Научная статья на тему 'Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку'

Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННАЯ ОНЛАЙН ДИСКУССИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПЛАТФОРМА MOODLE / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ASYNCHRONOUS ONLINE DISCUSSION / FOREIGN LANGUAGE / MOODLE PLATFORM / BLENDED LEARNING / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается проблема эффективности асинхронных онлайн дискуссий при изучении иностранного языка. Онлайн курсы на платформе Moodle в рамках смешанного обучения создают благоприятные условия для обучения в сотрудничестве, основанном на личностно-ориентированном подходе, в центре которого находятся студенты. В работе анализируется отношение и восприятие студентами данного вида учебного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of online asynchronous discussions efficacy in the process of learning a foreign language. Online courses on Moodle platform being part of a blended learning create favourable conditions for collaborative learning based on student-centred approach. The paper analyzes students’ attitudes and perception of this type of learning interaction.

Текст научной работы на тему «Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку»

Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку

Краснова Татьяна Ивановна старший преподаватель кафедры иностранных языков Института кибернетики Национальный исследовательский Томский политехнический университет г. Томск, пр. Ленина 30, 634050, (3822) 606-135 [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается проблема эффективности асинхронных онлайн дискуссий при изучении иностранного языка. Онлайн курсы на платформе Moodle в рамках смешанного обучения создают благоприятные условия для обучения в сотрудничестве, основанном на личностно-ориентированном подходе, в центре которого находятся студенты. В работе анализируется отношение и восприятие студентами данного вида учебного взаимодействия. The article analyzes the problem of online asynchronous discussions efficacy in the process of learning a foreign language. Online courses on Moodle platform being part of a blended learning create favourable conditions for collaborative learning based on student-centred approach. The paper analyzes students' attitudes and perception of this type of learning interaction.

Ключевые слова

асинхронная онлайн дискуссия, иностранный язык, платформа Moodle, смешанное обучение, электронное обучение;

asynchronous online discussion, foreign language, Moodle platform, blended learning, e-learning.

Введение

На современном этапе развития общества информационно-коммуникативные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Международное академическое сообщество признает тот факт, что переход к информационному обществу невозможен без интеграции цифровых технологий, которые позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению и, тем самым, оказывать положительное влияние на процесс изучения иностранного языка в целом [1]. Эти технологии настраивают обучаемых на новый подход в обучении, способствуют развитию навыков непрерывного обучения и личного профессионального роста в течение всей жизни. Концепция «образования через всю жизнь» (lifelong learning) выходит сегодня на передний план, ведь работодатели ищут в первую очередь специалистов, которые на основе имеющихся знаний и приобретенного опыта совершенствуют свои навыки и умения на протяжении всей жизни.

Российское высшее образование претерпевает значительные изменения, без которых невозможно выполнить современный социальный заказ общества. Основополагающей идеей становится гибкость образования, основанная на личностно-ориентированном подходе, где в центре обучения находится студент с его нуждами и потребностями. Современное образование должно принимать во внимание индивидуальные особенности студентов и обеспечивать возможность

построения индивидуальных образовательных траекторий, что придаст осмысленность учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив [2].

Данная потребность в гибкости успешно реализуется с помощью сочетания традиционного и электронного обучения, осуществляемого на базе различных систем управления обучением (Learning Management Systems), предназначенных для обеспечения административной и технической поддержки. Этот метод носит название - смешанное обучение (blended learning), которое можно определить как метод обучения, сочетающий наиболее эффективные элементы традиционного обучения и интерактивное онлайн сотрудничество, где оба компонента образуют систему, функционирующую в постоянном взаимодействии как единое целое [3]. Основная трудность заключается в нахождении баланса между традиционным и электронным обучением, так как эффективность образовательного процесса будет зависеть от соотношения времени, отведенного на аудиторные занятия и работу онлайн, а также от правильно выбранного характера предоставления материала и его содержания.

Самыми очевидными преимуществами смешанного обучения являются:

• гибкость;

• индивидуальный подход;

• интерактивность;

• мгновенная обратная связь;

• спонтанность, унаследованная от традиционного обучения [4]. Сочетание электронного и традиционного обучения получило признание во всем мире и активно практикуется в ведущих европейских и американских образовательных учреждениях.

Для российского образования смешанное обучение - относительно новое явление, но уже сейчас многие университеты пытаются адаптировать лучшие практики и внедрить данный метод в образовательный процесс. Основной целью данных инициатив является содействие процессу обучения и исследовательской работе с помощью информационно-коммуникационных технологий путем предоставления быстрого и легкого доступа к цифровым образовательным ресурсам [5].

Смешанное обучение предлагает новые увлекательные возможности при обучении иностранным языкам, так как позволяет интенсифицировать традиционные методы и формы обучения и, таким образом, положительно повлиять на процесс изучения языка в целом [3]. Преподаватели иностранного языка осознают исключительную важность повышения эффективности обучения. Знание иностранного языка высоко востребовано в современном обществе для достижения амбициозных профессиональных целей и может оказать существенное влияние на трансформацию российского инженерного образования. Профессиональная компетенция специалиста связана с его способностью общаться на иностранных языках. Технические инновации способствуют улучшению качества обучения и пересмотру всего содержания обучения и образовательных подходов при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей [6].

На сегодняшний день самым главным вызовом для преподавателя иностранного языка является развитие и применение методов систематизированного и упорядоченного применения информационно-коммуникационных технологий для образовательных целей [7]. Ввиду ограниченного количества аудиторных занятий по иностранному языку в инженерных вузах и общей тенденцией смещения акцентов на познавательную самостоятельную деятельность Томский политехнический университет (ТПУ) интенсифицирует образовательный процесс путем активной

интеграции ИКТ. Университет придает особое значение технологиям электронного обучения, где главное место занимает смешанное обучение.

С 2014 года преподавание иностранных языков стало преимущественно смешанным на базе платформы МооШе, которая стала официальной системой управления обучением в ТПУ. Данная платформа обеспечивает серьезный технический уровень внедрения электронных технологий в образовательный процесс и стимулирует взаимодействие всех участников обучения, так как обладает высокой степенью интерактивности. Активизация взаимодействия в малых группах в электронной среде с помощью синхронных и асинхронных инструментов МооШе способствует приобретению навыков виртуального общения. Элемент курса «форум» открывает возможности для создания онлайн дискуссий, способствующих развитию навыков аргументирования, убедительного представления своей точки зрения, используя соответствующий лексико-грамматический материал.

Целью исследования, проведенного в рамках данной работы, является описание опыта использования онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранным языкам, а также анализ их восприятия студентами, проведенный на основе анкетирования и опроса участников эксперимента. С целью определения положительных сторон онлайн дискуссий было проведен мониторинг взаимодействия студентов в дискуссионных форумах. Были также проанализированы мнения студентов на проблемы, возникающие в процессе онлайн дискуссий, такие как: низкий уровень участия и причины отказа размещать свое мнение в сети.

Онлайн взаимодействие

Развитие навыков межличностного общения является неотъемлемой частью подготовки к будущей профессиональной деятельности. Высшее образование должно развивать понимание командной работы, критическое мышление и адаптивность студентов с помощью групповых методов работы, стимулирующих активное взаимодействие и имеющих практическое применение в реальном мире. Сотрудничество считается характерной чертой будущего профессионального сообщества и должно найти отражение в аутентичных заданиях курса иностранного языка. Совместная работа студентов способствует быстрому решению сложных когнитивных задач, лучшему пониманию и усвоению нового материала.

В качестве главных свойств студенческого взаимодействия можно выделить следующие:

• целенаправленность;

• стремление к достижению общей цели;

• мотивация;

• интерес;

• принципиальность;

• взаимосвязь участников;

• эффективное распределение ролей, функций и обязанностей;

• согласованность;

• низкий уровень конфликтности;

• самодисциплина;

• возможность достижения результата.

Но совместная работа не является самоцелью, она помогает студентам овладеть знаниями и умениями, приобрести опыт общения и социального взаимодействия. Когда студенты осознают себя частью команды и понимают, что общий успех зависит от их персонального вклада, их отношение меняется, и они вынуждены проявлять инициативу и самостоятельность.

Еще недавно совместная работа была возможна лишь в стенах аудитории, но система МооШе позволяет создавать коллаборативную обучающую среду на основе сервисов Веб 2.0: блогов, форумов, чатов, совместных приложений, социальных сервисов, виртуальных классов и т.д. Ценность данной технологии в контексте электронного обучения заключается в коллективной форме деятельности, реализуемой через групповую работу в сообществах. Коллаборативная среда позволяет построить новую модель электронного обучения, в центре которой находится студент, приобретающий высокий уровень автономии. Среди принципов, заложенных в технологии Веб 2.0, можно выделить несколько моментов, имеющих перспективы для продуктивного сотрудничества студентов:

• дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей

интеллектуальной собственностью;

• постоянное обновление и креативность;

• свобода выбора участия или неучастия;

• связь через синхронные и асинхронные средства коммуникации [8].

С дидактической стороны наиболее интересен инструмент «форум», который является платформой для создания онлайн дискуссий, ставших главной формой асинхронной коммуникации.

Асинхронная онлайн дискуссия

Асинхронная онлайн дискуссия, созданная на основе инструмента «форум», является ценным средством для изучения иностранного языка, так как облегчает общение обучаемых за рамками аудиторного занятия и позволяет продолжать взаимодействие вне зависимости от географического положения и ограничений во времени.

Многие исследователи в данной области отмечают ряд преимуществ онлайн дискуссий. Лидия Мбати из Института открытого и дистанционного образования считает, что онлайн дискуссия - мощный мотивационный инструмент, как для студентов, так и для преподавателей [9]. Студенты нуждаются в свежем взгляде на образование и новом подходе, который сделает учебный процесс более привлекательным. В этом отношении онлайн дискуссии предлагают новые увлекательные возможности для обучения.

Джудит Лападат говорит о том, что онлайн дискуссии развивают критическое мышление, так как выполняются в письменной форме, и даже улучшают мыслительные процессы высшего порядка [10].

Нэнси Кук также утверждает, что онлайн дискуссии могут развивать навыки критического мышления [11]. Они помогают студентам рассматривать альтернативные точки зрения, находить новый взгляд на проблему, делать выводы, строить аргументированное высказывание на основе текстовых данных и наглядных примеров.

Исключительной чертой асинхронных онлайн дискуссий является также невозможность потери данных, так как в инструменте «форум» производится запись всех сообщений, которые затем хранятся в виртуальном пространстве [12]. Участники форума могут отвечать на размещенные в сети высказывания своих сокурсников в любое удобное время, вступая при этом в дискуссию с любым студентом, уже разместившим свое мнение. Особенность форума заключается в том, что когда студенты отвечают на чье-либо сообщение, ответ «привязывается» к исходному сообщению, и эта последовательность создает ветку дискуссии. В итоге дискуссионный форум имеет древовидную структуру, состоящий из нескольких веток дискуссии.

Онлайн дискуссия стимулирует общение студентов внутри группы, в то время как традиционная дискуссия на занятии является, по существу, беседой, управляемой преподавателем, выступающим в роли модератора, и заключается в основном в реакции обучаемых на его наводящие вопросы. Дискуссия в электронной среде создает чувство общности и сотрудничества. Обмен мнениями в комфортной среде сближает участников и даже повышает посещаемость курса, так как студенты стремятся возвратиться в курс, чтобы увидеть, как отреагировали на его мнение другие участники.

Возможность отсроченного ответа можно считать также еще одним преимуществом онлайн дискуссий. Участвуя в данном виде дискуссии студенты получают возможность избежать немедленного ответа, как того требует формат традиционной дискуссии, они могут просмотреть сообщения других студентов и ответить в асинхронном режиме. Таким образом, у студентов появляется возможность поразмышлять над комментариями участников и своими ответами, прежде чем размещать свое мнение в сети. В этом случае они более грамотно формулируют свои идеи и более тщательно анализируют представленную ситуацию, а их сообщения становятся развернутыми и детализированными.

Студенты, не принимающие участие в дискуссиях на очных занятиях в силу определенных причин, получают возможность свободно выражать свои идеи в электронной среде, избегая доминирования сильных студентов. Участие таких студентов в онлайн дискуссиях повышает число альтернативных мнений по сравнению с традиционными дискуссиями в аудитории, где они предпочитают отмалчиваться.

Несмотря на очевидную привлекательность онлайн дискуссий преподаватели испытывают и определенную степень разочарования, когда некоторые дискуссии не имеют успеха или заходят в тупик. Иногда студенты участвуют в дискуссиях без интереса, имея целью лишь формально выполнить задание, делая такую дискуссию вялой и бессмысленной.

Широко распространенными проблемами онлайн дискуссий являются:

• ограниченный вклад студентов в дискуссию;

• поверхностные сообщения;

• низкий грамматический уровень высказывания и неправильное

использование лексики.

Ограниченный вклад в дискуссию можно определить как отсутствие сообщений в форуме, либо недостаточное их количество. Обычно данная проблема связана с прокрастинацией и не имеет легких способов решения, но установка временных рамок для дискуссий может в определенной степени улучшить ситуацию.

Проблема поверхностных сообщений заключается в размещении в форуме высказываний, содержащих бесполезную информацию и не выражающих собственное мнение по теме дискуссии. Некоторые студенты пишут сообщения лишь ради участия и получения оценки, они повторяют, либо перефразируют идеи других студентов, не привнося ничего нового и ценного для дискуссии. Модератор дискуссии или преподаватель должны пресекать данную практику и настраивать таких студентов на более продуктивную работу.

Низкий грамматический уровень высказывания и неправильное использование лексики могут мешать пониманию других участников дискуссии. Студентам с низким уровнем владения языком можно порекомендовать воспользоваться справочными материалами и словарями, а остальные участники могут задавать им дополнительные вопросы, чтобы понять смысл высказывания.

Методы и анализ данных

На основе электронного курса "General English Blended Course", предназначенного для студентов ТПУ первого года обучения и обеспечивающего онлайн поддержку основного курса, мы попытались проанализировать один из его элементов - асинхронную онлайн дискуссию. Семестровый электронный курс состоит из шести модулей, в каждом из которых в разделе «Team work» размещены дискуссии и вики. Дискуссионные форумы организованы для малых групп студентов (8-10 участников), которые должны высказать свое мнение на проблему, заданную преподавателем. Затем они должны прочитать мнения других участников дискуссии и прокомментировать два высказывания. Если в момент написания сообщения на форуме еще нет высказываний для комментирования, они должны вернуться к этому заданию позже, дав время высказаться остальным участникам. Форумы имеют инструмент взаимооценки, студенты могут оценить высказывания сокурсников от 0 до 5 в соответствии с критериями оценивания, приведенными в инструкции к форуму.

Проблема, выбранная для дискуссии, всегда связана с темой модуля. Так в модуле 12 "Natural Disasters" студентам были предложены следующие темы для обсуждения:

• Why do you think people continue to live in areas where natural disasters repeatedly happen? Would you live in such a place?

• You work for an aid organisation. You arrive to a disaster area and people are sleeping in tents. The organisation has put you and the other aid workers in an expensive hotel for security reasons. Would you stay? Why / Why not?

• Some people believe that "Mother Earth" creates natural disasters in order to keep the population in check. She tries to balance the population. What do you think?

• Some people chase tornadoes. They drive as close as possible to experience the amazing power of nature. What do you think about these people? Are they too reckless?

• You give money for a charity for disaster relief. You later find out that most of the money never reaches the people in the disaster zone. Would you stop giving money to any charities in the future? Why / Why not?

На рис. 1 представлен пример онлайн дискуссии в электронной среде Moodle, где обсуждается одна из тем модуля 12 "Natural Disasters".

Discuss it Nature and Natural Disasters

Display replies in nested form - Move this discussion to ..

Tornado Chasers (For Yellow Group)

by Татьяна Краснова - Sunday. 2Б January 2015, 1:4Э PM

Some people chase tornadoes. They drive as close as possible to experience the amazing power of nature. What do you think about these people? Are they too reckless?

Average of ratings: - Edit | Delete | Reply

Re: Tornado Chasers {For Yellow Group)

by Александр Захваткин - Sunday, 17 May 2015. 11:10 PM

Actually, I believe that these people are fearless. But I don't think that it's the best idea. And I don't understand why they do that. I don't think that statement that they want "to experience the amazing power of nature" is good excuse. There are a lot of more peaceful and more Interesting thing. May they want to see the eye of the storm? Anyway, it's not safe. So I'm sure that these people are too reckless

Average of ratings: - Rate... Show parent | Edit | Split | Delete | Reply

ft

Re: Tornado Chasers (For Yellow Group)

by Евгения Гринь - Monday, 8 June 2015, 11:12 AM

I agree with your statement, because there are totally better ways to face the amazement of nature Amazement exactly Because tornado is not such a wonder, it's a punishment, It's the ugly side of nature's face. And people who try chasing tornadoes have not only not fear but also not head

И

Average of ratings: 5 (1) Rate Show parent | Edit | Split | Delete | Reply

Re: Tornado Chasers (For Yellow Group)

by Мария Трифонова-Tuesday, 2 June 2015, 10:58 PM _I wrmlrl lilfp tn rhatp я Inrnarlrv I think I ■ahnnlrl try it at [patl nnr^l It it s.r> inlprp^lirin anrl hrpathtakinn 1r> w <anrh я rtnwpr_

Рис.1 Онлайн дискуссия в курсе "General English Blended Course"

Критерии для оценивания онлайн дискуссии предъявляются студентам заранее и содержат следующие пункты:

• содержание высказывания должно быть полным, точным и предлагать новые идеи;

• идеи должны сопровождаться соответствующей аргументацией, поясняющей высказывание;

• содержание высказывания должно стимулировать дальнейшую дискуссию;

• сообщение должно быть релевантным и оригинальным;

• участники должны уложиться в заданные временные рамки;

• участники должны прокомментировать не менее 2 других студентов. Для сбора данных с целью понять изучаемое явление был использован

количественный метод исследования. Для определения отношения студентов к онлайн дискуссиям в электронном курсе было проведено анкетирование. Основными вопросами, лежащими в основе исследования, были:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Как студенты воспринимают асинхронные онлайн дискуссии?

2. Что студенты ожидают от данного вида деятельности? Исследование проводилось среди 46 студентов 1 курса ТПУ в весеннем

семестре 2014-2015 учебного года. Студенты регулярно участвовали в онлайн дискуссиях в течение обозначенного учебного года.

В таблице 1 указаны основные данные участия в онлайн дискуссиях:

Таблица 1.

Количество участников 46

Количество дискуссий 5

Количество веток форума 10

Количество высказываний 326

Анкета содержала 9 вопросов открытого типа, подразумевающих написание собственного мнения и 1 вопрос с выбором вариантов ответа.

Результаты исследования

Большинство респондентов (89,2%) находят асинхронные онлайн дискуссии полезными при изучении иностранных языков и называют их ключевой составляющей электронного курса. Дискуссии стимулируют студентов к выражению своих мыслей, обмену впечатлениями и опытом, способствуют развитию навыков письма, тренируют грамматику и лексику. Но в то же время некоторые студенты (10,8%) считают, что формат традиционных дискуссий лучше, а онлайн дискуссии являются пустой тратой времени и абсолютно бесполезны.

В среднем студенты пишут 2 высказывания, одно из которых - их точка зрения на поставленную проблему, а второе - комментарий на чье-либо сообщение. Таким образом, ветка форума типичной языковой группы из 10 человек составляет не более 20 сообщений, иногда даже меньше, так как не все студенты выполняют данное задание.

Сравнивая традиционную и онлайн дискуссию, студенты выделили следующие преимущества асинхронного дискуссионного форума:

• возможность выбирать удобное для дискуссии время;

• наличие достаточного количества времени на обдумывание проблемы;

• развитие навыков письма;

• отсутствие перебивания со стороны участников и возможность выразить свою мысль до конца;

• нелинейный формат дискуссии, который позволяет дискутировать с любым участником;

• возможность использования словаря.

Большая часть студентов (95,6%) считает, что онлайн дискуссии способствуют более глубокому и обдуманному анализу проблемы. В отличие от спонтанной дискуссии на аудиторном занятии асинхронная коммуникация дала им дополнительное время на обдумывание и подготовку ответа [13]. Но другая часть студентов (4,4%) настаивает, что в электронной среде они действуют точно так же, как и на традиционном занятии.

91,3% студентов признались, что столкнулись с проблемой прокрастинации во время участия в онлайн дискуссиях. Они откладывали выполнение данного задания до крайнего срока, тем самым не позволяя дискуссии двигаться в нормальном темпе, обсуждение становилось активным лишь перед самым закрытием дискуссии. Главными причинами данной проблемы, по мнению студентов, были лень и отсутствие самодисциплины.

На участие в дискуссии в электронном курсе отводилась одна неделя, и 95,6% студентов согласны, что данного времени достаточно для выполнения задания, и только 4,4% хотели бы увеличить срок дискуссии.

Некоторые студенты предпочитают оставаться пассивными наблюдателями и редко принимают участие в дискуссии [14]. В таблице 2 представлены причины, по которым студенты не участвуют в асинхронных онлайн дискуссиях.

Таблица 2.

Причины неучастия в онлайн дискуссии _

Причины Количество участников Проценты

Отсутствие идей по теме дискуссии 23 50%

Другие уже написали, то, что я хотел 33 71,7%

Уже слишком много мнений 0 0%

Недостаточно времени для чтения и размещения своего мнения 17 36,9%

Долгая задержка ответа на публикацию 16 34,7%

Стеснительность 3 6,5%

Низкое качество сообщений в форуме 6 12,8%

Достаточно лишь чтения 0 0%

Как мы видим из таблицы 2, распространенными причинами неучастия в онлайн дискуссии являются то, что другие студенты уже сформулировали похожее мнение, а также отсутствие идей по теме дискуссии. Последняя проблема может возникать, в том числе, и из-за неправильной постановки вопроса, который не заинтересовал студентов и не направил их на сотрудничество.

Долгая задержка ответа и строгие временные рамки также препятствуют участию. Активные и добросовестные студенты начинают участие в форуме сразу, как только объявляется задание, но написав мнение, они вынуждены ждать, пока остальные студенты включатся в дискуссию, что может негативно сказаться на их желании продолжать дискуссию. Преподаватель или модератор дискуссии должны всеми силами поддерживать активность форума и стимулировать участие студентов.

Некоторые студенты считают мнения своих сокурсников неинтересными и в целом низкого качества, в связи с чем, они теряют мотивацию к продолжению дискуссии. Выявлено только 3 застенчивых студента, которые испытывают трудности в выражении своих мыслей публично. С такими студентами лучше поработать индивидуально посредством личного общения или по электронной почте, помогая преодолеть страх перед высказыванием собственного мнения.

По данным опроса никто не считает, что для участия в дискуссии достаточно лишь прочитать мнения других участников, что несомненно радует и вселяет надежду, что ситуация может измениться. Никого не останавливает также большое количество уже размещенных мнений, так как оценивается индивидуальный вклад каждого участника.

В целом отношение к онлайн дискуссиям у студентов положительное, им нравится приобретать новые знания, генерировать новые идеи, делиться мнениями, опытом и ощущениями в электронной среде, получая обратную связь, как от преподавателя, так и от сокурсников. Они признают онлайн дискуссии в качестве еще одного способа коммуникации, который чрезвычайно полезен для изучения иностранного языка. Но в то же время, некоторые студенты выразили свое негативное отношение к любому виду дискуссий, как в формате традиционного обучения, так и в электронной среде. Студенты не ожидают ничего особенного от формата онлайн дискуссий, считают его привычным и общепринятым в современном информационном обществе, но хотели бы более интересных и актуальных тем для дискуссий. Некоторые студенты указали на то, что темы у других групп были намного интереснее и просили предоставить право выбора темы дискуссии.

Заключение

Переход на новую образовательную парадигму с использованием технологий электронного обучения предоставляет уникальные неограниченные возможности для студентов. Происходит смешение новых инновационных технологий и традиционных педагогических подходов, что открывает доступ к большему количеству образовательных ресурсов и создает условия для развития познавательной активности студентов. Онлайн курсы на платформе МооШе индивидуализируют процесс обучения и предлагают увлекательные и мотивирующие задания, которые позитивно влияют на деятельность студентов, развивая их учебную автономию, и способствуют их успеху в изучении иностранных языков.

Асинхронные онлайн дискуссии являются первостепенным компонентом электронного языкового курса, они дают возможность взаимодействовать в электронной среде, размышлять, анализировать и работать совместно. Данное

исследование доказывает, что онлайн дискуссии являются одним из любимых видов деятельности студентов в образовательной электронной среде. В этой среде они чувствуют себя комфортно и выражают свои мысли свободно и более распространенно. Обучаемые образуют сообщество и становятся частью этой образовательной среды, где они взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом.

Таким образом, асинхронные онлайн дискуссии являются неотъемлемой частью курсов смешанного обучения, они позволяют организовать активную учебную деятельность, ориентированную на креативность, умение работать в команде и способность к самообразованию.

Литература

1. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. №17(2). с. 403-414.

2. Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 2009.

3. Krasnova, T. A Paradigm Shift: Blended Learning Integration in Russian Higher Education. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015. №166, p. 399-403.

4. Rybushkina, S., Krasnova, T. Key Factors to Use Blended Learning in Teaching Foreign Languages in Russian Engineering Universities. EDULEARN15 Proceedings, 2015. p. 6886-6892.

5. European Commission/EACEA/Eurydice, (2014). Modernisation of Higher Education in Europe: Access, Retention and Employability 2014. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. URL:

http://files.eurashe.eu/library/eurashe ac yerevan 15-160514 pres riihelainen paper-pdf/ (дата обращения 28.10.2015).

6. Sidorenko, T.V., Igna, O.N., Rybushkina, S.V., Didenko, A.V. (2013). On the Issue of Foreign Language Training in non Linguistic Universities Abroad. In the World of Scientific Discoveries, Series A, 2013. № 1 (1), p. 87-100.

7. Buran, A. L. How to Use Blogs in Creating Special Opportunities for Language Learning. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. №6 (1). p. 532-536.

8. Краснова Т. И. Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном пространстве // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1375-1378.

9. Mbati, L. Discussion Forums and Weblogs: A Means to Fostering Learning. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2013. №4 (13), p. 513-518.

10. Lapadat, J. C. (2002). Written interaction: A key component in online learning. Journal of Computer-Mediated Communication, №7 (4), 0-0. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2002.tb00158.x/full (дата обращения 26.10.2015).

11. Cook, N. A. Online discussion forums: A strategy for developing critical thinking in middle school students. ProQuest, 2008.

12. Hew, K. F., Cheung, W. S., & Ng, C. S. L. Student contribution in asynchronous online discussion: A review of the research and empirical exploration. Instructional Science, 2010. №38 (6), p. 571-606.

13. Yamagata-Lynch, L. (2014). Blending online asynchronous and synchronous learning. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 15(2), 189212. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1778/2889. (дата обращения 26.10.2015).

14. KuQuk, M. (2010). Lurking in online asynchronous discussion. Procedia-Social and Behavioral Sciences, №2 (2), p. 2260-2263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.