Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

И.Н. Мамай, канд. пед. наук, доцент,

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональная готовность студента к работе по специальности как комплекс психолого-педагогических компонентов в современной научной литературе исследована достаточно широко, в различных аспектах этого понятия. Конкретные разработки путей совершенствования профессиональной готовности студента ведутся в нескольких взаимосвязанных направлениях: определение квалификационных требований к специалистам данного профиля, совершенствование содержания образования, формирование профессионального самоопределения, профессионально-педагогических умений будущих специалистов, разработка и внедрение информационных технологий в различные звенья учебного процесса, методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Прежде чем рассматривать понятие «профессиональная готовность студента», необходимо последовательно раскрыть содержание всех составляющих этого термина. Начнем с понятия «готовность». Оно включает в себя сложный комплекс важнейших социальных и биологических качеств индивида, обеспечивающих и обусловливающих реализацию основных социальных функций человека.

Большинство исследователей определяют готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную «прогнозирующую» активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность.

В рассматриваемом нами контексте понятие «готовность» впервые появилось в научных публикациях начала 60-х годов

ХХ в. Это было связано с исследованиями человека как субъекта деятельности1.

С начала 80-х годов термин «готовность» рассматривается как целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности2.

По мнению одних исследователей, состояние готовности -это актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент3. Другими готовность понимается как возможность обеспечения реализации целей обучения и воспитания, а компоненты готовности подразделяются на идейно-политические, профессиональные, трудовые и нравственные4.

Готовность к деятельности не может ограничиваться характеристиками мастерства, производительности труда, его качества в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность. Важным при оценке готовности считается определение внутренней силы личности, ее потенциала и резерва, необходимых для повышения производительности профессиональной деятельности в будущем.

Несмотря на распространенность употребления понятия «готовность», оно, как мы видим, не имеет однозначной трактовки. Но при всем различии подходов к означенному термину все без исключения исследователи обязательно включают в него понятия качеств личности и собственно деятельность, в которой они проявляются.

Таким образом, мы подошли к логическому переосмыслению понятия «готовность» в составе категорийного аппарата системы профессиональной деятельности и профессиональной подготовки, где оно фиксируется на том, что отражает целевую установку профессиональной готовности.

Готовность к профессиональной деятельности обладает свойствами общей готовности человека к труду, однако ей присуща

1 Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. - Т. 3. - 43 с.

2 Кондратьева Л. Л., Лазутина Г.В., Пронин С.И. Моделирование профессиональной деятельности в системе практических занятий. Содержание, формы и методы в высшей и средней специальной школах // Обзор информ. - М.: НИИВШ, 1985. - Вып. 4. - С. 38-45.

3 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск,1976. - С. 319.

4 Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. - М.: Знание, 1972. - 64 с.

определенная специфика, дающая основание для ее специального рассмотрения в различных аспектах и проявлениях.

И опять же, при всем многообразии исследований на эту тему, мы не найдем однозначного толкования понятия профессиональной готовности. Зачастую оно возмещается интуитивным пониманием его на уровне здравого смысла, что не может быть методологически корректным и концептуально конструктивным.

Однако в педагогической литературе последних десятилетий все же наметилась тенденция к комплексным исследованиям этой проблемы. Информация, полученная в ходе таких исследований, способствовала переходу к формированию представлений о профессиональной готовности как многокомпонентной структуре, что оказало влияние на развитие внимания к целостному, системному подходу к этому вопросу.

Так, в 70-80-е годы был осуществлен целый ряд психолого-педагогических исследований, нацеленных на выявление взаимосвязей качества профессиональной деятельности с типологическими свойствами нервной системы, мотивами, способностями, направленностью личности, личностными качествами.

Тенденция комплексного подхода к пониманию и изучению понятия «профессиональная готовность» продолжает закрепляться в психолого-педагогических публикациях конца ХХ в. В ряде работ этой направленности утверждается комплексный характер отношений компонентов профессиональной готовности, под которой подразумевается умелость (в рамках формулы ЗУН - знания, умения, навыки), подготовленность, мастерство1.

Педагогическое мастерство складывается из совокупности интеллектуальных и физических сил, а также способностей. Умелость подразумевает операциональный аспект деятельности - следования стандартам, характеризующим действия, их последовательность и взаимосвязь.

В подавляющем большинстве исследований, затрагивающих проблему профессиональной готовности, ее решение осуществляется на основе отдельного изучения профессиональных ЗУН, а в системе их познания руководствуются общепринятыми понятиями или неадекватными редукциями. Представления, сформированные таким образом, стали привычными и определяют отношение к профессиональной готовности в целом. Они воспринимаются в

1 Научная организация педагогического труда. - М.: Знание, 1972. - 64 с.

большинстве случаев как изначально существующие, единственно возможные и имеющие принципиальное значение.

Некоторые исследователи, подходя к обозначению профессиональной готовности в теории и практике человеческой деятельности, используют лишь отдельные специфические характеристики этого термина. Например:

- как уровень и условие деятельности;

- как состояние и свойство субъекта деятельности;

- как результат направленного процесса подготовки к деятельности.

Рассматривая профессиональную готовность будущего специалиста применительно к его педагогической деятельности, отдельные исследователи трактуют составляющие профессиональной готовности как нечто самостоятельное, без существенных попыток определения их интегративных взаимодействий в рамках определенной целостности. Подобное отношение к профессиональной готовности связано с тем, что в условиях педагогической деятельности она показательно не фиксируется. Ситуация проясняется лишь тогда, когда при наличии у субъекта педагогической деятельности значимых знаний, умений, навыков процесс и результаты его деятельности не всегда соответствуют социальным нормам: сказывается отсутствие целостного, интегрального проявления ЗУН в рамках профессиональной готовности.

Понятие «профессиональная готовность» студента вуза чаще всего связывается именно с наличием и реализацией в процессе будущей профессиональной деятельности профессионально значимых знаний, умений, навыков (ЗУН).

Многие исследования, выполненные в 80-е годы, также основаны на отношении к профессиональной готовности будущего специалиста в рамках формулы ЗУН. Эти работы в известной мере закрепили представления о том, что знания, умения, навыки являются компонентами профессиональной готовности. Однако они, на наш взгляд, не обеспечили необходимой ясности решения проблемы, так как «одномерные» результаты ее изучения не отразили реальную полноту состава отношений, характерных для профессиональной готовности как целостности, и не показали возможности интегративного целого. Модели профессиональной готовности, представленные на основе формулы ЗУН, отражают ее аспектно, но не системно.

В терминологическом взаимодействии с понятием профессиональной готовности в основном используются в качестве сино-

нимов (без обозначения различий и отношений) такие понятия как подготовленность, компетентность, профессионализм, мастерство, квалификация.

Подготовленность отражает степень успешности процесса подготовки (детерминированного или случайного) и относится к отдельным проявлениям деятельности.

Компетентность, как одна из характеристик профессиональной готовности, отражает уровень профессиональных знаний и степень их актуализации в конкретной деятельности.

Мастерство отражает уровень оценки эффективности выполняемой деятельности, т. е. соотношение уровня получаемого результата к уровню ресурсных затрат.

Профессионализм характеризует нормативный статус субъекта деятельности, т.е. соответствие мере остальных требований, владение специальностью. В.В. Сериков определяет профессионализм как комплекс личностных и функциональных качеств человека1. По мнению В.Н. Трусова и Т.Ф. Трусовой, профессионализм деятельности зависит от «... готовности к длительному пути осознания ошибок при принятии решений, причем, для целей личностного и профессионального роста. чувствительность к недостаткам. более полезна, чем к достигаемым успехам»2.

Квалификация определяется соответствием ЗУН требованиям конкретной профессии. В некоторых публикациях, в частности в зарубежных изданиях, подчеркивается необходимость интеграции подготовки и отмечается, что квалификация специалиста определяется системой знаний, умений, чертами характера и мировоззрением.

В ряде исследований также встречаются мнения о психологической готовности, которые коренным образом отличаются от рассмотренных нами ранее. В работах психолого-педагогической направленности, при целостном подходе, профессиональная готовность понимается как сложное, многоаспектное, личностное образование. По мнению многих исследователей, готовность к труду обеспечивается через интеграцию знаний, умений, воспитанности, проявления черт характера, здоровья, наконец.

1 Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. - М.: МГУ, 1988. - 127 с.

2 Трусов В.Н., Трусова Т.Ф. Психологические условия повышения педагогического мастерства. - Л., 1989. - С. 230.

Профессиональная готовность специалиста некоторыми рассматривается через понятие «ингредиент», которое характеризует интеграцию в целостность мировоззренческого, общеобразовательного и профессионального аспектов подготовки.

При рассмотрении нами психологического аспекта профессиональной готовности, параллельно с исследованиями профессиональных умений (ПУ) как компонента профессиональной готовности, изучались организаторские, педагогические способности, проявляемые в профессиональной деятельности. Исследование этих способностей осуществлялось в соответствии с некоторыми отработанными в общей психологии взглядами, с учетом исследований на базе системного подхода к психолого-педагогической проблематике.

Профессиональная готовность как психологическое состояние личности - это внутренняя настроенность будущего специалиста на определенное поведение при решении профессиональных задач, установка на активные и целесообразные действия, это существенная предпосылка эффективности его будущей профессиональной деятельности.

Состояние психологической готовности включает в себя следующие компоненты:

а) познавательные, т.е. понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки;

б) эмоциональные, т.е. чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

в) мотивационные, т.е. потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

г) волевые, т.е. мобилизация сил, преодоление сомнений и т.д.

Иными словами, профессиональная деятельность требует от

человека не только глубоких теоретических знаний, практических умений и навыков, без овладения которыми нельзя стать хорошим специалистом в этом роде деятельности, но и системы профессиональных знаний и умений, являющихся необходимым компонентом готовности. Однако их наличие является лишь одним из условий для успешной деятельности. Необходимо учитывать положительные и отрицательные стороны не только своей деятельности, но и своей личности.

Опираясь на вышеизложенное, можно предположить, что профессиональная готовность к конкретному виду деятельности -

это целенаправленное проявление личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, опыт, знания, умения, навыки, установки, настроенность на определенное поведение.

Столь разнообразная терминология для обозначения профессиональной готовности естественна, так как отражает полиас-пектность данного феномена. И хотя термин «профессиональная готовность» является родовым и универсальным, в то время как все другие отражают лишь частичные смыслы и значения, было бы неверным отвергать обсуждаемые синонимы с точки зрения их смысловой точности и ориентироваться на исключительное использование термина «профессиональная готовность», ведь каждый из них указывает на определенные значения и представляет результат подхода различных исследователей к этой достаточно актуальной проблеме.

Таким образом, при наличии близких по значениям, но раз-ноаспектных терминов в системе категорийного аппарата понятия «готовность», есть нечто общее, объединяющее их, что целесообразно выразить базовым понятием - профессиональная готовность. Оно отражает качества целостности, интегральной результативности. Другие термины, на наш взгляд, не имеют достаточной сообразности в отражении отмеченного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.