Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ НАВЫКИ / ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ПРИЕМЫ / АНАЛИЗ / УПРАЖНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демин Григорий Сергеевич, Великородных Ксения Павловна

В статье рассматриваются вопросы формирования композиционных навыков, как важное условие качественной профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. На основе анализа публикаций авторы рассматривают процесс формирования композиционного видения и умения выстроить композицию средствами графического портрета. Выделяются особенности композиционного построения в графическом портрете через использование приемов (композиционный центр, фон и форма, равновесие, динамика и статика и др.). Определяются основные особенности графического портрета через: художественную идею авторов, особенности психологического склада портретируемого. Для организации образовательного процесса авторы предлагают использовать эффективные методы работы со студентами (метод композиционного анализа; метод набросков; метод рисования с натуры). Все эти методы могут использоваться во взаимосвязи, решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC PORTRAIT AS A MEANS OF FORMATION COMPOSITIONAL SKILLS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the formation of compositional skills as an important condition for high-quality professional training of art university students. Based on the analysis of publications, the author examines the process of forming a compositional vision and the ability to build a composition by means of a graphic portrait. The features of compositional construction in a graphic portrait are highlighted through the use of techniques (compositional center, background and form, balance, dynamics and statics, etc.). The main features of the graphic portrait are determined through: the artistic idea of the author, the features of the psychological makeup of the portrayed. To organize the educational process, the author suggests using effective methods of working with students (the method of compositional analysis; the method of sketches; the method of drawing from nature). All these methods can be used in conjunction, solve the same training tasks. In this case, each method can be used separately.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

12. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Математика». - URL: https://edsoo.ru/Primemaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm (дата обращения: 21.03.2023)

13. Пустовалова, Г.П. Исторический материал на уроках математики / Г.П. Пустовалова // Начальная школа. - 2004. -№ 6. - С. 70-73

14. Шеламова, Е.В. Элементы истории математики как средство активизации учебной деятельности школьников / Е.В. Шеламова // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2016. - № 2. - С. 105-109. - URL: https://elsu.ru/continuum/issues/142/articles/1895/ (дата обращения: 19.03.2023)

Педагогика

УДК 730

доцент кафедры искусств, кандидат философских наук Демин Григорий Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусств Великородных Ксения Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования композиционных навыков, как важное условие качественной профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. На основе анализа публикаций авторы рассматривают процесс формирования композиционного видения и умения выстроить композицию средствами графического портрета. Выделяются особенности композиционного построения в графическом портрете через использование приемов (композиционный центр, фон и форма, равновесие, динамика и статика и др.). Определяются основные особенности графического портрета через: художественную идею авторов, особенности психологического склада портретируемого. Для организации образовательного процесса авторы предлагают использовать эффективные методы работы со студентами (метод композиционного анализа; метод набросков; метод рисования с натуры). Все эти методы могут использоваться во взаимосвязи, решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

Ключевые слова: композиционные навыки, графический портрет, приемы, анализ, упражнение, творческое задание.

Annotation. The article deals with the formation of compositional skills as an important condition for high-quality professional training of art university students. Based on the analysis of publications, the author examines the process of forming a compositional vision and the ability to build a composition by means of a graphic portrait. The features of compositional construction in a graphic portrait are highlighted through the use of techniques (compositional center, background and form, balance, dynamics and statics, etc.). The main features of the graphic portrait are determined through: the artistic idea of the author, the features of the psychological makeup of the portrayed. To organize the educational process, the author suggests using effective methods of working with students (the method of compositional analysis; the method of sketches; the method of drawing from nature). All these methods can be used in conjunction, solve the same training tasks. In this case, each method can be used separately.

Key words: compositional skills, graphic portrait, techniques, analysis, exercise, creative task.

Введение. В современном художественном высшем образовании первостепенной задачей в деле профессиональной подготовки студентов, будущих учителей изобразительного искусства является задача формирования художественных навыков в том числе композиционных.

Суть композиции по мнению многих исследователей представляется как замкнутая структура с упорядоченными элементами, связанная единством замысла [3].

Рассматривая понятие «навык» с точки зрения педагогики, можно отметить, что действие, достигающееся путём повторения, является автоматическим и не требует сознательной регуляции и контроля. [2, С. 156].

Ведущие психологи утверждают, что навык является автоматизированным аспектом каких-либо действий, которые вырабатываются в процессе его многократного повторения [7, С. 454].

Таким образом, все определения понятию «навык» сводятся к единому значению: умение, сформированное путем регулярного повторения.

Однако, в процессе художественной подготовки студентов на практике недостаточно внимания уделяется проблеме формирования композиционных навыков средствами графического портрета.

Изложение основного материала статьи. Проанализируем теоретические положения о понятии «композиционные навыки» (Волков Н.Н, Кузин В.С., Ломов Б.Ф., Батаева Л.А.); теоретические положения о понятии «графический портрет» (Даудова Ф.Х., Хаидов Х.Я., Неменская Л.А.) и т.д.

Так, по мнению вышеперечисленных педагогов композиционные навыки могут быть сформированы в процессе выполнения специально разработанных упражнений [5, С. 54].

Из чего следует, что в процессе систематического выполнения специальных упражнений по композиции возможно сформировать композиционные навыки.

Известно, что композиционные навыки возможно сформировать в процессе художественной деятельности (Живопись, Композиция, ДПИ, Рисунок и т.д.).

Рисунок - это основополагающая дисциплина, потому что позволяет развивать не только графические навыки, но различные художественные способности, в частности композиционные навыки, в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства (пейзаж, натюрморт, портрет).

По мнению, Кибрика Е.А., писал, что в процессе рисования художник старается уловить конструктивную идею предмета, чтобы обеспечить цельность рисунка, используя при этом композиционные законы и приемы [4].

Фаворский В.А. также указывал на тесную взаимосвязь композиции и рисунка. Он отмечал, что каждый рисунок, который выполнен художником должен быть выполнен в соответствии с законами композиции [8, С. 178].

Однако, из всех жанров графики портрет менее других рассматривался с точки зрения обучающих задач, направленных на формирование композиционных навыков.

Тем не менее процесс выполнения графического портрета имеет свои специфические особенности композиционного построения.

Говоря об особенностях композиционного построения в графическом портрете, стоит отметить тот факт, что используемые композиционные приемы (композиционный центр, фон и форма, равновесие, динамика и статика и др.) отражают художественную идею автора, особенности психологического склада портретируемого.

Таким образом, графический портрет является важнейшим средством формирования композиционных навыков, самовыражения личности, изучения особенностей облика человека, социализации в обществе.

Однако, в практике профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства недостаточно используются особенности композиционного построения в графическом портрете, не акцентируется внимание на методах формирования композиционных навыков студентов.

Существуют разные подходы в создании портрета как художественного произведения. Одни художники уделяют внимание изображаемому объекту (человеку), вторые дополняют главный объект элементами окружающей действительности. Во втором случае решение композиционных задач требуют больших усилий и проработки [6, С. 75].

Чтобы убедиться, что выразительные возможности графики неисчерпаемы, можно рассмотреть графические портретные рисунки великих мастеров разных эпох.

Так, например, очень выразительны с точки зрения использования композиционных приемов являются портреты А.А. Иванова. Каждый из его графических зарисовков можно считать отдельной готовой работой, хотя сам художник считал их всего лишь подготовительными работами к основной итоговой композиции.

Рассмотрим для примера изображение «Спящего Эндимиона», представляющее собой рисунок с античного рельефа. Важное значение здесь имеет линия, с помощью которой художник делает акценты, выделяет главное и второстепенное, а также разделяет передний и задний план. Линия создает здесь характер работы (спокойствие, умиротворенность).

Высочайшего мастерства в рисовании графических портретов достиг Николай Фешин. Его портреты содержат гармоничное сочетание линии и пятна, при этом не имея ничего лишнего. Так, в «Женском портрете (Сидорченко)» мы видим ясные черты лица, прорисованные с помощью линии. Волосы дальше от центра становятся более размытыми и плавно переходят в тень шеи, почти незаметной линией изображается плечо. Линии в нижней части портрета уравновешивают пятно сверху. Также портреты Фешина отличает глубокий психологизм.

Говоря об особенностях композиционного построения в графическом портрете, стоит отметить тот факт, что используемые композиционные приемы (композиционный центр, фон и форма, равновесие, динамика и статика и др.) отражают художественную идею автора, особенности психологического склада портретируемого.

Рассмотрим особенности композиционных приемов в работе над графическим портретом.

В композиции портрета имеет значение вид плана: поясной, плечевой, в полный рост и т.д.

Также особенностью композиции портрета является ракурс: диагональный, фронтальный, на уровне глаз, выше или ниже этого уровня, сверху. Выбор ракурса достаточно важен, так как он задаёт внешний вид портретируемого, определяет выбор остальных элементов портрета, фон и т.д.

От позы натуры зависит динамичность и передача смысла в портрете. Существует такое понятие как психологический портрет, который подразумевает под собой передачу характера человека, его индивидуальности. Это можно сделать при помощи изменения позы. Так, например, поднятый вверх подбородок делает образ портретируемого гордым и величественным, в то время как опущенный придает качество портретируемого - покорность.

Важным композиционным элементом в портрете является фон, который также передает идею портрета. В графике его изображают при помощи пятна, линии, штриха.

В композицию портрета могут входить объекты на переднем и заднем плане и дополнительные объекты действия (например, предмет в руках натуры).

Очень важная составляющая композиции портрета - направление взгляда, так как от взгляда зависит не только смысл работы, но и построение невидимых линий, по которым потом двигается глаз зрителя.

Иногда в композиции портрета играет роль перспектива. Этот прием помогает при необходимости вытянуть пространство.

Помимо всего вышеперечисленного, значимым композиционным элементом графического портрета является свет. Он позволяет выделить композиционный центр, направляет движение глаз зрителя.

Таким образом, в процессе создания графического портрета применяются композиционные приемы: ракурс, вид плана, поза натуры, фон, направление взгляда портретируемого, построение светом, с помощью которых автор может передать идею, психологические особенности портретируемого.

Важной составляющей учебного процесса являются методы формирования композиционных навыков, направленные на реализацию возможностей применения знаний композиции на практике.

Известно множество методов формирования композиционных навыков.

Нас интересуют методы, которые можно использовать при обучении графическому портрету.

Алмосов Л.И. и Алмосов А.Л. предлагают при обучении в работе над портретом рисовать голову при освещении спереди, сбоку, в контражуре. Такие упражнения формируют у обучающихся понимание композиции при различных вариантах освещения.

На следующем этапе обучения студентам предлагается трансформировать реальные изображения в условно-декоративное. В процессе данной работы происходит творческое сопоставление различных по пластическому решению портретов. В этом процессе применяется ассоциативное мышление студентов, что также формирует композиционные навыки [1, С. 17].

Основываясь на вышеупомянутых методах, а также с помощью анализа теоретических основ композиции и графического портрета, мы выделили три эффективных, по нашему мнению, методов развития композиционных навыков:

- метод композиционного анализа;

- метод набросков;

- метод рисования с натуры.

Метод композиционного анализа заключается в анализе свойств объектов, их структуры. Данный метод предполагает актуализацию знаний по композиции, умений и навыков обобщения. Он позволяет изучить связь элементов в композиции и сам композиционный строй в целом.

Так, например, рассматривая портретное искусство Петра Васильевича Митурича, можно отметить, что отличительной чертой его портретов является глубокое темное пятно, подчеркивающее силуэт головы. Основной композиционный прием, используемый художником, - прием контраста. Также он применяет технику «сухая кисть», которая создает фактуру в его графике, и уникальное взаимодействие формы и контрформы, света и тени.

Не менее интересны с точки зрения получения творческого опыта студентами являются портреты Владимира Васильевича Лебедева. Так, в работе «Гитаристка», выполненной черной акварелью, художник использует как плавные переходы, так и контрастные. Цельность работы достигается добавлением живописной линии.

Этот метод можно использовать в заданиях, включающих рассмотрение художественных произведений и их анализ.

Метод набросков направлен на проработку навыков использования композиционных законов в графическом рисунке. В процессе выполнения кратковременного упражнения-наброска студент целостно воспринимает изображаемый объект и акцентирует внимание на самом главном, отбрасывая лишние детали.

Примером использования данного метода может являться создание эскизов к графическому портрету, наброски с натуры.

Метод рисования с натуры предполагает изображение объекта в процессе наблюдения за ним, потому что объект находится в поле зрения художника и может быть более детально проанализирован, доступен для осязания, сравнения и измерения.

Выводы. Таким образом, выявленные нами методы (метод композиционного анализа, метод набросков и метод рисования с натуры), по нашему мнению, должны эффективно воздействовать на формирование композиционных навыков, где графический портрет является средством формирования композиционных навыков, самовыражения личности, изучение особенностей облика человека, возможности социализации в обществе, в процессе которого будут использоваться композиционные и графические приемы.

Литература:

1. Алмосов, Л.И. Портрет. Композиция. Сверхзадача. Метод // Л.И. Алмосов, А.Л. Алмосов. - Ставрополь: Ставролит, 2015. - № 2 (15). - С. 14-17. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/portret-kompozitsiya-sverhzadacha-metod (дата обращения: 23.01.2023)

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая рос. Энцикл., 2002. - 527 с.

3. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - Москва: Изд-во «Искусство». - 1977. - 98 с.

4. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Е.А. Кибрик // Электронная библиотека RoyalLib.com: [сайт]. - URL: https://royaHib.com/book/kibrik_evgeniy/obektivnie_zakoni_kompozitsii_v_izobrazitelnom_iskusstve.html (дата обращения: 23.01.2023)

5. Кузин, В.С. Психология: учебник для художественных училищ / В.С. Кузин, Б.Ф. Ломов. - Москва: Высшая школа, 1982. - 256 с. - URL: https://obuchalka.org/20190323107860/psihologiya-kuzin-v-s-lomov-b-f-1982.html (дата обращения: 19.11.2021)

6. Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие: для студентов средних и высших учебных заведений и учащихся художественных школ / Р.В. Паранюшкин. - Москва: Лань, 2017. - 99 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. - 720 с.

8. Фаворский, В.А. Литературно-теоретическое наследие. О композиции / В.А. Фаворский. - Москва: Советский художник, 1988. - 588 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Джамалудинова Заира Гамзатовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии Магомедова Елена Эрнестовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и

специальной психологии Асланбекова Анжелика Хаирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Освещаются некоторые особенности организации процесса подготовки будущих педагогов к реализации программ инклюзивного образования. Определённое внимание при этом уделено особенностям развития современной российской школы. На основании их анализа доказывается необходимость модернизации обучения будущих учителей, которым в ближайшем будущем предстоит реализовывать свои обязанности, в т.ч. в соответствии с такими программами. Далее рассматриваются функции процесса подготовки будущих педагогов к реализации программ инклюзивного образования. Затем изучаются наиболее существенные организационно-педагогические условия, которые с большой вероятностью позволят эти функции реализовать. После их исследования демонстрируются наиболее характерные черты психолого-педагогического сопровождения соответствующего процесса.

Ключевые слова: специальная психология, инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. Some organization features of the preparing future teachers for the inclusive education programs implementation process are highlighted. At the same time, some attention is paid to the modern Russian school development peculiarities. Based on their analysis, the necessity of modernizing the future teachers, who in the near future will have to fulfill their duties, including in accordance with such programs, training is proved. Next, the preparing future teachers for the inclusive education programs implementation functions are considered. Then the most significant organizational and pedagogical conditions are studied, which are likely to allow these functions to be implemented. After their research, the most characteristic features of the corresponding process psychological and pedagogical support are demonstrated.

Key words: special psychology, inclusion, inclusive education, children with disabilities, psychological and pedagogical support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.