы и стимулы поведения, способствуют выработке убеждений, навыков и привычек поведения. Эмоциональная память младшего школьника, как утверждают психологи, участвует в работе всех видов памяти. Прочность запоминания материала основана на эмоциональной памяти: то, что вызывает яркие эмоции младшего школьника, запоминается им на более долгий срок.

Заявленные особенности важно учитывать и в том случае, когда младший школьник развивается в поликультурном сообществе. Для подтверждения следует учитывать философский, педагогический, психологический аспекты приобщения детей к национальной культуре, в том числе - своеобразие и особенности взаимодействия культур. Важным и необходимым является тезис о том, что поликультурное воспитание должно ориентироваться не только на принятие традиций и обычаев родной культуры, но и признание культурных ценностей, которые выработаны представителями других национальностей.

Следует рассмотреть понятие «поликультурное воспитание», которое Коджаспирова Г.М. определяет с позиций учета культурных и воспитательных интересов представителей разных национальных и этнических меньшинств [2].

В исследованиях Джуринского А.Н. подчеркивается и такая важная особенность: поликультурное воспитание - это познание многообразия культур, их особенностей в социальном пространстве региона и страны. Поскольку речь идет о воспитании в многокультурном мире, то при выборе путей и средств поликультурного воспитания обязательным является осмысление национальных различий представителей социума. Отсюда возникает необходимость выбора форм, методов и средств работы с детьми, с учетом того, что они могут являться представителями разных национальностей.

Возникает вопрос и о том, как в сообществе происходит обогащение доминирующей и малых культур. Когда же речь идет о поликультурном сообществе, тем более о процессах воспитания и образования, то проблемы межэтнического и межкультурного взаимодействия больших и малых этносов должны находиться в поле зрения будущего педагога. Другая особенность подготовки будущего педагога состоит в приобретении опыта выбора такого содержания воспитания младших школьников, в котором представлена не одна, а две или более культуры, которые отличаются, это необходимо подчеркнуть, по национальному, этническому, языковому признакам [1].

Анализ проблемы воспитания в поликультурном пространстве (Ю.В. Арутюнян, Н.М. Лебедева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова) позволяет выявить, что исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур России (полиэтничность, полиментальность) создает условия для успешного развития личности [6].

Мир неоднозначен, в нем взаимодействует огромное количество различных субкультур, у каждой из которых имеются свои особенности. Поликультурность дает человеку возможность посмотреть на себя и мир с точки зрения различных культурных потоков, исключает однозначность по отношению к себе и к миру.

Сложилось так, что цивилизационный тип поликультурного воспитания основан на следующих принципах:

- принцип адаптации человека к различным ценностям при наличии множества культур, в том числе при взаимодействии представителей разных культур;

- принцип диалогических отношений между различными культурами; отказ от культурно-образовательной монополии.

Подготовка студентов к поликультурному воспитанию младшего школьника с учетом современной российской

ситуации решает следующие задачи:

- погружение в познание культуры своего народа;

- выработка навыков осмысления и принятия особенностей культур народов России и мира;

- воспитание толерантности, навыков межнационального общения.

Будущий педагог должен осмыслить такие понятия: диалог культур, менталитет, народная культура, поликультурность в образовании, поликультурное воспитание, стереотип, толерантность, традиции, этнос, межкультурная коммуникация. Осмысление данных понятий в какой-то степени снимает противоречия между представителями доминирующих наций и этнических меньшинств. Речь идет и о мигрантах, которые испытывают сложности при вхождении в иную культурную среду. Кроме того, создание комфортной среды для представителей разных национальностей позволяет усвоить новые культурные ценности при сохранении прежних, национальных.

Особую значимость приобретает изучение традиций и обычаев региона, что позволяет осмыслить взаимовлияние культур и народов, взаимодействие представителей разных национальностей.

Говорить об успехе школьного поликультурного воспитания можно только с позиции системности данного процесса, то есть при учете крепкой связи начального звена со средним и старшим звеном школьного воспитания.

Точка зрения Н.Е Щурковой состоит в том, что разные виды деятельности - обязательное условие школьного образования. Прежде всего, это необходимо в целях разностороннего развития детей, поскольку разновидовая деятельность помогает выявлять и содействовать раннему развитию способностей каждого ребенка. Для будущего педагога важно выполнение замысла: встраивать в школьную жизнь такие виды деятельности, как познавательную, преобразовательную, художественную, общения, игровую или хотя бы содержать в себе одновременно компоненты всех видов деятельности, большего либо меньшего объёма.

Кроме того, следует овладеть совокупностью характеристик такого педагогического воздействия, как речь, пластика, мимика, поза, пантомимика, что, по мнению Н.Е. Щурковой, обусловливает психологическое состояние детей, то есть меру осознания ими производимых действий и оказывает влияние на активность и качество воспитанияшкольника [8].

К примеру, на занятиях по курсу «Формирование у школьников культуры межнационального общения» студентам предлагается система заданий, выполнение которых приближает студентов к решению задач воспитания младших школьников средствами изучаемого предмета и во внеурочной деятельности.

1. Организация работы с ценностными понятиями.

Задание 1. Составьте глоссарий терминов и понятий: глобализация, глобальное образование, диалог культур, толерантность, менталитет, народная культура, поликультурность в образовании, поликультурное воспитание, стереотип, толерантность, традиции, этнос, межкультурная коммуникация.

Задание 2. Какой смысл вы вкладываете в понятие «многообразие и взаимовлияние культур».Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 3. Составьте таблицу национальных традиций народов, населяющих вашу область.

Задание 4. Подготовьте презентацию на тему: «Особенности национального костюма, обрядов, блюд национальной кухни разных народов».

2. Проанализируйте проблемные ситуации: «Я - гражданин», «Моя семья», «Музыка и живопись представителей разных национальностей» (предъявление ситуации, трансформация ситуации в ситуационную задачу и ее решение, этап рефлексии).

3. Познакомьтесь с играми народов мира: «Краски» - русская народная игра, «Ястребы и ласточки» - казахская народная игра, «Мяч по кругу» - татарская народная игра, «Липкие пеньки» - башкирская народная игра, «Просо» -белорусская народная игра. Используйте игровые правила - выполнение алгоритма; игровые действия - это поиск способов решения задач.

4. Разработайте и проведите воспитательное мероприятие (в моделируемых или естественных условиях).

Разработка и проведение воспитательного мероприятия необходимо при подготовке студентов к поликультурному

воспитанию младшего школьников всвязи с реализацией обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и должно проходить в рамках еженедельных информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».

Для решения заявленных проблем студенты разрабатывают сценарий и технологическую карту воспитательного мероприятия, готовят презентацию для обучающихся о национальной культуре народов Оренбуржья, их традициях и обычаях, народных праздниках, национальных блюдах и творчестве этносов, населяющих нашу область.

Особую значимость приобретает песенный материал, загадки, викторины, народные игры. Обучающиеся знакомятся с традиционными национальными костюмами казахского, русского, татарского, мордовского и других народов.

Практика проведения воспитательных мероприятий поможетстудентам в их дальнейшей профессиональной деятельности, укрепит связи: вуз-школа-вуз.

Выводы. Подготовка будущего педагога к поликультурному воспитанию младшего школьника включает: знакомство с особенностями поликультурного пространства региона и страны; овладение навыками работы с младшими школьниками в многонациональном социуме; приобретение опыта взаимодействия с представителями разных национальностей в процессе выполнения индивидуальных и групповых видов воспитательной деятельности.

Литература:

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник / А.Н. Джуринский. - Саратов: Вузовское образование, 2017. - 356 с. - ISBN 978-5-4487-0026-2

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2019. - 176 с.

3. Мудрик, А.В. Педагогика и психология: вызовы нового века. Теория и практика воспитания: педагогика и психология:материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского / А.В. Мудрик. - М.: Изд-во Московского психологического университета, 2016. - С. 22-28

4. Петрунина, М.А. Игровые технологии приобщения детей к народной культуре на уроке музыки в начальной школе.Обучение и воспитание в период детства. Арт-диалог в образовании и воспитании подрастающего поколения / под ред. Т.Г. Русаковой. - Оренбург, 2022. - С. 137-141

5. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.

6. Супрунова, Л.Л. Функции сравнительных педагогических исследований в регионах РФ / Л.Л. Супрунова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 63-77

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. -URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения 04.01.2023)

8. Щуркова, Н.Е. Воспитание - XXI век. Методика и искусство / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. - Волгоград: Учитель. - 177 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Планкин Константин Вячеславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань); кандидат педагогических наук доцент, доцент кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Романюк Владимир Станиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема реализации междисциплинарного подхода в высшей юридической школе, детерминированная современными требованиями к качеству подготовки. Определены основные предпосылки, детерминирующие необходимость выявления и учета межпредметных связей в образовательном процессе вузов, осуществляющих подготовку курсантов вузов МВД России по направлению «Правоохранительная деятельность». На основе контент-анализ периодической научной литературы раскрывается понятие и сущность междисциплинарного подхода в педагогике, охарактеризованы его основные функции. Представлено авторское понимание междисциплинарного подхода в контексте подготовки курсантов вузов МВД России по направлению «Правоохранительная деятельность», основанное на межпредметной интеграции дидактических единиц общенаучных и профессиональных блоков учебных дисциплин, позволяющей оптимизировать содержание учебно-воспитательного процесса. На конкретных примерах показаны возможности реализации междисциплинарного подхода при подготовке будущих полицейских. Обозначены дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, способы интеграции, межпредметные связи, курсанты вузов МВД России.

Annotation. The article actualizes the problem of implementing an interdisciplinary approach in a higher law school, determined by modern requirements for the quality of graduate training. The main prerequisites have been identified that determine the need to identify and take into account inter-subject ties in the educational process of universities that train cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the direction of "Law Enforcement". Based on the content analysis of periodic scientific literature, the concept and essence of an interdisciplinary approach in pedagogy is revealed, its main functions are characterized. The author's understanding of the interdisciplinary approach in the context of training cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the direction of "Law Enforcement Activity" is presented, based on the interdisciplinary integration of didactic units of general scientific and professional blocks of educational disciplines, which allows optimizing the content of the educational process. Specific examples show the possibilities of implementing a multidisciplinary approach in the preparation of future police officers. Further prospects for studying this problem are outlined.

Key words: interdisciplinary approach, integration methods, inter-subject communications, cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Введение. В наши дни одним из наиболее востребованных гуманитарных направлений профессиональной подготовки в высшей школе МВД России является «Правоохранительная деятельность», поскольку все возрастающие угрозы безопасности со стороны мирового сообщества, обусловливают острую необходимость в современных специалистах данного профиля. Не случайно, сегодня все без исключения ведомственные образовательные организации реализуют программы подготовки по соответствующим профилям, ежегодно выпуская до несколько тысяч юристов.

Образовательный процесс по подготовке будущих полицейских специфичен и уникален как собственно и сама отрасль правоохранительной деятельности, зачастую требующая нестандартных решений при профилактике и борьбе с различного рода правонарушениями. От современного полицейского теперь требуется не только реализация предусмотренных ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.