Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИЦА С ОВЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Светлана Константиновна, Кудряшов Валерий Иванович

В статье раскрыта проблема формирования толерантности у младших школьников к сверстникам с ОВЗ. Актуальность проблемы воспитания младших школьников в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. В данной связи наблюдается усиление агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях детей к сверстникам, людям других национальностей и т.д. Одним из институтов воспитания толерантности в обществе является образовательная организация. Сфера образования - это система неразрывного единства обучения и воспитания. Цель сферы образования в настоящее время должна заключаться не только в формировании у обучающегося широкого кругозора, но и в развитии духовной личности, от которой во многом в будущем будет зависеть судьба страны и общества. Формирование толерантности, воспитание миролюбия и взаимной терпимости становится сегодня насущной необходимостью. Как показал проделанный анализ источников толерантное отношение к сверстникам - это способность выражать адекватную эмоциональную реакцию, осознание и понимание эмоционального состояния других, принятие на себя ответственности и контроля своих поступков. Проделанная опытноэкспериментальная работа показала, что на констатирующем этапе эксперимента у детей экспериментальной и контрольной группы был достаточно низкий уровень толерантного отношения к сверстникам, в частности, к детям с ОВЗ. После проведения разработанной программы внеурочной деятельности сделанный срез показал, что показатели качественно изменились. Благодаря проведенной работе уровень толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ у детей экспериментальной группы вырос. Это означает, что дети поменяли свою позицию толерантного отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A TOLERANT ATTITUDE TOWARDS PEERS WITH DISABILITIES

The article reveals the problem of the formation of tolerance among younger schoolchildren to peers with disabilities. The relevance of the problem of educating younger schoolchildren in the spirit of tolerance is objectively due to the changes in the last decades in the economic, political, and cultural life of the country. In this regard, there is an increase in aggressiveness, destructive tendencies in relations with peers, people of other nationalities, etc. The main means of educating tolerance in society is educational activity. The sphere of education is a system of inseparable unity of education and upbringing. The goal of the sphere of education at present should be not only the formation of a broad outlook for the student, but also the development of a spiritual personality, on which the fate of the country and society will largely depend in the future. The formation of tolerance, the education of peacefulness and mutual tolerance is becoming an urgent need today. As shown by the analysis of the sources, a tolerant attitude towards peers is the ability to express an adequate emotional reaction, awareness and understanding of the emotional state of others, taking responsibility and controlling one's actions. The experimental work done showed that at the ascertaining stage of the experiment, the children of the experimental and control groups had a rather low level of tolerant attitude towards their peers, in particular, towards children with disabilities. After carrying out the developed program of extracurricular activities, the section made showed that the indicators had qualitatively changed. Thanks to the work done, the level of tolerant attitude towards peers with disabilities in the children of the experimental group increased. This means that the children have changed their position of tolerant attitude.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

оказать помощь при интеграции нескольких предметов в один предмет, когда прежние самостоятельные учебные дисциплины становятся всего лишь темами нового курса. Это поможет, как нам кажется, избежать подмены интеграции механическим объединением, весьма опасным во многих отношениях. Нужно учитывать, что отношения между предметами и темами при одном и том же содержании могут быть во многих аспектах принципиально разными. Для решения всех этих вопросов необходимо установить связи, общность и различие между дифференцированным преподаванием и межпредметными и внутрипредметными связями.

Термин «дифференцированное преподавание» относит нас к ученикам, их особенностям, способностям, индивидуальности, уровню подготовки. Когда же мы говорим о межпредметных и внутрипредметных связях, то думаем прежде всего об учебных предметах и их внутренней тематике, а ученики являются материалом, на котором эти связи рассматриваются. Таким образом, дифференциацию преподавания можно рассматривать как приложение межпредметных и внутрипредметных связей к конкретным ученикам, к группам учеников со своими интересами, устремлениями, идеями [7, С. 53]. То есть если внутрипредметные и межпредметные связи разрабатываются специально для разных учащихся с их способностями и уровнями подготовки и, затем, этим учащимся предоставляется возможность выбора, то это и есть дифференциация.

Еще одно существенное отличие этих понятий состоит в следующем. Когда мы говорим о дифференцированном преподавании математики, то имеем в виду в качестве главного математический материал. Включение межпредметных материалов осуществляется при этом с условием: сохранить цельность и стройность школьного курса математики. Курс здесь главный, он является целью, а межпредметность, органично включающаяся в него, является средством понимания важности, универсальности, гуманитарности этой цели, средством понимания широты диапазона применения математических методов исследования и средством ознакомления с различными приложениями математики в мире науки, техники, экономики, социологии, культуры и т.д. В то же время, это и средство сочетания неоднородных увлечений и интересов школьников на базе математической деятельности, и средство пробуждения их интересов на основе привязанности к математике [7, С. 56].

Дифференциация преподавания математики, в отличие от внутрипредметных и межпредметных связей, на достижения в разработке которых она опирается, направлена и к ученику и к математике. Термины «внутрипредметная связь», «межпредметная связь» выражают, подчеркивают равноправие предметов, не указывают, какой из предметов - цель, а какой - средство достижения этой цели. Поэтому, можно говорить и о том, что дифференцированное преподавание математики - это удовлетворение внутриматематических и межпредметных интересов школьников, охватывающих как внутренние темы школьного курса математики, так и ту или иную тематику из других научных дисциплин, областей знаний и культуры [7, С. 68]. И все это с учетом проявления и преобладания в школьнике того или иного уровня: ознакомительно-фактологического, дедуктивного, исследовательского, а также необходимости пробуждения интереса к каждому из них.

Выводы. Описанные аспекты рассмотренной модели дифференцированного преподавания позволяют говорить о том, что она, как и всякая модель, способствует поиску других моделей, возможно более полных, более продуктивных и более ценных как для теории дифференцированного преподавания, так и для учителя-практика. Воспринимая ее не как инструкцию к немедленному применению на практике, а как опору для собственных поисков и рассуждений, принятия индивидуальных решений, мы можем получить толчок к расширению и продолжению соответствующих педагогических исследований в области методики преподавания математики.

Литература:

1. Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И.Т. Бутузов. - М.: Просвещение, 2000. - 214 с.

2. Гончаров, Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях / Н.К. Гончаров // Проблемы социальной педагогики. - М.: Педагогика, 1999. - С. 36-42.

3. Дорофеев, Г.В. Дифференциация в обучении математике / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова // Математика в школе. -1999. - № 4. - С. 15-21.

4. Зотова, Е.В. Дифференцированный подход в обучении математики / Е.В. Зотова // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 280-281.

5. Лошнова, О.Б. Уровневая дифференциация обучения / О.Б. Лошнова. - М.: Просвещение, 1994. - 279 с.

6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 2010. - 192 с.

7. Утеева, Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе / Р.А. Утеева // Монография. - М: Прометей, 1997. - 154 с.

8. Якиманская, И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы / И.С. Якиманская // Директор школы. 1995. - № 3. - С. 39-45.

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Кудряшова Светлана Константиновна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Кудряшов Валерий Иванович

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье раскрыта проблема формирования толерантности у младших школьников к сверстникам с ОВЗ. Актуальность проблемы воспитания младших школьников в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. В данной связи наблюдается усиление агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях детей к сверстникам, людям других национальностей и т.д. Одним из институтов воспитания толерантности в обществе является образовательная организация. Сфера образования - это система неразрывного единства обучения и воспитания. Цель сферы образования в настоящее время должна заключаться не только в формировании у обучающегося широкого кругозора, но и в развитии духовной личности, от которой во многом в будущем будет зависеть судьба страны и общества. Формирование толерантности, воспитание миролюбия и взаимной терпимости становится сегодня насущной необходимостью. Как показал проделанный анализ источников толерантное отношение к сверстникам - это способность выражать адекватную эмоциональную реакцию, осознание и понимание эмоционального состояния других, принятие на себя ответственности и контроля своих поступков. Проделанная

опытно-экспериментальная работа показала, что на констатирующем этапе эксперимента у детей экспериментальной и контрольной группы был достаточно низкий уровень толерантного отношения к сверстникам, в частности, к детям с ОВЗ. После проведения разработанной программы внеурочной деятельности сделанный срез показал, что показатели качественно изменились. Благодаря проведенной работе уровень толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ у детей экспериментальной группы вырос. Это означает, что дети поменяли свою позицию толерантного отношения.

Ключевые слова: толерантность, формирование толерантности, младший школьник, лица с ОВЗ, образовательная организация.

Annotation. The article reveals the problem of the formation of tolerance among younger schoolchildren to peers with disabilities. The relevance of the problem of educating younger schoolchildren in the spirit of tolerance is objectively due to the changes in the last decades in the economic, political, and cultural life of the country. In this regard, there is an increase in aggressiveness, destructive tendencies in relations with peers, people of other nationalities, etc. The main means of educating tolerance in society is educational activity. The sphere of education is a system of inseparable unity of education and upbringing. The goal of the sphere of education at present should be not only the formation of a broad outlook for the student, but also the development of a spiritual personality, on which the fate of the country and society will largely depend in the future. The formation of tolerance, the education of peacefulness and mutual tolerance is becoming an urgent need today. As shown by the analysis of the sources, a tolerant attitude towards peers is the ability to express an adequate emotional reaction, awareness and understanding of the emotional state of others, taking responsibility and controlling one's actions. The experimental work done showed that at the ascertaining stage of the experiment, the children of the experimental and control groups had a rather low level of tolerant attitude towards their peers, in particular, towards children with disabilities. After carrying out the developed program of extracurricular activities, the section made showed that the indicators had qualitatively changed. Thanks to the work done, the level of tolerant attitude towards peers with disabilities in the children of the experimental group increased. This means that the children have changed their position of tolerant attitude.

Key words: tolerance, tolerance formation, primary school student, persons with disabilities, educational organization.

Введение. Духовно-нравственное становление личности сегодня является актуальнейшей проблемой человечества. Наша страна огромна и в ней много этнических, конфессиональных и других общностей, имеющих собственную культуру и идентичность. В данной связи образовательную политику в нашей стране необходимо строить в контексте поликультурности и толерантности. В последние годы, в соответствии с требованиями ФГОС, в современных образовательных организациях особое внимание уделяется формированию уважительного отношения к иному мнению, а одной из задач воспитания стало освоение таких общечеловеческих ценностей как: забота о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, т.е. то, что сейчас определяется термином «толерантность» [2, С. 29].

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Различия между людьми могут быть не только культурные, но и анатомо-физиологические. К великому сожалению, в настоящее время мы видим, что дети с нормальным уровнем психофизического развития не всегда готовы принять детей с ОВЗ. Существует проблема негативного отношения к детям ОВЗ. Формирование толерантного отношения к таким сверстникам является одной из главных задач нравственного воспитания на современном этапе. Отношение к детям, имеющим ОВЗ, чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным. Ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Необходимо формировать у детей умение ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, проявлять сочувствие [1, С. 71].

На современном этапе развития общества основная задача государства - формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с людьми, имеющими особенности, на основе сотрудничества и взаимопонимания. Как отмечают Е.Ю. Медведева и Е.А. Ольхина: «эволюция взглядов общества и государства на данную проблему прошла путь от агрессии и непринятия лиц с ОВЗ до понимания их равных прав и возможностей» [6]. Образовательные организации сегодня видят свою задачу не только в том, чтобы выпустить воспитанников с определенными компетенциями, но и обладающих толерантностью по отношению к другим людям, в частности, к лицам с ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Толерантность - это один из самых употребляемых терминов в современной науке. В философии исторически она соотносилась с проблемой нетерпимости. В русском языке мы находим синоним -терпимость, т.е. способность терпеть, уметь сосуществовать с кем-либо, быть снисходительным. С конца 80-х гг. ХХ века в связи с процессом создания гражданского общества термин «толерантность» закрепляется в российской науке и начинается процесс его академического исследования. Некоторые педагоги определяют толерантность как настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Толерантность стала объектом изучения многих отечественных ученых - Л.В. Байбородовой, Н.Ф. Голованова, Л.А. Дикой, П.Н. Ермакова, Н.Д. Левитова, Е.Г. Луковицкой, А.С. Обуховой, А.А. Погодиной, О.Д. Шаровой, Л.А. Шойгеровой, Е.Н. Холода и многих других.

М.С. Мириманова рассматривает толерантность как «фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой и т.д.» [7, С. 88].

В.А. Тишков дает следующее определение толерантности: «Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию в чью-то пользу» [8, С. 18]. Ученый отмечает, что «толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма» [8, С. 19].

Г.М. Коджаспирова дает определение толерантности как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способности человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации» [5, С. 150]. Считает его одним из важнейших профессиональных качеств учителя.

Проанализировав различные смысловые оттенки понятия «толерантность», можно прийти к выводу, что сущность толерантности - это приобщение подрастающего поколения к искусству жить в мире непохожих людей.

Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст. Младшие школьники эмоциональны, открыты, отзывчивы, могут быстро менять предлагаемые роли. Именно в младших классах необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть, невзирая на анатомо-физиологические или иные особенности.

«Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др.» [3, С. 48].

Б.З. Вульфов считает, что средства решения подобных задач могут быть различны. «Прежде всего, целесообразно, организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то» [4, С. 155]. Таким образом, можно стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

Для определения уровня сформированности толерантности у младших школьников было проведено экспериментальное исследование. Исходя из сущности понятия «толерантность», а также опираясь на особенности формирования толерантности, были использованы адаптированные к данному исследованию методики Я.Л. Коломинского «Выбор в действии», О.Е. Смирновой «Метод вербального выбора»: «Единство с другими»; «Готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику»; «Равноправие между школьниками».

Методика Я.Л. Коломинского «Выбор в действии» была необходима для изучения уровня принятия или непринятия младших школьников своих сверстников. Методика позволила выявить, кого данный ребенок принимает таким, какой он есть: всех учащихся класса, только своих друзей, некоторых учеников из класса с позиции выгоды для себя или не принимает никого из учеников из класса, кроме самого себя.

Для определения уровня сформированное «единства с Другими» младшим школьникам раздали открытки. Затем с каждым учеником проводилась индивидуальная беседа. Каждый ученик складывал свою открытку в коробку. Ему задавался следующий вопрос: «Чьи открытки ты хотел бы положить рядом со своей в коробку?». После того как ребенок положил в коробку открытку других детей или другого ребенка, ему задавали следующий вопрос: «Почему ты положил в коробку открытку именно этих детей или именно этого ребенка?» В ходе ответа на вопрос выяснялась причина конкретного решения поставленной задачи данным ребенком.

Если ребенок положил в коробку рядом со своей открыткой открытки всех учащихся, он всех их принимает такими, какие они есть и соответствует высокому уровню критерия «единство с Другими».

Если ребенок положил в коробку открытки только своих друзей и свою собственную, это означает, что он принимает такими, какие они есть, только своих друзей и показывает средний уровень сформированности «единства с Другими».

Если дети не принимают никого из своих сверстников и положили в коробку только свой предмет, то это относится к низкому уровню сформированности «единства с Другими».

Критерий «Готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику» определялся с помощью методики, дающей возможность наблюдать за взаимоотношениями младших школьников в продуктивной деятельности. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности толерантности на констатирующем этапе

Уровни сформированности Экспериментальный класс Контрольный класс

Высокий 2 / 7% 3 / 11%

Средний 16 / 57% 14 / 50%

Низкий 10 / 36% 11 / 39%

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что лишь у 57% младших школьников экспериментальной и у 50% младших школьников контрольной групп уровень сформированности толерантности к сверстникам с ОВЗ соответствует среднему; у 36% младших школьников экспериментальной и у 39% младших школьников контрольной групп уровень сформированности толерантности соответствует низкому.

Результаты эксперимента показывают, что младшие школьники не всегда могут общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляются способность к сочувствию, положительно окрашивать эмоции при общении со сверстниками с ОВЗ. Констатирующий этап эксперимента выявил необходимость воспитания у младших школьников толерантного отношения друг к другу, и особенно к сверстникам с ОВЗ.

Для формирования толерантности у младших школьников к сверстникам с ОВЗ была разработана программа внеурочной деятельности. Ниже приводятся некоторые выдержки из нее.

На первом занятии была проведена беседа «Что значит быть терпеливым, добрым, умеющим оказать помощь людям?».

На втором - игра «Планета пантомимы толерантности».

Цель: развивать фантазию и способы самовыражения.

Материалы: карточки с написанными определениями для пантомимы, листы бумаги, карандаши, фломастеры. Время на проведение: 15 минут.

Участники делятся на 2 команды, на тех, кто угадывает и тех, кто изображает пантомимы. Далее участники вытягивают карточки с определениями толерантности. Задача участников состоит в том, чтобы с помощью пантомимы изобразить или нарисовать это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь.

На третьем проведена игровая ситуация «Как я помогаю».

Цель: воспитание желания оказывать помощь людям.

Материал: картинки с изображением людей, которым нужна помощь.

Время на проведение: 10 минут.

Учащимся показывают карточку, предлагают составить рассказ по ней и рассказывать, если в жизни они сталкивались с подобными ситуациями.

Например: девушке на коляске необходимо попасть в магазин.

В результате проделанной работы у младших школьников закреплялись основы формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Итоговый этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика по всем диагностируемым показателям, что отражено в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности толерантности

Уровни сформированности Экспериментальный класс Контрольный класс

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 2 / 7% 10 / 36% 3 / 11% 3 / 10%

Средний 16 / 57% 17 / 61% 14 / 50% 15 / 54%

Низкий 10 / 36% 1 / 3% 11 / 39% 10 / 36%

Уровень сформированности толерантности у младших школьников экспериментальной группы достаточно вырос: у 36% младших школьников уровень толерантности соответствует высокому; у 61% младших школьников - среднему. У младших школьников контрольной группы уровень практически остался прежним.

Выводы. Заключительный этап экспериментальной работы выявил успешность программы внеурочной деятельности в формировании толерантности у младших школьников к сверстникам с ОВЗ.

Формирование толерантности - процесс сложный и длительный. Начинать его необходимо как можно раньше, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Младших школьников необходимо учить уважительно и терпимо относиться к окружающим, особенно к людям, имеющим особенности и нуждающимся в нашей помощи. При проведении данной работы необходимо подбирать соответствующие формы и методы, поскольку взаимоотношения между людьми наисложнейшая тема в современном мире.

Литература:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.

2. Базарова, Н.А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада / Н.А. Базарова,

A.В. Никитенко, О.В. Дурнева, Е.А. Фролова // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 29-31.

3. Бенин, В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография / В.Л. Бенин; ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». - Уфа : БГПУ, 2011. - 192 с.

4. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учеб. пособ. / Б.З. Вульфов,

B.Д. Иванов. - М. : Изд-во УРАО, 2007. - 288 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Ростов н/Дону: Март, 2005. - 448 с.

6. Медведева, Е.Ю. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.; Режим доступа: ЦЯЬ: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20166.

7. Мириманова, М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / М.С. Мириманова, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М., 2001. - С. 88-99.

8. Тишков, В.А. Российский народ. История и смысл национального самосознания / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2013. - 650 с.

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Кудряшова Светлана Константиновна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Кудряшов Валерий Иванович

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. По данным статистических исследований ежегодно увеличивается количество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире - инвалиды, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники. Инвалидность - это проблема не только определенного круга людей, а всего общества в целом. В первую очередь, проблемы связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам полноценно включаться в жизнь общества. К числу наиболее актуальных относится проблема профессиональной самореализации. Самореализация, по мнению ученых - это процесс воплощения в реальность личностью своего индивидуального потенциала. Это стремление к совершенствованию, выражению и реализации, проявлению себя в конкретной и значимой для личности деятельности. Согласно данным научной литературы, лица с ОВЗ имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют процесс профессиональной самореализации. В статье авторами представлены результаты анкетирования выпускников и студентов с инвалидностью на предмет их трудоустройства. Выявлен ряд проблем и трудностей, связанных с данным процессом. Проведен анализ опубликованных источников по обозначенной выше проблеме. Авторами разработана и предложена к реализации дополнительная профессиональная программа повышения квалификации выпускников с инвалидностью «Стартап: путь в бизнес». Она направлена на оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья для их успешной профессиональной самореализации. Компетенции, полученные при прохождении курса, помогут лицам с инвалидностью не только в разработке и реализации собственного бизнес-проекта, но и в построении успешной профессиональной карьеры. Предложенный опыт может быть использован в процессе психологического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при решении актуальных проблем трудозанятости.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная самореализация, студенты, выпускники, организация высшего образования, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.