Научная статья на тему 'Учебные и творческие задачи в процессе обучения рисунку и живописи портрета'

Учебные и творческие задачи в процессе обучения рисунку и живописи портрета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5591
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коханик А. С.

В статье рассмотрены учебные и творческие задачи, которые ставятся перед студентами в процессе работы над портретом. Даны методические рекомендации для постановки целей и задач при обучении рисунку и живописи портрета на художественно-графическом факультете, рекомендации по планированию самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND CREATIVE TASKS DURING THE TRAINING OF DRAWING AND PAINTING THE PORTRAIT

The article shows educational and creative tasks which students must fulfil during the painting the portrait. It also offers systematic recommendations for the organization of aims and tasks during the training of drawing and painting the portrait on the faculty of art, recommendations about the planning of students' independent work

Текст научной работы на тему «Учебные и творческие задачи в процессе обучения рисунку и живописи портрета»

А. С. Коханик, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета.

УЧЕБНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА

В статье рассмотрены учебные и творческие задачи, которые ставятся перед студентами в процессе работы над портретом. Даны методические рекомендации для постановки целей и задач при обучении рисунку и живописи портрета на художественно-графическом факультете, рекомендации по планированию самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: процесс обучения, учебная задача, портрет.

Портрет всегда был и остается одной из интересных тем изобразительного искусства. Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, обозначающего "воспроизводить что-либо черта в черту".

Исследуя историческое развитие видов и жанров изобразительного искусства, Б. Р Виппер отмечает, что: "возникновение портрета нужно искать в маске, в скульптурном оттиске человеческого лица, которые снимались с умершего в целях ли сакрального обряда, или как таинственный талисман, или как хитрый обход божественной воли, не давшей человеку бессмертие... Изображение человеческого лица должно было проделать длинную дорогу через сакральную или шутовскую маску, через бюст, через монету, для того, чтобы прийти к живописному портрету" [2. С.210].

Ю. Я. Герчук также считает, что именно "с задачи сохранения образа умершего и начинается история портрета" [3.С.100]. Безусловно, со временем портрет теряет свое сакральное назначение, но все времена признается особым родом искусства. Портрет мы встречаем во всех видах изобразительного творчества, в литературе, театре, кино. Л.С. Зингер в своей работе "О протрете" справедливо замечает, что расцветом портрета "определялись величайшие эпохи развития искусства" [4.С.13].

В настоящее время портрет рассматривается как изображение конкретного человека, (или

группы людей), в котором передан индивидуальный облик человека, а также раскрыт его внутренний мир и сущность характера. Важнейшим критерием портретности в изобразительном искусстве является сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типических черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность.

М. И. Андроникова в своей работе "Об искусстве портрета" дает такое определение: "Портрет есть образ реального, конкретного человека" [1. С.295]. Под словами "образ" понимается "художественное изображение, художественное претворение реальной личности реального конкретного человека" [1.С.295]. Введение слова "образ", "художественный образ" значительно расширяет границы определения портрета.

В искусстве результатом творчества является создание художественных произведений, т.е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме - в форме художественных образов. Образная характеристика особенно необходима в портрете. Умение увидеть и передать главное, самое существенное помогает художнику создать яркий образ. "Формирование художественного образа представляет собой не только отбор из значительного запаса впечатлений само-

го характерного, самого типичного, но и создание на этой основе нового, являющегося "сплавом" наиболее важных, составляющих сущность художественного образа элементов всех впечатлений", - отмечает В. С. Кузин [6. С.196]. Л.С. Зингер отмечает, что "подлинная портретность заключается не только в том, что мы ощущаем в художественном образе определенного, индивидуально неповторимого, этого человека, но еще и в том, что в нем обязательно передана индивидуальность не вымышленного, а реального лица" [4. С.36]. "С другой стороны, портретист нередко усиливает типические признаки оригинала, используя при этом очень широкие наблюдения за другими людьми" [4. С.42].

Картина художника отличается от учебной работы глубиной раскрытия темы, сюжета, характера героя, сложностью композиционно-пластического построения, мастерством исполнения. В. А. Серов, замечательный портретист, считал, что художник должен обладать большой проницательностью, чтобы передать средствами живописи психологию изображаемого человека, выразив в портрете и свое отношение к портретируемому. Это можно проследить в трогательных портретах детей кисти художника "Мика Морозов" (1901), в портретах М.Н. Орловой (1905) и Г.Л. Гиршман (1907), О.К. Орловой (1911).

С поразительной точностью умел передать в портретах своих современников психологическую характеристику человека М.В. Нестеров, создать целостный образ определенной личности. Мы это видим в портрете знаменитого скульптора И. Д. Шадра (1934).

При работе над композицией большой тематической картины художник выполняет целую серию портретов и зарисовок. Так, И. Е. Репин, работая над картиной "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883), создает ряд портретов: "Протодьякон" (1877), "Горбун" (18881), которые относятся к портрету-типу. Именно в "Крестном ходе в Курской губернии"(1880-1883)проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом портретного своеобразия каждого лица. В. Костин отмечает, что Репин: "подчеркивая в изображении людей черты и приметы, отличающие их друг от друга, подмечал в каждом отдельном человеке особое выражение лица, взгляд, позу, манеру одеваться, мастер не только показывает внешний вид и облик, но и дает ясное представление о характере и внутреннем, духовном содержании человека" [5.С.5]. Это уже непосредственно творчество, когда сила художественного воздействия определяется умением художника передавать индивидуальные особенности, характер и облик людей, выражать собственное отношение и личную оценку людей и событий.

П. П. Чистяков, создатель цельной педагогической системы обучения, считал, что высшее на

нашей планете - это человек, и изучение его - есть высшая задача в искусстве. В творческой деятельности художника-педагога есть примеры психологических портретов, таких как "Джованни-на" (1863), "Римский нищий", "Итальянец-каменотес" (1860-е годы). В портретах художник стремился раскрыть душевный строй и характер изображаемого человека.

П.П. Чистяков считал, что с самого начала в обучении должен быть элемент творчества. Поэтому он строит свою систему не на усложнении постановок, заданий, а на усложнении методических задач, которые ставятся перед учащимися. Каждое отдельное задание представляло в этом смысле новую и значимую ступень, преодолевать которую будущему художнику приходилось самостоятельно и обязательно творчески.

Рисование головы рассматривалось им как значительный этап при переходе к изображению живой модели, который состоял из заданий:

- изображение "конструкции" головы;

- задание "на характер" модели;

- портрет.

В конце каждого этапа, как указывает Н. М. Молева, Чистяков предлагал творческие задания, которые он объединял задачей изобразить человека "как ты захотел" [7]. Сочинительство, воображение в таких заданиях являлись ведущими.

Одно из первых заданий было решение портрета-типажа. Задание было коротким. Оно скорее ставило перед учеником вопросы создания образа, чем их решало. Подбиралась модель "с чертами карикатурными", сажалась в позу, нужную для типажа, делался рисунок, в котором Чистяков требовал "улучшения" модели ради усиления характерного в ее облике. Затем, переходя к живописи, художник сначала работал близко к натуре и только с переходом к конкретизации формы он разрешал себе отступления в сторону "темы" этюда.

После этого Чистяков предлагал выполнение психологического портрета. Задание начиналось с посадки модели в "задумчивую позу". Выполнялся этюд в гамме, соответствующей психологическому состоянию модели.

Заключительные задания по живописи предлагали изображение сюжетов с драматическим конфликтом, в которых использовался психологический портрет.

Функциональность в изображении человека являлась исходным моментом чистяковской системы. Изображение человека велось как построение поверхностей его внешней формы, причем эти поверхности определялись цветовыми отношениями. Те знания, которые позволяли в рисунке строить форму путем определения направленности движения основных плоскостей, образующих объем; в живописи переходили в умение определять движение цвета, с помощью которого создавался колорит - цвет натуры, взятый в связи со светом и находящимися в окружении предметов.

"Девушка, освещенная солнцем" Валентина Серова - творческое развитие подобных заданий.

Педагог-художник А. С. Рындин, рассматривая современное состояние художественного образования, отмечает, что ".процесс обучения живописи на практике выступает в двух аспектах: учебно-познавательном и творческом. Первый сводится к последовательному изучению закономерностей реальной действительности и основ изобразительной грамоты, второй - преследует цель художественно-образного познания и воссоздания реального мира средствами искусства. Эти две стороны одного явления неотделимы в учебном процессе, и на отдельных этапах обучения они имеют различное соотношение" [8, С.40]. Ю. Я. Герчук также считает, что "если же художник изображает голову натурщика, чтобы потом превратить его в персонаж своей картины или просто для изучения формы человеческой головы, это не портрет. Его этюд (подготовительная или учебная работа с натуры), хотя и может быть в этом случае похож, не решает все-таки портретной задачи, не стремится создать целостный образ определенной личности" [3. С.100].

При подготовке художника-педагога на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета обучение рисунку и живописи портрета начинается с третьего курса. К основным формам работы при обучении живописи и рисунку портрета относятся: лекционные занятия, направленные на изучение теоретических вопросов изображения человека; практические аудиторные занятия: (этюды головы моделей разного возраста и пола; краткосрочные этюды малых размеров на выявление формы головы; этюды головы натурщика в двух сложных ракурсах на одном формате при разном освещении; тематический портрет); самостоятельная работа под руководством преподавателя; творческая самостоятельная работа, индивидуальные задания. К основным видам работы относятся: рисование с натуры, по памяти и по представлению, объемноконструктивное изображение головы; упражнения на изображение головы человека в пространстве; быстрые наброски, зарисовки фигуры человека; задания на выявление характера модели; выполнение автопортрета; шаржирование; анализ композиций портретов известных художников; копирование работ выдающихся мастеров портретного жанра.

Задания построены таким образом, чтобы перейти от знакомства с основными способами изображения человека к тематическим портретам и постановкам, к творческой работе над дипломом. Ход работы над дипломным эскизом в области жанровой живописи, станковой графики, книжной иллюстрации, как правило, включает в себя поиск наиболее выразительных образов, что требует создания много численных этюдов и рисунков мужской и женской голов, отличающихся острой пор-

третной характеристикой. Грамотное выполнение подготовительной части к данным дипломным работам требует глубоких теоретических знаний и профессиональных навыков в области рисунка и живописи портрета. Выбор темы диплома, жанра работы часто зависит от уровня профессиональной подготовки студента, его интересов и склонностей. Для будущей практической и творческой работы студентам просто необходимо освоить определенный круг профессиональных знаний и умений, выработать способность образно-пластической трактовки натуры.

От правильной постановки задач во много зависит результат процесса обучения. Учебные задачи направлены на изучение основ изображения человека, овладение знаниями, умениями и навыками изобразительной деятельности, и в частности портретной живописи. Они являются базой, основой, овладев которой студенты будут решать задачи творческого плана, как в своих самостоятельных работах, так и на занятиях под руководством преподавателя. В творческой же работе недостаточно достижения одного внешнего сходства, поскольку подлинная глубина портрета заключается в раскрытии внутреннего мира человека. В мимике лица, в выражении глаз, в жесте и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться необходимо увидеть проявление тех или иных черт характера, настроений и чувств портретируемого.

Поэтому, помимо учебных задач, начиная с 34 курсов в самостоятельной работе перед студентами необходимо ставить задачи творческого плана.

- Художественно-образное познание и воссоздание конкретного облика человека.

- Раскрытие в пластической характеристике человека его душевных качеств.

- Передача психологической характеристики портретируемого.

- Создание целостного образа определенной личности.

- Выражение в портрете своего отношения к портретируемому

Самостоятельная работа студентов является обязательной. Она не дублирует программных заданий, а логически связана с ними.

Данный вид деятельности осуществляется с помощью комплекса дидактических заданий по развитию творческих способностей студентов.

Это могут быть следующие группы заданий:

1. Задания на анализ натуры.

2. Задания на выявление конструкции и пропорций головы натурщика.

3. Задания творческого характера.

Первая группа заданий: задания на анализ натуры.

Задание №1. Этюды моделей разного возраста и пола. Краткосрочные зарисовки головы (модель на один сеанс).

Цель: передача портретного сходства, возрастных особенностей модели.

Задачи:

- правильное композиционное размещение;

- передача конструкции головы натурщика в разных ракурсах;

- правильная передача цветовых отношений.

Задание № 2. Краткосрочные этюды малых размеров на выявление большой формы головы.

Цель: приобретение навыка пространственной передачи формы головы.

Задачи:

- правильное композиционное размещение 2х этюдов;

- изучение конструкции головы натурщика в разных ракурсах;

- формирование навыков моделирования формы головы при помощи цвета.

Задание № 3. Этюды фигуры в 3-х различных ракурсах.

Цель: развитие навыка передачи характерного в натуре.

Задачи:

- правильное композиционное размещение 3х этюдов;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения выделять индивидуальные особенности человека.

Вторая группа заданий: задания на выявление конструкции головы.

Задание № 1: Упражнения на изучение конструкции головы. Этюды головы натурщика в 2-х сложных ракурсах на одном формате при разном освещении.

Цель: приобретение навыка пространственной передачи формы головы при разном освещении.

Задачи:

- правильное композиционное размещению;

- изучение конструкции головы натурщика в разных ракурсах при различном освещении;

- формирование навыков моделировки формы головы при помощи цвета.

Задание № 2. Этюды кистей рук натурщика.

Цель: приобретение навыка изображения рук.

Задачи:

- изучение конструктивных особенностей построения кистей рук;

- формирование навыков моделирования формы кистей рук при помощи цвета.

Третья группа заданий: творческие задания.

Задание №1. Выполнение автопортрета с целью формирования интереса к портрету, раскрытию своей индивидуальности, формирования самосознания личности. В качестве примера можно привести известные автопортреты Альбрехта Дю-

рера, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ван Дейка, Никола Пуссена, и многих других выдающихся художников.

Цель: приобретение навыка работы над автопортретом, формирование стойкого интереса к искусству портрета.

Задачи:

- развитие творческих способностей студентов;

- изучение и анализ автопортретов известных художников (А. Дюрера, Рембрандта и др.).

- раскрытие психологической характеристики при выполнении автопортрета;

- формирование интереса к искусству портрета.

Задание № 2. Выполнение копий с работ мастеров портретного жанра: Огюста Ренуара, И. Репина, М. Нестерова, П. Корина, В.Сурикова, И. Репина, В. Серова.

Цель: изучение приемов построения композиции и техники работы великих мастеров.

Задачи:

- изучение передачи композиционного решения;

- изучение технологии работы мастера;

- передача материальности в работе.

Задание № 3. Шаржирование с целью развития умения выделять характерные особенности человека, схватывать главное во внешности, формировать навыки передачи образа портретируемого. Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появления портретной карикатуры-шаржа, сатирического портрета. Примеры мы можем встретить в работах Анри Тулуз-Лотрека и др.

Цель: приобретение навыка выделять главное, характерное в натуре.

Задачи:

- развитие творческих способностей;

- выделение главного в натуре.

Задание № 4. Этюды на создание художественного образа, психологический портрет. При выполнении этого задания ставятся задачи в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, передать черты характера, настроения и чувства, то есть внутреннее состояние человека. Это задание готовит студента к самостоятельной творческой деятельности, к выполнению дипломной работы.

Цель: активизация творческой деятельности, развитие навыков анализа, обобщения в работе над портретом.

Задачи:

- правильное композиционное размещение;

- моделировка формы при помощи цвета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обобщение, подчинение второстепенного главному.

Задание № 5. Этюды фигуры натурщика по памяти и по представлению.

Цель: развитие зрительной памяти, формирование образной характеристики.

Задачи:

- развитие творческих способностей;

- развитие зрительной памяти;

- создание образной характеристики. Последовательное применение предложенных дидактических заданий в значительной мере повышает познавательный интерес и творческую активность студентов художественно-графического факультета в процессе работы над портретом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андроникова, М. И. Об искусстве портрета [Текст] / М.И. Андроникова. - М.: Искусство, 1975. - С.

295.

2. Виппер, Б. Р Статьи об искусстве [Текст] / Б.Р Виппер. - М.: Искусство, 1970.- 591 с.

3. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства:

учебное пособие [Текст] / Ю.Я. Герчук. - М.: Учебная литература, 1998.- 208 с.

4. Зингер, Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. [Текст] / Л.С. Зингер.- М.: Советский художник, 1969.- 463 с.

5. Костин, В. Что такое художественный образ? [Текст] / В.Костин. - М.: Советский художник, 1962.60 с.

6. Кузин, В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /В.С.

Кузин. - М.: Высш. школа, 1997. - 304 с.

7. Молева, Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. [Текст] / Н.М. Молева. - М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

8. Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов художественно-графических факультетов к работе в школе. - Тезисы Всероссийской научнопрактической конференции художественно-графических факультетов. 1 т. - Уфа. - 1991. - 186 с.

Kohanik A.S.

EDUCATIONAL AND CREATIVE TASKS DURING THE TRAINING OF DRAWING AND PAINTING THE PORTRAIT

The article shows educational and creative tasks which students must fulfil during the painting the portrait. It also offers systematic recommendations for the organization of aims and tasks during the training of drawing and painting the portrait on the faculty of art, recommendations about the planning of students' independent work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.