УДК 74
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.243-246
КУЛИКОВА Мария Константиновна, заведующая кафедрой искусства текстиля и орнамента
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕЧАТНОГО РИСУНКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ-ХУДОЖНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ГРАФИКИ
Характер изображения текстильного рисунка теснейшим образом связан со спецификой технологии производства, и это во многом определяет некоторые приёмы и виды его графической организации. Текстильная графика непрерывно обогащается новыми приёмами. Кое-что было заимствовано и попало в эту область из станковой графики, декоративно-оформительского искусства, дизайна. В данной статье рассмотрены отдельные технические приемы создания изображения печатного рисунка в процессе изучения развития художественного вкуса студентов- художников средствами текстильной графики. Живописный эффект может быть получен за счет пространственного (аддитивного) смешения цветов. Этот прием нашел отражение в живописи художников-пуантилистов. Живописные достоинства их произведений объясняются использованием различного цвета мазков (в основном чистых по цветовому тону), которые создавали своеобразную вибрацию цвета. Однако палитра художников-живописцев была неограниченной, а студент-художник располагает весьма ограниченным числом красок. Для создания рисунков пуантилистического характера необходимо тщательно отобрать 3-4 цвета достаточной насыщенности (но не дополнительных, во избежание ахроматического эффекта). Разработка рисунка может вестись точками, мазками, штрихами. Изменение цвета происходит не только от влияния соседних тонов, но и от величины, формы пятна и расстояния между ними. Главное условие рисунка, выполненного в пуантилистическом приеме, -общий, ведущий цветовой тон, то есть преобладание определенного цвета или цветосочетаний. Не последнюю роль в них играет цвет фона, так как он активно влияет на отдельные цветовые сочетания.
Как видно из вышеизложенного, технические приемы создания изображения печатного рисунка текстильной композиции могут быть переданы самыми разнообразными средствами: графическими, живописными, представляя собой сложнейшую взаимосвязь их сочетаний. Но при всей оригинальности художественной идеи ясность и лаконичность графическим приемов, тщательная продуманность в отборе выразительных средств всегда будут являться развитием художественного вкуса студентов-художников в создании изображения печатного рисунка.
Ключевые слова: печатный рисунок; художественный вкус; текстильная графика; методы графического изображения.
KULIKOVA Maria Konstantinovna, Head of the Chair for Textile Arts and Ornaments
THE TECHNIQUES FOR CREATING IMAGES OF PRINT PATTERNS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC TASTES OF STUDENTS-PAINTERS BY MEANS OF TEXTILE GRAPHICS
The character of textile images is closely linked with the specifics of the production technology and this largely determines some of the techniques and types of graphic organization. The textile graphics is continuously enriched with new techniques. Some of them were borrowed from easel graphic art, decorative art, design. This article describes some techniques used to create the images of print patterns in the process of studying the development of artistic taste of art students by means of textile graphics. The scenic effect may be obtained by spatial (additive) mixing of colors. This technique is reflected in the paintings of artists-pointillists. The picturesque effect of their works is explained by using different color strokes (mostly of pure hues), which created the effect of vibration of colors. However, the palette of painters was unlimited, and students-painters have usually a very limited number of colors. To create drawings of pointillistic nature, it is necessary to select carefully 3 - 4 saturated colors (but not additive ones to avoid achromatic effect). Patterns may be developed by dots, strokes, touches. The color change may be influenced not only by the neighboring tones, but also by the size, shape of spots and the distance between them. The main feature of drawings executed in pointillist technique is the general leading color shade, i.e. the prevalence of certain colors or combination of colors. The background color is not of less importance, because it actively effects the color combinations.
As it can be seen, the techniques for creating image print patterns, textile compositions may be made by a variety of methods: graphical, pictorial, with a complex interconnection of their combinations. But with all originality of the artistic idea, clarity and conciseness of graphic techniques, careful reasoning of the selection of methods of expression will always enhance the development of artistic taste of art students in creating the images of print patterns.
Keywords: print pattern; artistic taste; textile graphics; methods of graphical images.
Студенты - художники по текстильному рисунку выпускают и создают изображения с печатным рисунком, которые, в свою очередь, влияют на развитие художественного вкуса изобразительного искусства в целом, дизайна и др. Практически во всех областях искусства сегодня наблюдается всевозможное применение технических приемов, использование всевозможных инородных материалов, компьютерных программ, то есть всего того, что в значительной степени обогащает выразительность языка искусства текстильной графики. Не является исключением в этом смысле и область художественного проектирования текстильного рисунка, где все в большей степени работа художника выходит за рамки ручного труда.
Все более технизируются как методы графического изображения, так и способы их воспроизведения на текстильных материалах. Глубокое воздействие на преобразование арсенала художественных средств оказывают достижения науки и техники: внедрение
Характер изображения текстильного рисунка теснейшим образом связан со спецификой технологии производства, и это во многом определяет некоторые приёмы и виды его графической организации. Текстильная графика непрерывно обогащается новыми приёмами. Кое-что было заимствовано и попало в эту область из станковой графики, декоративно-оформительского искусства, дизайна. Студенты - художники по текстильному рисунку выпускают и создают изображения с печатным рисунком, которые, в свою очередь, влияют на развитие художественного вкуса и изобразительного искусства в целом, дизайна и др. Практически во всех областях искусства сегодня наблюдается всевозможное применение технических приемов, использование всевозможных инородных материалов, компьютерных программ, то есть всего того, что в значительной степени обогащает выразительность языка искусства текстильной графики. Не является исключением в этом смысле и область художественного проектирования текстильного рисунка, где все в большей степени работа художника выходит за рамки ручного труда.
Все более технизируются как методы графического изображения, так и способы их воспроизведения на текстильных материалах. Глубокое воздействие на преобразование арсенала художественных средств оказывают достижения науки и техники: внедрение
Технические приемы создания изображения печатного рисунка на ткани являются необходимым предметов изучения студентами-художниками в университете. История развития художественного вкуса в обществе не оставалась неизменной, застывшей формой, а постоянно совершенствовалась в приемах художественного оформления. Орнаментации тканей накопила огромный опыт использования графических средств изображения в текстильном рисунке.
Художественный образ произведения искусства создается определенной системой приемов и средств выразительности. «Совокупность элементов формы, или, другими словами, изобразительно-выразительных средств данного вида искусства, называют иначе его языком» [1, с.138].
Раскрыть художественные возможности в языке живописи и графике студента-художника - это значит овладеть профессиональной грамотностью, а творчество всегда требует свободного владения языком данного жанра искусства.
Художественно-графическое изображение текстильного орнамента является особой областью текстильной графики, имеющей свои цели и свою специфику. Постоянный приток в эту область новых методов и технических приемов способствует созданию достаточно устойчивого и определенного художественно-графического «языка».
В качестве изобразительных средств художник использует линию, пятно, их сочетания и цвет. В его практике они применяются на всех этапах работы, начиная с чернового рабочего эскиза и кончая чистовым вариантом, и, по существу, этими средствами он передает всю красоту окружающего мира, т.к. возможности их художественной выразительности беспредельны.
Линия - одно из важнейших графических средств текстильного рисунка. Линеарные узоры широко применялись в текстиле с незапамятных времен. В русской набойке с помощью линии рисовали различные по характеру мотивы: цветы, растения, животных. Практически любое линеарное изображение воспроизводимо на ткани. Линия как художественное средство принимает самое активное участие в создании пластического характера рисунка. Она может быть самостоятельным элементом композиции (полоса, клетка), а также участвовать в создании формы в качестве основного элемента композиции. Линеарные изображения всегда внешне просты, но имеют свои преимущества. Они всегда отличаются лаконизмом, обобщенностью, отсутствием отвлекающих эффектов. Линия служит не только изображению формы, но и ее выражению, поэтому она не только рациональна, но эмоциональна, так как способна выявить чувства и переживания художника. Линия может быть «свободной», «сухой», «живой». Ее можно очень тонко варьировать за счет различной толщины - от тончайших паутинных до каркасных и толстых. В текстильном рисунке линия в большинстве случаев играет роль контура, но может принимать участие во внутренней разработке орнаментальной формы. Линеарная графика -всегда чрезвычайно сложная и ответственная техника.
Неумелое обращение с ней может привести либо к чрезмерной сухости рисунка, либо к невыразительной «проволочности» изображения.
Линия может присутствовать в рисунке в виде штриха, с помощью которого разрабатывается фактура фона или элементов орнамента. Штриховка может быть различной: выполненная линиями параллельными, перекрещивающимися, может быть частой или редкой, одинаковой по толщине или разной. С помощью штрихования возможно накладывать цвет на цвет для создания дополнительных цветовых эффектов.
Если линия организует форму, определяет ее границы, то штрих в большей степени передает «движение». Если композиционное решение построено на линиях, то главным условием
становится их характер, чередование. Важным в решении линеарной композиции всегда является достаточный светлотный или цветовой контраст, усиливающий выразительность рисунка. Линеарное решение в текстильном рисунке используется при печати по белым и светлым фонам, так и в вытравном рисунке (печать по цветным фонам). Рисунки линеарного характера эффектно смотрятся на тканях с выразительной фактурой либо на тканях с блестящей поверхностью (атлас, крепдешин, сатин, репс).
Пятновое, или силуэтное, решение используется с целью создания многоцветного рисунка. Пятно может быть различного масштаба - от точки до больших участков фона. Пятновое решение требует внимательного отношения к форме пятна, его силуэту. Очень важным является взаимодействие пятна с фоном, как в отношении пропорций, так и по цвету. Силуэтное решение композиций всегда диктует художнику: что будет главным в нем - фон или форма, так как только в этом случае можно добиться ясности и цельности композиции. Работы студентов-художников, выполненные по растительным мотивам, силуэтного решения, позволяют сделать вывод, что это один из наиболее простых способов перехода от натурной и изобразительной трактовки форм к плоскостной, условной, декоративной, как к наиболее выразительной и орнаментальной. Такое решение обязывает художника к максимальному обобщению, лаконичности, выявлению главного ведущего мотива или группы мотивов.
Силуэт может быть выявлен как с помощью светлотного, так и цветового контраста и не только с помощью одного какого-либо цвета, а с использованием нескольких цветов, решая их при этом близко по светлоте или насыщенности. Подобное решение текстильного рисунка встречается довольно часто, в особенности, если по ряду технологических причин на некоторых тканях невозможно воспроизвести изящный линеарный рисунок (фланель, бумазея, вельвет, бархат и пр.). Рисунки пятнового характера эффектно смотрятся на тканях с блестящей или интересной фактурой (креп-марокен, креп-сатин) или очень тонких и прозрачных (креп-шифон, вуаль, маркизет).
Большинство графических решений в текстильном рисунке основывается на различных сочетаниях линии и пятна.
Рассмотрим некоторые из них:
а) форма мотива решается с помощью линий, фон решается пятном;
б) форма мотива решается силуэтно с помощью пятна, фон решается линиями одинаковой или разной толщины;
в) пятновое решение в сочетании с контуром.
Текстильная композиция - это плоскостная композиция. Студент-художник должен уметь решать любое изображение в плоскости, то есть лишить его иллюзорности, простран-ственности. Одним из путей является введение в рисунок контура. Контур может, очерчивая мотив, все его формы и элементы, быть выполнен линией одинаковой или разной толщины. Как правило, любую зарисовку он делает более орнаментальной и декоративной. Немаловажно при этом его цветовое решение, которое не должно быть вялым, а скорее строиться по принципу светлотного или цветового контраста.
В другом случае контур может стать «рисующим», то есть выполнять роль каркаса рисунка, собирать его воедино, прорисовывая при этом формы орнамента и объединяя колорит. Если рисунок многоцветный, то наличие контура облегчает задачу колорирования (при механической печати). При использовании цветного контура нельзя забывать о влиянии его на остальные цвета рисунка, так как он может вступать с ними во взаимодействие по законам оптического смешения. Важно также учитывать степень заполнения рисунка контуром и пропорции цветовых площадей. При использовании цветного контура достаточно использовать 3-4 цвета, чтобы добиться интересных цветовых эффектов. Этот прием с успехом применяется в рисунках самого различного характера. Прием оконтуривания может быть использован при любом способе печати. Механический дает линию более «сухую», фотофильмпечать позволяет получить ее более свободную и живописную. Разновидностью цветного контура является белый контур. Введение его в рисунок часто вызывается технологической необходимостью, с целью облегчения воспроизведения рисунка при прямой печати. Наличие белого контура облегчает задачу трафления рисунка при печати (точное соединение плоскостей цвета и линий по рисунку). Использование белого контура требует максимальной насыщенности всех цветов композиции, так как при смешивании белого цвета с остальными цветами последние несколько обесцвечиваются и делаются холоднее.
Работая одновременно линией и пятном, необходимо отдавать предпочтение чему-то одному. Чаще всего пятно - это цветовая подкладка, а линия превращается в одноцветный или многоцветный графический орнамент.
Не менее распространено светотеневое решение рисунка, которое используется для получения акварельного эффекта, то есть изменения цвета по светлоте, плавного перехода
одного цвета в другой, а также для получения определенного объема форм (при сохранении общего плоскостного решения рисунка). Светотеневой эффект может быть получен при помощи мелких точек «пико» или растра в виде штрихов или сетки, которые наносятся на поверхность печатного вала. Благодаря разной глубине гравюры можно изменять количество краски, наносимой с вала на ткань, и получить за один проход растяжку цвета по светлоте.
Акварельный эффект может быть получен за счет использования трех цветов, путем накладывания одного цвета на другой при помощи «пико». Этот принцип положен в основу трехцветной печати.
Живописный эффект может быть получен за счет пространственного (аддитивного) смешения цветов. Этот прием нашел отражение в живописи художников-пуантилистов. Живописные достоинства их произведений объясняются использованием различного цвета мазков (в основном чистых по цветовому тону), которые создавали своеобразную вибрацию цвета. Однако палитра художников-живописцев была неограниченной, а студент-художник располагает весьма ограниченным числом красок. Для создания рисунков пуантилистического характера необходимо тщательно отобрать 3-4 цвета достаточной насыщенности (но не дополнительных, во избежание ахроматического эффекта). Разработка рисунка может вестись точками, мазками, штрихами. Изменение цвета происходит не только от влияния соседних тонов, но и от величины, формы пятна и расстояния между ними. Главное условие рисунка, выполненного в пуанти-листическом приеме - общий, ведущий цветовой тон, то есть преобладание определенного цвета или цветосочетаний. Не последнюю роль в них играет цвет фона, так как он активно влияет на отдельные цветовые сочетания.
Как видно из вышеизложенного, технические приемы создания изображения печатного рисунка текстильной композиции могут быть переданы самыми разнообразными средствами: графическими, живописными, представляя собой сложнейшую взаимосвязь их сочетаний.
Но при всей оригинальности художественной идеи, ясность и лаконичность графических приемов, тщательная продуманность в отборе выразительных средств всегда будет являться развитием художественного вкуса студентов-художников в создании изображения печатного рисунка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Апполон. Терминологический словарь. - М.: 1997.
2. Марксистско-ленинская эстетика. - М.: Искусство, 1966. - С.138.
REFERENCES
1. Apollo. Terminological dictionary. [Terminologicheskij slovar']. Moscow: 1997.
2. Marxist-Leninist aesthetics. [Marksistsko-leninskaja jestetika]. Moscow: Iskusstvo, 1966, p. 138.
Информация об авторе Information about the author
Куликова Мария Константиновна, заведующая Kulikova Maria Konstantinovna, Head of the
кафедрой Искусства текстиля и орнамента, Chair for Textile Arts and Ornaments, Moscow
Московский университет дизайна и техноло- University of Technologies and Design,
гии, Москва, Россия Moscow city, Russia
[email protected] [email protected]
Получена: 05.05.2015 Received: 05.05.2015