Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ'

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное восприятие / графический портрет / анализ художественного произведения / emotional perception / graphic portrait / analysis of a work of art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Ксения Дмитриевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье авторами рассматривается проблема формирования эмоционального восприятия средствами графического портрета. Проанализирована литература по теме исследования. Авторы уточнили в чем заключается процесс формирования эмоционального восприятия обучающихся детской школы искусств. Была проанализирована программа по «Рисунку». Выявлены пробелы в программе. Рассмотрены потенциал графического портрета (психологизм, эмоциональность, простота и лаконичность графических средств). Проанализированы произведения Ланина А.В. Вывялены особенности выполнения художников психологического портрета, оказывающие влияние на процесс формирования эмоционального восприятия обучающихся. По мнению авторов, для передачи эмоционального образа в портрете, наряду с использованием графических выразительных средств, возможно использовать позу фигуры, фон, цветовой акцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors consider the problem of the formation of emotional perception by means of a graphic portrait. The literature on the research topic is analyzed. The authors clarified what is the process of forming the emotional perception of students of the children's art school. The "Drawing" program was analyzed. Gaps in the program have been identified. The potential of a graphic portrait (psychologism, emotionality, simplicity and conciseness of graphic means) is considered. The works of Lanin A.V. are analyzed. The features of the artists' performance of a psychological portrait that influence the process of forming the emotional perception of students are revealed. According to the authors, to convey an emotional image in a portrait, along with the use of graphic expressive means, it is possible to use the pose of the figure, background, color accent.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ»

an educational portal is of particular importance. The efficiency of the entire platform depends on the developed graphical interface, so the concepts of the graphical interface have been studied. The article discusses the basic principles of creating UI/UX interfaces for developers. The following principles have been studied: the KISS principle, stability against the trend, the balance of important/unimportant, Miller's purse, bridge railings and the Gestalt principle. Based on the analysis carried out, the graphical interface of the software product being developed has been designed, which will allow to competently organize the work of the information and educational platform.

Keywords: interface, information platform, educational platform, educational portal, principles of graphical interface, interface development.

Литература:

1. Власова, H.C. Подходы к проектированию интерфейсов информационно-образовательных сред / Н.С. Власова, Т.В. Чернякова, А.О. Прокубовская // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 153-158

2. Лукьянов, Д.В. Разработка графического пользовательского интерфейса / Д.В. Лукьянов // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - 2012. - № 15,- С. 276-283

3. Пеньшина, Д.С. Использование принципов UX/UI дизайна при разработке пользовательского интерфейса / Д.С. Пеньшина, А.В. Свищев // Моя профессиональная карьера. - 2023. - Т. 3, № 48. - С. 191-198

4. Смирнова, М.В. Основные принципы и правила разработки графического пользовательского интерфейса / М.В. Смирнова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-2. - С. 88-93

5. Черный, Д.В. Исследование и разработка современных веб-приложений для образовательных платформ / Д.В. Черный. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (467). - С. 31-34. - URL: https://moluch.ru/archive/467/102664/ (дата обращения: 04.12.2023)

УДК 378.2

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Трифонова Ксения Дмитриевна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.02 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном обществе происходит множество изменений, сопровождаемых кризисными явлениями; развитием цифровых технологий, которые способствуют отстранённости подрастающего поколения от живого общения, что приводит к психологическим травмам и нарушениям. Поэтому очень важно развивать в обучающихся эмоциональную устойчивость, эмоциональное восприятие.

Проблема эмоционального развития у обучающихся принадлежит к числу важнейших проблем в современном воспитании. Ведь человек, который способен проявлять сочувствие, переживание и заботиться о ближнем, может легко наладить контакт с окружающими. Это сформированная и гармоничная личность, которая будет более устойчива к внешним и внутренним факторам стресса и негатива. Так же очень важно, чтобы обучающийся мог понимать и контролировать свои собственные эмоции и чувства.

В этой связи значимость развития эмоционального восприятия средствами изобразительного искусства в становлении личности является актуальным вопросом художественного образования на сегодня.

Изложение основного материала исследования. Проблема эмоционального восприятия не нова. Ею занимались Л.А. Алексеева, П.К. Анохина, Н.Я. Грот, O.A. Денисова, Д.И. Додонов, A.M. Щетинина и другие. Все перечисленные исследователи рассматривали проблему эмоционального восприятия с различных сторон.

Так, A.M. Щетинина в своих исследованиях указывает на то, что при считывании эмоционального состояния людей обучающиеся первоначально ориентируются на мимику человека; на выражения глаз, и расположения рта [10].

В исследованиях O.A. Денисовой и О.Л. Лехановой рассматривались вопросы умений школьников обозначать словесно эмоциональные состояния, составлять рассказ о своих эмоциональных состояниях и других людей, персонажей литературных произведений [7].

Таким образом, процесс развития эмоционального восприятия исследовался через всевозможные средства, среди которых занимает свое передовое место искусство.

Использование искусства в качестве эффективного средства направленного на развитие эмоционального восприятия обучающихся находит отражение в государственных стратегических документах и программах (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция развития образования в сфере искусства и культуры в Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., Концепция художественного образования, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и др.).

Основным ориентиром в работе с обучающимися, являются образовательные программы, где приоритетной задачей является - развитие эмоционального восприятия обучающихся различными средствами изобразительного искусства и видами (живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок).

Рисунок является основой изобразительной деятельности, поэтому нами была проанализирована программа обучения Рисунку в дополнительном образовательном учреждении детской школе искусств «Гармония» г. Тюмени [9].

В программе мы рассмотрели возможность использования графического портрета с целью развития эмоционального восприятия обучающихся, потому как именно изображение человека, его лица с особенностями мимики могут содействовать эффективности такого процесса.

Однако, в программе обучения Рисунку, где есть тема графического портрета, не акцентируется внимание на психологические особенности портретируемого, на изучение художественных произведений известных авторов с целью определения как создавался психологический образ в портрете, какие выразительные средства использовал автор для достижения этих целей.

В этой связи, нами были поставлены задачи исследования по выявлению потенциальных возможностей графического портрета, как изобразительного жанра в процессе развития эмоционального восприятия обучающихся детской школы искусств.

Изучая потенциал графического портрета через анализ исследований в этой области таких авторов как М.И. Андроникова [1], H.H. Волков [4] нами было выявлено, что портрет выполненный графическими средствами помогает вызывать эмоциональный отклик у зрителя, эффект которого возникает в результате того, что художник считывает образ изображаемой модели, понимает улавливает ее личные качества и эмоциональное состояние, и передает это нужными графическими материалами и приемами.

О важности передачи психологических особенностей портретируемого рассуждали художники-педагоги: Давидова Ф.Х. и Хайдов Х.Я. [6], Д.В. Волков [3] и мн. др.

Анализируя опыт художников, выполняющих графический портрет и исследующих произведения графиков портретного жанра, можно заключить, что графический портрет обладает потенциальными возможностями (психологизм, эмоциональность, простота и лаконичность графических средств), которые наиболее эффективно могут воздействовать на развитие эмоционального восприятия обучающихся.

Особенности процесса обучения рассматривались в статьях современных исследователей A.B. Голосай [5] и Л.Г. Медведева [7, 8] и др.

Так, рассматривая процесс обучения обучающихся исследователи отмечали, что задания по выполнению портрета способствует развитию комплексных навыков и умений в передаче эмоциональных состояний портретируемого используя графические средства выразительности.

Педагоги отмечают, что в работе с портретируемым важно сочетать художественное восприятие (рисование) и эмотивное отношение к модели.

Волков H.H. в этом отношении писал, что главной проблемой обучения рисования головы натурщика заключается в том, что художник должен суметь со настроится с моделью [4, С. 15].

Используя выразительные средства в графике (линия, пятно, штрих) возможно передать не только эмоции и психологическое состояние человека, а также внешнюю информацию о человеке, стиля его одежды, тенденций моды определённого исторического периода и мн. др. Все эти особенности графического портрета содержат в себе смысловую и эмоциональную нагрузку.

Жанр графического портрета может быть не только реалистичным, но и стилизованным или абстрактным. В стилизованных графических портретах передача реалистического образа отходит на второй план, главное значение имеет внутренний мир модели, эмоции и переживания, которые необходимо передать, используя приемы стилизации, упрощения.

Важным методом в изучении художественного опыта мастеров графического пейзажа является анализ произведений, выполненных в жанре графического психологического портрета.

Проанализируем работы на примере одного художника портретиста Ланина Августа Васильевича, для которого характерно индивидуальность личности, передача через портретируемого характерные черты времени.

Например, портрет «Балерина Алла Осипенко» 1962 года (рисунок 1) художника Ланина Августа Васильевича. На нем изображена городская женщина в деревне, которую художник изобразил в красивой шубе, в ярком фиолетовом свитере. Цветовой акцент передает эмоциональное состояние женщины в непривычных для неё условиях (городской жительницы) в деревне. Этот графический прием передаёт психологическое напряжение. Для усиления эмоционального состояние портретируемой, автор мастерски задействует фактурный задний план, детализирует его, но в тоже время не «выпячивает» вперед. Фигура балерины силуэтно выделяется на светло-сером фоне, подчеркивая значимость героини полотна. Фигура динамично наклонена по диагонали, что передает движение и напряженность в портрете. Выражение лица передано скупыми линями, сохраняющее молчание и безразличие к происходящему.

Во втором портрете «Женя» 1959 года (рисунок 2) Ланин A.B. не задействует фон. От этого внимание зрителя сосредоточенно на портретируемой. Важным композиционным примем в этой работе является поза девушки, которая сидит и руками удерживает стул, что может передавать не внешнее спокойствие, а скрытое напряжение. Психологизм портрета подчеркивается четким профилем и выражением лица, который передан в сжатым губах и глаза, устремленные в сторону, за край картинной плоскости на предполагаемого собеседника. В портрете автор передает стиль одежды, характерный для модного направления 60-х годов.

В портрете «Лена» 1959 года (рисунок 3) Ланин изображает свою современницу, уверенную в своей правоте, решительную и активную женщину. Автор мастерски передает активную позу женщины, которая, облокотившись на опору правой рукой, обернулась и подбоченясь выразительно смотрит на объект своего внимания.

Рисунок 1. Ланин А.В. Балерина Алла Осипенко

Рисунок 2. Ланина А.В. Женя

Рисунок 3. Ланина А.В. Лена

Художник в своих портретах ищет выразительные позы, по которым можно «прочитать» настроения и эмоции портретируемых, где выражение лица являются лишь дополнением к портрету.

Ланин применяет выразительный прием, в котором использует лишь один яркий цвет, который также усиливает эмоциональность героев его произведений. Благодаря этому художник не только показывает зрителю эмоцию своей героини, ноис помощью этого приема делает эмоциональный портрет живым и интересным.

Выводы. Таким образом, изучая потенциал графического портрета в формирования эмоционального восприятия обучающихся в ходе обучения Рисунку, нами было выявлены основные характерные особенности психологического портрета (психологизм, эмоциональность, простота и лаконичность графических средств). Было установлено, что в этом процессе важно использовать анализ произведений художников-графиков, работающих в жанре портрета с целью изучения художественного опыта по выполнению психологического портрета. В ходе анализа работ художника Ланина А.В. было выявлено, что кроме использования выразительных средств графики таких как линия, пятно, штрих, возможно использовать позу фигуры, фон, цветовой акцент, который может усиливать эмоциональный образ в портрете.

Аннотация. В статье авторами рассматривается проблема формирования эмоционального восприятия средствами графического портрета. Проанализирована литература по теме исследования. Авторы уточнили в чем заключается процесс формирования эмоционального восприятия обучающихся детской школы искусств. Была проанализирована программа по «Рисунку». Выявлены пробелы в программе. Рассмотрены потенциал графического портрета (психологизм, эмоциональность, простота и лаконичность графических средств). Проанализированы произведения Ланина А.В. Вывялены особенности выполнения художников психологического портрета, оказывающие влияние на процесс формирования эмоционального восприятия обучающихся. По мнению авторов, для передачи эмоционального образа в портрете, наряду с использованием графических выразительных средств, возможно использовать позу фигуры, фон, цветовой акцент.

Ключевые слова: эмоциональное восприятие, графический портрет, анализ художественного произведения.

Annotation. In the article, the authors consider the problem of the formation of emotional perception by means of a graphic portrait. The literature on the research topic is analyzed. The authors clarified what is the process of forming the emotional perception of students of the children's art school. The "Drawing" program was analyzed. Gaps in the program have been identified. The potential of a graphic portrait (psychologism, emotionality, simplicity and conciseness of graphic means) is considered. The works of Lanin A.V. are analyzed. The features of the artists' performance of a psychological portrait that influence the process of forming the emotional perception of students are revealed. According to the authors, to convey an emotional image in a portrait, along with the use of graphic expressive means, it is possible to use the pose of the figure, background, color accent.

Keywords: emotional perception, graphic portrait, analysis of a work of art.

Литература:

1.Андроникова, М.И. Об искусстве портрета / М.И. Андроникова. -М.: Искусство, 1975.-326 с.

2. Ваняев, В.А. Методико-технологические рекомендации для студентов и слушателей подготовительных отделений по овладению техникой мягких графических материалов в процессе обучения академическому рисунку: Учебнометодическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплинам «Академический рисунок», «Рисунок» / Сост.: В.А. Ваняев. - М.: Моск. гос. строит.ун-та, 2020. - 71 с.

3. Волков, Д.В. Исследование передачи психологических особенностей личности средствами портретной графики / Д.В. Волков // Проблемы современного образования. - 2018. - № 4. - С. 69-83

4. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. - М: Академия пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с.

5. Голосай, А.В. Научно-теоретические основы развития профессиональных умений рисования портрета / А.В. Голосай // Омский научный вестник. - 2015. - №136. - С. 167-170

6. Давидова, Ф.Х. Образность в портретной графике / Ф.Х. Давидова, Х.Я. Хайдов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017.-№8(82).-С. 74-77

7. Леханова, О.Л. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2008.

8. Медведев, Л.Г. Развитие профессиональных умений рисования портрета / Л.Г. Медведев, A.B. Голосай // Омский научный вестник. - 2012. - № 2,- С. 229-230

9. Рабочая программа по учебному предмету «Рисунок». - https://docs.yandex.ru/docs/ name=P_risynok.docx (дата обращения 12.11.2023)

10. Щетинина, A.M. Восприятие и понимание эмоционального состояния другого человека как этап в развитии эмоционального интеллекта дошкольника / A.M. Щетинина // Проблемы современного педагогического образования. -2021.

УДК 373

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чагарова Мадина Джанбулатовна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Современное общество отдает приоритет когнитивному развитию детей, и часто в области эмоционального развития дошкольников на самом деле целенаправленная работа не проводится. Из-за этого нарушается общее и гармоничное развитие личности. Очевидно, что в современной социальной и культурной среде необходимо целенаправленно подходить к эмоциональному развитию подрастающего поколения. В современном информационном обществе лучше адаптируется человек, способный эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения в мире. Развитие эмоционального интеллекта является важным этапом социализации детей в процессе общего обучения и переживания социальных отношений. Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования устанавливают приоритеты для защиты и укрепления психического и физического здоровья детей, их эмоционального интеллекта. Следует отметить, что дошкольное образование - это деликатный период эмоционального развития. Самое главное в этом возрасте - целенаправленная и своевременная работа с дошкольниками.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование и изложение методического обеспечения реализации психологического и педагогического плана по развитию эмоциональной стороны личности ребенка, а также внедрение его в практику дошкольного образования.

Изложение основного материала исследования. Ни для кого не секрет, что лучшим другом современного ребенка является телевизор или компьютер, а его любимым занятием является просмотр мультфильмов или компьютерных игр. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети все меньше реагируют на чувства других.

Без эмоций восприятие окружающего мира невозможно. Эмоции направляют наше внимание на важные события, подготавливают нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоциональной осведомленности мы не можем полностью понять наши мотивы и потребности и эффективно общаться с другими. Наши эмоции влияют на то, как мы думаем. Социально-эмоциональное развитие необходимо развивать с дошкольного возраста, поскольку развитие ребенка тесно связано с особенностями мира, который он чувствует и в котором живет.

Маленькие дети часто находятся в "эмоциональном плену" из-за неспособности контролировать свои эмоции, что может привести к импульсивному поведению и осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Но по мере развития личности они могут постепенно развивать способность воспринимать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других, развивать случайность поведения и делать эмоции более стабильными и глубокими. Из практики работы с дошкольниками видно, что дети до 4 лет впадают в депрессию, когда приходят в детский сад. Они не могут выразить свои чувства, и если они выражают их, то делают это жестоко, что может привести к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники в некоторых случаях нарушают основные правила поведения в группе и не выполняют самые простые задачи по сравнению со сверстниками не потому, что не знают этих правил или не хотят их выполнять, а потому, что у ребенка понижена способность учиться и контролировать эмоции.

Но эмоциональная сфера сама по себе не является качественным развитием, ее необходимо развивать. Эффективным инструментом в этом является творческая театральная деятельность. Театральная деятельность - это неиссякаемый источник эмоций, развитие опыта и открытий, а также способ связи с духовным богатством. В результате ребенок использует свой разум и сердце, чтобы познавать мир и выражать свое отношение к добру и злу. Они учатся радости преодоления трудностей в общении и справляются с неуверенностью в себе.

В драматических пьесах самое главное - это процесс творческого эксперимента, а не конечный результат. Необходимо много работать, чтобы сохранить непосредственность детских игр, основанных на импровизации. С точки зрения взрослого, если ребенок неправильно произносит музыкальную ноту и совершает бесполезные действия, драматическая игра вообще не пострадает. Драма - это способ для детей выразить себя и самореализоваться. Драматические игры для дошкольников наполнены различными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, и т.д. Это позволяет использовать игровые занятия не только для развития личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

Развитие эмоционального интеллекта преследуют следующие цели:

1. Укрепление моральных качеств детей, таких как любовь к своим родственникам и желание заботиться о них.

2. Повышение интереса к другим, развитие чувства понимания и потребности в общении.

3. Формирование у детей навыков и практические умений выражения невербальных средств общения - мимики, жестов, пантомимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.