Научная статья на тему 'ГРАФ А. А. БОБРИНСКОЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ЕГО НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ НА ПАМИРЕ'

ГРАФ А. А. БОБРИНСКОЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ЕГО НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ НА ПАМИРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПАМИР / ТАДЖИКИ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ / А. А. БОБРИНСКОЙ / Н. В. БОГОЯВЛЕНСКИЙ / А. А. СЕМЕНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайнаков Сайнак Парпишоевич, Акризоев Максуд Махрамбекович

В статье авторы рассматривают научные изыскания графа А. А. Бобринского и его коллег на Памире. В статье проведен анализ результатов работы, возглавляемых им трех научных экспедиций, отправленных в Среднюю Азию, в том числе и на Памир. Таким образом, по содействию Общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете в 1895, 1898 и 1901 гг. он возглавил научные экспедиции, направленные из России в Среднюю Азию. На основе собранных материалов членами экспедиции были опубликованы труды, которые ныне считаются уникальными, редкими источниками по истории и этнографии таджикского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPH A. A. BOBRINSKY AND THE RESULTS OF ITS SCIENTIFIC EXPEDITIONS ON THE PAMIR

In the article, the authors consider the scientific study of Count A.A. Bobrinsky and the members of three scientific expeditions under his leadership sent to Central Asia. During these expeditions, they visited the Pamirs. Thus, with the assistance of the Society of Natural Sciences, Anthropology and Ethnography at Moscow University in 1895, 1898 and 1901 he led scientific expeditions sent from Russia to Central Asia. Based on the collected materials, the expedition members published works that are now considered as unique, rare sources on the history and ethnography of the Tajik people.

Текст научной работы на тему «ГРАФ А. А. БОБРИНСКОЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ЕГО НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ НА ПАМИРЕ»

дает оценку деятельности графа А. А. Бобринского в этом направление и отмечает важность этих исследований в деле развития истории культуры Дарваза.

REFLECTION OF TRADITIONAL PEOPLE'S EMBROIDERY OF DARVAZ IN THE

WORKS OF A. A. BOBRINSKY

In this article author note the great services of graph Bobrinskoi for Darvaz pattern and design investigation and local people culture. In this article author in point of view of the history science note the signification of graph Bobrinskoy for Darvaz culture History. The author also note about ethnography significance of Bobrinskoy activity in Dapvaz region for father research in this trend.

Сведения об автора:

Акризоев Максуд Махрамбекович - докторант PhD по специальности история Хорогского государственных университета имени М. Назаршоева, г Хорог, тел: (+992) 501173192 E-mail: [email protected]

About the author:

Акпгоеу Maqsud Mahrambekovich- doctor PhD history and law Khorog State University after M. Nazarshoev, 736000, Khorog, phone: (+992) 501173192, E-mail: [email protected]

ГРАФ А. А. БОБРИНСКОЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ЕГО НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ НА ПАМИРЕ

Сайнаков С. П.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Акризоев М. М.

Хорогский государственный университет имени Моёншо Назаршоева

Граф А. А. Бобринской (1861 - 1938 гг.) - прямой потомок императрицы Екатерины Великой был крупным ученым - археологом и этнографом. По содействию Общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете в 1895, 1898 и 1901 гг. он возглавил научные экспедиции, направленные из России в Среднюю Азию. Во время этих экспедиций он и другие ученые побывали и на Памире. На основе собранных материалов, ими были опубликованы труды, которые ныне считаются уникальными и редкими источниками по истории и этнографии таджикского народа.

В том числе летом 1898 года, Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии командировало в верховья Амударьи научную экспедицию в составе графа А.А. Бобринского, молодого специалиста А. А. Семенова и антрополога Н. В Богоявленского. Цель экспедиции - собрать материалы по зоологии и этнографии, изучить народонаселение в истоках Амударьи. Каждый член экспедиции взял на себя изучение отдельного направления. Сам граф А. А. Бобринской взял на себя изучение внешнего быта населения, преимущественно его орнамента А. А. Семёнов поставил себе задачу изучить язык и фольклор местного населения, а Н. В. Богоявленский основное внимание придавал антропологическому изучению горцев, фотографированию, сбору зоологического материала, метеорологическим и географическим наблюдениям. Таким образом, экспедиция дала возможность учёным написать уникальные работы по этнографии и истории края, а также по языкам, на которых говорило местное население. О вкладе этих экспедиции таджикский кинодокументалист и этнограф Давлат Худоназаров опубликовал материалы, ряд документов и фотографии из коллекции экспедиций графа [11; 12].

В результате экспедиции А. А. Бобринской собрал удивительные коллекции на примере народной вышивки Горного Бадахшана. По этому вопросу автор опубликует отдельную работу [1]. Важность работы А. А. Бобринского для этнографии имеет подборки фотографии по всем видам вышивки региона, в том числе чулки с изображением свастики, шитьё на женских рубахах, лицевая занавеска.

А. А. Бобринской, даёт характеристику географического местоположения дарвазцев, рушанцев, шугнацев, ваханцев и других таджиков сопредельных областей [1, с. 4 - 5]. Он пишет, что дарвазцы «как и все окрестные горцы Зерафшана, Каратегина, Рошана, Шугнана, Вахана и Бадахшана, с гордостью называют себя таджиками», в Бадахшане название «гальча» никто не знает [1, с. 11].

В результаты собственного наблюдения, исследователь с точки зрение антропологии распределяет жителей Дарваза на пять типов [1, с. 13].

Несмотря на то, что Н. В. Богоявленский в основном увлёкся изучением антропологии, но в его работе обобщено много сведений, имеющих этнографический характер. Например, он одним из первых исследователей известил научные круги России о том, что на Памире, в качестве культурного злака возделывается рожь [4, с. 12].

Этот факт его заинтересовал, потому что, как он сам отмечает, по всей Центральной Азии не возделывается рожь в виде культурного злака, всюду сеют пшеницу, хотя в диком состоянии она встречена до сих пор в Средней Азии многими путешественниками, а близкие к нему виды найдены на Балканах, Малой Азии, Сицилии и Сардинии, но в этих краях также нигде не культивируется рожь. дать ссылку

Особый интерес для нас представляет сведения Н. В. Богоявленского о выплавки железа населением из сырья рудников Ванча. Он отмечает, что в верховьях Ванча находится много железной руды, которой пользуются жители для выделки всевозможных изделий [4, с. 17].

Н. В. Богоявленский фиксирует, что среди населения долины Ванча очень широко распространена болезнь зоба [4, с. 17]. Это подтверждается и некоторыми другими очевидцами [6, с. 29].

Действительно даже до середины XX века не только в Ванче, но и в других районах современного ГБАО, в частности в некоторых селах Рушана, среди населения был широко распространен зоб. Причина этому служила нехватка в почве края, в пище и через неё в организм человека химического элемента - йода. Сегодня, благодаря принятым мерам эта болезнь в регионе почти не наблюдается.

Н. В. Богоявлинский, как другие исследователи края замечает, что представители слабого пола «в этих местах не закрывают своего лица ... положение женщины здесь не так низко, как у остальных виденных нами горцев» [4, с. 17].

Труднопроходимость и малодоступность обусловила горцам сохранить традиционную культуру. Она прослеживается в оформлении орнамента. Особенно в этом направлении Н. В. Богоявленского поражают чулки, вязанные населением Дарваза. Он в частности отмечает, что во «внешнем сходстве у горца названных долин, осталось одно, что он свято хранит, как пережиток, может быть, весьма отдалённой, но, во всяком случае, своей, собственной культуры. Это - орнамент на лицевых занавесках, орнамент оригинальный по своей тесной связи с орнаментом русским, состоящим из расшитых петухов и иных птиц; другой орнамент - на чулках. Узоры этих чулков свято хранятся в каждой семье, и передаётся наследственно от матери к дочери. Любопытно, что в соседнем Каратегине не умеют вязать таких чулок и покупают их в Дарвазе» [4, с. 18 - 19].

Автор, уделяет пристальное внимание вероисповеданию населения края. Расспрашивая жителей, он выявил, что до принятия ислама горцы были приверженцами зороастризма, и в настоящее время никакой религиозной нетерпимости среди мусульман-горцев нет. «Часто мечети их обращаются в гостиницы для проезжающих; так, мы часто пользовались мечетями для своих целей - и, когда ночевали, проявляли в них фотографические пластинки. Зимой мечети служат туземцам вместо клубов. . мужское население собирается в мечети, ведёт разговоры, а иногда затевает игры» [4, с. 19]. А. А. Семенов отмечает также, что горцы называют своих давних предков одним общим именем - огнепоклонники (правильно -приверженцы зороастризма. - С. С., А. М.) и здесь еще можно услышать воспоминание о Заратустре и легенды о великих зороастрийских священнослужителях. [10, с. 19].

Несмотря на распространение ислама по наблюдениям Н. В. Богоявленского в народе ещё сохранены остатки и пережитки доисламских верованиях [4, с. 19 - 20].

В своей работе он коротко приводит сведения о язгулемцах, пишет, что они живут в долине реке Язгулем любопытный и неисследованный народ «говорящий совершенно особым языком, чем окружающие таджики» [4, с. 22].

Таким образом, собранные материалы Н. В. Богоявленского являются уникальными источниками по этнографии дарвазцев, ванчцев и язгулемцев.

А. А. Семенов во время экспедиции интересовался особенностями языка и фольклора горных таджиков. Участие молодого ученого в составе экспедиции явилось для него началом трудного пути к знанию. Он смог собрать уникальные для того периода материалы и на их базе опубликовал отдельную работу [10]. Другая его работа «Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии» [9] тоже была результатом исследования учёного в 1898 году. Исследование было рекомендовано в качестве дипломной работы. При защите в Лазаревском Институте она получила высокую оценку [5, с. 8]. Это, по сути, было первое исследование в области изучения говоров горных таджиков в России. Таким образом, А. А. Семёнов в иранистике заложил прочный фундамент в изучение диалектов современного таджикского языка [7, с. 60]. Надо особо отметить, что его работа

«Этнографический очерк Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза» играла в изучении истории и этнографии таджиков Бадахшана фундаментальную роль. В этой работе изложена первостепенная информация о быте, занятности населения, характере отходничества горцев и вероисповедании горных таджиков.

На основе собранных материалов и в результате бесед с тремя исмаилитскими пирами, проживавшими в ту пору в Бадахшане, в ходе второй экспедиции (1901 г.) А. А. Бобринской опубликовал работу «Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация» [2]. По сути, данная работа положила начало изучению проблемы в русской историографии. Таким образом, он внёс значительный вклад в утверждение бесспорного приоритета русской и советской научных школ изучения исмаилизма на Памире [8, с. 169 - 183].

В фундаментальном направлении в изучении этнографии Памира, основной интерес к себе представляет другая работа А. А. Бобринского «Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы)» [3]. Данный труд содержательно касается подробно характеристики этнографии и антропологии горных таджиков. К тому же автор описывает краткий исторический очерк Вахана, Ишкашима и близкий в отношениях с ними регионами. Данная работа в русской историографии была первой попыткой дать материальной и духовной культуре таджиков Памира полную характеристику. Ценность работы повысилась ещё тем, что она иллюстрирована фотографиями и рисунками по этнографии края автора и другие члены его экспедиции (особенно фотографа П. Павлова). В работе даются сведения о заселении гор, характеристике его населения, типах сёл, земледелии в крае, кустарных промыслах и уровне торговли, обрядах, обычаях и ритуалах, связанных со свадьбой и рождением ребёнка, встречей нового года, календаре и земледельческих праздниках, суевериях, духах и мифах среди горцев, и другие материалы по этнографии Памира.

В результате работы экспедиций на Памире, на основе своего опросного материала, граф А. А. Бобринской пишет, что «в беседах с нами горцы любили всегда подчёркивать свои иранские связи (арийские связи. - С. С.) или иранское происхождение, во что, по-видимому, они верят. Называют они себя ирани (арийцы. - С. С., А. М.), иногда прибавляя к этому название таджик. При этом часто говорили: мы такие же таджики, как и жители Дарваза» [3, с. 46].

Таким образом, памирские таджики можеть быть были в том периоде единственно, которые знали и сохранили память о своем иранском (арийском) происхождении. Анализ работ русских дореволюционных исследователей показал, что таджики Памира смогли сохранить свою индентификацию в следующих категориях: расовая - иранцы (арийцы); родовая - ваханцы, рушанцы, сарыкольцы, шугнанцы, язгулемцы; этническое происхождение - таджики. Из этого следует и отмечать, что таджики Памира (также ягнобцы) - это единственное население Таджикистана, которое сохранило древнетаджикские языки, ментальность, традиции и обычаи.

В заключение отметим, что в результате трех научных поездок на Памире граф А. А. Бобринской и другие члены его экспедиций, собрали и опубликовали уникальный материал по истории и этнографии горных таджиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобринской А. А. Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара). - М., 1900. - 60 с.; Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара). На таджикском, русском и английском языках. Пер. на таджикском языке Джурахон Зоир, на английском языке Азиза Давлатшоева. -Душанбе, 2014. - 126 с.

2. Бобринской А. А. Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация. - М., 1902. - 18 с.; Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация // Этнографическое обозрение. - М., 1902. - № 2. - С. 1 - 20.

3. Бобринской А. А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам графа А. А. Бобринского. - М., 1908. - 150 с.

4. Богоявленский Н. В. В верховьях р. Аму - Дарьи (Долины р. Хингоу и Ванджа) // Землевладение. -Книга I - II. - СПб., 1901. - С. 1 - 26.

5. Литвинский Б. А., Акрамов Н. М. Александр Александрович Семенов (Научно-библиографический очерк). - М., 1971. - 180 с.

6. Масловский С. Гальча (первобытное население Туркестана) // Русский антропологический журнал. -№ 2. - М., 1901. - С. 17 - 32.

7. Неменова Р. Л. А. А. Семёнов - лингвист и лексикограф // Памяти А. А. Семёнова. - Душанбе, 1980. -С. 60 - 72.

8. Сайнаков С. П. А. А. Бобринской - исследователь истории исмаилизма на Памире // Роль В. В. Бартольда в изучение истории таджикского народа. Сборник докладов международной конференции, посвященной 140 - летию академика В. В. Бартольда. - Душанбе, 2010. - С. 169 - 183.

9. Семенов А. А. Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии. - Ч. I. (Грамматический очерк и памятники народного творчества). - М., 1900. - 56 с.; Ч. II. - Памятники народного творчества и словарь. - М., 1901. - 74 с.

10. Семенов А. А. Этнографический очерк Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. - М., 1903. - 112 с.

11. Худоназаров Д. Н. Граф А. А. Бобринской - основоположник изучения духовной культуры таджиков Памира // Религиоведение. Научно - теоретический журналь. - № 3. - 2008. - С. 175 - 187.

12. Худоназаров Д. Н. Памирские экспедиции графа А. А. Бобринского 1895 - 1901 годов: этнографический альбом: фотографии Н. В. Богоявленского. - М., 2013. - 324 с.

ГРАФ А. А. БОБРИНСКОЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ЕГО НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ НА ПАМИРЕ

В статье авторы рассматривают научные изыскания графа А. А. Бобринского и его коллег на Памире. В статье проведен анализ результатов работы, возглавляемых им трех научных экспедиций, отправленных в Среднюю Азию, в том числе и на Памир. Таким образом, по содействию Общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете в 1895, 1898 и 1901 гг. он возглавил научные экспедиции, направленные из России в Среднюю Азию. На основе собранных материалов членами экспедиции были опубликованы труды, которые ныне считаются уникальными, редкими источниками по истории и этнографии таджикского народа.

Ключевые слова: Россия, Памир, таджики, экспедиция, этнография, история, А. А. Бобринской, Н. В. Богоявленский, А. А. Семенов.

GRAPH A. A. BOBRINSKY AND THE RESULTS OF ITS SCIENTIFIC EXPEDITIONS ON THE PAMIR

In the article, the authors consider the scientific study of Count A.A. Bobrinsky and the members of three scientific expeditions under his leadership sent to Central Asia. During these expeditions, they visited the Pamirs. Thus, with the assistance of the Society of Natural Sciences, Anthropology and Ethnography at Moscow University in 1895, 1898 and 1901 he led scientific expeditions sent from Russia to Central Asia. Based on the collected materials, the expedition members published works that are now considered as unique, rare sources on the history and ethnography of the Tajik people.

Keywords: Russia, Pamir, Tajiks, expedition, ethnography, history, A. A. Bobrinsky, N. V. Bogoyavlenskiy, A. A. Semenov.

Сведение об авторах:

Сайнаков Сайнак Парпишоевич - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел: (+ 992934162099), Email: [email protected]; [email protected] Акризоев Максуд Махрамбекович - докторант (PhD) кафедры истории таджикского народа Хорогского государственного университета им. Моёншо Назаршоева, Тел.: 992988665711; E-mail: [email protected]

About the authors:

Saynakov Saynak Parpishoevich - candidate of historical sciences, head of the Department of General History of the Tajik State Pedagogical University Sadriddin Aini, phone: (+992934162099); E-mail: [email protected]; [email protected]

Aqrizoev Maqsud Mahrambekovich - the doctoral (PhD) student of the departament of Tajik nation history at Khorog State University named after Moyonsho Nazarshoev Tel.: 992988665711; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.