УДК 76
Бекиева Дж.Э. аспирант,
Институт истории и археологии Академия наук Туркменистана, Ашхабад, Туркменистан Bekieva J.E.
Postgraduate student, Institute of History and arheology Academy of Sciences of Turkmenistan, Ashgabat, Turkmenistan E-mail: Asd_asd_53@mail.ru
Графическое творчество туркменского художника Н. Эеберенова Graphics art of Turkmen painter N. Eeberenov
Аннотация: В статье расскрывается творчество туркменского графика Н. Эберенова. Графическое творчество педагога и маститого художника отличается простотой, ясностью композиционного решения и лаконичностью изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении, а также высоким вкусом художника, его опытом, знанием графики как искусства.
Abstract: The article reveals creativity of the Tu-rkmen graphic painter N. Eberenov. The graphic work of the teacher and expert pa-inter is distinguish-ed by simplicity, cl-arity of composition-al solution and conc-iseness of the picto-rial language. This is due to the peculi-ar tasks of graphics, the nature and pro-perties of the mater-ials at its disposal, as well as the high taste of the paint-er, his experience and knowledge of grap-hics as an art.
Ключевые слова: туркменская графика; искусство; Туркменистан; плакат; книжная графика; туркменское искусство.
Keywords: Turkmen graphics; art; Turkmenistan; poster; book graphics; Turkmen art.
«Созданию произведений искусства должен предшествовать надлежащий нравственный уровень людей; без него не может быть искусства» [3, 35]. Как
отмечает Гурбангулы Бердымухамедов: «Мы обладаем богатым и древним наследием, бесценными культурными и духовными ценностями» [2, 303]. Накопленный туркменским нардом столетиями культурный опыт, стал стремительно развиваться в начале в 20 гг. ХХ века. Тогда стали появляться первые национальные художники, которые повлияли на все изобразительное искусство Туркменистана.
С середины ХХ века, живопись, графика, скульптура, приклодное искусство туркмен уже твердо стояло на ногах. Были открыты различные учреждения, где юноши и девушки могли изучать изобразительное искусство.
Так, одним из слушателей в художественном училище им. Ш. Руставелли (г. Ашхабад) становится Нурсахет Эеберенов. Его преподавателями стали Атаджан Аширов, а затем Хаджи Аттакаев, которые развили художественное чувство к прекрасному, «поставили руку» художника. А после окончания Московского полиграфического института, где Эеберенов Н. учился на кафедре «Книжная иллюстрация», под руководством преподавателей Владимира Петровича Косынкина, Дмитрия Спиридоновича Бистия и Юрия Ивановича Чувашова, график широко шагнул в мир свободного творчества. Нурсахет начал творить самостоятельно, а затем передавать свои знания начинающим художникам в Государственной академии художеств Туркменистана. Под его руководством выросло множество талантливых художников, которые работают на благо Отчизны.
Структура графических работ Эеберенова Н. базируется на таких составляющих, как познание жизни, её оценка, отражение в художественных образах и тд., т.е. на незыблемых характеристиках графического искусства. Творчество художника - это сфера большого разнообразия, но в пределах единого.
График в живой и непосредственной форме отображает значительные события окружающей действительности, в обобщенной форме, а иногда посредством символов передает до зрителя свои мысли. Эеберенов Н. свободно и легко работает в «материале»: линогравюра, литография, офорт; виртуозно
владеет техникой тушь-перо; тонко чувствует цвет, работая над цветными иллюстрациями.
На сегодняшний день особый художественный интерес представляет гравюра. Это объясняется отчасти сложностью исполнения. Гравюра приобретает характер «раритета», все чаще художники обращаются к технике, которая имитирует материал гравюры. Тем ценнее каждое произведение, выполненное в материале [1, с. 9]. Серия линогравюр Эеберенова Н., посвященная великим туркменским поэтам, отличается живостью характеров, точностью образов и, при этом, раскрывает богатый внутренний мир наших талантливых предков, нашего литературного наследия. Например, портрет Зелили производит впечатление торжественности и некой лиричности, а во взгляде Кемине, обращенного на зрителя, сквозит задорность и, одновременно, мудрость. Портреты Махтымкули, Молланепеса, Сейитназара Сейди, ярко свидетельствуют о том, что Н.Эеберенов не просто «рисует», он чувствует тему своих гравюр, к каждому штриху относится ответственно.
Работая черным материалом на белой бумаге, художник дает возможность различить массу оттенков черного — от самых теплых до самых холодных. Так, линогравюры «Тревожный день» (1990), «Совет» (1991), являясь черно-белыми гравюрами, при помощи эмоционального воздействия, созданного графиком, дают эффект присутствия цвета. Эеберенов Н. штрихами, линиями и точками ясно выражает свое намерение и дает зрителю возможность «увидеть» цвет.
Интересен офорт «Продавщица» (1986), который создает ощущение легкости и акварельной прозрачности. А и иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (1986), которая выполнена в этой же технике, своими штрихами создает ощущение напряжения и противостояние великих музыкантов. Офортом в узкопрофессиональном значении называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Это одна из сложнейший техник, которую Эеберенов Н. освоил филигранно. В литографии «Новая мелодия», сохраняя красоту карандашного
штриха, график смог тонко передать мгновение рождения мелодии.
Эеберенов Н. — мастер иллюстрации. Для Нурсахета слово - отправная точка творчества, его широкое видение иллюстратора создает возможности для нового, самостоятельного изобразительного измерения. Эеберенов Н. является художником иллюстраций к книгам как туркменских авторов (Молланепес «Зохра и Тахир», Г. Эзизов «Мальчик и море», А. Таган «Повести и рассказы», Х.Диванкулиев «Объект Сарри», А.Аннабердыев «Записки птиц») так и зарубежных писателей (Г. Уелс «Сборник рассказов», А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», О. Бальзак «Неведомый шедевр», И.Ефремов «Час быка», «Таис Афинская»). Художник великолепно решает вопросы образного раскрытия литературного текста с помощью иллюстраций различного вида. В зависимости от текстового содержания художник выбирает стиль для оформления книги.
Например, черно-белые иллюстрации к книге А. Тагана «Повести и рассказы» носят строгий и лаконичный характер. Работая над оформлением книги И. Ефремова «Час быка», график тушью и пером создает потрясающий мир, его иллюстрации раскрывают диалог визуального интерпретатора литературного произведения и автора текста, наталкивают читателя развивать свою фантазию.
Сегодня, когда национальному и духовному возрождению туркменского народа уделяется особое внимание, актуален выпуск классиков туркменской литературы. Так, монументальный труд иллюстратора к дестану Молланепеса «Зохре и Тахир» наполнен лиризмом и красотой. Цветные иллюстрации, выполненные в смешанной технике гуаши и акварели, притягивают внимание своей самобытностью. Творческий подход к каждому рисунку, знание композиции, классическая мягкость и некая тягучесть иллюстраций созвучны тексту произведения.
Сейчас Нурсахет Эеберенов находится в постоянном поиске нового, неординарного, решает свои композиции смело и неординарно. Художник досконально четко знает язык графики, свободно излагает свои мысли на нем. Диверсификация творческого устремления, художественная реализация
графических форм, активная национальная позиция, острое ощущение времени, глубокое внимание к духовной жизни человека, стремление выразить в своем творчестве важнейшие запросы современности, свой взгляд на мир — являются главными характеристиками творчества мастера туркменской графики Нурсахета Эеберенова. Мастер графики полон жизненной энергии, творческих сил и планов на новые работы.
Список литературы
1. Голлербах Э. «История гравюры и литографии в России» — М.: Центрополиграф, — 2003.
2. Рёскин Дж. «Теория красоты», — 1869.
3. Gurbanguly Berdimuhamedow, Ösü§in täze belentliklerine tarap, Saylanan eserler, 1 -nji tom, — A§gabat, — TDNG, — 2008.