Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачук Алла Анатольевна, Томилина Лилиана Лаврентьевна

В статье рассматривается проблема поликультурного воспитания учащихся в образовательном пространстве начальной школы. Для эффективного поликультурного воспитания учащихся начальных классов в общеобразовательной школе представлен комплекс педагогических условий, сформулированных и охарактеризованных на основе анализа научных исследований и собственной практики. Представлен поликультурный материал по приобщению младших школьников к родной культуре, по ознакомлению с культурами других народов, в целях подготовки учащихся к межкультурному общению и взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачук Алла Анатольевна, Томилина Лилиана Лаврентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF POLYCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the problem of multicultural education of students in the educational space of an elementary school. For effective multicultural education of primary school students in a general education school, a complex of pedagogical conditions is presented, formulated and characterized on the basis of an analysis of scientific research and our own practice. Presented is a multicultural material on introducing younger students to their native culture, on acquaintance with the cultures of other peoples, in order to prepare students for intercultural communication and interaction.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

5. Максимова Т.Р. Составление примерных программ профессиональной ориентации подростков с РАС: Региональный ресурсный центр. - Сургут: СГПУ, 2018. - 44 с.

6. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. Некоторые вопросы профессиональной ориентации подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 3. - С. 3-20.

7. Резапкина Г.В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект. - Сыктывкар: КРИРО, 2014. - 48 с.

8. Рудаков В.А. Особенности работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. - Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017. - 35 с.

9. Baldwin S., Costley D., Warren A. Employment Activities and Experiences of Adults with High Functioning Autism and Asperger's Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2014. - Vol. 44. - Р. 2440-2449.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Ткачук Алла Анатольевна

Государственное образовательное учреждение

«Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); кандидат педагогических наук, доцент Томилина Лилиана Лаврентьевна

Государственное образовательное учреждение

«Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблема поликультурного воспитания учащихся в образовательном пространстве начальной школы. Для эффективного поликультурного воспитания учащихся начальных классов в общеобразовательной школе представлен комплекс педагогических условий, сформулированных и охарактеризованных на основе анализа научных исследований и собственной практики. Представлен поликультурный материал по приобщению младших школьников к родной культуре, по ознакомлению с культурами других народов, в целях подготовки учащихся к межкультурному общению и взаимодействию.

Ключевые слова: педагогические условия, поликультурное воспитание, начальная школа, учащиеся начальных классов.

Annotation. The article deals with the problem of multicultural education of students in the educational space of an elementary school. For effective multicultural education of primary school students in a general education school, a complex of pedagogical conditions is presented, formulated and characterized on the basis of an analysis of scientific research and our own practice. Presented is a multicultural material on introducing younger students to their native culture, on acquaintance with the cultures of other peoples, in order to prepare students for intercultural communication and interaction.

Keywords: pedagogical conditions, multicultural education, primary school, primary school students.

Введение. Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, является одним из важнейших направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде. Поликультурное воспитание является одно из направлений формирования приднестровской идентичности через выстраивание диалога культур народов Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), эффективная форма укрепления межнационального согласия и мира.

Доктрина образования ПМР одной из приоритетных задач объявляет «воспитание патриотов Приднестровья, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью», где важнейшим средством воспитания национального самосознания, гражданственности и патриотизма школьников является поликультурность [4].

Особое внимание на необходимость поликультурного воспитания младших школьников, в том числе познания национальных и культурных особенностей своего региона, указано в государственном образовательном стандарте начального общего образования Приднестровской Молдавской Республики (ГОС НОО ПМР), поликультурная направленность представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями» [2]. В ГОС НОО ПМР подчеркивается необходимость воспитания и развития качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения к его многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу.

Поликультурное воспитание учащихся в образовательном пространстве начальной школы обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий.

Изложение основного материала статьи. Термин «поликультурное воспитание» получил распространение в мировой педагогике в середине ХХ века, но данная проблема продолжает волновать многих исследователей учебно-воспитательного процесса и в настоящее время. Это нашло свое выражение, прежде всего в научно-педагогической разработке концепции поликультурного образовательного пространства, в исследованиях В.П. Борисенкова, С.К. Бондыревой, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, Г.М. Коджаспировой, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др. Весьма актуальным является тезис о ключевой фигуре поликультурного воспитания - педагоге. Конструктивные идеи по этому вопросу содержатся в исследованиях Т.А. Гелло, В.Ф. Гуцу, И.В. Колоколовой, Л.В. Коноваловой, А.К. Макаровой, Л.Т. Ткач, А.А. Ткачук.

О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным учебно-методическим содержанием находим много плодотворных идей в работах З.П. Васильевой, Г.Н. Волкова, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Н.П. Сенченкова, Н.В. Силистрару, Л.Л. Супруновой, Н.Н. Ушнурцевой.

Для эффективного поликультурного воспитания учащихся начальных классов в общеобразовательной школе представлен комплекс педагогических условий, сформулированных и охарактеризованных на основе анализа научных исследований и собственной практики.

Педагогические условия в исследованиях Е.Н. Васильевой определяются как «качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, которая отражает основные требования к организации педагогической деятельности» [1, С. 12]. М.И. Шалин, дал наиболее точное определение понятия «педагогические

условия», как «процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних обстоятельств с единством внутренних сущностей и явлений» [11, С. 48]. Исходя из выше приведенных определений, дадим свою трактовку этого понятия. Итак, в данной работе под педагогическими условиями понимается «совокупность обстоятельств педагогического процесса, влияющих на обучение, воспитание и развитие личности обучающегося».

Реализация педагогических условий поликультурного воспитания осуществляется через: обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся начальной школы (вне зависимости от их национальной принадлежности); введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп; организацию воспитательной работы в образовательном учреждении [8, С. 121-122].

На ступени начального общего образования были реализованы педагогические условия поликультурного воспитания учащихся начальных классов: использование поликультурного потенциала учебных предметов начальной школы; обогащение поликультурным содержанием учебно-воспитательного процесса начальной школе; организация поликультурного взаимодействия во внеурочной деятельности. При реализации педагогических условий у младших школьников будут сформированы поликультурные знания, а также будет определена направленность учащихся на позитивные эмоционально-ценностные и уважительно-толерантные отношения в учебных и реальных ситуациях, ведущих к межкультурному общению и сотрудничеству в поликультурном социуме.

Анализ учебно-методической литературы показал, что существенную роль в поликультурном воспитании младших школьников, играют такие учебные предметы, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Математика», «Музыка», «Технология», «Иностранный язык», «Русский язык» и другие. Каждый учебный предмет в силу своих возможностей раскрывает определенные стороны поликультурной воспитанности учащихся начальной школы. Нами был подобран поликультурный материал по приобщению младших школьников к родной культуре, по ознакомлению с культурами других народов, в целях подготовки учащихся к межкультурному общению и взаимодействию.

Приведем примеры использования поликультурного материала в процессе проведения различных уроков в начальной школе:

1. На уроках чтения: проведение уроков с поликультурным содержанием: «Сказки народов Приднестровья (чтение и инсценировка)»; круглый стол «Что общего в сказках о животных у разных народов?»; викторина «Народные сказочные герои»; дискуссия «В чем особенность волшебных сказок народов Приднестровья?»; сочинение «Приднестровье - Родина моя»; экскурсия в музеи города Тирасполь и др.

2. На уроках русского языка: выполнение заданий, основанных на поликультурном материале, сочинения «Мой родной язык», «Народы Приднестровья - дружная семья»; составление «Этнографического словаря», в котором содержатся характеристики народов, проживающих на территории Приднестровья: молдаване, украинцы, русские, болгары, гагаузы, цыгане, евреи, немцы и другие.

3. На уроках окружающего мира: выполнение проектного задания на тему: «Легенды о зарождении земли у разных народов»; дискуссии «Отношение к природе в фольклоре народов Приднестровья»; уроки «Страницы истории (о народах Приднестровья)»; экскурсия в краеведческий музей района; выполнение проектных заданий: «Роль животных в жизни каждого народа», «Растения в жизни человека»; круглый стол «Земля - наш общий дом» и др.

4. На уроках математики: выполнение заданий с поликультурным материалом, составление учащимися заданий, связанных с поликультурной тематикой (творческая работа), беседа «Геометрические фигуры в узорах национальных костюмов молдавский, украинский, русский и т д.», составление из геометрических фигур национального узора (творческая работа), выполнение проекта «Старинные меры величин» и др. Поликультурный материал для составления задач содержал в себе такие данные, как численность населения основных народов, живущих в Молдавской Приднестровской Республике, площадь территории их проживания; длина реки Днестр, площадь озер и др.

5. На уроках музыки: прослушивание и разучивание гимна ПМР; выполнение проектных заданий «Народные музыкальные инструменты», «Известные исполнители национальных песен» и др.

6. На уроках изобразительного искусства: знакомство с флагом, гербом Приднестровья; рисование на темы «Символы государства», «Моя Родина». Иллюстрирование сюжетов литературных произведений писателей Приднестровья Т. Пономарева «Сиреневый бражник», «День рождения»; Г. Георгиу «Букет цветов»; И. Крянгэ «Кошелек с двумя денежками»; В. Прохина «Снеговик»; Н. Дендеморченко «Егоркин дом»; В. Романчука «Дом родной» и др. способствуют приобщению учащихся к родной культуре, культуре других народов, населяющих край, а от региональной культуры - к мировой.

Иллюстрирование народных сказок: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»; молдавские народные сказки «Серый волк», «Фэт-Фрумос и солнце», «Легенда о ласточке»; украинские народные сказки «Хроменькая уточка», «Рукавичка», где отражены идеи взаимоуважения людей других этнических групп, их человеческое достоинство, быть вежливым, скромным, а также быть верным своему долгу и чести.

Беседа «Особенности национальной одежды народов Приднестровья»; рисование на тему: «Моя семья (в национальных костюмах)» и др.; круглый стол «Символика народных узоров Приднестровья»; декоративное рисование варежки, фартука, полотенца с национальным орнаментом; рисование на тему: «Национальные праздники» («Мэрцишор», «Масленица», «Рождество»).

Были проведены занятия по тематическому рисованию в начальных классах: иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»; иллюстрирование молдавских народных сказок «Серый орел», «Фэт-Фрумос и солнце», «Легенда о ласточке»; иллюстрирование украинских народных сказок «Хроменькая уточка», «Рукавичка»; иллюстрирование произведений детских писателей родного края: Пономарева Т. «Сиреневый бражник», «Два Мазая», «День рождения»; Георгиу Г. «Букет цветов»; Крянгэ И. «Кошелек с двумя денежками»; Прохина В. «Снеговик»; Дендеморченко Н. «Егоркин дом»; Романчука В. «Дом родной» и др. [7, С. 245]

Образы культуры народов мира складываются из зрительных впечатлений: архитектура Бендерской крепости, интерьеры соборов, живопись, графика, скульптура. Эти впечатления расширялись с помощью литературных, поэтических образов. Например, стихи поэтов Г. Гурски «Как и отец», Н. Дендемарченко «Кто страшнее», В. Вангели «Шапка Гугуце», о природе родного края Г. Пономарева «Сиреневый бражник», Ю. Анников «Белые лебеди», О. Иваненко «Спокойной ночи», Л. Кудрявцева «Совесть», П. Воронько «Мальчик Помогай», углубляли знания учащихся о природе, труде, быте, культуре народов Приднестровья, России, Молдовы, Украины. Широко использовались на уроках изобразительного искусства также игровые формы: «Найти отличия», «Подбери нужный цвет», «Молдавские узоры», «Рушник или ковер» и др.

7. На уроках технологии: беседа «У истоков народных ремесел», экскурсия в музей изобразительных искусств города Тирасполь; дискуссия «В чем красота национальной одежды русского, молдавского и украинского народа?»; кухонное

полотенце, салфетка с национальной вышивкой; выполнение проектного задания «Народные художественные промыслы нашего края»; лепка глиняной посуды (чашка, горшок, кувшин) с национальным орнаментом; организация выставки работ «Народные сказочные персонажи: сходство и различие» и др.

В процессе поликультурного воспитания учащихся начальных классов широко использовалось народное творчества как фольклор, музыка, театр, танец, изобразительное и декоративное искусство, архитектура. Как подчеркивает Н.В. Силистрару «Фольклор обладает большими и проверенными веками воспитательными возможностями, способными познакомить учащихся с мировоззрением разных народов, их историей, бытом, промыслами и ремеслами. В фольклоре отражаются важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях труде, семье, любви, общественном долге, родине. К фольклорным жанрам относят пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, потешки, песенки, былины, легенды, сказки и др.» [13, С. 98].

Таким образом, использование поликультурного потенциала учебных предметов начальной школы способствовала положительной мотивации в изучении особенностей своей культуры, приобщению к ней, в получении более широкого представления об этнических культурах нашей республики, содействовало уважительно-толерантному отношению к этносам и их культурам.

В настоящее время перед педагогами организаций начальной школы ПМР поставлена задача подготовить ребенка к жизни в обществе, обеспечивая тот уровень социализации, который поможет ему установить связь с окружающим миром приобщиться к культуре, усвоить традиции, нормы, ценности общества, в котором ему предстоит жить.

С целью изучения опыта учителей начальных классов МОУ «Тираспольская средняя школа № 17 им. В.Ф. Раевского» в активизации поликультурного воспитания младших школьников, была проведена беседа. Анализ полученных результатов свидетельствуют о том, что педагоги единодушны в своем мнении о целесообразности усиления поликультурной воспитательной направленности всех учебных дисциплин 92% - считают необходимым улучшить соответствующее учебно-методическое комплексы. Учителя начальной школы указывают, что при отборе содержания учебного материала, следует учитывать его влияние на этико-нравственное и эстетическое воспитание, ориентированное на повышение культуры межнационального общения и сотрудничества.

Анжела Леонидовна Стефанова, учитель высшей категории указывает, что «именно в стенах школы учащиеся должны сформироваться как человек, личность, способная к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, понимающей и уважающей другие культуры». Этого мнения придерживается Елена Витальевна Ромашко «сущность поликультурного воспитания является воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего, ценящего и культуры соседних народов, ведь ребенок начинает познание мира с того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, селе».

Для обогащения поликультурного содержания образовательного процесса на ступени начального общего образования, Совет по образованию Министерства просвещения ПМР утвердил программу «Живем в мире и согласии». Целью программы является воспитание социально компетентных, креативно-мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, знающих и любящих свой родной край, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал [5, С. 2].

Данный курс «Живем в мире и согласии» в начальной школе состоит из четырех взаимосвязанных и структурно единообразных годичных программ, каждая из которых имеет свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе: I класс: «Я, моя семья и моя Родина»; II класс: «Место, где мы живем»; III класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»; IV класс: «Гордимся Приднестровьем».

Приведем пример тематического планирования для 4 класс по программе курса «Живем в мире и согласии».

Тема года: «Гордимся Приднестровьем».

Раздел «Социальная компетентность»: «Родина и мир. Мир - жизнь в согласии»; «Отношение к Родине и миру у народов Приднестровья»; «Конструктивное общение, дружба и сотрудничество».

Раздел «Моя Родина»: «Исторические события, которые сделали Приднестровье известным в мире»; «Археологические места и находки Приднестровья»; «Наши соотечественники и знаменитые личности»; «Религиозные деятели Приднестровья»; «Поэты и писатели Приднестровья»; «Поем о нашей Родине на разных языках»; «Художники Приднестровья».

Раздел «Соцветие культур»: «Наш край гостеприимный. Туризм в Приднестровье»; «Приднестровцы - радушные хозяева и гостеприимные друзья»; «Откроем для друзей наш край родной»; «Блюда, которые мы любим готовить»; «Орнаменты народов Приднестровья»; «Ремесла, прославившие Приднестровье. Известные мастера».

Раздел «Языковая среда»: «Принимаем гостей, приветствуя их на языках Приднестровья»; «Лучшие сувениры Приднестровья для гостей».

Раздел «Нравственность»: «Они сражались за Родину»; «Родительский дом - начало начал»; «Милосердие в ПМР» Центры помощи детям, животным; «Наш личный пример» [5, С. 12-14]. В данной программе осуществляется реализация педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников.

В течение года в работе с детьми используются такие формы, как эссе «Семья», проекты «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь».

Мы анализировали примерную программу внеурочной деятельности по направлению «Социальное развитие личности» «Я, ты, он, она - вместе целая страна» 1-4 класс автора В.В. Улитко.

Особенностью данной программы является ее концентрическое построение: для каждого класса она содержит единые тематические линии, которые расширяют информационное поле, уровень и глубину социальных практик от класса к классу: «Духовные традиции Приднестровья» (православие, история, искусство, язык, фольклор); «Объекты краеведения Приднестровья» (музеи, памятные места, храмы и монастыри); «Примеры героев отечественной истории как образцы нравственного поведения»; «Основы религиозного мировоззрения»; «Основы светской этики»; «Социальные практики и маршруты краеведения» [9, С. 8-9].

По итогам освоения программы поликультурной направленности личностными результатами являются: ценностное отношение: к истории родного края и Приднестровья в целом, традициям и культуре народов нашей страны, народному творчеству; к общечеловеческим духовно-нравственным основам мироустройства; к труду взрослых людей, к профессиональному становлению в целом; к семье как основе человеческого существования; к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности; осознанное уважительное отношение: к традиционным религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; к родителям и заботливое отношение к старшим и младшим; к окружающим людям, понимание индивидуальности необходимости каждого для окружающих; активная позиция младшего школьника: в необходимости быть полезным окружающим людям и

готовности придти на помощь; в осуждении жестоких, безнравственных поступков по отношению к людям или животным [9, С. 10].

Выводы. Отмечая многообразие имеющихся в теории понятий поликультурное воспитание, за основу в данной статье берется его определение как приобщения подрастающего поколения к этнической общенациональной и мировой культуре в целях формирования личности, готовой к межэтническому общению и сотрудничеству в многокультурной полиэтнической среде, как целенаправленной социализации учащихся, результатом которой является поликультурная образованность и воспитанность, предполагающая формированию поликультурной личности, обладающий способностью к свободному диалогу с представителями разных культур.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в образовательном пространстве начальной школы обеспечивается реализация педагогических условий по поликультурному воспитанию: направленность содержания предметных дисциплин на поликультурную подготовку учащихся начальной школы; апробация факультативного курса «Живем в мире и согласии» в образовательном процессе; использование разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности и интерактивных методов организации учебно-воспитательного процесса; обогащение поликультурным содержанием образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Таким образом, на конкретном материале осуществлялось поликультурное воспитание младших школьников. Основным показателем педагогической эффективности предложенных педагогических условий является формирование и развитие познавательно-творческого интереса младших школьников к искусству, бережное отношение к памятникам культуры, воспитание поликультурной личности учащихся, а именно, уважительного отношения к культуре другого народа.

Литература:

1. Васильева Е.Н. Организационно-педагогические условия подготовки учителя в ИПК РО к инновационной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.Н. Васильева. - Красноярск, 2001. - 24 с.

2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Приднестровской Молдавской Республики. http: //minpros.info/index.php. (дата обращения: 6.08.2021)

3. Мафтей, А.Г. Личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мафтей А.Г. - Тирасполь, 2007. - 215 с.

4. Постановлению Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении доктрины образования в Приднестровской Молдавской Республике» 18 марта 2005. - № 2109. - САЗ 05-12 https://www.ulpmr.ru/ul/show/ (дата обращения: 08.08.2021).

5. Программа курса внеурочной деятельности «Живём в мире и согласии» по духовно-нравственному воспитанию для начальной школы (Государственный образовательный стандарт начального общего образования ПМР). Сост. С.К. Турчак. - Образовательный центр «Развитие». - Тирасполь, 2016. - 36 с.

6. Соколова П.Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ П.Ю. Соколова. - Саранск, 2014. - 247 с.

7. Теоретико-методические основы организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе: Монография / сост. А.А. Ткачук, Н.Н. Ушнурцева, М.Г. Тымчек; науч. ред. О.В. Китикарь. - Тирасполь, 2018. - 314 с.

8. Ткачук А.А. Воспитательный процесс в поликультурной школе / А.А. Ткачук // Педагогика. - 2008. - № 2. -С. 121-122

9. Улитко, В.В. Примерная программа внеурочной деятельности по направлению «Социальное развитие личности» «Я, ты, он, она - вместе целая страна» для 1-4 класс / В.В. Улитко // ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» / НИЛ «Инновационная школа Приднестровья». - Тирасполь, 2017. - 54 с.

10. Хазова С.А., Хатит Ф.Р. Поликультурная компетентность педагога: Монография. [Электронный ресурс]: научное электронное издание (монография). ФГБОУ ВПО «АГУ», 2015. - 141 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id = 24241180 (дата обращения: 18.01.2018).

11. Шалин М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 47-49.

12. Шаяхметов, Б.Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / Б.Р. Шаяхметов. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 16 (306). - С. 333-335. - URL: https://moluch.ru/archive/306/68960/ (дата обращения: 05.08.2021).

13. Silistraru, N.V. Etnopedagogie / N.V. Silistraru. - Ch., Ed. CEP al USM, 2003. - 245 p.

Педагогика

УДК 37.016

кандидат педагогических наук Уткина Татьяна Викторовна

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Гвильдис Татьяна Юрьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью применять новые подходы и теории в образовании, анализ образа Петербурга, применение сравнительно-исторического и типологического методов, преподнесение материала обучающимся.

Ключевые слова: модернизация образования, современные подходы, преподаватель, обучающийся, символ, мифологизм, образ Петербурга, обучение, творчество, интерпретация.

Annotation. The relevance of the chosen topic is due to the need to apply new approaches and theories in education, the analysis of the image of St. Petersburg, the use of comparative historical and typological methods, the presentation of material to students

Keywords: modernization of education, modern approaches and theories, teacher, student, symbol, mythologism, the image of St. Petersburg, education, creativity, interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.