Научная статья на тему 'ГРАФИКА В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ТУРКМЕНСКИХ И БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ)'

ГРАФИКА В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ТУРКМЕНСКИХ И БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ТУРКМЕНСКОЕ ИСКУССТВО / ПЛАКАТ / ГРАВЮРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурбадова Тавус Амангельдыевна, Бекиева Джерен Эсенмухаммедовна

В статье рассмотрены работы туркменских и белорусских графиков периода ВОВ. Изучено построение композиции пейзажного жанра, зарисовок, плаката, эстампа и акварельных работ художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Нурбадова Тавус Амангельдыевна, Бекиева Джерен Эсенмухаммедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАФИКА В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ТУРКМЕНСКИХ И БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ГРАФИКА В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ТУРКМЕНСКИХ И БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ) Нурбадова Т.А.1, Бекиева Д.Э.2

1Нурбадова Тавус Амангельдыевна - главный специалист;

2Бекиева Джерен Эсенмухаммедовна - аспирант, Институт истории и археологии Академия наук Туркменистана, г. Ашхабад, Туркменистан

Аннотация: в статье рассмотрены работы туркменских и белорусских графиков периода ВОВ. Изучено построение композиции пейзажного жанра, зарисовок, плаката, эстампа и акварельных работ художников.

Ключевые слова: графика, туркменское искусство, плакат, гравюра.

ХХ век был ознаменован невероятным скачком развития многих видов изобразительных искусств. Художники применяли всевозможные материалы, приемы для реализации своих творческих замыслов. В сокровищницу мировой культуры туркменский народ внес различные виды изделий декоративно-прикладного искусства [1], а также графики, котороя является одним из самых демократических видов изобразительного искусства. Современное графическое искусство подразделяется на четыре основных группы: станковая графика, книжная графика, плакат, прикладная графика.

Структура графики как искусства базируется в основном на таких составляющих, как познание жизни, оценка ее, отражение в художественных образах и т.д., т.е. «графика - это сфера большого разнообразия, но в пределах единого» [2].

Одним из существенных и характерным признаком графики, как искусства, необходимо считать простоту и лаконизм изображаемых предметов. Это объясняется тем, что перед графикой стоит задача при помощи свойств материалов раскрыть весь спектр замысла художника. Это является основным преимуществом графики перед другими видами изобразительного искусства: ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения. Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым и самым массовым видом изобразительного искусства.

Именно благодаря этим своим свойствам графика одной из первых отреагировала на события 1941-1945 гг. «Функция искусства как документа истории в той или иной степени может осуществляться всегда. Но в период войны, когда исторический процесс был в высшей мере ощутим, т.к. как от событий сегодняшнего дня завесила судьба народов, эта функция стала одной из ведущих» [3].

Особенно стремительно в этот период развивается плакат. В художественном отношении плакаты неравноценны. Но при различии профессионального уровня плаката, иногда и при прямом цитировании чужих приемов, мыслей, неубедительности образного воплощения, чрезмерной подробности деталей плакаты достоверно раскрывали характерность ситуации, правдиво рисовали типы, точно и наглядно доносили авторскую мысль, умелым введением гротеска, гиперболы, утрирования, вызывали эмоциональное переживание у зрителя.

Значительное место в творчестве Белорусских графиков, таких как В. Суховерхова, С. Романова, М. Обрыньба, Н. Гутиева, Г. Бржозовского, Л. Бойко, С. Ли, С. Каткова, И. Тихонова занимали бытовые зарисовки, портреты партизан и воинов. Рисунки выполнены на основе натуральных впечатлений, лаконичны и выразительны и

эмоционально искренни. Например, автопортрет Н. Тарасикова (1944) передает решительность солдата, который твёрдо верит в победу. При этом в работе чувствуется мягкость, достигаемая, определенно, и благодаря материалу, в котором выполнена работа -уголь. Композиция С. Романова «Мать» (1944) остро передает момент напряженной печали. Умело компонуя композицию на плоскости листа, график создает впечатление события, остановленного художником лишь мгновение назад.

Никогда еще пейзажный жанр Беларуси не был наделен таким напряженным лиризмом, как в военные годы. «Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика» [4]. Так, работа, выполненная гуашью А. Тычиной «На Полесье» (1941), простыми и выразительными средствами передаёт драматизм и суровость событий.

Несмотря на то, что эстамповая станковая графика замедлила свой рост, многие художники создают гравюры. Интересна цветная линогравюра Е. Красовского «Земля» (1943). График тщательно разработал фактуру гравюры, сочетая поэтичность и выразительность изобразительно языка с достоверностью изображаемых событий.

В Туркменистане в это время бурно развивается плакат, важной темой которого было единство фронта и тыла. Над ним работали Е.М. Адамова, С.Н. Бегляров, И.Я. Гинзбург, М. Данешвар, Ю.П. Данешвар, Д.А. Ивченко, К.Г. Матвеев, И.И. Черинько, находящийся в эвакуации известные мастера графики Р.Ф. Мельничук и Т.Н. Нелингер. Ведь «...способность графики говорить языком понятий достигается не за счет пренебрежения способностью видеть, но само видение эволюционирует в сторону понятийности и наталкивает на графический метод изображения» [5].

Так же, как в искусстве Беларуси, делались многочисленные фронтовые зарисовки. Например, художник В.Н. Заичкин автор акварельных графических работ, сделанных на основе натурных впечатлений: «Виселица», «Набат», «После отступления немцев», «Фронтовой концерт», «В окопе», «На командном пункте». Кроме того художник делает карандашные зарисовки портретов воинов. Такие же «быстрые» графические портреты на фронте рисовал Г.Ф. Бабиков. Он запечатлел в карандашном рисунке, акварельных работах, тушью и пером сцены атак, боевых сражений. Ряд других рисунков составил серию «По дорогам войны». Тут изображена вся боль и скорбь войны: сожжённые деревни, осиротевшие дети, повешенные немцами люди. Рисунки выполнены на основе натуральных впечатлений, лаконичны и выразительны, эмоционально искренни.

Таким образом, можно смело говорить, что несмотря на то, что Туркменистан в годы войны 1941 -1945 гг. находился в тылу, туркменские художники бросили все свои силы и мощь изобразительного языка на поднятие патриотического духа и призыв к действию. Графики Беларуси, находящиеся в самом эпицентре суровых событий, создавали бесценные произведения, находящие отклик в сердцах своих и наших современников. Тема войны объединила такие разные на первый взгляд художественные подходы графиков Беларуси и Туркменистана, сделав ее родственной и понятной для любого зрителя.

Список литературы

1. Бердымухаммедов Г. Туркменская культура. Ашхабад: Туркменское государственное издательство, 2015. С. 15 (на туркменском языке).

2. Барциц Р.Ч. «Художественная графика. Введение в методику преподавания». Монография. М., 2016. С. 23.

3. РозановаН.Н. «Советская гравюра». М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 641.

4. Звонцов В.М. «Основы понимания графики». М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. С. 24.

5. Дмитриева И.А. «Изображение и слово». М. 1962. С. 289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.