Научная статья на тему 'Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности'

Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOLERANCE / TOLERANT ATTITUDE / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / FORMATION OF TOLERANCE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л.

В статье рассматривается проблема формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками, ставшая в последние десятилетия одной из наиболее актуальных и многоаспектных проблем. Авторами приведены результаты исследования по изучению уровня сформированности толерантных отношений младших школьников со сверстниками. В статье описаны результаты проведения формирующего этапа исследования, основанный на реализации программы формирования толерантных отношений младших школьников, которая включает организацию различных по форме и содержанию воспитательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TOLERANT RELATIONS OF YOUNGER STUDENTS WITH THEIR CONTEMPORARIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article considers a problem of formation of tolerance of children with other children of the same age. This problem has become one of the most topical and multifaceted issues in recent decades. The authors have presented some results of their study on the level of formation of tolerant relations of younger students with their contemporaries. The article describes the results of the formative phase of the study, based on the implementation of the program of formation of tolerant attitudes of younger students, which includes the organization of educational activities of various forms and contents.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности»

3. Магомеддибирова З.А. Обучение младших школьников моделированию при решении математических задач. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012; 2: 88 - 93.

4. Левенберг Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Под редакцией М.И. Моро. Москва: Просвещение, 1978.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373.

2. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. A.G. Asmolov, T.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva: Prosveschenie, 20l0.

3. Magomeddibirova Z.A. Obuchenie mladshih shkol'nikov modelirovaniyu pri reshenii matematicheskih zadach. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; 2: 88 - 93.

4. Levenberg L.Sh. Risunki, shemy i chertezhi vnachal'nom kurse matematiki. Pod redakciej M.I. Moro. Moskva: Prosveschenie, 1978.

Статья поступила в редакцию 24.02.16

УДК 37.064.3

Makarchuk Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), Е-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), Е-mail: malchevskii_leon@mail.ru

THE FORMATION OF TOLERANT RELATIONS OF YOUNGER STUDENTS WITH THEIR CONTEMPORARIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article considers a problem of formation of tolerance of children with other children of the same age. This problem has become one of the most topical and multifaceted issues in recent decades. The authors have presented some results of their study on the level of formation of tolerant relations of younger students with their contemporaries. The article describes the results of the formative phase of the study, based on the implementation of the program of formation of tolerant attitudes of younger students, which includes the organization of educational activities of various forms and contents.

Key words: tolerance, tolerant attitude, interpersonal relationships, formation of tolerance, extracurricular activities.

Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Е-mail: yanamakarchuk@mail.ru М.Л. Мальчевская, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Е-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками, ставшая в последние десятилетия одной из наиболее актуальных и многоаспектных проблем. Авторами приведены результаты исследования по изучению уровня сформированности толерантных отношений младших школьников со сверстниками. В статье описаны результаты проведения формирующего этапа исследования, основанный на реализации программы формирования толерантных отношений младших школьников, которая включает организацию различных по форме и содержанию воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение, межличностные отношения, формирование толерантных отношений, внеурочная деятельность.

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей.

Одной из основных задач современного этапа развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных (П. Кинг, М. Лютер, Дж. Милль, Дж. Ролз, Дж. Харрингтон) и отечественных (А. Асмолов, Е. Насиновская, М. Поташник, Э. Соколова, Г. Сол-датова) учёных определяется понятием «толерантность».

Согласно декларации ЮНЕСКО 1995 года, «...рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса [1, с.19].

Формирование толерантных отношений младших школьников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из её аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений младших школьников, их взаимоотношений и общения, чему посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (С.В. Бадмаева, С.В. Бобинова, Б.С. Гершунский, О.И. Еременко, Л.П. Ильченко, Т.В. Яковлева). Однако вопрос формирования именно толерантного отношения к сверстникам у детей младшего школьного возраста остаётся пока малоизученным как в психологии, так и в

педагогике. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности - в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Решение проблемы формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками требует, прежде всего, изучения уровня сформированности наиболее характерных проявлений и особенностей этого феномена у учащихся.

В проведённой нами опытно-экспериментальной работе принимало участие 106 учащихся вторых классов [2].

Для изучения структуры взаимоотношений сверстников друг к другу, применялось социометрическое исследование по методике Дж. Морено. Исследование показало, что среди причин выбора, по которым дети отбирали того или иного ребёнка, были выделены следующие:

1. Осознанного мотива нет, выделяется лишь общее положительное отношение к сверстнику; обычно отвечают: «Просто нравится».

2. Выбор - на основе выделения положительных качеств сверстников: умение быть лучшим другом, умение дружить и играть, быть лучшим собеседником, внешность, доброта, скромность, спокойствие, способность прийти на помощь.

3. На первое место ставится интерес к совместной деятельности.

4. Выбор на основе выделения дружеских отношений.

Отвергая одноклассника, дети считали необходимым отметить наличие у него отрицательных личностных качеств, сказывающихся именно в сфере взаимоотношений. Вот наиболее распространенные из них: драчливость, плохое поведение, не-

опрятность, жадность, неприятные привычки, невоспитанность, «дразнится», грубит, врёт, «обижает слабых», то есть не проявляет толерантность.

Анализ результатов показал, что необходимо проведение более детального анализа. Подбирая диагностические методики, мы опирались на выделенные нами на основе анализа научной литературы структурные компоненты толерантных отношений, на основе которых были определены показатели её сформиро-ванности у младших школьников.

Когнитивный компонент характеризует уровень информированности младших школьников об основных нравственных категориях (добро, зло, мудрость, справедливость, счастье, дружба, свобода, уважение, терпимость, милосердие). Показателями уровня сформированности этого компонента выступают широта и соответствие действительности названных представлений и знаний детей.

Эмоциональный компонент отражает наличие интереса к знаниям определений, входящих в понятие толерантности, эм-патией к людям различных групп, способность и желание к общению, совместной социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей; к употреблению позитивной лексики в сфере межличностных отношений.

Деятельностный компонент отражает уровень реального проявления толерантности при личностном взаимодействии; умение включаться в совместную деятельность, выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных социальных групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать своё поведение в зависимости от ситуаций межличностного взаимодействия.

Для каждого показателя были определены уровни: высокий, средний и низкий, а также критерии их определения.

Когнитивный компонент определялся нами в результате выяснения знаний младших школьников об основных этических категориях. При этом нас интересовало: широта представлений детей об основных нравственных понятиях; соответствие знаний действительности и их полнота; опора на свои знания. Для этого детям было предложено ответить на вопросы анкеты.

Данные опроса показали, что высокий уровень когнитивного компонента продемонстрировали 16,7% школьников в контрольной группе и 13.4% - в экспериментальной; средний уровень был выявлен у 33.3% в обеих группах. Большинство же младших школьников показали низкий уровень информированности об основных этических категориях (ЭГ-53, 3%; КГ-50,%).

Для проверки данных об уровне сформированности когнитивного компонента толерантных отношений младших школьников со сверстниками на основе анкетирования и для выявления осознанности знаний учеников, мы предложили закончить предложения по определённым видам отношений. Проведённое исследование на основе методики «Незаконченное предложение» в целом подтвердило результаты анкетирования детей и выводы о том, что знания большинства младших школьников об отношениях, нравственных качествах поверхностны, отрывочны, носят неосознанный характер, не отражают реальность.

Для выявления эмоционального отношения младших школьников к различным людям мы использовали наблюдение за участниками ОЭР во время урочной и внеурочной деятельности. Первые общие наблюдения за детьми контрольной и экспериментальной группы показали, что в целом взаимоотношения в коллективах младших школьников можно считать удовлетворительными. Острых конфликтов и открытой неприязни во время общения дети не демонстрируют, однако наблюдаются ситуативные проявления агрессии, выражающиеся в оскорблениях на основе социальной, религиозной, половой принадлежности (клички-дразнилки). В свободном и деловом общении наблюдались группировки детей на основе общности интересов, половой принадлежности и социальном статусе. При выборе соседа по парте младшие школьники отдавали предпочтение одноклассникам с такими же интересами, увлечениями. Можно было наблюдать и избирательность в оказании помощи в учебной деятельности.

Для уточнения наших выводов, сделанных на основе анализа наблюдений за проявлениями эмоциональных отношений детей, была использована методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) для младшего школьного возраста в модификации РФ. Беляу-скайте, целью которой является получение данных, касающихся сферы взаимоотношений ребёнка с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

По количественным данным нашего исследования можно сделать вывод, что у детей экспериментальной и контрольной групп ярко выражены трудности в общении, что проявляется в чувствах незащищенности, тревожности, неполноценности. Кроме того нужно отметить, что в обеих группах при общении детей наблюдается конфликтность. Анализ количественных данных позволяет сделать вывод, что эмоциональный компонент уровня сформированности толерантных отношений младших школьников со сверстниками является средним.

Для уточнения наших выводов, сделанных на основе анализа методике ДДЧ, использовался тест, разработанный на основе методики Б.И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций» и адаптированный в контексте задач нашего исследования. Анализируя результаты тестирования, мы отметили, что многие ученики затрудняются в оценивании своих ощущений, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Анализ результатов теста показал, что высокий уровень сформированности эмоционального компонента проявился у 16,7% учеников контрольной и экспериментальной групп; средний уровень - у 46,7% детей в контрольной и 36,7% детей в экспериментальной группах; низкий уровень у 43,3% и 46,6% детей соответственно.

Экспериментальные данные показали, что большинство младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы по уровню сформированности эмоционального компонента толерантных отношений относятся к низкому и среднему уровню, причем результаты контрольной и экспериментальной группы существенно не отличаются друг от друга. Дети, относящиеся к низкому и среднему уровню, имеют либо отрицательное эмоциональное отношение к людям, либо остаются равнодушными и не проявляют интереса к их ценностям, интересам, что и проявляется в процессе общения младших школьников.

Выявление сформированности деятельностного компонента толерантных отношений проводилось на основе определения уровня отношения детей в ходе целенаправленного наблюдения, проводимого классным руководителем и экспериментатором. В основе организованного наблюдения лежит адаптированная методика М.И. Шиловой. Цель данной методики - выявление отношения ребёнка к коллективу, к сверстникам и к себе как показатель его нравственной воспитанности [3, с. 161].

По результатам исследования был сделан вывод, что необходима специальная работа по повышению уровня толерантных отношений младших школьников, которая должна строиться с учётом определенных педагогических условий, к числу которых нами были отнесены включение учащихся в социально-значимую, общую для всего классного коллектива деятельность; использование форм и методов внеклассной работы, способствующих формированию у учащихся умений и навыков толерантных взаимоотношений, развитию коммуникативных способностей и формированию таких личностных качеств как забота о другом человеке и справедливость в отношении между людьми, единство с другими, или открытость.

Данное предположение послужило основой для разработки и последующей реализации в учебно-воспитательном процессе школы опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных педагогических условий для формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками.

В соответствии с задачами исследования была выстроена программа внеурочой деятельности методов и форм внеурочной работы, направленных на усвоение материала на когнитивном уровне (беседы, примеры, демонстрации и т. п.), на эмоциональном уровне (игры, экскурсии, кружковые занятия), на деятель-ностно-поведенческом уровне (формы социально значимой деятельности). В целом были выбраны те формы и методы, которые максимально направлены на формирование действий, совершение осознанных поступков.

Реализация данной программы предполагала организацию системы коллективных дел в классе на протяжении четырех лет. Для отслеживания результатов нашей работы каждый учебный год начинался с проведения диагностики, выявляющей уровень сформированности толерантности у учащихся. Основным методом исследования было наблюдение, кроме того, мы использовали такие методики исследования как социометрия, анкетирование, интервьюирование и тестирование.

Сама программа включает организацию различных по форме и содержанию воспитательных мероприятий. Это и классные

часы («Ты, да я, да мы с тобой», «Я и мое имя»), проведение народных праздников и утренников («Папа, мама, я - спортивная семья»), игр-марафонов («Веселый поезд»), ролевых игр («Взгляд изнутри»), различных конкурсов («Сильные, смелые, ловкие, умелые»), аукционов («Книга рекордов нашего класса»), диспутов («Легко ли быть настоящим другом») и экскурсий. В конце каждого учебного года проводилось итоговое коллективное творческое дело, например, постановка спектакля для младших учащихся школы или проведение конкурса, например, проводились конкурсы на лучший рассказ, стихотворение, рисунок, плакат на тему мира, дружбы. Дух соревнования, который доминировал в конкурсах, сплачивал коллектив, а получение мгновенных результатов поднимало азарт, радость от победы.

Основной составляющей всей нашей работы были и специально организованные тренинги, направленные на формирования коммуникативных умений и навыков учащихся.

В рамках опытно-экспериментальной работы использовалась групповая форма. Каждая группа выполняла определенные задачи, направленные на организацию социально значимой деятельности. При этом работа в группе строилась так, чтобы каждый учащийся мог проявить себя, выполняя различные виды деятельности.

В результате реализации нашей программы внеурочной деятельности по формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками дети пришли к пониманию того, что:

- все люди разные и отличия надо воспринимать как положительный факт;

- каждый человек является носителем индивидуальных качеств;

- демонстрация другого мнения - отличный повод для построения отношений;

- взаимозависимость является основой совместных действий.

В ходе реализации программы младшие школьники получили возможность понять разных людей, принять специфические характеристики людей, научиться налаживать контакт. Работа, организованная нами, способствовала обогащению знаний обучающихся начальной школы нравственными категориями, способствовала воспитанию чувств эмпатии и транспекции, сопричастности, без которых невозможно формирование толерантных отношений. Практическая деятельность младших школьников, организованная в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, способствовала формированию у детей навыков общения, сотрудничества, т. е. межличностной коммуникации и компетентности, что является показателями толерантных отношений.

Таким образом, организация межличностной деятельности младших школьников во внеурочное время выступила одним из условий формирования толерантных отношений, на основании чего можно сделать следующие выводы:

1. Организация внеурочной деятельности на основе привлечения к ней педагогов и самих учащихся является важнейшим условием формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками. Она обусловлена сущностью и структурой толерантности и особенностями её формирования в начальной школе.

2. Организация межличностной деятельности младших школьников представляется ёмкой ка в познавательном, так и в воспитательном отношении. Межличностная деятельность предусматривает практическую деятельность, в процессе которой у детей формируются коммуникативно-ориентированные способности и умения: навыки общения, сотрудничества, коммуникативная культура, дети учатся сопереживать и проявлять чувства эмпатии и транспекции.

Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный этап исследования. Использовались те же методики, что и на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты представлены в таблицах.

Таблица 1

Уровни сформированности когнитивного компонента толерантных отношений младших школьников со сверстниками в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп (начало и окончание ОЭР, в %)

Характеристика уровней когнитивного показателя КГ ЭГ

Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР

Высокий уровень 16,7 16,7 13,4 40

Средний уровень 33,3 40 33,3 50

Низкий уровень 50 43,3 53,3 10

Таблица 2

Уровни сформированности эмоционального компонента толерантных отношений учащихся экспериментальной (ЭГ)

и контрольной (КГ) групп (начало и окончание ОЭР, в %)

Характеристика уровней эмоционального показателя КГ ЭГ

Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР

Высокий уровень 16,7 20 16,7 50

Средний уровень 46,7 43,3 36,7 40

Низкий уровень 43.3 36,6 46,6 10

Таблица 3

Уровни сформированности деятельностного показателя толерантных отношений контрольной (КГ) и экспериментальной

групп (ЭГ) (начало и окончание ОЭР, в %)

Характеристика уровней деятельностного показателя КГ ЭГ

Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР

Высокий уровень 33,3 53,3 26,6 70

Средний уровень 40 30 43,4 26,7

Низкий уровень 26,7 16,7 30 3,3

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что сравнение данных, полученных в начале и конце опытно-экспериментальной работы, говорит о тенденции в развитии уровней сформированности толерантных отношений младших школьников экспериментальной и контрольной групп. По всем показателям в экспериментальной группе зафиксировано повышение, что подтверждает правомерность выделенных педагогических условий организации внеурочной деятельности по формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками. Обобщение всех эмпирических данных, их интерпретация позволили сформулировать вывод о том, что целенаправленно осуществляемая организация активной социально-значимой межличностной, общей для всего классного коллектива деятельности младших школьников будет способ-

Библиографический список

ствовать формированию толерантных отношений учащихся со сверстниками.

В ходе проведённого исследования были выявлены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы формирования толерантных отношений, требующие самостоятельного исследования, представляющие научный интерес. Среди них отметим: целесообразность рассмотрения организации сотрудничества семьи и школы в процессе формирования толерантных отношений детей; исследование возможностей совершенствования средств диагностики сформированности толерантных отношений; изучение проблемы преемственности в формировании толерантных отношений детей младшего школьного возраста и других возрастных групп, а также изучение специфики влияния содержания различных учебных предметов на результативность формировании толерантных отношений.

1. Декларация принципов толерантности. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. Москва, 1995.

2. Проблема формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 63 - 67.

3. Шилова М.И. Воспитание характера. Проблемы и поиск решения: пособие для учителей, классных руководителей, менеджеров образования и студентов - будущих учителей. М.И. Шилова. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2007.

References

1. Deklaraciya principov tolerantnosti. Materialy General'noj konferencii YuNESKO. Moskva, 1995.

2. Problema formirovaniya tolerantnyh otnoshenij mladshih shkol'nikov so sverstnikami. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 63 - 67.

3. Shilova M.I. Vospitanie haraktera. Problemy i poisk resheniya: posobie dlya uchitelej, klassnyh rukovoditelej, menedzherov obrazovaniya i studentov - buduschih uchitelej. M.I. Shilova. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Asta-f'eva, 2007.

Статья поступила в редакцию 02.03.16

УДК 378

Mirzayev M.M., senior teacher, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rakhmetov T.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru

Jafarov N.R., teaching assistant, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru

A SYSTEM OF "OPEN" TASKS AS A CONDITION FOR INCLUSION OF A TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING INTO PROJECT ACTIVITIES. The article summarizes theoretical aspects of the use of "open" tasks as a condition for inclusion teachers of vocational training into project activities. The article is dedicated to a relevant topic in pedagogy - a problem of creating a system of open tasks in forming and promoting the development of students' spatial representations and imagination, students' activity and individuality. The work explains what is understood by a notion "designer's task". The author concludes that the task-based approach to teaching students involves forming composite system tasks, ensuring the formation of the students' design skills and aesthetic relationship to the objective world, contributing to the development of imagination, activity and individuality.

Key words: task, "closed" and "open" tasks, compositional task, educational designer's task, training teacher.

М.М. Мирзоева, ст. преп. каф. экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: gadjiev82@mail.ru

Т.С. Рахметов, канд. пед. наук, доц. каф. экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: gadjiev82@mail.ru

Н.Р. Джафарова, ассистент каф. экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: gadjiev82@mail.ru

СИСТЕМА «ОТКРЫТЫХ» ЗАДАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье кратко представлены теоретические аспекты использования открытых заданий как условие включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания систем открытых заданий в формообразовании, способствующих развитию у студентов пространственных представлений и воображения, активности и индивидуальности. На основании анализа задачного подхода в формообразовании раскрывается содержание понятия «дизайнерская задача». Автор приходит к выводу, что задачный подход в обучении формообразования включает в себя систему композиционных задач, обеспечивающих формирование у студентов проектных умений и эстетического отношения к предметному миру, способствующих развитию воображения, активности и индивидуальности.

Ключевые слова: задача, задачи «закрытые» и «открытые», композиционная задача, учебная дизайнерская задача, педагог профессионального обучения.

В условиях жизни с рыночной экономикой, устремленной на создание гуманистического демократического общества, человек представляет деятельную и инициативную личность, распо-

лагая своим основным капиталом - квалификацией. Самостоятельность в решениях становится одним из главных требований, предъявляемых к специалисту. Значение задач в обучении се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.