DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-33-46
Г.П. Иванова1, А.А. Марченко1, С.С. Евдокимова2
1 Московский государственный областной университет, 141014 г. Мытищи, Московская область, Российская Федерация
2 Средняя общеобразовательная школа им. Героя России В.В. Матвеева, 141231 Пушкинский городской округ, Московская область
Внеурочная деятельность рассматривается с точки зрения ее педагогического потенциала, включающего в себя возможности, средства, факторы, которые могут быть использованы в реализации духовно-нравственных и эстетических ценностей в образовательном процессе. На примере разработанной и апробированной программы «Я и мои иностранные друзья» проанализирован процесс и выявлены педагогические условия формирования этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности. Программа базируется на новом федеральном стандарте начального общего образования (требования к результатам освоения программы: личностным, предметным, метапредметным, овладение универсальными учебными коммуникативными действиями) и на новых подходах к содержанию направлений воспитания (гражданско-патриотического, духовно-нравственного). Представлены показатели уровней сформирован-ности этнокультурной осведомленности младших школьников, при разработке программы внеурочной деятельности «Я и мои иностранные друзья». к В процессе ее реализации используется практико-ориентированные тех- | нологии, способствующие повышению уровня этнокультурной осведомлен- | х ности младших школьников о культуре и истории народа как своей стра- ^ £ ны, так и тех стран, культур, традиций, изучение которых предусмотрено | ™ основной образовательной программой. х §
Формирование
этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности
© Иванова Г.П., Марченко А.А., Евдокимова С.С., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: этнокультурная осведомленность, младший школьник, внеурочная деятельность, программа внеурочной деятельности
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Иванова Г.П., Марченко А.А., Евдокимова С.С. Формирование этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 33-46. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-2-33-46
DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-33-46
G.P. Ivanova1, A.A. Marchenko1, S.S. Evdokimova2
1 Moscow Region State University,
Mytischi, Moscow Region, 141014, Russian Federation
2 Middle School of General Education,
Pushkinsky, Moscow region, 141231, Russian Federation
Formation of ethnocultural awareness of junior schoolchildren in extracurricular activities
Extracurricular activities are considered from the point of view of their pedagogical potential, including: opportunities, means, factors that can be used in the implementation of spiritual, moral and aesthetic values in the educational process. On the example of the developed and tested program of extracurricular activities "Me and my foreign friends", the process is analyzed and the pedagogical conditions for the formation of ethnocultural K awareness of younger schoolchildren in extracurricular activities are identified. | The novelty of the study is based on the emphasis set forth in the new 2 x federal standard of primary general education (requirements for the results gg of mastering the program: personal, subject, meta-subject, mastery of univer-| x sal educational communicative actions), on new approaches to the content ^ § of areas of education (civil-patriotic, spiritual and moral), on indicators j^o of the levels of formation of ethnocultural awareness of younger students, ^vo on the development of an extracurricular activity program for younger students "Me and my foreign friends", which has an ethnocultural orientation.
In the process of the implementation, practice-oriented technologies are used to increase the level of ethno-cultural awareness of younger students about the culture and history of the people of their own country, as well as those countries, cultures, traditions.
Key words: ethnocultural awareness, junior schoolchild, extracurricular activities, extracurricular activities program
CITATION: Ivanova G.P., Marchenko A.A., Evdokimova S.S. Formation of ethnocultural awareness of junior schoolchildren in extracurricular activities. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 2. Pp. 33-46. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-33-46
Проблема формирования этнокультурной осведомленности, этнокультурной компетентности и гражданской идентичности младших школьников, технологий их реализации в практической деятельности педагога нашли свое отражение в трудах современных ученых: Т.В. Поштаре-ва, Г.П. Иванова, Л.В. Кузнецова, А.Б. Афанасьева, А.В. Георгян, П.Ю. Соколова, С.Н. Горшенина и др. Методология нашего исследования основана на следующих подходах и принципах к организации образовательного процесса в начальной школе, направленных на формирование этнокультурной осведомленности младших школьников: системно-деятельностном, личностно ориентированном, прак-тико-ориентированном подходах, принципах: гуманизации, культуросо-образности, природосообразности, этнокультурности, диалога культур, толерантности, ориентированных на осознание своей этнокультурной и гражданской идентичности, уважение к своему и другим народам.
Анализ научной литературы показывает, что существуют различные точки зрения ученых, касающиеся содержания понятия «этнокультурная осведомленность». Этнокультурная осведомленность младших школьников базируется на понятии этнокультурной идентичности. Разработчиком концепции развития у ребенка понимания принадлежности к национальной группе является Ж. Пиаже. В своем исследовании он выделил две стороны данного процесса: формирование понятия «Родина» и образов «других стран» и «иностранцев» [8]. П.Ю. Соколова | выделяет следующие структурные компоненты этнокультурной осве- о о
н т
домленности: этническая идентичность, этническое сознание и само- ^ х сознание [11]. Рассматривая структуру этнокультурной осведомленно- х х сти, А.Р. Георгян приходит к выводу, что она состоит из трех больших ^ содержательных компонентов: русской народной культуры, культуры ^ ю1
го
народов России и культуры народов мира [2].
Анализ научной литературы и реальной практики показывает, что в качестве основ процесса формирования этнокультурной осведомленности у младших школьников можно выделить формирование двух уровней культур: культуры знаний и культуры личного отношения. Реализация этих уровней при организации процесса обучения и воспитания младших школьников во внеурочной деятельности обеспечивает высокий уровень сформированности этнокультурной осведомленности.
Этнокультурная осведомленность включает в себя знания об элементах конкретной этнокультуры. К таким элементам относятся: язык, территория, этническая психология, преемственность традиций, обычаев, норм и ценностей. Л.П. Карпушина рассматривает этнокультуру как самобытную жизнедеятельность народа, отражающую отношение человека к себе, ближнему окружению, обществу и миру, посредством многообразия социального, материального, художественного, норм межкультурного общения и взаимодействия, включение их в совместную со взрослыми деятельность, имеющую этнокультурную направленность [6].
Понятие «этнокультурная осведомленность», в нашем исследовании рассматриваемое по отношению к младших школьникам, представляет собой знания и представление ребенка о своей и других культурах мира, при этом признавая существование этнокультурного многообразия исторической нормой.
Что касается деятельности педагогов по формированию этнокультурной осведомленности в начальной школе, то ее следует организовывать по следующим направлениям согласно психологическому развитию ребенка: развитие навыков взаимодействия и культуры общения в социуме, обогащение социального и культурного кругозора, в том числе за счет изучения иностранных языков, осваивание элементов новых культур на основе их народного фольклора [7].
Содержание образования в начальной школе включает в себя предметы, способствующие эффективности рассматриваемого процесса: литературное чтение (сказки, рассказы, мифы, легенды народов мира), к иностранный язык (позволяющий получить начальные страноведче-^ ские факты).
I | Особенности формирования этнокультурной осведомленности младо шего школьника связаны с понятием «этнокультурное представление». ^ х Оно формируется на основе ознакомления с национальными чертами ^ § этносов, их традициями, национальной одеждой и атрибутикой, народ-^ ным фольклором, играми и т.д. [4]. Представление о традиционной ^ ю1 культуре своего и других этносов связано с использованием визуальных образов в учебной деятельности младших школьников, а использование
разнообразных методов и приемов, включение детей в активную познавательную деятельность делают занятия интересными, насыщенными.
Эмоционально-положительное, уважительное и толерантное отношение к другим культурам является конечным результатом и показателем высокого уровня сформированности этнокультурной осведомленности младших школьников, которое выражается в благоприятном и активном усвоении норм межкультурного общения и взаимодействия, включение их в совместную со взрослыми деятельность, имеющую этнокультурную направленность.
Стоит отметить, что внеурочная деятельность в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) объединяет все виды деятельности учащихся, в рамках которых целесообразно и возможно решать задачи по их воспитанию и социализации. А также она является логичным продолжением учебной деятельности, образуя целостный педагогический процесс, формирующий культурный кругозор, творческие способности, мотивацию младшего школьника к процессу обучения и построенный на принципах практико-ориентированного обучения.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и организовываться с использованием сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием технологий дистанционного обучения. При их реализации педагогам рекомендуется использовать формы исследовательского и творческого характера обучения [1]. Цель внеурочной деятельности заключается в создании условий для проявления и развития обучающимися своих интересов. Право свободного выбора направления внеурочной деятельности остается за родителями (официальными представителями) и самим ребенком. К задачам внеурочной деятельности в начальной школе можно отнести: обеспечение успешной социально-психологической адаптации младшего школьника в образовательном учреждении; оптимизацию учебной нагрузки обучающихся; создание лучших и качественно новых условий для развития ребенка; развитие личности ученика с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и познавательных потребностей. к
Внеурочная деятельность, согласно положениям ФГОС НОО, орга- ^
низуется по основным направлениям развития личности: общекуль- | |
турное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно- о
н ш
нравственное и социальное. Каждое из представленных направлений ^ х
имеет три уровня достижений воспитательных результатов: усвоение ^ §
социальных знаний; формирование опыта ценностного отношения ^
к социальной реальности; получение опыта самостоятельного социаль- ^ ^ ного действия.
Компонентами внеурочной деятельности по каждому направлению выступают: условия, цели, мотивация, критерии оценки эффективности внеурочной деятельности, содержание, технологии, средства и результаты.
Культура взаимодействия личности с обществом, в том числе и многонациональным, непосредственно связана с уровнем внутренней культуры человека, соблюдением общепринятых норм и обычаев. Сформированная внутренняя культура во многом предопределяет ее внешнее проявление в поведении и коммуникации человека. Внешняя среда оказывает значительное влияние на внутреннюю культуру: стимулирует человека к формированию терпения, собранности, умения владеть собой, внутренней выдержки [12]. Чем раньше будут заложены культурные основы, тем легче человеку будет на каждом этапе своего взросления и становления адаптироваться в обществе. Именно поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, общения, привычками их выполнения. Получение представлений, понятий и знаний о новой культуре, понимание и осознание этнокультурных различий базируется на сформированно-сти морально-нравственной и этнокультурной составляющей личности ребенка. Этнокультурная осведомленность позволяет ученикам ощутить их личную причастность к культуре другой страны [5; 9]. Этот процесс интересен для самого младшего школьника тем, что новая информация базируется и сравнивается с уже имеющейся [11].
Для определения уровней сформированности этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности нами было проведено эмпирическое исследование. Его базой являлась средняя образовательная школа имени Героя России В.В. Матвеева городского поселения Лесной Пушкинского городского округа Московской области. В исследовании приняли участие 50 обучающихся 4А и 4Б классов. Экспериментальную группу составили 25 учащихся 4А класса (изучали немецкий язык как второй иностранный), контрольную - 25 учащихся 4Б класса (второй иностранный не преподавался). В начале учебного к года было проведено исследование этнокультурной осведомленности. ^ Результаты в обеих группах примерно одинаковы: высокий уровень | | у 24% детей экспериментальной группы и 22% - контрольной; средний
о о уровень - у 42% детей обоих групп; низкий уровень - у 28 детей экспе-ет
м
I— m ~
^ х риментальной группы и 30% - контрольной; у 6% детей обоих классов
к I
отсутствуют сформированные этнокультурные представления. Показа-^ телями сформированности информационного критерия рассматривае-^ ^ мого процесса стали этнокультурные знания о языке, истории и природе родного края, культуре народов, национальных ценностях здоровья.
Диагностический инструментарий включал в себя: анкету для определения уровня этнокультурной осведомленности у учеников начальных классов (С.Н. Черябкина [12]); методики: «Назови одним словом» (на основе игрового задания Т.К. Солодухиной), «Письмо другу из другой страны» (на основе диагностического задания О.В. Дыбиной, «Этнолесен-ка» Т.В. Александровой, И.А. Хоменко [4]. Также использовались метод наблюдения, анализ продуктов проектной и игровой деятельности обучающихся, моделирование проблемно-диалоговых ситуаций и оценивание творческих работ учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Основу рабочей программы внеурочной деятельности по предмету «Немецкий язык» составляют: требованиями ФГОС НОО; УМК «Немецкий язык» (авторы - Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез). На основе тематического планирования данного УМК были разработаны планы внеурочных занятий для школьников. Немецкий язык изучается в 4А классе как второй иностранный первый год, поэтому целью разрабатываемой программы стало не только знакомство обучающихся с основами немецкого языка, но и формирование базовых представлений о культуре Германии, традициях ее народа и положительного отношения к перечисленным компонентам.
Обозначенные цели реализовывались через решение следующих задач:
- образовательная: познакомить младших школьников с культурой и традициями Германии; сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии культурного и языкового пространства России и немецко-говорящих стран; сформировать навыки работы учащихся в группе и команде;
- развивающая: развивать навыки межкультурной коммуникации младших школьников на основе формирования положительного отношения к другим этническим культурам, отличных от родной; развивать внимание, память, мышление; способствовать формированию положительного интереса учащихся к изучению немецкого языка; способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям иноязычных стран; воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу, близким людям и представителям родной и других культур. | Внеурочная деятельность в этом направлении позволяет развивать о
н ш
у младших школьников на доступном для них уровне системные язы- ^ х ковые представления о немецком языке, расширять лингвистический ^ § кругозор, формировать и развивать познавательные и креативные эмо- ^ ционально-чувственные способности. При этом новый коммуникатив- ^ ю1
го
го
ный и социальный опыт школьники получают в процессе таких видов
деятельности, как: игровая, художественно творческая (фольклор, песни), практико-ориентированная (моделирование типичных и соответствующих возрасту жизненных ситуаций).
При проведении занятий были предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и групповая. Средствами развития познавательной активности и мотивации к изучению культуры Германии и России, а также немецкого языка стали проектная и практико-ориен-тированная технологии.
Одним из ведущих результатов формирования этнокультурной осведомленности в рамках внеурочной деятельности по немецкому языку является осмысление и усвоение учащимися значимой информации о системе этнокультурных ценностей: ценности добра, семьи, гражданственности и ценности человека, общения, труда и творчества, важности природы на основе полученного личного жизненного опыта.
Специфика внеурочной деятельности, направленной на формирование этнокультурной осведомленности у младших школьников, заключается в том, что, с одной стороны, иностранный (немецкий язык) изучается на основе знакомства со своеобразием культуры Германии и сопоставление традиций и культур России и Германии, а с другой -осуществляется подготовка учащихся к межкультурному общению и взаимодействию, к социализации в поликультурном социуме.
Программа внеурочной деятельности «Я и мои иностранные друзья» включает в себя 5 модулей: «Разрешите представиться», «Нам это нравится», «В мире разных», «Дом, в котором мы живем», «Как же это вкусно».
Все темы взаимосвязаны и делают акцент на уважение и толерантность, взаимопомощь, взаимную поддержку, взаимопонимание, сотрудничество и дружбу (табл. 1).
Модуль «Разрешите представиться» является важным для младших школьников этапом при изучении немецкого языка, культуры немецкоговорящих стран. В этот период закладываются основы для развития интереса к немецкому языку, формируются первичные общеучебные умения, позволяющие учащимся самостоятельно организовать работу по усвоению языка, а также специальные учебные умения применитель-g но к овладению этнокультурными понятиями. Знакомство с новым иного странным языком происходит на основе сравнения отношений немец-I | кого и русского народа, их языков, культурных ценностей, что позволит о о выявить много общего в культурах этих народов.
■г х Модуль «Нам это нравится!» знакомит младших школьников с куль-х § турным наследием немецкого народа, проводит параллель с русским детским фольклором. Как известно, фольклор развивает устную речь ^ ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию, показывает ребенку нормы поведения в обществе, развивает смекалку. Народная
музыка, танцы, песни, подвижные игры положительно влияют на психологическое и физическое состояние младшего школьника.
Таблица 1
Примерное тематическое планирование
Тема модуля Тема занятия
Разрешите представиться 1. Вводное занятие. 2. Давайте познакомимся. 3. Учимся читать по-немецки. 4. Что я знаю и узнаю о Германии? 5. Мои новые немецкие друзья. 6. Что общего у России и Германии? 7. Викторина «Я и мои новые немецкие друзья»
Нам это нравится! 8. Немецкие и русские скороговорки, стихотворения и считалки. 9. Детские немецкие народные песни. 10. Русские и немецкие народные танцы. 11. Немецкие народные игры. 12. Немецкий и русский национальные костюмы. 13. Инсценировка сказки «Бременские музыканты»
В мире разных праздников 14. Самые любимые праздники в России и Германии. 15. Наши любимые семейные праздники. 16. Что мы дарим на праздник? 17. Традиции празднования Рождества в России и Германии. 18. Проект «Рождественская открытка другу из Германии». 19. Мы празднуем Рождество. 20. Викторина «Рождество в России и Германии»
Дом, в котором мы живем 21. Мой дом и что есть в нем? 22. Сказочная архитектура Германии. 23. Мастерим «Фахверкхаус». 24. Самые известные достопримечательности России. 25. Самые известные достопримечательности Германии. 26. Проект «Мой дом и наш идеальный город». 27. Презентация проекта «Мой дом и наш идеальный город»
Как же это вкусно! 28. Еда и напитки. 29. Знакомство с традиционной кухней Германии. 30. Традиционная русская кухня. 31. Мой любимый рецепт. 32. Готовим немецкий «Kartoffelsalat». 33. Викторина по теме «Традиционная кухня России и Германии». 34. Заключительное занятие
CK
X
I
го
го н
^ X
X с
Ч и
о о
н m
Ol
Z X
X CK X
CK I
X Ol
^
о
ш ю
F о
Модуль «В мире разных праздников» знакомит младших школьников с добрыми народными обычаями и традициями важных и любимых праздников в Германии и России. Общенародные праздники, отмечаемые в каждой стране, воспринимаются детьми как радостные события. Изучить историю возникновения праздника, познакомиться поближе с его традициями - все это культурно обогащает личность младшего школьника. Открывать интересные факты для себя, иметь возможность сравнить новую полученную информацию с уже имеющимся личным опытом - это можно считать важными шагами на пути к культурной адаптации и социализации. Через общение, практико-ориентированные задания, игры, дети быстрее усваивают общепринятые нормы поведения, нравственные ценности как своей культуры, так и чужой, что в дальнейшем играет немалую роль в становлении самостоятельной социальной личности ребенка.
Модуль «Дом, в которым мы живем» знакомит обучающихся с основной лексикой на немецком языке по темам «Квартира. Дом. Город», на основе которой продолжается работа с лингвострановедческим материалом: адаптированными текстами по теме «Архитектура и достопримечательности в Германии и России». С детьми говорят об основных и самых известных достопримечательностях России, а также знакомят с некоторыми немецкими городами и их архитектурой. По завершению тематического модуля учащиеся в группах создают и представляют общие проекты на тему «Мой дом и наш идеальный город».
Модуль «Как же это вкусно!» строится на знакомстве учащихся с меню, рецептами и особенностями немецкий и русской кухни, развитии творческого потенциала учащихся в процессе создания собственного рецепта, приготовления блюда и оформлении стола, расширении словарного запаса, а также воспитании доброты, взаимоуважения во время сотрудничества и гостеприимства. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами немецкой грамматики и лексики и способностью использовать немецкий язык на начальном этапе освоения как средство познания мира. Материал к модуля логично связан с материалом страноведческого характера для ^ младших школьников. Учащиеся с помощью учителя в классе рабо-I | тают с адаптированными текстами немецких авторов для младшего if о школьного возраста.
I— CQ ~
^ х Согласно ФГОС НОО, педагог обязан контролировать как процесс, ^ § так и результаты каждого этапа выполнения учебного проекта [3]. ^ Реализация данной программы способствовала развитию творческих
Ju vi? способностей обучающихся; воспитанию уважительного отношения
отношения учащихся друг к другу, близким людям и представителям родной и других культур.
На рис. 1 представлены данные диагностических срезов уровней сформированности этнокультурной осведомленности учащихся после реализации программы внеурочной деятельности младших школьников «Я и мои иностранные друзья».
50
40
30
20
10
Высокий уровень Средий уровень
Низкий уровень
Отсутствие сформированного представления
Рис. 1. Динамика уровней сформированности этнокультурной
осведомленности младших школьников после реализации программы
Выводы
Проанализировав полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
- больше половины обучающихся 4А класса (56%) показали высокий уровень сформированности представлений о родном и иностранных языках в то время, как результаты контрольной группы оказались в два раза ниже - 24%;
- на среднем или достаточном уровне продемонстрировали свои знания 32% обучающихся экспериментальной группы и 44% обучающихся контрольной группы;
го
го н
^ X X 1=
Ч и о о
со
к I х ш
О. Т
о ^ ш ^ Р о
0
- недостаточно знают о своем родном языке, культуре, а также о иностранных языках и немного могут об этом рассказать - 3 человека (12%) в экспериментальной группе и 7 человек (28%) в контрольной;
- отсутствие каких-либо представлений о народах и культурах было обнаружено у одного ребенка в контрольной группе. Таким образом, практико-ориентированный подход, который отражен в содержании программы «Я и мои иностранные друзья» во внеурочной деятельности, помогает обучающимся в интересной и несложной форме освоить образовательную программу, формирует навыки практической деятельности при решении и выполнении практических задач и представлении результатов проектной деятельности.
Библиографический список / References
1. Айгумова З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника // Начальная школа плюс. До и После. 2014. № 2. С. 44-47. [Aigumova Z.I. Ethno-cultural features of the development of a younger student. Nachalnaya shkola plyus. Do i Posle. 2014. No. 2. Pp. 44-47. (In Rus.)]
2. Георгян А.Р. Формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста на основе этнокультурной осведомленности. URL: http://www. rusnauka.com (дата обращения: 16.08.2021). [Georgyan A.R. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti detey doshkolnogo vozrasta na osnove etnokulturnoy osvedomlennosti [Formation of civil identity of preschool children on the basis of ethno-cultural awareness]. URL: http://www.rusnauka.com]
3. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 10-13. [Gorshenina S.N. Technologies for the implementation of ethno-cultural education of schoolchildren: The state of the problem. Humanitarian Sciences and Education. 2011. No. 4. Pp. 10-13. (In Rus.)]
4. Иванова Г.П., Евдокимова С.С. Реализация практико-ориентирован-ных технологий в процессе формирования этнокультурной осведомленности младшего школьника в рамках внеурочной деятельности // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: Сборник трудов конференции / Отв. ред. М.О. Резванцева. М., 2021. С. 114-119. [Ivanova G.P., Evdokimova S.S. Implementation of practice-oriented technologies in the process of formation of ethno-cultural awareness of a younger student in the framework of extracurricular activities. Actual problems of theory and practice of psychological, psychological, pedagogical and pedagogical research. M.O. Rezvantseva (ed.). Moscow, 2021. Pp. 114-119. (In Rus.)].
ш ™ 5. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становле-
ния личности в процессе социализации: Дис. ... д-ра пед. наук. Красно-к i ярск, 2000. [Ignatova V.V. Pedagogicheskiye faktory dukhovno-tvorcheskogo
о. stanovleniya lichnosti v protsesse sotsializatsii [Pedagogical factors of spiritual
^ and creative formation of personality in the process of socialization]. PhD Diss.
1 Krasnoyarsk, 2000.]
z
6. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования): Дис. ... д-ра пед. наук. Саранск, 2012. [Karpushina L.P. Etnokulturnyy podkhod kak faktor sotsializatsii uchashchikhsya obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy (na primere muzykalnogo obrazovaniya) [Ethno-cultural approach as a factor of socialization of students of educational institutions (on the example of musical education)]. PhD Diss. Saransk, 2012.]
7. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников: Учебное пособие. М., 2005. [Komarova T.S. Narodnoe iskusstvo v vospitanii doshkolnikov [Folk art in the education of preschoolers]. Textbook. Moscow, 2005.]
8. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М., 2006. [Piaget J. Moralnoe suzhdenie u rebenka [Le jugement moral chez l'enfant]. Moscow, 2006.]
9. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35-42. [Poshtareva T.V. Formation of ethnocultural competence. Pedagogy. 2005. No. 3. Pp. 35-42. (In Rus.)]
10. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие. М., 2014. [Sadokhin A.P. Vvedenie v teoriyu mezhkulturnoy kommunikatsii [Introduction to the theory of intercultural communication]. Textbook. Moscow, 2014.]
11. Соколова П.Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2014. [Sokolova P.Yu. Formirovaniye etnokulturnoy osvedomlennosti uchashchikhsya nachalnykh klassov v obshcheobrazovatelnoy shkole [Formation of ethnocultural awareness of primary school students in a comprehensive school]. PhD Diss. Saransk, 2014.]
12. Черябкина С.Н. Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики (на материале Республики Мордовия): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. [Cheryabkina S.N. Ekologicheskoye vospitaniye mladshikh shkolnikov sredstvami narodnoy pedagogiki (na mate-riale Respubliki Mordoviya) [Ecological education of junior schoolchildren by means of folk pedagogy (based on the material of the Republic of Mordovia)]. PhD Diss. Saransk, 2014.]
Статья поступила в редакцию 12.12.2021, принята к публикации 05.02.2022 The article was received on 12.12.2021, accepted for publication 05.02.2022
Сведения об авторах / About the authors
Иванова Галина Павловна - доктор педагогических наук; профессор кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область
Galina P. Ivanova - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region
E-mail: [email protected]
CK
X
X
TO
TO 1—
^ X
X с
ct и
о о
1— m
Ol
z X
X о; X
CK X
X Ol
^
о
Ш Ю
F о
Марченко Алла Александровна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской области
Alla A. Marchenko - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region E-mail: [email protected]
Евдокимова Светлана Сергеевна - учитель немецкого языка, средняя общеобразовательная школа им. Героя России В.В. Матвеева, Пушкинский городской округ, Московская область, Московская область
Svetlana S. Evdokimova - German language teacher, Middle School of General Education, Pushkinsky, Moscow Region E-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов
Г.П. Иванова - общее руководство исследованием, разработка идеи представленной работы, планирование исследования, участие в подготовке текста статьи
А.А. Марченко - участие в проведение исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования
С.С. Евдокимова - участие в проведении исследования, анализ эмпирических данных проведенного исследования
Contribution of the authors
G.P. Ivanova - general management of the research, development of the idea of the presented work, research planning, participation in the preparation of the text of the article
A.A. Marchenko - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem
S.S. Evdokimova - participation in the study, analysis of the empirical data
g of the study
i
CD
5 H
s Ü Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи Ч и
0 g All authors have read and approved the final manuscript
1 * = S
К X
X ш О. Т О ^ Ш VO F о