Научная статья на тему 'Туркменская графика первой половины ХХ века'

Туркменская графика первой половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туркменская графика / искусство / Туркменистан / плакат / книжная графика / туркменское искусство. / Turkmen graphics / art / Turkmenistan / poster / book graphics / Turkmen art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бекиева Дж.Э.

В статье представлено развитие туркменской национальной графики в первую воловину ХХ века. Рассматривается роль графики как искусства в целом, рост отдельных видов графики в различных десятилетиях данного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkmen graphics of the first half of the twentieth century

The article presented the development of the Turkmen national graphics in the first half of the twentieth century. The role of graphics as an art considered in general, in decades of this period development of certain types of graphics.

Текст научной работы на тему «Туркменская графика первой половины ХХ века»

УДК 76

Бекиева Дж.Э. аспирант,

Институт истории и археологии, Академия наук Туркменистана, Ашхабад, Туркменистан Bekieva J.E.

Postgraduate student, Institute of History and Archeology, Academy of Sciences of Turkmenistan, Ashgabat, Turkmenistan E-mail: Asd_asd_53@mail.ru

Туркменская графика первой половины ХХ века Turkmen graphics of the first half of the twentieth century

Аннотация: В статье представлено развитие туркменской национальной графики в первую воловину ХХ века. Рассматривается роль графики как искусства в целом, рост отдельных видов графики в различных десятилетиях данного периода.

Abstract: The article presented the development of the Turkmen national graphics in the first half of the twentieth century. The role of graphics as an art considered in general, in decades of this period development of certain types of graphics.

Ключевые слова: туркменская графика; искусство; Туркменистан; плакат; книжная графика; туркменское искусство.

Keywords: Turkmen graphics; art; Turkmenistan; poster; book graphics; Turkmen art.

В сокровищницу мировой культуры туркменский народ внес различные виды изделий декоративно-прикладного искусства [3, c. 15] и несомненно, туркменская графика — представлена в самых интересных и самобытных подходах своей реализации.

Сам путь туркменской графики начинается в 20 гг. ХХ века, года в Туркменистане открывается Ударная Школа искусств Востока. «Начало

прошлого века ознаменовано бурным ростом всех видов изобразительного искусства — живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного, театрально-декоративного искусства» [1, с 6]. В 20-30 гг. особо развивается станковая, газетно-журнальная, книжная графика и плакат. Причем плакат интересует множество живописцев: А.П. Владычук, О.Ф. Мизгирева,

A.А. Карелин, И.А. Герасимов, Н.И. Костенко, Р.М. Мазель, В.А. Никонов, Г. Тураев В этот период активно работают графики Н.П. Щепов, И. Герасимов,

B.Я. Демиденков, Н.И. Костенко, О.Ф. Понаморев, Е.Ф. Клемм, И. Юон и др.

Две основные тенденции характеризуют станковую графику 20х гг. ХХ века. Первая — демонстрирует изображаемый сюжет отвлеченно, вторая раскрывает натуру реалистично, точно, с деталями. Первая линия графики прослеживается в творчестве одного из руководителей Ударной школы искусств Востока Р. Мазеля, а так же в работах Р. Папэ, Е. Скоблиной (Бегляровой). Вторая пронизывает графические произведения Б. Нурали,

C. Беглярова, Н. Щапова. Тесно переплетаясь, эти два течения характеризуют творчество Н. Костенко. Станковая графика, являясь частью газетно-журнальной графикой, не ограничивалась лишь этим направлением. Различные художники, например, Н.Костенко, иллюстрируя журналы и газеты, работал творчески и с другими графическими техниками — гравюра и офорт. График тщательно продумывал фактуру гравюр, совмещал с поэтичностью и выразительностью языка, подлинностью представляемых событий. Сами гравюры были не больших размеров («Танец белуджей» 5,5х8 см). Автор умело играет малым пространством, где изображаются одно фигурные композиции («Продавец роз», «Ковровщицы») и многофигурные сцены («Танец белуджей»).

В 20-40 гг. ХХ изменился подход графиков в представлении изображаемых событий, происходит переориентация основных тенденций. Изменился подход графики к отображению явлений окружающего мира. Пассивность восприятия сменилась на реально-документальную трактовку событий.

В годы войны 1941-1945 гг. плакат имел огромную силу. Авторами плакатов были и живописцы и графики: Е.М. Адамова, С.Н. Бегляров, И.Я. Гинзбург, М. Данешвар, Ю.П. Данешвар, Д.А. Ивченко, К.Г. Матвеев, И.И. Черинько, находящийся в эвакуации известные мастера графики Р.Ф. Мельничук и Т.Н. Нелингер.

Кроме того, растет интерес у художников к сатирической карикатуре, пейзажу и фронтовым зарисовкам. Развитие книжной иллюстрации в годы войны 1941-1945 гг. на протяжении всего этапа не было лишено противоречий.

Художники игнорировали богатые народные традиции восточной миниатюры даже при оформлении классических дестанов («Зохре и Тахир», 1943 г.; К.А. Магруппи «Юсуп и Ахмед», 1944 г.). Исключение составляют иллюстрации к дестану Молланепеса «Зохра и Тахир», над которыми работал И.И.Черненко в 1940г. Особенно тщательно выполнены иллюстрации к сценам «Свидание Тахира и Зохре в саду», «Возвращение Тахира». Длительная работа художника с натурой проявилась в достоверной передаче жестов, поз, настроения, переживаемого героями. Сама графическая манера художника -близкая лирическому характеру дестана — оказалась наиболее органичной для иллюстрирования данного произведения.

Очевидна эволюция художников от фабульности, описательности к более цельному и глубокому прочтению литературного текста. Однако книги, оформленные А.А. Карелиным и Н.И. Костенко, по художественным достоинствам во многом превосходят издания последующих десятилетий. Но значительный интерес вызывают иллюстрации Г.Ф. Бабикова. Глубокое знание художника быта, уклада туркменского народа обусловило правдивость графического изображения Г.Ф. Бабикова отдельных сцен, жизненность поз, жестов. Изображая людей, слушающих бахши, сражение двух всадников, прикованного к стене всадника, Г. Бабиков часто иллюстрировал книги издательства «Туркменистан» («Народные шахиры Туркменистана, 1948 г.»; Зелили «Отчизна моя», 1948 г.; П. Скасырев «Туркменская земля» 1950 г. и др.).

Тема войны рефреном отразилась и в графических работах художников послевоенных лет. Плакаты Г.А. Григорьева «Мир сильнее войны», Х. Чурлибаева «Конец», С. Брагина «Вечная память жертвам фашизма»; станковые произведения Г.Ф. Бабикова и др., напоминая о войне, утверждали поступь мирного времени. Туркменский народ самоотверженно включился в восстановление народного хозяйства, в решение важных социально экономических и культурных задач.

Графика послевоенных лет отразила иные задачи, стоящие перед искусством. Для поднятия профессионального уровня художников, расширения кругозора художников были организованы студии рисунка. В туркменской графике наблюдается изменения в соотношении видов и жанров. Послевоенный плакат, ввиду развития теории «бесконфликтности» утрачивает свойственные ему ранее активность и боеспособность позиции. Для начала 50-х гг. характерен застой всей туркменской графики, не только плаката. Многие художники стаи работать в живописной манере. Это обуславливалось слабой материальной базой и редкими командировками для работы с натурой. Графика в этот период представлена лишь портретным жанром. Тем не менее, на выставках экспонировались акварельные графические работы, например, Г.Я. Бруснецова, карикатуры Л.Е. Ельковича. Живописец Г.И. Коллояров пишет тонкие акварели «Сирень», «В гостях у деда», «За долги». К ярким примерам книжной графики можно отнести иллюстрации И.И. Пойды к роману Б. Кербабаева «Решающий шаг», характеризующиеся своей целостностью и законченностью; красочные иллюстрации к туркменским сказкам А.В. Смекалина.

К концу 50-х гг. ХХ века разрыв между графикой и живописью был почти ликвидирован. На ведущие позиции выходит станковая графика. Изменения происходят и в ее жанровой структуре - выделяется пейзаж (Г.И. Колояров, Ю.Д. Новиков, П.Ф. Знаменщиков). Появляются первые офорты В.М. Когдина («Махтымкули»), П.Ф. Знаменщикова («О Каракумском канале», «На строительстве Каракумского канала», «Водосброс», «Зима»), пронизанные

тонким лиризмом его линогравюры, выполненные в 1959г. («Вечер», «Огни пустыни», «Утро на Каракумском канале»). В станковой графике особенно развивается портретный жанр. Художники запечатлевают национальные типы, красочность одеяний, бытовой уклад. Развитие плаката тормозила полиграфическая база. В этот период мало внимания уделяется детской книжной графике и оформлению книг в целом. Лишь к концу 50-х гг. ХХ оживляется работа книжной графики: цикл иллюстраций к поэме Ч. Аширова «Конец кровавого водораздела» (1957), иллюстрации в технике ксилографии Е. Бургункера к этому же роману.

В этот период иллюстраторы пересматривают свое отношение к книге в целом, меняются приемы ее украшения [2, 53]. Так, изменился язык не больших заставок и концовок, сопровождающих текст. Постепенно иллюстрация становится самостоятельным видом графики, освобождаясь от этнографизма и условности изображения.

Список литературы

1. Атаев М. «Сборник туркменского изобразительного искусства» — «ЛитРес: Самиздат, — 2018.

2. Трухачева Л.А. «Туркменская графика на пути к зрелости». Ашхабад — Ылым, —1987.

3. Berdimuhamedow ^ Тигктеп medeшyeti. — А§;аЬа^ Тигктеп d6wlet пе^г^ §;иПи;у, — 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.