Научная статья на тему 'Использование этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников в условиях внедрения ФГОС'

Использование этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников в условиях внедрения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОР / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аммаева А. А.

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию младших школьников на основе народной педагогики Дагестана, изучению и возрождению этнокультурных ценностей народов Дагестана. Автором предлагается программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной работе» и анализируются методы работы педагогов и родителей для воспитания совершенного человека. Идея совершенного человека является особенно ценной в народной педагогике в условиях внедрения ФГОС. Подлинное воспитание успешно осуществляется при условии сохранения и укреплении преемственных духовных связей между поколениями народа на основе передачи подрастающим поколениям богатств нравственной культуры народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников в условиях внедрения ФГОС»

Использование этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Аммаева Асли Аммаевна,

к.филол.н. старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи, [email protected]

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию младших школьников на основе народной педагогики Дагестана, изучению и возрождению этнокультурных ценностей народов Дагестана. Автором предлагается программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной работе» и анализируются методы работы педагогов и родителей для воспитания совершенного человека. Идея совершенного человека является особенно ценной в народной педагогике в условиях внедрения ФГОС. Подлинное воспитание успешно осуществляется при условии сохранения и укреплении преемственных духовных связей между поколениями народа на основе передачи подрастающим поколениям богатств нравственной культуры народа.

Ключевые слова: национальная идентичность, менталитет, гармоничное развитие ребенка, этические нормы поведения, духовно-нравственное воспитание, ценностно-нормативная культура, обычаи; традиции; фольклор, духовное наследие, урочная и внеурочная деятельность.

о

Е

в) ^

о

0

01 г

Ориентация образовательных учреждений на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры народа, формирования национального самосознания. Современная педагогическая наука установила, что только учёт и реализация этнокультурной специфики в учебно-воспитательной работе способны превратить современную школу в национальное образовательное учреждение. Духовно-нравственное воспитание на основе традиций народной педагогики является важным компонентом учебно-воспитательной работы в образовательных организациях РД.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем. В период духовного обновления общества неоценимую роль в нравственном воспитании играет возрождение национальной культуры и приобщение детей к народному искусству. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. А воспитание и обучение всегда тесно взаимосвязаны между собой. Потому, необходимо поддержание интереса к обычаям и традициям дагестанского народа, фольклорному наследию прошлого, как важного компонента воспитания.

Своевременное освоение духовно-нравственных понятий в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать себя в будущем, так как духовно-нравственное развитие на основе народных форм воспитания является одним из основных элементов всесторонне развитой личности. Считаем необходимым уточнить: в настоящем исследовании мы рассматриваем использование этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников в условиях внедрения ФГОС.

Цель исследования:

Работая над своей программой, используя интегрированный подход и проектную деятельность, я ставлю перед собой цели:

1. Развить индивидуальные познавательные способности каждого ученика;

2. Помочь личности познать себя, самоопределиться.

3. Построить учебные и внеклассные занятия, так чтобы создать условия самореализации, самостоятельности каждого ученика.

4.Стимулировать учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, в том числе с использованием ИКТ, без боязни ошибиться, на применение активных форм общения.

5.Осмыслить все богатство национальной культуры и ее вклад в российскую культуру.

6. Воспитывать чувства чести, достоинства, благородства, ответственности, гордости за свой народ и страну.

Для достижения этих целей необходимо:

— выявить изначальные знания по данной проблеме с последующей диагностикой результатов духовно-нравственного воспитания.

— решать проблему духовно-нравственного воспитания детей, основываясь на народное творчество и традиции Дагестана

— определить эффективные средства, формы и методы духовно-нравственного воспитания детей на основе обычаев своего народа;

— воспитывать ценностные отношения к событиям, к истории и культурным традициям в процессе знакомства с народным искусством Дагестана;

Задачи, которые мы поставили перед собой:

• формировать деятельность участников образовательного процесса на основе уважения к личности, доверия к ней, создания ситуаций успеха;

• осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе;

• осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию деятельности;

• уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность.

Научная новизна исследования: В процессе работы мы старались развивать интерес и приобщать младших школьников к духовной культуре и истории дагестанских народов, нравственно-этическим ценностям, развивать, расширять кругозор, воспитывать чувство интернационализма теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность модели духовно-нравственного воспитания младших школьников РД на основе этнопедагогики в условиях внедрения ФГОС. Усвоив лучшие традиции моральных и этикетных норм, нравственно-трудового опыта народа, младшие школьники могут сделать свою жизнь достойной, нравственной, духовно богатой, яркой и содержательной. Как писал Шахшаев Д.Г.: «Чтобы достойно прожить жизнь надо учиться у народа мудрости, нравственности, трудолюбию, любви к Родине, стремлению создать крепкую семью, воспитать достойных детей»[7, с. 137].

Работая над программой «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной работе», анализируя проведенные мероприятия, анкеты и опросы учащихся, мы пришли к выводу, что духовно-нравственное направление позволило нам:

1.Разнообразить способы проработки учебного материала.

2.Настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном, по нашему мнению, мероприятии.

3.Ориентировать на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных учебно-воспитательных задач.

4.Развивать у учеников умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самих себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Ожидаемый результат:

• Возродить культурные, духовные традиции своей малой Родины, семьи; привить осознанное отношение подрастающего поколения к прошлому и будущему своей страны;

• Привить толерантное отношение к истории и традициям своего и других народов;

• Научить учащихся не только действовать, но и самостоятельно ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

• Научить творчеству, а не только технике решения учебных задач.

Работая над программой, основными направлениями в ее реализации стали:

• Распространение своего опыта через «открытые уроки».

• Самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.

• Целенаправленная работа по внедрению новых информационных технологий.

• Оснащение кабинета не только техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими материалами, дающими широкие возможности для работы.

• Участие в научно-практических конференциях и семинарах.

Свою работу мы начали с оформления кабинета по данной тематике, провели опрос учащихся в начале учебного года:

• знания о малой и большой Родине; (общие понятия)

• знание истории, традиций, обычаев Родины;

• знание истории своей семьи, ее тухума;

• знание дагестанских народных сказок, традиций и обычаев.

Учитывая возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, мы формируем учебно-воспитательный процесс через различные виды деятельности.

Как подчеркнуто в «Законе об образовании РД», «Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, культуры и традиций народов Дагестана и России, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе» [2, с.7].

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о

Е

в) ^

о

01 г

В условиях многонационального Дагестана особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных языков и культур, сохранением их этнических элементов, уклада жизни и быта людей, развития народных промыслов. Изучение этнической культуры, народных обычаев и традиций в соответствии с ФГОС должна реализоваться в начальных образовательных учреждениях РД для формирования современной личности в поликультурной среде. По мнению Саидова Т. Г. и Исаевой А. Т: «Каждый народ Дагестана, независимо от его численности, сохраняет себя благодаря своему духовному богатству - нравственной культуре, традициям укладу жизни. Достоин уважения тот народ, который верен своим гуманистическим традициям, мудрости предков» [6, с.56].

Педагог должен знать почву, на которой хочет построить воспитание личности в условиях семьи. Он должен признать отца и мать единственными истинными воспитателями, а семью - единственным местом воспитания. «Гипертрофированное место общественного воспитания должно быть постепенно вытеснено семейным воспитанием, а дошкольные и школьные учреждения должны играть «дополняющие» роли, прежде всего в первоначальном воспитании личности» - говорил дагестанский этнопедагог Якубов З. Я. [8, с.65]. Основанием для такого утверждения являются следующие факторы. Семья

- воспитывает ребенка на основе своих поступков, а не словами;

- учит послушанию без необходимости говорить об этом;

- заставляет детей любить и уважать своих родителей и прародителей без разговоров о том, должны они это делать или нет;

- создает условия для всестороннего и гармонического развития ребенка, так как его окружают самые близкие, отзывчивые, добрые люди, способные разбудить его природные задатки;

- закладывает в сознании ребенка прочный фундамент человеческих отношений, традиций и обычаев.

Продолжая воспитательную работу, начатую в семье, в духовно-нравственном воспитании младших школьников РД, за основу берется народная педагогика. Младший школьник отличается большой восприимчивостью, способен не только много и быстро усваивать, но и интенсивнее развивать свои нравственные качества. Поэтому именно в начальных классах закладывается прочный фундамент в формировании нравственной личности. Мы стараемся «формировать личность школьников как верных сынов и дочерей родного народа, которые должны достойно представлять свою нацию среди других народов, перед всем миром», пишет Мирзоев Ш. А. в своей работе «Народная педагогика» [5, с.11].

Воспитание - элемент ценностно-нормативной культуры любого этноса, осуществляемый, как естественный процесс, неразрывно связанный с жизнью. Ребенок развивается в близкой ему среде: в семье, среди близких людей. В практике работы педагоги стараются шире использовать эти традиции дагестанской народной педагогики, что получило свое отражение в нашей программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной работе».

Разработанная нами, в результате эксперимента, программа ознакомления младших школьников с духовными ценностями, моральными нормами жизни народа, их усвоения и актуализации детьми в своей жизнедеятельности строится на фольклоре - сказках, легендах, пословицах, детских песенках и т.п.

Сказка - это созданный народной педагогикой главный учебник жизни для детей, начиная с раннего возраста. Через сказку, а не посредством нудного нравоучения, передавал народ подрастающему поколению свои представления о смысле достойной жизни и ее ценностях, человечных поступках и добром отношении к людям, животным и природе. Педагог понимает, какое значение народ, его педагогика придают сказке в формировании моральной основы личности настоящего человека.

Дагестанские обычаи, традиции, адаты, этикетные нормы в народных сказках раскрываются ярко, убедительно и привлекательно. На их основе ребенок ясно видит и без труда понимает ценность, нужность для себя в отношениях с людьми, в своем стремлении осваивать окружающую его действительность. В этом и заключается психологическая основа актуализации ребенком духовно-нравственных богатств народа через сказку. Наши наблюдения убедили нас в живом и неослабном интересе детей к духовному наследию народа, к которому они приобщаются через чудесные творения дагестанского и мирового фольклора.

В ходе работы мы видели, и многие родители с большим удовлетворением отмечали, что духовно-нравственное воспитание, при котором детям раскрываются мудрые обычаи народа, оказывают на них благотворное воздействие, которое сказывается на их отношениях между собой, с родителями, вообще взрослыми и старшими по возрасту. Из сказок они также стали перенимать то, что отличает любимых героев, - доброе отношение к животным, бережный подход к природе.

Не существуют таких моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других ценных качеств характера и черт поведений человека, которых во всей глубине, привлекательности и живом воплощении, т.е. в поступках героев не раскрывала бы, детям народная сказка. Этим объясняются педагогические основы широкого использования сказок в воспитательной работе. В рамках требований духовно-нравственного воспитания в своей программе мы стремились представить сказки, притчи различных народов Дагестана, русского народа и других народов мира.

Программа построена в определенной последовательности. Для примера, коротко ознакомим с содержанием раздела «Дагестанская семья» (1 класс).

Что может быть ребенку ближе и дороже его матери и отца, других членов семьи, своего родного дома? С этого начинается духовно-нравственное воспитание в первом классе: «Мои родные: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья. Их полные имена, возраст». Ведется индивидуальная беседа с учащимися, восстановление забытых понятий, обозначающих степени родства, как к ним обращались.

В дальнейшем программа распределена по темам: «Дагестанская семья - люди работящие», «Традиции семьи», «Жилище, домашний очаг», «Домашние животные». Для дагестанцев-земледельцев и животноводов коровы и овцы -кормильцы народа. Есть темы: «Пища и одежда», «Любимые занятия в семье». Разумеется, познания учащихся в процессе обучения расширяются и углубляются. Они приобретают умения и навыки. Однако основное назначение каждого мероприятия - прививать младшему школьнику духовные ценности и традиции народа.

В следующем блоке работа организуется с помощью вопросов: «Как я отношусь к своим родным, кого я люблю, жалею, кому помогаю? Как мои родные относятся ко мне, кто меня любит, жалеет, бережет? Почему? Что у меня есть хорошего, что я умею, могу, какую пользу приношу? Что у меня есть плохого, как можно от этого избавиться?» В таком духе народы Дагестана воспитывали детей.

Последующие блоки программы: «Родня. Друзья-приятели» (II класс), «Юный дагестанец»(111 класс), «Дагестанец - среди людей»(1У класс). Большое место в программе занимает ознакомление учащихся с растениями, животными и птицами той местности, где они проживают. Они приходят к пониманию истины, что природа является необходимым условием существования человека. Им прививается бережное, заботливое отношение к природе, элементарная экологическая культура как часть общей культуры человека. Как справедливо говорит Магомедов А.М: «Материальные богатства, духовные, нравственные ценности дагестанцев свидетельствуют об оптимизме, о человеколюбии, трудолюбии, приверженности к миру и дружбе, стремлении к свободе - как личности, так и Отечества, об эстетическом чувстве народа. Наши предки завещали нам такие великие духовные ценности, которые способны сформировать достойного во всех отношениях человека» [3, с.185].

Проведенная нами работа по формированию духовно-нравственных ценностей на основе народной педагогики убедила нас в том, что:

а) усвоение детьми духовно-нравственных ценностей народа, а затем их актуализация в младшем школьном возрасте - это необходимое условие успешного формирования моральной основы, духовного стержня личности растущего человека;

б) идея раннего начала серьезного воспитания личности, присущая народной педагогике, актуальна и для деятельности современных образовательных учреждений;

в) различные жанры дагестанского и мирового фольклора, в первую очередь сказки, легенды, сказания, притчи - это действенный воспитательный фактор, ничем не заменимый в формировании ценных моральных качеств и черт характера младшего школьника;

г) методика воспитательной работы должна строиться с учетом специфики народной педагогики, ее воспитательных факторов, средств, методов и форм организации деятельности педагога.

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность комплекса мероприятий по формированию духовно-нравственных ориентиров у младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности, была достигнута. За небольшой отрезок времени нам удалось определиться с построением учебно-воспитательного процесса в аспекте реализации основного направления духовно-нравственного развития личности младших школьников на основе этнопедагогики. При этом просматриваются положительные результаты и успехи, как среди школьного коллектива, так и среди педагогов. Вся совместная деятельность педагогов, детей и родителей проходит в условиях, обеспечивающих развитие познавательно-творческого потенциала каждой личности.

Литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн.для учителя.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. -448.

2. Закон Республики Дагестан от 16.06.2014 N 48 "Об образовании в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 29.05.2014)

3. Магомедов А. М. Золотые правила народной педагогики Дагестана. - Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 2010.-223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Магомедов Р. М. Обычаи, традиции народов Дагестана.- Махачкала, «Дагестанское книжное издательство», 2015.-144.

5. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1992.

6. Саидов Т. Г., Исаева А. Т. Мудрые адаты народа. Экспериментальный учебник по куль туре и традициям народов Дагестана. - Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2003.-168.

7. Шахшаев Д. Г. Избранные т руды: В 2-х томах. - Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2008.-276.

8. Якубов З. Я. Педагогическая мудрость народа // Народное образование. 1995.- 268.

Use ethnopedagographic in the world in the world Ammayeva A.A.

Dagestan Research Institute of Pedagogy A.A. Tahoe-Godi

The article is devoted to the spiritual and moral education of junior

schoolchildren on the basis of the people's pedagogy of

Dagestan, the study and revival of the ethnocultural values of

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X X m

the peoples of Dagestan. The author proposes the program "Spiritual and moral education of junior schoolchildren in extracurricular work" and analyzes the methods of work of teachers and parents to educate the perfect person. The idea of the perfect person is especially valuable in popular pedagogy in the conditions of the introduction of FGOS. Genuine upbringing is successfully carried out, provided that the success and strengthening of the succession of spiritual ties between generations of the people is preserved and strengthened by transferring to the younger generations the riches of the moral culture of the people.

Keywords: national identity; Mentality; Harmonious development of the child; Ethical standards of conduct, spiritual and moral education; Value-regulatory culture; Customs Tradition folklore; Spiritual heritage; out-of-hours activities.

References

1. Azarov Yu. P. The art of education: the book for the teacher. -2 ed., Rev. and add. - M .: Education, 1985. -448.

2. Law of the Republic of Dagestan dated 16.06.2014 N 48 "On

Education in the Republic of Dagestan" (adopted by the People's Assembly of the Republic of Dagestan on May 29, 2014)

3. Magomedov A. M. Golden rules of folk pedagogy of Dagestan. -

Makhachkala: "Dagestan book publishing house", 2010. - 223.

4. Magomedov R. M. Customs, traditions of the peoples of Dagestan. - Makhachkala, "Dagestan book publishing house", 2015. - 144.

5. Mirzoev Sh.A. Folk pedagogy of Dagestan. - Makhachkala, 1992.

6. Saidov T. G., Isaev A. T. The wise adates of the people. An

experimental textbook on the culture and traditions of the peoples of Dagestan. - Makhachkala: Publishing House of the Research Institute of Pedagogy, 2003. - 168.

7. Shakhshaev D. G. Selected tons of ores: In 2 volumes. -Makhachkala: State Unitary Enterprise "Printing House of the DSC RAS", 2008. - 276.

8. Yakubov Z. Ya. Pedagogical wisdom of the people // Public

Education. 1995.- 268.

o

E £

o> ^

o w

ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.