Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования культурной толерантности в младшем школьном возрасте. В формировании культурно-толерантной личности важное место занимают все ступени образования, в том числе, начальная, так как именно в этом возрасте осмысливаются и осваиваются моральные и правовые установки и идеалы поведения, развиваются способы отношения к себе, людям, природе, культуре, формируется опыт выражения отношения к миру. Автор статьи трактует понятие культурная толерантность как сложный интегративный феномен, который включает в себя наличие этнической толерантности, межкультурной компетентности, навыков межкультурного сотрудничества и правомерной толерантности. Правовое воспитание в рамках внеурочной деятельности является важнейшим условием решения обозначенной проблемы. В начальной школе правовое воспитание по формированию культурной толерантности осуществляется в рамках внеурочной деятельности, практически каждое из направлений и видов которой может обеспечить решение данной задачи в младшем школьном возрасте, наиболее эффективными выступают социальное, духовно-нравственное, общекультурное направления. В статье описаны этапы формирования культурной толерантности в процессе правового воспитания, определены принципы выбора совокупности методов и приемов работы в данном направлении, раскрыты условия, которые необходимо соблюдать при организации внеурочной деятельности по правовому воспитанию, нацеленному на формирование культурной толерантности в младшем школьном возрасте. При организации внеурочной деятельности по правовому воспитанию, нацеленному на формирование культурно-толерантной личности, необходимо соблюдать следующие условия: взаимосвязь учебной и внеурочной работы по формированию правовой культуры, которая объединяет все факты, сведения и данные в единую систему социально-культурного опыта; организационно-технологическое обеспечение внеурочных занятий; готовность педагога к организации работы по правовому просвещению и воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CULTURAL TOLERANCE OF THE PERSONALITY OF A YOUNGER SCHOOLER IN THE PROCESS OF OUTSTANDING ACTIVITIES ON LEGAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of the formation of cultural tolerance at primary school age. In the formation of a culturally tolerant personality, all stages of education, including the initial one, occupy an important place, since it is at this age that moral and legal attitudes and ideals of behavior are comprehended and mastered, ways of attitude towards oneself, people, nature, culture are developed, experience is formed expressions of attitude to the world. The author of the article interprets the concept of cultural tolerance as a complex integrative phenomenon, which includes the presence of ethnic tolerance, intercultural competence, skills of intercultural cooperation and lawful tolerance. Legal education in the framework of extracurricular activities is the most important condition for solving the indicated problem. In elementary school, legal education on the formation of cultural tolerance is carried out within the framework of extracurricular activities, almost each of the directions and types of which can provide a solution to this problem at primary school age, the most effective are social, spiritual, moral, and general cultural directions. The article describes the stages of the formation of cultural tolerance in the process of legal education, defines the principles of choosing a set of methods and techniques of work in this direction, reveals the conditions that must be observed when organizing extracurricular activities on legal education aimed at the formation of cultural tolerance in primary school age. When organizing extracurricular activities on legal education aimed at the formation of a culturally tolerant personality, it is necessary to observe the following conditions: the relationship between educational and extracurricular work on the formation of a legal culture that combines all facts, information and data into a single system of social and cultural experience; organizational and technological support of extracurricular activities; the teacher's readiness to organize work on legal education and upbringing.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ»

ZEMLYACHENKO Lyudmila Viktorovna

FORMATION OF THE CULTURAL TOLERANCE OF THE...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" П1 7 0? S F1 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

J ' U1 '|(сс) кУ<$) | Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0023 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9000-1728 AuthorlD: 326714 ORCID: 0000-0003-0235-3208

ЗЕМЛЯЧЕНКО Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический университет имени м. е. Евсевьева (430007, Россия, Саранск, улица Студенческая, дом 11а, e-mail: Milazemlyachenko@yandex.ru) Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культурной толерантности в младшем школьном возрасте. В формировании культурно-толерантной личности важное место занимают все ступени образования, в том числе, начальная, так как именно в этом возрасте осмысливаются и осваиваются моральные и правовые установки и идеалы поведения, развиваются способы отношения к себе, людям, природе, культуре, формируется опыт выражения отношения к миру. Автор статьи трактует понятие культурная толерантность как сложный интегративный феномен, который включает в себя наличие этнической толерантности, межкультурной компетентности, навыков межкультурного сотрудничества и правомерной толерантности. Правовое воспитание в рамках внеурочной деятельности является важнейшим условием решения обозначенной проблемы. В начальной школе правовое воспитание по формированию культурной толерантности осуществляется в рамках внеурочной деятельности, практически каждое из направлений и видов которой может обеспечить решение данной задачи в младшем школьном возрасте, наиболее эффективными выступают социальное, духовно-нравственное, общекультурное направления. В статье описаны этапы формирования культурной толерантности в процессе правового воспитания, определены принципы выбора совокупности методов и приемов работы в данном направлении, раскрыты условия, которые необходимо соблюдать при организации внеурочной деятельности по правовому воспитанию, нацеленному на формирование культурной толерантности в младшем школьном возрасте. При организации внеурочной деятельности по правовому воспитанию, нацеленному на формирование культурно-толерантной личности, необходимо соблюдать следующие условия: взаимосвязь учебной и внеурочной работы по формированию правовой культуры, которая объединяет все факты, сведения и данные в единую систему социально-культурного опыта; организационно-технологическое обеспечение внеурочных занятий; готовность педагога к организации работы по правовому просвещению и воспитанию.

Ключевые слова: культурная толерантность личности, правовое воспитание, внеурочная деятельность, формирование культурной толерантности младшего школьника.

FORMATION OF THE CULTURAL TOLERANCE OF THE PERSONALITY OF A YOUNGER SCHOOLER IN THE PROCESS OF OUTSTANDING ACTIVITIES ON LEGAL EDUCATION

© The Author(s) 2021

ZEMLYACHENKO Lyudmila Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the departament of pedagogy of preschool and primary education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (430007, Russia, Saransk, Studencheskaya st, house 11a, e-mail: Milazemlyachenko@yandex.ru) Abstract: The article is devoted to the problem of the formation of cultural tolerance at primary school age. In the formation of a culturally tolerant personality, all stages of education, including the initial one, occupy an important place, since it is at this age that moral and legal attitudes and ideals of behavior are comprehended and mastered, ways of attitude towards oneself, people, nature, culture are developed, experience is formed expressions of attitude to the world. The author of the article interprets the concept of cultural tolerance as a complex integrative phenomenon, which includes the presence of ethnic tolerance, intercultural competence, skills of intercultural cooperation and lawful tolerance. Legal education in the framework of extracurricular activities is the most important condition for solving the indicated problem. In elementary school, legal education on the formation of cultural tolerance is carried out within the framework of extracurricular activities, almost each of the directions and types of which can provide a solution to this problem at primary school age, the most effective are social, spiritual, moral, and general cultural directions. The article describes the stages of the formation of cultural tolerance in the process of legal education, defines the principles of choosing a set of methods and techniques of work in this direction, reveals the conditions that must be observed when organizing extracurricular activities on legal education aimed at the formation of cultural tolerance in primary school age. When organizing extracurricular activities on legal education aimed at the formation of a culturally tolerant personality, it is necessary to observe the following conditions: the relationship between educational and extracurricular work on the formation of a legal culture that combines all facts, information and data into a single system of social and cultural experience; organizational and technological support of extracurricular activities; the teacher's readiness to organize work on legal education and upbringing.

Keywords: cultural tolerance of the individual, legal education, extracurricular activities, the formation of cultural tolerance in younger schooler.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование культурной толерантности - одна из наиболее сложных проблем в условиях современного социума. Резкое падение уровня культуры и нравственности детей и взрослых, широкое распространение различных форм деструктивного и аддиктивного поведения в детской и молодежной среде, в том числе, направленного против детей и взрослых, людей других национальностей, приводит к росту у населения страны различных тревог и фобий, неуверенности в будущем, потере лич-

ностных смыслов, перспектив жизненного самоопределения, культурной деградации, усилению межличностной, межэтнической и межконфессиональной напряженности в обществе, проявлений интолерантности.

Преодолению обозначенных проблем способствует совершенствование системы правового воспитания подрастающего поколения. Рассмотрение проблемы формирования культурно-толерантной личности в аспекте правового воспитания вполне обоснованно в связи с тем, что современное гражданско-правовое воспитание сконцентрировано на формировании законопослушной личности, признающей и соблюдающей права и свобо-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ЗЕМЛЯЧЕНКО Людмила Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ...

ды других людей; на создание условии для ее вхождения в гражданское правовое пространство; обеспечение социального благополучия ребенка посредством гармоничного удовлетворения его потребностей и требований социума в многокультурном мире.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В педагогической науке весьма широко представлены работы, посвященные формированию правовой культуры личности. Теоретические основы правового воспитания раскрываются в работах Е. В. Грановской, А. Б. Венгерова, А. И. Долговой, Б. Т. Лихачева, Е. А. Лукашевой, Е. А. Певцовой, А. Р. Ратинова, Н. А. Савотиной, В. П. Сальникова, А. П. Семитко, Г. Н. Филонова и др.; вопросами преодоления правовой безграмотности занимались И. А. Ильин, В. В. Лазарев. С. Б. Беликов; О. В. Кириченко, М. В. Кускова, Л. М. Матвиенко, И. Г. Митюнова, А. А. Рыбаченко и др. раскрывают специфику правового воспитания старшеклассников в системе деятельности классного руководителя. Следует отметить исследование В. Н. Павлова, который рассматривает взаимосвязь толерантности и правового воспитания [1]. Анализ работ по данному направлению позволяет сделать вывод о единстве мнений ученых об актуальности формирования толерантного отношения личности к человеку и его культуре, к культуре социальных, этнических и религиозных групп в процессе правового воспитания.

В формировании культурно-толерантной личности важное место занимают все ступени образования, в том числе, начальная, так как именно в этом возрасте осмысливаются и осваиваются моральные и правовые установки и идеалы поведения, развиваются способы отношения к себе, людям, природе, культуре, формируется опыт выражения отношения к миру. Так, в работе Э. А. Мунезитовой рассматриваются вопросы воспитания толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора [2]; О. А. Бурлак изучаются особенности воспитания культурной толерантности обучающихся в начальных классах в процессе музыкального образования [3].

Несмотря на наличие исследований по проблеме правового воспитания, недостаточно освещены вопросы формирования культурно-толерантной личности средствами правового воспитания. Таким образом, просматриваются противоречия между: потребностями общества в социально активных, культурно-толерантных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей, постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде; наличием осознанности своих и свобод и недостаточной сформированностью установок на правомерное и законопослушное поведение гражданина государства; между необходимостью формирования культурно-толерантной личности и отсутствием у педагогов целостного представления о сущности, компонентах, современных технологиях гражданско-правового воспитания.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Данная научная статья посвящена разрешению обозначенных противоречий, возможному при условии совершенствования внеурочной деятельности в начальной школе, которая обладает значительным потенциалом в развитии социально и лич-ностно значимых качеств и свойств личности благодаря полифункциональности, вариативности видов и направлений, программ, технологий, особой атмосфере сотрудничества и со-творчества, демократичности и партнерских взаимоотношений.

Формирование у личности комплекса правовых и нравственных норм является основой формирования культурно-толерантной личности. Так, толерантность предполагает уважительное отношение, положительное восприятие разнообразия культурных ценностей лич-

ности, социальной, этнической группы, наличие стремления к взаимодействию и сотрудничеству с другими [4]. Правовая культура означает наличие в структуре личности системы знаний о правах и свободах, ответственности человека, умений толерантного взаимодействия с представителями различных этнических групп, соблюдения прав людей, уважительного к ним отношения, независимо от социальной, этнической и религиозной принадлежности. Правовые нормы необходимы для стабилизации отношений внутри различных социальных групп и общества в целом, поведения личности, в связи с чем, изучение регулятивных правовых норм весьма значимо для вхождения личности ребенка в поликультурный социум. С начальной ступени обучения, когда младший школьник учится и апробирует различные модели социального поведения, правовые нормы становятся ориентиром и помощником в повседневной жизнедеятельности в условиях поликультурного социума, условием развития толерантности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современной педагогической науке толерантность рассматривается в нескольких аспектах, тесно связанных с правовой культурой: социальном (позитивное отношение, принятие личности, группы, коллектива); этническом и религиозном (позитивное отношение, принятие этнических и религиозных групп) и т. д.

Применительно к культурной сфере толерантность трактуется как способность личности воспринимать и принимать иную этническую культуру и через это понимать другого человека; позитивное отношение к культурным различиям в поликультурном обществе; умение продуктивно взаимодействовать с носителями различных культур; способность к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде [5]. Культурная толерантность личности обеспечивает позитивное и эффективное, личностно и социально полезное взаимодействие с различными составляющими культуры Другого (человека, коллектива, этноса и др.).

Применительно к сфере правового воспитания мы опираемся на трактовку культурной толерантности как сложного интегративного феномена, который включает в себя наличие этнической толерантности, межкультурной компетентности, навыков межкультурного сотрудничества и правомерной толерантности, формируемой в процессе правового воспитания.

Важнейшей задачей правового воспитания является формирование правовой культуры, которая в аспекте культурной толерантности может проявляться на различных уровнях:

- уровень эмоционального реагирования, когда личность не остается равнодушной к случаям нарушения прав человека, эмоционально реагирует на несправедливость и проявления интолерантности, однако недостаточно правовых знаний и умений для выработки собственных критериев оценки общественных явлений, связанных с проявлениями интолерантности и толерантности;

- уровень критического осмысления, когда ребенок осознает и понимает культурно-правовые нормы и требования, умеет анализировать и критически их оценивать, выражать мнение о правовых явлениях и процессах, происходящих в поликультурном социуме;

- уровень осведомленности, когда ребенок имеет представления о культурно-правовых нормах и ценностях;

- уровень компетентности и дееспособности, когда личность готова к ответственным поступкам, самостоятельно принимает решения в соответствии с общественными законами и нормами культурно-толерантного поведения и собственными идеалами; человек чувствует себя «юридически, нравственно, социально дееспособ-

ZEMLYACHENKO Lyudmila Viktorovna

FORMATION OF THE CULTURAL TOLERANCE OF THE..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ной».

Согласно схеме формирования толерантности, разработанной С. К. Бондыревой, Д. В. Колесовым [6], можно обозначить этапы формирования культурной толерантности в процессе правового воспитания:

- восприятие индивидом культурно-правовых норм и ценностей;

- формирование связи знания культурно-правовых норм и ценностей со свойствами и особенностями этих норм и ценностей;

- формирование оценки. В случае положительной оценки культурно-правовых норм и ценностей появляется позитивное отношение к ним, в результате чего формируется естественная толерантность.

Система формирования культурно-толерантной личности средствами правового воспитания может состоять также из следующих этапов: пропедевтический этап (дошкольный возраст), ступень начальной школы, ступени средней и старшей школы, колледжа, вуза.

В начальной школе правовое воспитание по формированию культурной толерантности осуществляется в рамках внеурочной деятельности, практически каждое из направлений и видов которой может обеспечить решение данной задачи в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективными выступают социальное, духовно-нравственное, общекультурное направления.

Анализ источников по теме исследования позволил выделить основные преимущества внеурочной деятельности в формировании культурной толерантности младших школьников:

- полифункциональность внеурочной деятельности позволяет воздействовать на личность ребенка с разных сторон, обеспечивая эффективность педагогических воздействий;

- разнообразие направлений и видов внеурочной деятельности способствуют формированию осознанного выбора интересной для ребенка вида активности и творчества, что обеспечивает ее эффективность. Каждое направление и вид внеурочной деятельности обладает значительным потенциалом в формировании как отдельных элементов, так и культурной толерантности и правовой культуры в целом;

- использование авторских учебных программ внеурочной деятельности позволяет реализовать принципы индивидуализации и дифференциации, опоры на уровень развития, воспитанности, социализированности, склонности и интересы младших школьников конкретного класса;

- на занятиях внеурочной деятельностью педагогом более широко, чем в учебное время, возможна реализация субъектного, деятельностного, творческого подходов к организации деятельности детей, принципов сотрудничества, со-творчества, равноправия, соблюдения прав и свобод, что создает основу для толерантного общения;

- разнообразие форм и технологий внеурочной деятельности обеспечивает эффективность правового воспитания и формирования всех компонентов культурной толерантности: когнитивного, эмоционально-оценочного, деятельностного;

- непрерывность занятий внеурочной деятельностью в течение обучения в начальной школе позволяет постепенно и систематически воздействовать на культурную толерантность и личность в целом.

В процессе организации внеурочной деятельности младших школьников существенным моментом является выбор видов деятельности, совокупности форм, методов и приемов формирования культурно-толерантной личности, интегрирующих задачи этнокультурного, поликультурного и правового воспитания.

Основные формы работы в данном направлении: социально-педагогическая и правовая поддержка детям, оказавшимся в трудных ситуациях; знакомство учащихся с Уставом школы, создание Устава и законов класса, пра-

вил поведения и дружбы; проведение классных часов на темы: «Обязанности и права младшего школьника в семье и дома», «Давайте учиться терпимости», «Прекрасно там, где живет милосердие», «Все мы разные, но объединяет нас...», «Традиции народов России» и т.д.; проведение деловых игр «Гостеприимство», «Как сохранить культуру народа», «На приеме у юриста» и др.; мастер-классов «Учимся толерантности», «Наши права», «Учимся сотрудничать», «Мы против конфликтов» и др.; организация и проведение диспутов «Что такое буллинг и как с ним бороться», «Что объединяет детей всей планеты», «Агрессия, ее причины и следствия»; работа органов ученического самоуправления; разработка и проведение серии внеурочных занятий, нацеленных на развитие навыков коммуникативного взаимодействия «Школа общения», изучение культуры разных народов «Калейдоскоп традиций», «Краски мира», «Мордовия многонациональная»; народных праздников и игровых программ; включение школьников в реальные ситуации, требующие проявления привычек толерантного и правомерного поведения и др. [7].

При организации внеурочной деятельности по правовому воспитанию, нацеленному на формирование культурно-толерантной личности, необходимо соблюдать следующие условия:

- взаимосвязь учебной и внеурочной работы по формированию правовой культуры, которая объединяет все факты, сведения и данные в единую систему социально-культурного опыта;

- организационно-технологическое обеспечение внеурочных занятий предполагает соблюдение алгоритма проведения занятия: создание проблемной ситуации, обнажение противоречий, формулирование гипотез, поиск эффективного решения проблемы, организация различных видов продуктивной деятельности, обучение жизненно важным компетенциям, рефлексия. Кроме того, необходимо создание комфортной психологической атмосферы, использования вариативных демократических форм общения и форм работы, чтобы, проживая ценностные отношения, учились уважительно относиться к Человеку, его интересам, идеям, мнению, национальной принадлежности и религиозным предпочтениям, языку и культуре;

- готовность педагога к организации работы по правовому просвещению и воспитанию, которая предполагает единство теоретической готовности (владение этнокультурными и правовыми знаниями), методической (владение методикой этнокультурного образования и правового воспитания школьников на разных ступенях образования), технологической (владение современными технологиями обучения и воспитания), диагностической (компетенции в области разработки и применения различных методов исследования), личностной готовности (сформированность ценностных позиций, идеалов культурно-толерантной личности, владение нормами поведения и общения, отвечающими требованиям педагогики толерантности) [8].

ВЫВОДЫ

Таким образом, культурная толерантность личности это сложный интегративный феномен, который включает в себя наличие этнической толерантности, межкультурной компетентности, навыков межкультурного сотрудничества и правомерной толерантности. Современное правовое воспитание в рамках внеурочной деятельности представляет собой целостную, преемственную систему работы, нацеленную на формирование правовой культуры как части толерантности, накопление позитивного опыта толерантных отношений к культуре Человека, социальной, этнической и религиозной группы, формирование готовности к практической реализации правовых знаний и умений в условиях поликультурного мира. Вышесказанное позволяет говорить о том, что внеурочная деятельность по правовому воспитанию младших школьников будет способствовать формированию куль-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

турной толерантности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Павлов, В. Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: дис. ... канд. юридич. наук /В. Н. Павлов. — Владимир, 2005. — 172 с.

2. Мунезитова, Э. А. Воспитания толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора / Э. А Мунезитова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2009. — 25 с.

3. Бурлак, О. А. Формирование культурной толерантности младших школьников на уроках музыки / О. А. Бурлак: дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007. — 241 с.

4. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_mnv/ declarations/declhr. shtml

5. Павлов, В. Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: дис. . канд. юридич. наук / В. Н. Павлов. — Владимир, 2005. — 172 с.

6. Бондырева, С. К. Толерантность: введение в проблему: учебно-методическое пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 239 с.

7. Земляченко, Л. В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л. В. Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2009. — № 2 (10). — С. 85-93.

8. Земляченко, Л. В. Подготовка студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в процессе организации внеаудиторной самостоятельной работы /Л. В. Земляченко //Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов: коллективная монография / под ред. Л. П. Карпушиной, О. Ф. Асатрян, Л. Г. Паршиной. — Саранск, 2018. — С. 71-91.

Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева») по теме «Научно-методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе».

Статья поступила в редакцию 10.06.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

ЗЕМЛЯЧЕНКО Людмила Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.