Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития профессиональной устойчивости педагогов'

Некоторые аспекты развития профессиональной устойчивости педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГОВ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL STABILITY OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борозинец Наталья Михайловна

Статья посвящена проблеме развития профессиональной устойчивости педагогов. Показана актуальность исследуемого вопроса. Обозначены пути развития профессиональной устойчивости специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of teachers’ professional stability development

The article is devoted to the problem of the development of professional stability of teachers. Relevance of the investigated problem is shown. Ways of development of professional stability of the expert are designated.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития профессиональной устойчивости педагогов»

УДК 37.01 ББК 74.01 Б-83

Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГАОУВПО СКФУ, e-mail:evmenenko.elena@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ

(рецензирована)

Статья посвящена проблеме развития профессиональной устойчивости педагогов. Показана актуальность исследуемого вопроса. Обозначены пути развития профессиональной устойчивости специалиста.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, психолого-педагогические технологии, профессиональная устойчивость педагогов.

Borozinets Natalya Mikhailovna, Candidate of Psychology, associate professor of the Department of Defectology of FSAEIHPE NCFU, e-mail: evmenenko.elena@mail.ru

SOME ASPECTS OF TEACHERS’ PROFESSIONAL STABILITY DEVELOPMENT

(reviewed)

The article is devoted to the problem of the development of professional stability of teachers. Relevance of the investigated problem is shown. Ways of development ofprofessional stability of the expert are designated.

Keywords: pedagogical activity, psychological and pedagogical technologies, professional stability of teachers.

За последние годы разработаны и продолжают совершенствоваться раз-личные направления педагогической деятельности, ведётся поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих сознание преподавателей, ответственно относящихся к своей профессиональной деятельности. Тем не ме-нее, как отмечают многие ученые, подготовка специалистов образовательных уч-реждений не отвечает требованиям, обозначенным в образовательных стандартах. Одной из причин этого является недостаток квалифицированных педагогических кадров, что актуализирует исследование проблемы развития профессиональной устойчивости специалистов.

Для обеспечения более высокой подготовленности специалистов и удовлетворения потребности в преподавательских кадрах в России открываются новые психолого-педагогические специальности и идет поиск новых более совершенных технологий обучения. Однако, по мнению ряда ученых, выпускники вузов по данной специальности еще не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства. Объясняется это серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении профессиональной подготовки педагогических кадров, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической и методической подготовкой будущих педагогов, что непосредственно связано с формированием профессиональной устойчивости. Обозначенные проблемы требуют активизации научных исследований в данном направлении. Определенный вклад в этот процесс внесли работы А.Г. Ахромовой, В.Н. Завгороднего, И.А. Гафнер, В.М. Заенчик, А.Н. Шмелевой, Н.К. Скворцовой, С.А. Лагун, В.А. Черкасова, В.Г. Макаренко, И.М. Шиловой и др. Различным аспектам профессиональной устойчивости уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности (И.А. Щеголев); организации психофизической подготовки (И.А. Бикмаев); обозначены дидактические условия непрерывной подготовки педагогических кадров (Н.Н. Пискарев) и др.

Таким образом, по нашему мнению, одним из направлений развития профессиональной устойчивости педагогических кадров является профессиональная компетентность, которая складывается из различных видов компетенций и зависит от стажа работы, уровня образования педагога и профессиональных способностей личности.

Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство

его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности специалиста определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо-дель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профес-сиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретиче-ского и практического опыта.

Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено, поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к педагогической действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знании, накопление профессиональных умений есть необходимое условие для приобретения определенных профессиональных умений и навыков, который является главным составляющим профессиональной устойчивости. Психолого-педагогические знания определены программами. Отражая единство содержательной и операциональной структур педагогической деятельности, психолого-педагогическая подготовка будущего педагога предполагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологичес-кого и психического развития учащейся молодежи. Поэтому психолого-педаго-гическая подготовка будущего педагога в первом своем приближении моделирует и реализует методологию, теорию и технологию педагогической устойчивости, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления педагога.

Психолого-педагогические и специальные знания - необходимое, но не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков. Педагогические умения это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована, направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки специалиста. Это определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих специалистов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога, также нацеливает на формирование в единстве умении педагогически мыслить и действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. Профессиональная подготовка специалистов имеет многоуровневый характер педагогических умений от репродуктивного до творческого.

Профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики. Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной готовности специалиста является психологическая - профессиональная готовность психики специалиста. Это та или иная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалиста на решение профессиональных задач, развитие профессиональной устойчивости специалиста.

Следует обратить внимание на тот факт, что личность специалиста-педа-гога развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности, но, прежде всего в процессе педагогической деятельности и педагогического общения, и каждая из сфер труда педагога предъявляет особые требования к его личностным качествам. Показателями зрелости педагогической деятельности, по нашему мнению, является сформированность ее компонентов: так, в ходе постановки педагогом педагогических задач, их иерархизации по степени важности, перестраивания на занятиях развивается педагогическое целеполагание; овладение педагогом системой средств и способов решения педагогических задач,

умение проникнуть в суть явлений формирует у него педагогическое мышление; самоанализ развивает у него педагогическую рефлексию; в процессе организации оптимального педагогического общения формируется педагогический такт; личность педагога характеризуется педагогической направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов, следовательно, идет развитие профессиональной устойчивости.

Представленное понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий, компонентов умений как относительно самостоятельных частных умении. Это, в свою очередь, открывает возможности

как для объединения множества педагогических умений по разных основаниям, так и для условного их разложения в практических полях. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на частные умения: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы и потребности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитатель- ные задачи, стоящие перед

аудиторией; отобрать содержание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условии др.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Существует философский принцип - подобное создается подобным: нравственность учащихся формируется нравственностью

преподавателя, знание - знанием, мастерство - мастерством.

Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Прежде всего, к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности, а в современных условиях непосредственно связывается профессиональной устойчивостью.

Профессионализм - понятие, стоящее в шкале современных ценностей на одном из первых мест. Суть социальной причины в том, что переход на рыночные отношения принес с собой конкуренцию на рынке труда и, как следствие, возросшие требования к специалисту. Если в недавнем прошлом получение рабочего места было гарантировано дипломом, то сегодня работодателя прежде всего интересует компетентность, творческий потенциал, интеллектуальные умения и навыки, способность принимать решения и отвечать за их реализацию, т.е. профессиональная устойчивость специалиста. Суть личной причины в том, что есть возможность раскрыть свои способности, удовлетворить индивидуальные потребности, как духовные, так и материальные, самоутвердиться в сложном мире.

Профессионализм в педагогической деятельности определяется, уровнем педагогического мастерства. Подтверждение этому получаем и в психолого-педа-гогической литературе. Для определения мастерства педагога очень важно найти критерии, которые помогли бы учителю оценить собственный труд, найти адекватные пути самосовершенствования.

Обычно основой профессионализма считают педагогическую умелость - владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, об этом у нас речь шла выше.

Педагогическое мастерство является сложным многомерным и многокомпонентным понятием, включающим в себя способность учителя эффективно воздействовать на ум, волю, чувства учащихся. Оно, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Ограниченное соединение различных подходов к обоснованию состава педагогических умений диктует логику построения модели профессиональной компетентности педагога от наиболее общих к частным умениям. Объединяет эти умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умений до уровня теоретического анализа - одна из важнейших задач подготовки педагогов к творческой деятельности.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности.

О взаимосвязи профессиональной компетентности и педагогического мастерства говорил А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

К специальным знаниям, необходимым для овладения педагогическим мастерством, относятся, прежде всего, знания педагогической теории, закономер-ностей и принципов воспитания и обучения, методов и приемов, способов и средств наиболее эффективного воздействия на сознание человека.

В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать профессиональную устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.