УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0038
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К СМЕШАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 2502-7050 AuthorlD: 785927 ORCID: 0000-0001-8503-9948
КИСЕЛЬ Олеся Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям
SPIN: 7140-9910 AuthorlD: 678774 ORCID: 0000-0002-3311-4683
ГАСАНЕНКО Елена Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим направлениям
SPIN: 4712-6011 AuthorID: 692782 ORCID: 0000-0001-7367-6093
ДУБСКИХ Ангелина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям
SPIN: 3836-3633 AuthorID: 688004 ORCID: 0000-0002-8357-6069
БУТОВА Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранные языки по техническим направлениям Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина 38, e-mail: [email protected]) Аннотация. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта обозначилась необходимость изменений в самом содержании образовательной парадигмы. Потребность в эффективных подходах к обучению, способных повысить эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, побудила исследователей изучить возможность смешанного обучения как эффективного подхода способствующего развитию готовности студентов технических специальностей к смешанному обучению, формированию различных навыков способствующих успешному освоению курса иностранного языка. Целью данного исследования является изучение отношения студентов к основным характеристикам смешанного метода обучения. Для достижения этой цели в МГТУ им. Г.И. Носова было проведено исследование, основанное на количественных данных, участниками которого стали на тридцать студентов. Исследование проводилось на основе анкетирования. Авторы статьи обосновывают необходимость внедрения в процесс обучения нового подхода, который, с одной стороны является инновационным, а с другой - проблемным, так как требует глубокого анализа, оценки, создания практических методов реализации и разработки данного вида обучения. В связи с этим коллектив авторов предлагает обсуждение и научное осмысление психолого-педагогических понятий и явлений, связанных с технологическими тенденциями в образовательном процессе, проектированием новых образовательных курсов, эффективностью смешанного обучения.
Ключевые слова: смешанное обучение, обучение иностранному языку, студенты технических специальностей, готовность
READINESS OF TECHNICAL SPECIALTIES STUDENTS FOR BLENDED LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
© The Author(s) 2021
KISEL Olesya Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» GASANENKO Elena Alexandrovna, senior lecturer of the «Foreign Languages for Engineering Chair» DUBSKIKH Angelina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professor
of the «Foreign Languages for Engineering Chair» BUTOVA Anna Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, 38, Lenin St,, e-mail: [email protected]) Abstract. In the context of the Federal State Educational Standard implementation, the need for changes in the content of the educational paradigm emerged. The need for effective teaching approaches capable of increasing the effectiveness of teaching a foreign language at a non-language university, has prompted researchers to study the possibility of blended learning as an effective approach that contributes to the development of technical specialties students' readiness for blended learning, the formation of various skills, contributing to the successful mastering of a foreign language course. The purpose of this research is to study students' attitude toward the main characteristics of blended learning. To achieve this goal in NMSTU a study based on quantitative data was conducted, with thirty students as participants. The research was carried out on the basis of questionnaires. The authors of the article substantiate the need to introduce a new approach into the learning process, which, on the one hand, is innovative and, on the other, problematic, as it requires a deep analysis, evaluation, creation of practical methods for implementing and developing this type of learning. In this regard, the team of authors offers a discussion and scientific understanding of psychological and pedagogical concepts and phenomena associated with technological trends in the educational process, the design of new educational courses, and the effectiveness of blended learning.
Keywords: blended learning, teaching a foreign language, students of technical specialties, readiness
ВВЕДЕНИЕ. вационные. Благодаря внедрению информационно-ком-
XXI век ознаменован значительным смещением вни- муникационных технологий (ИКТ) в образовательный мания с традиционных методов обучения на более инно- процесс были разработаны и ведены методы обучения,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
облегчающие переход к новой в учебной среде цифрового мира. Стремление использовать новые технологические тенденции в образовательном контексте приводит к быстрому развитию новых подходов к обучению, а также к проектированию новых образовательных курсов [1].
Потребность в эффективных подходах к обучению, способных повысить уровень преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, побудила исследователей изучить возможность смешанного обучения как учебной модели развития различных иноязычных навыков [2,3,4]. Эффективность смешанного обучения доказывается демонстрацией позитивного отношения студентов к этому инновационному подходу. Комбинация применения ИКТ и традиционного обучения становится новым способом, как обучения, так и преподавания, что соответствует потребностям как преподавателей, так и студентов.
При смешанном обучении возникает вопрос о коммуникации студентов и преподавателей. В образовательном контексте смешанного обучения «коммуникативная деятельность в аудитории, как правило, является синхронной, сосредоточиваясь вокруг свободно протекающей межличностной дискуссии; в то время как коммуникативная деятельность, поддерживаемая ИКТ, часто основана на использовании асинхронных онлайн-фору-мов» [5, с 102]. Это означает, что смешанное обучение варьирует способы взаимодействия, обмена информацией, сотрудничества либо в режиме реального времени с помощью синхронной модальности, либо позволяет уделять больше времени для размышлений студентов с помощью поддержки асинхронных технологий [6]. К онлайн-синхронному взаимодействию, когда учащиеся могут непосредственно общаться со своим учителем и другими учащимися в режиме реального времени через онлайн-чат могут быть добавлены и асинхронные сервисы, такие как электронная почта, дискуссионные форумы и обмен файлами, которые используются учащимся в любое время.
Асинхронная коммуникативная модель предоставляет больше возможностей для взаимодействия студентов, вне рамок, которые ограничены временем или местом. Кроме того, асинхронные технологии дают студентам время для размышлений, поскольку эта специфическая особенность может означать, что студенты с большей вероятностью получат продуманную обратную связь от преподавателей и сверстников. Когда студентам не нужно давать немедленного ответа, как это обычно бывает во время аудиторных дискуссий, асинхронные сервисы позволяют студентам иметь время подумать и поразмыслить над своими ответами и комментариями других студентов, а затем ответить на них. «В этом случае студенты строят свои идеи и более тщательно анализируют всю ситуацию, поэтому их высказывания становятся продуманнее» - постулируют Краснова и Ананьев [1, с. 203]. Однако, несмотря на многочисленные преимущества, которые учащиеся могут получить от онлайн-дис-куссий, у преподавателей складывалось впечатление, что эти дискуссии на самом деле бессмысленны. В основном это связано с факторами, такими как: ограниченный вклад учащихся, а также низкоуровневые грамматические конструкции и неправильное использование иноязычной лексики [7].
Синхронная и асинхронная связь и сотрудничество, которые становятся возможными благодаря разработкам смешанного обучения, предвещают трансформацию методов преподавания и обучения в высшем образовании [8]. Для эффективной реализации смешанного обучения в процесс высшего образования должны быть внедрены новые способы коммуникативной деятельности студентов с преподавателями.
Смешанное обучение на основе Moodle. Moodle, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, представляет собой свободную и от-
крытую программную платформу для электронного обучения, разработанную администратором WebCT Марином Дугиамасом в 2004 году [9]. Обучающая среда Moodle основана на совместном обучении, где преподаватель создает студент-центрированную среду, чтобы помочь студентам накопить свои знания, основанные на их навыках и собственных знаниях. В данных условиях Moodle соответствует виртуальному компоненту в рамках смешанного обучения. Данный вид ИКТ может гарантировать эффективность обеспечения различными видами заданий, а также позволяет студентам получать доступ к учебным материалам, ресурсам и конспектам лекций в любое время [10, 11]. Облегчение доступа студентов к материалам, инструкциям и всем необходимым условиям обучения продвигает Moodle и обоснованно ставит его на первый план платформ электронного обучения.
Помимо доступности, эта новая технология повышает автономность обучения. Moodle позволяет студентам лучше контролировать свое обучение и предоставляет им большую свободу в принятии решения о том, в каких группах или видах деятельности они хотели бы участвовать и как это участие будет происходить [12-16]. Поскольку студентам разрешается учиться в своем личном темпе и более эффективно использовать время при получении заданий через Moodle, мотивация студентов к обучению повышается. Кроме того, онлайн-курсы на платформе Moodle, постулируют Краснова и Ананьев [1], предлагают привлекательные и высоко мотивирующие мероприятия, которые положительно влияют на успеваемость студентов и способствуют их прогрессу, поскольку они могут работать не только с материалами курса, но и получить доступ к любому веб-ресурсу за пределами данной платформы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Смешанный подход к обучению, новая парадигма обучения и преподавания, которая варьирует для студентов и преподавателей способы взаимодействия, обмена информацией, сотрудничества и постановки вопросов, либо в режиме реального времени с помощью синхронной модальности, либо позволяет больше времени для размышлений студентов с помощью поддержки асинхронных технологий, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными подходами. Разрушая постулаты традиционного обучения и преподавания посредством включения инструментов ИКТ в качестве дополнения к аудиторным занятиям, как учителя, так и учащиеся могли бы извлечь выгоду из особенностей этой новой среды. Это сокращает нагрузку на преподавателей, позволяя им уделять больше времени таким задачам, как подбор соответствующих материалов, удовлетворяющих потребности учащихся [17]. По мере того как роль учителя меняется на роль посредника в обучении, учащиеся готовы взять на себя полную ответственность за свое собственное обучение.
Исследования [18,19] показывают, что уровень готовности студентов был высоким для формата курсов смешанного обучения, и что чаще всего они выбирали обучение с применением ИКТ. Возможность планировать свое обучение в соответствии с собственным темпом обучения, в зависимости от времени и места, находятся под контролем студентов, что увеличивает мотивацию к использованию этой новой среды обучения. Существуют основные причины, которые стимулируют студентов к выбору образовательной среды смешанного обучения.
- Студенты имеют доступ к, казалось бы, безграничному источнику информационных ресурсов через Интернет;
- Они могут гибко общаться с преподавателем, друг с другом и другими людьми по всему миру, что стирает границы аудитории.
Исследования, проводимые в России, например, в Политехническом университете, выявили значительные
результаты в области готовности студентов технических специальностей к смешанному обучению иностранному языку. Так, в работе Красновой и Сидоренко было доказано, что смешанное обучение обладает огромным потенциалом в обучении студентов технических специальностей иностранным языкам, поскольку дает возможность интегрировать инновационные и технологические достижения онлайн-обучения с взаимодействием и участием лучших традиционных практик [20]. Смешанное обучение эффективно повышает уровень владения учащимися чтением, и более того, оно облегчает социальное взаимодействие, поскольку во время обучения учащимся предоставляется больше возможностей обсудить трудности, которые они испытывают при изучении иностранного языка во время групповых дискуссий и получить индивидуальную обратную связь от своих одногруппников.
Потребность в инновационных методах обучения, которые предлагают студентам неязыковых специальностей больше возможностей для овладения всеми аспектами иностранного языка делает модель смешанного обучения целесообразной в ВУЗах. Поскольку успех смешанного обучения сильно зависит от готовности студентов, то изучение отношения студентов к этому инновационному подходу определило бы дальнейшие возможности развития смешанного обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной целью настоящего исследования является изучение готовности студентов технических специальностей к курсу иностранного языка в рамках смешанного обучения. Данное исследование было предпринято для выявления степени готовности студентов к смешанному обучению. Основные вопросы исследования были:
1. Каково отношение студентов к преимуществам занятиям в аудитории при в смешанном обучении?
2. Каково отношение студентов к преимуществам электронного обучения Moodle в рамках смешанного курса обучения иностранному языку?
3. Какова реакция студентов на влияние смешанного обучения на развитие иноязычных навыков?
4. К какому способу проведения курса в своем будущем обучении в результате приобретенных навыков студенты готовы в полной мере?
Готовность студентов технических специальностей в настоящем исследовании относится к пониманию студентов эффективности продуманного сочетания электронной обучающей платформы Moodle и обучения иностранному языку в аудитории. Смешанное обучение, однако, определяет новую образовательную программу, сочетающую онлайн-обучение с традиционными методами обучению.
Участники. Для изучения вышеперечисленных вопросов на первом этапе было проведено анкетирование тридцати (30) студентов 1-го курса неязыковых специальностей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». Обоснование выбора данного контингента студентов состояло в том, что все 30 участников анкетирования, изучали иностранный язык в 1 и 2 семестрах 2018/2019 учебного года. Для сбора достоверных данных, анкетирование проводилось сразу после окончания обучения, и информанты отвечали на него в аудитории. Чтобы достичь нашей главной цели-проверить готовность студентов технических специальностей к смешанному обучению, все вопросы анкеты были прочитаны и объяснены еще до того, как студенты начали отвечать.
Прежде чем пройти анкетирование, студенты изучали иностранный язык как в аудитории, так и с помощью заданий, которые преподаватели генерировали студентам при помощи платформы МооШе. В течение семестра студенты работали в традиционном режиме и предоставляли задания в электронном виде через
платформу МооШе (https://newlms.magtu.ru/course/view. php?id=78425). Во время электронного обучения пользователи блога пользовались двумя способами общения: живым - с помощью синхронных технологий и отложенным - с помощью асинхронных технологий. Предполагалось, что еженедельные задания по иностранному языку будут отправляться студентами через платформу Moodle. Что касается обратной связи преподавателя, то участники получили ее в режиме онлайн.
Анализ данных Результаты исследования разделены на четыре основные рубрики, отражающие:
- восприятие студентами преимуществ традиционного аудиторного обучения;
- их понимание воспринимаемых преимуществ он-лайн-деятельности и обучения;
- их общую реакцию на успех программы и приобретенные навыки;
- их готовность на будущую работу во время смешанного обучения при изучении иностранного языка.
Восприятие студентами традиционного аудиторного обучения. Для изучения реакции студентов на традиционное аудиторное обучение им предложены следующие заготовленные ответы:
- посещение очных занятий было важно для моего обучения;
- организация очных занятий отвечала моим потребностям в обучении;
- я хотел бы иметь больше личного общение с преподавателем;
- я могу учиться более эффективно в аудитории;
- общение с одногруппниками было очень важно для моего обучения иностранному языку;
- общение с моими преподавателями было очень важно для моего обучения иностранному языку.
Реакция студентов на аудиторное обучение, а именно: содержание, технологии и способ взаимодействия с преподавателем, демонстрирует позитивное отношение участников анкетирования. Для большинства студентов (97%) посещение очных занятий в рамках программы смешанного обучения было важно для развития их иноязычных навыков, поскольку содержание и организация традиционного аудиторного обучения удовлетворяли их потребности в обучении (80%). Следовательно, они выразили свою готовность к обучению в аудитории, лично с преподавателем (67%). Этот вывод подтверждается аналогичной долей информантов (67%), которые утверждает, что "занятия в классе позволяют им учиться более эффективно». Тем не менее один из участников (3%) высказал нейтральное отношение. Однако мало кто из студентов предпочел неопределенную позицию при выражении своего мнения по первому утверждению (3%), второму (20%), третьему (23%) и четвертому (26%). Тем не менее, незначительная часть учащихся (7%) обнаружила, что очное обучение не способствует их эффективному обучению.
Результаты показывают, что учащиеся в целом согласны с тем, что оба способа взаимодействия либо со своими сверстниками (73%), либо с преподавателем (86%) были полезными и способствовали улучшению их иноязычных навыков. С другой стороны, некоторые из них предпочитали придерживаться нейтральной позиции по отношению к пятому утверждению (20%) и шестому утверждению (14%). Однако незначительная часть (7%) считает, что их общение со сверстниками не оказывает никакого влияния на их успеваемость. Примечательно, что ни один из студентов (0%) не выразил отрицательного отношения к преимуществам взаимодействия преподавателя и студентов.
Восприятие студентами онлайн-обучения. Для изучения реакции студентов на онлайн обучение студентам были предложены следующие заготовленные ответы:
- участие в онлайн-мероприятиях было очень важно для моего обучения;
- организация и содержание онлайн-мероприятий
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
отвечали моим потребностям в изучении иностранного языка;
- я хотел бы больше онлайн-заданий;
- я могу учиться более эффективно с помощью он-лайн-занятий;
- онлайн-задания были просты в использовании.
После проверки реакции информантов на преимущества традиционного аудиторного обучения, которая была признана удовлетворительной, также было проведено исследование на выявления готовности студентов к смешанному онлайн-обучению в курсе иностранного языка. Информанты должны были выразить свое отношение по следующим позициям:
- я выполнил все свои цели обучения в этой программе;
- я добился успеха в этой программе;
- как содержание курса, так и компоненты онлайн-обучения, а также взаимодействие с преподавателем и другими студентами помогают в развитии моих навыков чтения.
После анализа полученных результатов мы видим, что заметное количество информантов (67%) положительно реагирует на важность онлайн-активности при изучении иностранного языка. Для этой категории студентов как организация, так и содержание электронной деятельности удовлетворяли их потребности в обучении (57%); следовательно, они предпочитали иметь больше онлайн - обучения в программе смешанного обучения (67%). Эти данные являются результатом активной электронной деятельности студентов (54%), а также положительного влияния онлайн-обучения на результаты их обучения (57%).
С другой стороны, небольшая часть информантов (30%) предпочла нейтральную позицию. Неспособность выразить свое отношение как позитивное, так и негативное отражает тот факт, что, что студенты не готовы к новой среде - онлайн-обучение на основе Moodle и к смешанному обучению в том числе. Однако от двух до шести студентов (6% - 23%) отрицательно отреагировали на электронное обучение. Из-за трудностей в работе с электронной системой (23%) немногие пользователи онлайн-платформы на базе Moodle (13%) считали, что среда электронного обучения не является эффективной.
В рамках исследования было выявлено, что студенты не только готовы к данному курсу иностранного языка в рамках смешанного обучения, но и проявили интерес в дальнейшем к подобным курсам.
Обучение через платформу на базе Moodle - это один из основных компонентов в среде смешанного обучения. Современные технологии, электронные платформы и оболочки являются необходимым элементом в обучении иностранным языкам, поскольку они экономят время преподавателя и студента и дают возможность осваивать программу без дефицита времени. Однако, несмотря на многочисленные преимущества онлайн обучения студенты не уменьшают важность аудиторных занятий и предпочитают смесь этих двух факторов в своем будущем обучении, что является непосредственным фактором готовности студентов технических специальностей к смешанному обучению. Некоторые из информантов отмечают, что «обучение с помощью данного подхода к получению знаний является эффективным, полезным и приятным. Одна из участниц исследования отметила, что программа смешанного обучения расширяет учебную среду за пределами аудитории. «Из своего опыта я мог понять, что данный вид обучения иностранному языку - не единственный источник получения знаний, поскольку эта программа помогает мне в развитии моих навыков; чтобы я мог читать, подводить итоги и отвечать на свои показания. Это поможет мне в дальнейшем развивать свои языковые навыки», - постулирует один из информантов.
Те немногие студенты, которые отдавали предпочтение традиционному способу обучения, приводят
убедительные аргументы, чтобы описать свои проблемы в работе с новой средой. Для них онлайн-обучение затруднено отсутствием качественного подключения к Интернету, не все студенты имеют необходимые инструменты и техническую обеспеченность для участия в онлайн-обучении, и самое главное - постоянная потребность учащихся в непосредственном общении с преподавателем и обсуждении в аудитории некоторых сложных тем.
Фокусируясь на опыте студентов, результаты исследования показали, что интеграция очного и онлайн-обу-чения имеет большое значение для учебных достижений студентов неязыковых специальностей.
Студенты демонстрируют повышенную осведомленность о важности традиционного аудиторного обучения, взаимодействия преподавателя и студента. Этот вывод подтверждается многочисленными исследованиями. Использование студентами онлайн-лекций позволило измерить их посещаемость, результаты показали, что студенты не стремятся заменить лекции загружаемыми онлайн-версиями; однако заметное число студентов оценило возможность интерактивного обучения, предоставляемую очным обучением. Отсутствие спонтанного общения в онлайн-обучении может создать чувство изоляции у студентов, которое ослабляет их учебную мотивацию. Отсутствие живого взаимодействия, как с преподавателем, так и со сверстниками может способствовать снижению готовности студентов к учебной активности и мотивации, что может привести к непредвиденным результатам, таким, например, как снижение успеваемости.
Участники эксперимента осознали свою готовность к смешанному обучению в рамках, онлайн-занятий, которые в полной мере удовлетворяют их потребности в обучении; соответственно, студенты технических специальностей готовы иметь все больше и больше онлайн-курсов в будущем. Позитивное отношение студентов к онлайн-обучению коррелируется с существующей литературой. Несколько исследований [21,22,23] отмечают важность интеграции веб-систем электронного обучения в высшее образование, поскольку онлайн-обучение доказало свою эффективность в обучении студентов. Роваи и др. подтвердили, что текстовая компьютерно-опосредованная коммуникация, характеризующая систему электронного обучения на базе Интернета, является мощным инструментом, способствующим рефлексивному кооперативному взаимодействию, которое часто отсутствует в аудитории [24]. В подтверждение этого вывода Юэнь обнаружил, что платформа онлайн-обучения обеспечивает интерактивную среду для общения между студентами и преподавателями, а также предоставляет преподавателям возможность создавать каркасы для участия студентов в совместной и кооперативной деятельности даже за пределами аудиторий [25]. В другом контексте исследования выводы Красновой и Ананьева подтвердили, что «онлайн-курсы на платформе Moodle предлагают привлекательные и высоко мотивирующие действия, которые положительно влияют на успеваемость студентов и способствуют их прогрессу» [1, с. 206].
Большинство учащихся положительно относятся к использованию мультимедийных ресурсов в своей языковой подготовке, кроме того, они ценят возможности практиковать и расширять свои языковые способности, занимаясь серфингом в Интернете. Эта мысль подкрепляется проведенным исследованием среди студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.
ВЫВОДЫ
В рамках смешанного обучения, где существует продуманное сочетание лучших компонентов традиционного обучения и онлайн-обучения, было заявлено, что цели, содержание и организация учебного курса способствуют в определенной степени развитию готовности
студентов технических специальностей к смешанному обучении. Настоящее исследование, направленное на определение готовности, восприятия и отношения студентов к среде смешанного обучения, дает убедительные доказательства того, что программа смешанного обучения иностранному языку развивает готовность студентов технических специальностей, положительно влияет на отношение и мотивацию студентов к смешанному обучению и способствует повышению их иноязычных навыков. Поскольку эта новая учебная среда наделила студентов университета большей самостоятельностью и свободой в обучении, появляется все больше и больше курсов смешанного обучения, где условия обучения, характеризующие традиционное и электронное обучение, эффективно сочетаются с готовностью студентов обучаться в смешанной среде и удовлетворением потребностей учащихся. Создание основы для этой инновационной образовательной среды будет отвечать чаяниям и потребностям студентов университетов 21-го поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Krasnova T.I., & Ananjev A. Students' Perception of Learning in the Online Discussion // Environment, Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. 6(6), рр. 202-207.
2. Yang Y.F. Blended Learning for College Students with English Reading Difficulties // Computer Assisted Language Learning. 2012. 25(5), рр. 30-34.
3. Ветрова М.И., Дмитриева И.Л. Роль смешанного обучения в создании эффективной образовательной среды при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // В сборнике: Великие реки' 2016 труды научного конгресса 18-го международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. с. 394-397.
4. Zehedi Z, & Tabatabaei O. The Effect of Blended Teaching on Reading Strategy Use by Iranian EFL Learners // International Journal of Foreign Language Teaching and Research. 2015. 13(11), рр. 25-38.
5. Краснова Т.И. Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку //Молодой ученый. 2015. № 5 (85). с. 486-488.
6. Стариченко Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nAsinhronnaya-i-asinhronnaya-organizatsiya-uchebnogo-protsessa-v-vuze-na-osnove-informatsionno-tehnologicheskoy-modeli-obucheniya (дата обращения: 19.06.2020).
7. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sootnosheniya-ponyatiy-elektronnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 19.06.2020).
8. Фомичёва Н.В. Использование модели смешанного обучения при обучении иностранному языку для профессиональных целей //В сборнике: Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам материалы XI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета. 2017. с. 236237.
9. Бабанская О.М., Можаева Г.В., Степаненко А.А., Фещенко А.В. Организация системы мониторинга электронного обучения в LMS MOODLE // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3 (63). с. 27-35.
10. Hoare A., & Hu J. Faculty Perception of ESL Students' Academic, Linguistic, and Cultural Preparedness and Effective Teaching Practices // In Wong, L. T., & Dubey-Jhaveri, A. (Eds.), English Language Education in a Global World: Practices, Issues and Challenges, 2015. pp. 125-136.
11. Buran A., & Evseeva A. Prospects of Blended Learning Implementation at Technical University //Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol 206. рр. 177 - 182.
12. Кисель О.В. Система образования и новые информационные технологии // Цифра в помощь учителю сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - 2020. - с. 23-26.
13. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.
14. Танасов Д.И., Печерская Т.Н., Печерский С.В. Опыт использования интернет-технологий обучения в отделении железнодорожного транспорта «Пензенского многопрофильного колледжа» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 3 (31). С. 246-251.
15. Морозова Ю.В. Использование электронного обучающего курса moodle для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 96-99.
16. Kobernyk O.M., Stetsenko N.M., Boichenko V.V., Pryshchepa S.M.
Improving professional and pedagogical training of future teachers by moodle platforms (on the example of the course "Pedagogy") // Scientific Vector of the Balkans. 2018. № 1. С. 53-58.
17. Калачева И.В. Система дистанционного обучения Moodle в образовательном пространстве вуза //В сборнике: Современный университет в цифровой образовательной среде: ориентир на опережающее развитие материалы X Международной учебно-методической конференции. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. 2018. с. 19-23.
18. Афанасьев А.Н., Куклев В.А., Егорова Т.М., Воеводин Е.Ю., Бочков С.И. Исследование интерактивных возможностей электронного обучения на основе СДО MOODLE: поиски и решения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. с. 982991.
19. Дубских А.И. Обучение иностранному языку студентов неязыковых направлений с применением технологии E-Learning //в книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 445.
20. Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // ОТО. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-novaya-forma-organizatsii-yazykovogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 18.06.2020).
21. Дубских А.И., Кисель О.В., Бутова А.В. Возможности электронной образовательной платформы Moodle для обучения иностранным языкам // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12. С. 167-171.
22. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентаци-онного курса в электронной образовательной среде MOODLE в педагогическом вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 306-313.
23. Осадчая О.В. Активные методы обучения английскому языку для профессиональных целей в условиях смешанного обучения в инженерно-техническом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-4 (30). С. 30-33.
24. Rovai A.P., & Jordan H.P. Blended Learning and Sense of Community: A Comparative analysis with traditional and fully online graduate courses // International Review of Research in Open and Distance Learning 2004. 5(2).рр. 113.
25. Yuen Allan, H.K. Blended Learning in Higher Education: An Exploration of Teaching Approaches// Proceedings of the 18t International Conference on Computers in Education. Putrajaya, Malaysia: Asia-Pacific Society for Computers in Education 2010. рр. 623-630.
Статья поступила в редакцию 22.06.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021