Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN117.pdf Статья опубликована 06.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Мартусенко И.Ю., Саяпина Е.И. Применение инновационных техник литографии в рамках изучения программы «Художественная графика» студентами-бакалаврами художественно-графического факультета // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 763
Мартусенко Ирина Юрьевна1
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Россия, Краснодар2
Магистрант E-mail: [email protected]
Саяпина Елена Ивановна3
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Россия, Краснодар
Зав. кафедрой «Графики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=671257
Применение инновационных техник литографии в рамках изучения программы «Художественная графика» студентами-бакалаврами художественно-графического факультета
Аннотация. В настоящее время все большую актуальность приобретает необходимость повышения уровня подготовки бакалавров Художественно-графического факультета в области печатной графики. В частности, технике литографии, которая, несомненно, обогащает студента не только как художника, но и как будущего преподавателя, способствует формированию графической культуры, позволяет усвоить особенности графической композиции и развивает творческий подход к работе над графическим листом. В данной статье рассматриваются вопросы успешности освоения бакалаврами направления «Педагогическое образование» художественно-графического факультета техники классической литографии через применение инновационных техник литографии на алюминиевой фольге, дереве и полиэстеровой пленке. Основываясь на опыте современных художников, значительно расширивших диапазон материалов и техник литографии, была разработана программа по изучению классической литографии на камне с использованием новых материалов и техник. Был проведен педагогический эксперимент, который наглядно показал положительное влияние применения инновационных техник на качество освоения классической литографии на камне, развитие умения работать в смешанной технике, формирование навыков в применении различных
1 https://www.facebook.com/irina. garkusha. 1
2 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
3 https://www.facebook.com/sayapina.art
выразительных средств графики. Данные нашего исследования могут применяться в практике преподавателей печатной графики, студентов и художников, занимающихся литографией.
Ключевые слова: эстамп; инновационные техники; литография; литография на камне; печатная графика; полиэстеровая пленка; литография на дереве; тираж; художественная графика
В процессе учебно-творческой деятельности, в мастерской графики, студенты Художественно-графических факультетов (ХГФ) вузов должны получать теоретические знания и практические навыки в работе над созданием графической композиции, знакомиться с традициями и приемами печатной графики.
Одной из изучаемых техник является литография. Но, как правило, студентам удается лишь поверхностно познакомиться с процессом работы над данным видом плоской печати. В дальнейшем полученные знания практически не востребованы в деятельности художника-педагога, из-за невозможности ею заниматься без специального станка и литографских камней. Не происходит усвоения специфических выразительных средств, которые применяются в работе над литографией, выполненные работы имеют очень низкое качество, не только художественное, но и техническое из-за неправильного нанесения рисунка, неумения сочетать различные материалы и приемы в работе над матрицей. Отсутствует движение от простых упражнений к созданию более сложной графической композиции в этой технике. Часто такой подход объясняется трудоемкостью этого вида эстампа, дефицитом литографских камней и дорогостоящих расходных материалов. Чтобы делать какие-либо упражнения по литографии, камень должен пройти довольно длительную обработку, что не всегда представляется возможным.
Но в современной художественной практике уже используются инновационные способы работы над литографией, такие как: литография на фольге, алюминии, дереве, бумаге, пластике, полимерной пленке (полиэстере). Данные техники являются более доступными и в техническом и в материальном плане. Использование этих способов работы позволяет студентам развить навыки работы над литографией на большем профессиональном уровне. Также они смогут применять свой опыт в дальнейшей своей педагогической и творческой деятельности.
Существенной проблемой является то, что в современной отечественной методической литературе отсутствуют рекомендации по работе в инновационных техниках литографии. По классической литографии также очень скупая информация. В основном, тексты носят обзорный и искусствоведческий характер, например, книги таких авторов как Г.А. Миролюбовой, В.В. Гришкова и Н.М. Козыревой.
То небольшое количество текстов, связанное с технологией печати, на данный момент является устарелыми, не связанными с современными материалами. Наиболее содержательная книга П.И. Суворова «Литография. Практическое руководство», переиздавалась последний раз в 1964 году. В диссертации А.И. Мажуга 1989 г. описываются процессы работы на корнпапире, а техники литографии на фанере, бумаге, полимерной пленке, алюминиевой фольге им не рассматривалось. Есть возможность почерпнуть технические новшества в зарубежной литературе, но зачастую материалы, которые авторы рекомендуют применять для работы, в России труднодоступны, требуется адаптация их к нашим условиям, также сказывается плохое знание иностранного языка.
Нами была сформулирована проблема исследования: как влияет изучение инновационных техник литографии студентами ХГФ на их профессиональные навыки в работе
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
над классической литографией на камне в учебных работах по программе «Художественная графика».
Объектом исследования является процесс обучения студентов ХГФ печатной графике по программе «Художественная графика».
Предмет исследования: инновационные техники литографии как средство формирования у студентов ХГФ профессиональных навыков в работе над классической литографией на камне на занятиях по печатной графике.
Также ставилась следующая гипотеза исследования: можно предположить, что выполнение специальных упражнений в техниках инновационной литографии способствует формированию у студентов ХГФ профессиональных навыков в работе над классической литографией на камне.
Целью нашего исследования стало обоснование важности использования заданий в техниках инновационной литографии для формирования у студентов бакалавров ХГФ профессиональных навыков в работе над классической литографией на камне.
Были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ подходов в обучении традиционной технике литографии;
2. Сделать детальный разбор по применению новых технологий в литографии: полиэстеровая пленка, дерево, бумага, алюминиевая фольга;
3. Разработать систему практических заданий для студентов;
4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемых упражнений;
5. Разработать методические рекомендации;
6. Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.
Методы получения данных:
• теоретические: анализ литературы, синтез данных;
• эмпирические: наблюдение за процессом работы над литографией на занятиях по «Художественной графике», сбор и анализ работ студентов в технике литографии, констатирующий эксперимент и оценка результатов.
Методики исследования:
1. Комплекс заданий на использование различных выразительных и технических приемов в литографии на алюминиевой фольге, полимерной пленке и дереве;
2. Задание по созданию хромолитографии на полиэстере и алюминиевой фольге;
3. Итоговая композиция, выполненная на литографском камне с подкладками на полиэстеровой пленке, дереве или алюминиевой фольге;
4. Результаты просмотра по дисциплине «Художественная графика» 3 курса.
Согласно выдвинутой гипотезе о том, что выполнение специальных упражнений в техниках инновационной литографии способствует формированию у студентов-бакалавров ХГФ профессиональных навыков в работе над классической литографией на камне, были проведены констатирующий, формирующий и сравнительно-контрольный эксперименты. На констатирующем этапе эксперимента двум группам 3 курса давалось одинаковое задание: сделать пробы печати на литографском камне с использованием различных материалов и
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
приемов на свободную тему. Студенты были поставлены в равные материально-технические условия. Необходимо было выяснить исходный уровень владения навыками работы в этой технике.
Работы создавались на свободную тему. Для оценки качества полученных оттисков, были разработаны критерии:
• Разнообразие использованных выразительных средств и материалов в пробах печати;
• Навык по работе на литографском камне различными рисующими материалами: тушь, карандаш для литографии, маркеры;
• Умение накатывать краску на камень;
• Четкость полученного оттиска и его чистота.
Больше половины контрольной и экспериментальной групп показали низкий уровень владения профессиональными навыками в работе над литографией на камне. Недостаточность опыта по правильному нанесению рисунка на камень, по разнообразию использованных выразительных средств и накату краски выявились у обеих групп (рис. 1-2). Высокий уровень обнаружился лишь у 12,5% (таблица 1).
Таблица 1
Контрольный этап эксперимента. Задание «Пробы печати на литографском камне» на определение исходного уровня профессиональных навыков студентов
Задание Контрольная группа 8 студентов - 100% Экспериментальная группа 8 студентов - 100%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Пробы печати на литографском камне 62,5% 25% 12,5% 75% 12,5% 12,5%
Составлено авторами
Рисунок 1. Недостаточно хорошо накатана краска, камень сухой (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Мир Науки
Рисунок 2. Слишком влажный камень (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Далее нами был проведен формирующий этап эксперимента: экспериментальная группа занималась по специально разработанной программе по изучению литографии с применением инновационных техник: литография на полиэстере, литография на алюминиевой фольге и на дереве. Контрольная группа занималась по обычной программе.
Формирующий эксперимент состоял из двух блоков: теоретического и практического. Теоретическая подготовка включала в себя обзорную лекцию по истории развития литографии, основную терминологию (автолитография, репродукционная литография, хромолитография, инновационная литография, полиэстер). Были показаны слайды работ художников, работающих в технике литографии. Студенты с интересом воспринимали информацию по современным техникам литографии, ее интеграции в такие направления искусства как инсталляция, книга художника, арт-буки и т.д. Также в завершении лекционного курса студентам были приведены основные источники для дальнейшего самостоятельного ознакомления с тонкостями данной техники.
Практическая часть эксперимента началась с работы над пробами печати на полиэстеровой пленке, которая позволила студентам познакомится с материалами, особенностями их нанесения на пластину и с правилами наката краски.
В процессе проведения эксперимента применялись следующие педагогические технологии:
• «коллективное взаимообучение» - во время выполнения первого задания по пробам на полиэстере, студенты были разделены на небольшие группы и работали над одной пластиной совместно, пробуя различные варианты использования рисующих материалов, тренируясь накатывать правильно краску;
• «сотрудничество» - экспериментальная направленность заданий позволила организовать сплоченную работу группы, студентам приходилось анализировать ошибки друг друга, искать возможные решения возникающих проблем. Так при работе с литографией на алюминиевой фольге, было сложно найти необходимые пропорции добавляемой в воду лимонной кислоты, вся группа погрузилась в эксперименты и таким образом пропорция была найдена;
• «информационно-коммуникативные технологии» - позволили студентам знакомиться с рекомендуемыми сайтами, видео с записями мастер-классов, также использовалась Google папка для предоставления необходимых фото и видео материалов.
Мир Науки
Рисунок 3. Проба печати на полиэстеровой пленке (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Это задание заметно раскрепостило студентов, так как не было задачи конкретного изображения, они перестали бояться материала. Благодаря доступности полиэстера и возможности печатать в домашних условиях, многие студенты выполнили дополнительные самостоятельные работы, экспериментируя со смешением различных приемов работы по пластине (рис. 3).
При работе над заданием по литографии на алюминиевой фольге студенты столкнулись со сложностью совмещения пластин, для получения хроматического оттиска, пришлось экспериментировать, искать наилучший вариант наложения пластин на бумагу. Большую трудность на начальном этапе студенты испытывали в подготовке эскизов для литографий: боязнь сделать «неправильно», отойти от академической штудии, закрепощенность в использовании выразительных средств.
Рисунок 4. Литография на полиэстеровой пленке в несколько цветов (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Конечно, тут сказывалось отсутствие опыта. Но чем больше создавалось литографий, тем ярче и выразительнее становились подготовленные эскизы для следующих работ. Большое влияние оказали просмотры работ современных художников в технике литографии, появилась «насмотренность». Со временем, уже на последних заданиях по литографии на полиэстере и литографском камне студенты стали хорошо чувствовать материал, и понимать, то, что хорошо в рисунке на бумаге, не всегда будет столь же интересным в оттиске (рис. 4-5). Результаты, полученные в ходе формирующего этапа эксперимента, показали рост качества выполнения работ от задания к заданию (таблица 2).
Особое внимание уделялось индивидуальному подходу к каждому студенту: разработка эскизов, подбор используемых материалов, выбор цветовой гаммы будущего оттиска.
Рисунок 5. Литография на полиэстеровой пленке в два цвета (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента по выполненному комплексу заданий
Задание Экспериментальная группа 8 студентов - 100%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Пробы печати на полиэстровой пленке. 12,5% 25% 62,5%
2. Графическая композиция «Цветы и фрукты» на два-три цвета в технике литографии на алюминиевой фольге. 0% 25% 75%
3. «Портрет» печать литографии на дереве. 0% 12,5% 87,5%
4. Композиция на свободную тему. Литография на полиэстровой пленке в несколько цветов. 0% 12,5% 87,5%
Составлено авторами
И в завершении, был проведен сравнительно-контрольный этап эксперимента, в ходе которого нами оценено качество выполнения задания на создание классической литографии на камне на свободную тему контрольной и экспериментальной групп на просмотре 3 курса в шестом семестре по дисциплине «Художественная графика» (рис. 6-7).
%
Рисунок 6. Литография на камне с подкладкой на полиэстеровой пленке (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Результаты выполнения контрольного задания экспериментальной и контрольной группами оказались следующими: экспериментальная группа показала значительно более высокий уровень - 75% по сравнению с контрольной группой, в которой высокий уровень составил 25%. Половина студентов контрольной группы показала средний уровень владения техникой литографии, выполняя новые задания с применением инновационных техник литографии, нами был получен значительно более высокий результат, относительно контрольной группы. Низкий уровень умений в контрольной группе составил около 25%, в то время как в экспериментальной группе работ низкого уровня не оказалось (таблица 3)
Таблица 3
Результаты сравнительного этапа эксперимента. Выполнения задания на создание классической литографии на камне на свободную тему
Задание Контрольные группы 8 студентов - 100% Экспериментальные группы 8 студентов - 100%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Композиция на свободную тему. Итоговая работа на литографском камне с цветными подложками 25% 50% 25% 0% 25% 75%
Составлено авторами
Рисунок 7. Литография на камне с подкладкой на полиэстеровой пленке (рисунок получен авторами в ходе эксперимента)
Подводя итоги проведенному курсу можно сделать следующие выводы:
• инновационные техники литографии повышают уровень освоения классической литографии;
• развивают умение работать в смешанной технике;
• развивают навыки в применении различных выразительных средств графики в классической литографии.
Также по окончании курса «Литография» на просмотре по итогам семестра комиссией преподавателей кафедры графики были выставлены дифференцированные оценки по зачету дисциплина «Художественная графика». Все студенты получили положительные оценки. 75% студентов получили оценки «отлично», а 25% - «хорошо». Работы студентов приняли участие в выставке НСО в 2016 году. Некоторые студенты продолжили самостоятельно работать над созданием литографий.
Таким образом, полученные нами данные могут быть использованы в ходе работы над литографией на занятиях по программе «Художественная графика». Наряду с применением в преподавательской работе на художественно-графических факультетах, материалы исследования могут представлять интерес для студентов художественных вузов и художников, работающих в технике литографии.
Страница 9 из 11 ^^^^^^^^^^НИИИННННИН http://mir-nauki.com 46РОМ№ 17
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов Г.П. Техники гравюры: учеб. пособие / В.А. Лебедев, Г.П. Аксенов -Оренбург: ОГУ, 2012. - 69 с.
2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-ти» / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 255 с.; 48 с. цв. ил.: ил.
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
4. Мартусенко И.Ю., Саяпина Е.И. Применеие техники литографии на полиэстере в рамках изучения программы «Художественная графика» художественно-графического факультета. Научные меридианы - 2016 Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией: И.В. Шевченко, И Г. Рзун, Н О. Старкова. 2016. - 58-62 с.
5. Устрицкая Н.А. Книга художника: учебное пособие - г. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016 - 114 с.
6. DArcy Hughes Ann, Vernon-Morris Hebe. The Printmaking Bible: The Complete Guide to Materials and Techniques, изд. Chronicle Books, 2009. - 416 с., ил.
7. Martin Judy Encyclopedia of Printmaking Techniques - Изд. Search Press (UK), 2014. - 176 с.
8. Mark Graver Non-toxic Printmaking, изд. A & C Black, 2011. - 128 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Martusenko Irina Urievna
Kuban state university, Russia, Krasnodar E-mail: [email protected]
Sayapina Elena Ivanovna
Kuban state university, Russia, Krasnodar E-mail: [email protected]
The use of innovative techniques lithograph in the study program «Art Graphics» undergraduate students of Faculty of Art and Graphic
Abstract. Currently all increasing urgency is got the need to raise the level of preparation of bachelors Graphic Art Faculty of in the area of printmaking. Particularly lithograph technique, which will surely enriches the student not only as an artist but also as a future teacher, favor the formation of graphic culture, learn the peculiarities allow graphic composition and develop a creative approach to the work on the graphic sheet. This article discusses success of studying by undergraduate students direction "Pedagogical education" is Graphic Art Faculty of technique of classical lithograph through the application of innovative techniques lithograph on aluminum foil, wood and polyester film. Based on the experience of contemporary artists, greatly expand the range of materials and techniques lithograph, was developed a program for the study of classical lithograph on stone, using new materials and techniques. Was performed the pedagogical experiment, which demonstrated the positive effects of the application of innovative techniques on the quality of the development of classical lithograph on stone, the development of the ability to work in mixed media, building skills in the use of various means of expression graphs. Our findings can be used in the practice of printmaking teachers, students and artists engaged in lithography.
Keywords: printmaking; innovative technology; lithography; lithography on stone; printed graphics; polyester film; lithography on a wood; circulation; graphic arts
Мир Науки 2017, Том 5, номер 1
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265