УДК 76.02
ББК 85.15
К 30
Кауненко Н.В.
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, [email protected]
Рисунок и техника печатной графики
(Рецензирована)
Аннотация.
Рассматривается последовательность и закономерность исторического развития рисунка и его влияние на творческий процесс в работе над эстампом от основ графического изображения к печатной форме. Печатная графика представляется как особое проявление творческого потенциала профессионального художника, предлагаются новые подходы в работе, применение современных материалов. Целью является установление связи рисунка как изобразительной графической основы для создания творческих работ с техникой печатной станковой графики. Актуальность исследования состоит в определении закономерности исторического развития рисунка, его влияния на новые подходы в работе с эстампом и применением современных материалов, способствующих расширению творческого диапазона художника. Установлено, что методы познания новых печатных графических технологий в сочетании с глубокими знаниями рисунка отражают не только новые типы мышления, но и новые способы взаимоотношений художника и зрителя.
Ключевые слова:
рисунок, печатная графика, станковая графика, эстамп
Kaunenko N.V.
Kuban State University, Department of Graphics, Krasnodar, Russia, mart4550@
yandex.ru
Drawing and printing techniques
Abstract.
The article dwells on the course of the development and the main trends of the historical evolution of drawing and its influence on the creative process of printmaking, from the very basics of the graphic image to the printed form. Printed graphics is presented as a special way of manifesting the creative potential of a professional artist, new approaches to work and the use of modern materials are suggested. The aim of the work is to establish the connection between the drawing which is the pictorial graphic basis in the creative work with the technique of printed easel graphic works. The relevance of the research is to determine the regularity of the historical development of the drawing, its influence on new approaches to working with the print and the use of modern materials that contribute to the expansion of the artist's creative range. The cognition methods of new printing graphic technologies, combined with the deep knowledge of drawing coinage reflect not only new types of thinking, but also new ways of the relationship between the artist and the viewer.
Keywords:
drawing, printed graphics, easel graphics, printmaking
Безусловно рисунок - важнейшая и определяющая часть любого творческого процесса в изобразительном искусстве. Его художественная ценность не представляется без предшествующей длительной практики и глубокого осмысления.
Термин «графика» долгое время не применялся по отношению к рисунку, а означал только каллиграфию и рукописные тексты. По мере увеличения грамотности среди населения потребность в копировании книг и изображений постоянно возрастала и привела к возникновению простейших печатных технологий.
Гравирование по металлу первоначально было лишь подсобным средством ювелиров, вырезавших на металлических предметах всевозможные узоры и вензеля, для повторения которых гравер накатывал на них краску и делал оттиск на бумаге. Мысль о том, чтобы специально вырезать рисунок для тиражирования, пришла итальянским художникам в XV веке [1]. Появившиеся требования к промышленному рисунку были определённые и заключались в понятности и четкости линейного изображения.
Начиная с эпохи Возрождения изменилось общее отношение к рисунку. При появлении таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других, стала складываться основа современного реалистического изображения. В это время был создан аппарат перспективы, появились первые труды на основе изучения анатомии человека и животных. К сожалению, до Леонардо да Винчи рисунки на бумаге или пергаменте практически не сохранились, что, по мнению учёных, говорит о расцвете в те времена настенной живописи. Художниками такие изображения практически не использовались, так как подготовительная работа выполнялась сразу на стене.
Великими мастерами итальянского Возрождения были разработаны техники рисунка, получившие развитие в двух направлениях: линейном и тональном. Такие мастера флорентийского круга, как Ми-келанджело, Леонардо и другие, предпочитали вести работу в строгой линейно-пластической манере, а художники из Венеции (Тициан, Веронезе и Тинторетто) рисовали в так называемом живописном стиле, применяя эффект пятна. Особого внимания заслуживают рисунки Альбрехта Дюрера, известного мастера немецкого Возрождения XVI века. Графические рисунки Дюрера выделяются особой четкостью, выразительностью, логикой в штрихе и линии. В это время получает распространение ксилография (гравюра на дереве), как наиболее доступный материал, но тем не менее позволяющий выполнить небольшой тираж.
Графическое изображение книжных иллюстраций часто выходит за пределы книги и уже начинает жить самостоятельной жизнью. Копирование рисунка занимает достаточно много времени и некоторые наработанные технологии, используемые в производстве, начинают применяться художниками. Интерес к графическим печатным изображениям проявлялся пропорционально качеству выполненной работы, поэтому художник был вынужден оттачивать своё мастерство рисовальщика и резчика печатных форм. Далее изготовлением печатных форм занимались мастера-резчики, виртуозно владевшие инструментом, а художники создавали рисунки сюжетных композиций.
Постепенно стало появляться понимание значимости рисунка, и он уже стал восприниматься основой всех изобразительных видов искусств.
История академического рисунка в России начинается со 2-й
половины XVIII века с появлением в Петербургской Академии художеств преподавателей А. Лосенко, Г. Угрюмова, А. Иванова и К. Брюллова. Эти великие художники сами являлись талантливыми рисовальщиками, в своё время окончившими академию. Русский рисунок, в отличие от европейского, отличался особым «трепетным» отношением к линии, строгостью формы, точностью пропорций и высочайшей техникой. В этот период печатная графика переживает очередной подъём, расширяются её возможности, появляются более совершенные для того времени печатные приспособления и станки.
Дальнейшее продвижение рисунка связано с П. Чистяковым, учителем И. Репина, В. Васнецовым, В. Суриковым, В. Поленовым, В. Серовым, М. Врубелем и многими другими талантливыми художниками. В конце XIX и начале XX века эти художники определили совершенство техники как главную составляющую любого художественного произведения. Практически все они пробовали себя в печатных видах станковой графики, где добились определённых успехов.
Понятие «печатная графика» означает совокупность видов графики, позволяющих тиражировать изображение с помощью станка или другими способами, а также получили широкое распространение печатные виды станковой графики, позволяющие сохранить надолго печатные пластины и использовать их через время. Это привлекало многих художников и позволяло им «раскрыть» в своём творчестве новые направления, обогатив свой художественный опыт и вложив свою лепту в дальнейшее развитие станковой графики.
Графические работы этого периода известны и популярны среди любителей искусства и художников-графиков хорошо продуманной композицией, четкостью линий, раскрытием образов, очень качественным
рисунком и печатью. Особой популярностью пользовались основные виды станковой графики: прежде всего это офорт, литография и ксилография. Выдающийся мастер рисунка, художник Энгр писал: «Чем проще линия, тем больше красоты и силы».
«По назначению различают станковую печатную графику (эстамп), книжную, печатную графику периодических изданий (газета, журнал), прикладную печатную графику и плакат» [2].
Существует три вида печати: 1) высокая, то есть печать с поверхности пластины; 2) глубокая, где изображение проявляется из углублений и штрихов, получившихся в результате обработки металла; 3) плоский вид печати, где печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости и отличаются только физико-химическими свойствами. Печать осуществляется на офортном, прижимном или литографском станке при большом давлении на печатную плоскость [3].
Для офорта используются пластины из меди, цинка, стали или жести. Для нанесения изображения на пластину используются различные техники: 1 - «сухая игла», означающая процарапывание рисунка на поверхности; 2 - травленый штрих, где нанесённый рисунок на покрытую специальным лаком поверхность протравливается различными составами, содержащими кислоты; 3 - различные варианты нанесения рисунка в сочетании техник, применение которых даёт художнику большой диапазон возможностей (акватинта, меццо-тинто, лавис, резерваж и др.).
Литографский оттиск (плоская печать) с виду легок, напоминает рисунок мягким карандашом и тушью на бумаге, что делает его особенно ценным. Но изображение наносится на литографский камень, специально обработанный и подготовленный к печати. Сам процесс печати не прост, требуется использование
литографского станка и опытного мастера-печатника. А техника ксилографии - резцовая техника на твердых сортах дерева, чаще на самшите. Позже этот процесс видоизменился с появлением такого материала, как линолеум, работа с которым стала гораздо проще и доступнее. Эта техника стала называться линогравюрой. Печать осуществляется на прессе либо с помощью баре-на. Каждая из этих техник имеет присущие только ей особенности и ценность.
С течением времени и появлением новых синтетических материалов резцовые виды гравюр и литографий стали разнообразнее. По сути всё, что можно резать, вырезать, углублять, протравливать и использовать в качестве печатной формы, стало применяться в печати.
Каждый художник, так или иначе «пришедший» к печатным графическим техникам, в своём арсенале уже имеет опыт обучения академическому рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству. Эти знания становятся хорошей базой для создания интересных, талантливых произведений.
Изобразительное творчество не любит границ, поэтому техника рисунка может быть бесконечно разнообразной, особенно в комбинациях и с открытием новых изобразительных средств [4]. Продолжая эту мысль, можно сказать о «перетекании» рисунка в различные виды печатной графики, где появляется невероятное многообразие новых выразительных средств и их сочетание с традиционными техниками.
Применение современных материалов в печатной графике подтолкнуло художников к различным экспериментам, что, в свою очередь, помогло создать новые технологии и виды печати, используемые и в настоящее время. Так, в станковой графике стали использоваться картон и бумага для печатных форм: гравюра на картоне и прорезная гравюра. Работа с этими материалами
технически не сложна, но подготовка эскиза, работа над творческим замыслом предполагает хорошую академическую подготовку, знание рисунка и законов композиции. Недостатком может являться недолговечность печатных форм, но, безусловно, определённую оригинальность в подаче они вполне могут обеспечить.
Популярность среди художников-графиков завоевал пластик, имитирующий работу на линолеуме, но отличающийся от него плотностью и манерой работы, а также плотная пластиковая плёнка, работа на которой схожа с техникой «сухая игла». Применяя простые художественные приёмы во время нанесения рисунка на поверхность, можно добиться очень интересных свето-тоновых эффектов. Для нанесения краски используется также поверхность пластика, что позволяет одновременно применять эффект глубокой и высокой печати. Чем плотнее пластик и чем толще плёнка, тем больше увеличивается тираж. Явным преимуществом этих материалов является доступность и простота в использовании.
Кроме того, художниками проводится огромное количество творческих экспериментов, где в роли материалов могут выступать обычные привычные предметы. Так, например, появилось такое понятие, как «домашняя или кухонная литография», где используется обычная фольга, жирный крем и кока-кола, что позволяет заниматься печатной графикой в домашних условиях без применения станков.
Техника коллаграфии, пришедшая к нам из Америки и впервые применённая Гленом Алпс в 50-е годы ХХ века, получила большую популярность среди художников, так как для печатной матрицы могут использоваться самые разные материалы, имеющие фактуру, вплоть до яичной скорлупы. Такой свободный подход к формированию печатной поверхности позволяет
раскрыть весь свой творческий потенциал. Процесс работы в технике коллаграфии примечателен ещё и тем, что каждый следующий оттиск можно уточнять и дополнять путём усложнения печатной поверхности. Глубокое понимание рисунка тут особенно помогает художнику осуществить свой творческий замысел и раскрыть его в полной мере.
Особая прелесть графического произведения - в его тонкой ассоциативной связи с какими-то реальными предметами, а не в их иллюзорном воспроизведении [5].
Предварительный эскиз к будущей работе в процессе печати неизменно обогащается новыми цвето-тоновыми эффектами и фактурами, а простота в использовании, возможность доработки печатной поверхности помогают решить многие творческо-компо-зиционные задачи. Используя различные средства художественной выразительности художник-график может придать одному и тому же изображению различный характер или настроение. Например, изображение ветки дерева в рисунке прерывистой линией нами воспринимается как некоторая незавершенность, либо мягкость и освещенность. А с помощью штриха появляется резкость, четкость и направленность изображения. Линии создают ощущение плавности или динамичности и активности рисунка, что в печати особенно ярко проявляется. «Искусство как форма общественного сознания является субъективной ценностью,
в основе которой художественные ценности, призванные удовлетворять эстетические потребности и запросы человека» [6].
Работая над печатной формой, гравируя пластину или работая в резцовых видах гравюры, необходимо четко представлять, какой эффект проявляется при нанесении штрихов разной длины, толщины или в разных направлениях. Зная и понимая техники рисунка, художник может, используя различные технические средства печати, организовать пространство, выделить центр композиции, расставить акценты.
Вывод может быть только один: нельзя полагаться только на интуитивное представление о творческом процессе в работе с печатной графикой, необходим серьёзный опыт и навыки в академическом рисунке, понимание сути композиции, умение использования пятно, линию. Все произведения искусства создаются для людей и ради людей. Взаимосвязь зрителя и художника существует посредством искусства, то есть художественного произведения, созданного одним человеком для другого. Тонкая грань понимания находится где-то в подсознании, но визуальное восприятие изображённого на бумаге или холсте является толчком к дальнейшему диалогу.
Новые печатные графические технологии в сочетании с глубокими знаниями рисунка отражают не только новые типы мышления, но и новые способы взаимоотношений художника и зрителя.
Примечания:
1. Устрицкая Н.А. Офорт: учеб.-метод. пособие. Краснодар: КубГУ, 2009. 52 с.
2. Мартусенко И.Ю., Саяпина Е.И. Применение инновационных техник литографии в рамках изучения программы «Художественная графика» студентами бакалаврами художественно-графического факультета // Мир науки: Интернет журнал. 2017. Т. 5, № 1. URL: http://mirnauki.com/PDF/46PDMN117.pdf.
3. Харченко А.А. Технология и методология графики: учеб. пособие. Краснодар: КубГУ, 2019. 123 с.
4. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 186 с.
5. Зорин Л.Н. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Астрель, 2004. - 112 с.
6. Евтых С.Ш. Потенциальные возможности арт-рынка в современном социуме // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2020. Вып. 2.
References:
1. Ustritskaya N.A. Etching: a study guide. Krasnodar: KubSU, 2009. 52 pp.
2. Martusenko I.Yu., Sayapina E.I. The use of innovative techniques of lithography in the framework of the study of the program "Artistic Graphics" by bachelor students of the Faculty of Art and Graphics // World of Science: Internet journal. 2017. Vol. 5, No. 1. URL: http://mirnauki.com/PDF/46PDMN117.pdf.
3. Kharchenko A. A. Technology and methodology of graphics: a manual. Krasnodar: KubSU. 2019. 123 pp.
4. Paranyushkin R.V. Drawing technique. 2nd ed. Rostov- on- Don: Phoenix, 2006. 186p.
5. Zorin L.N. Print. Guide to graphic and printing techniques: a amnual. St. Petersburg: Astrel, 2004. 112p.
6. Evtykh S.Sh. Potential opportunities of the art market in modern society/ // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. 2020. Iss. 2.