УДК 372.8
УЧЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© 2019 Ю. И. Семенова
канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Актуальность проблемы учета педагогических условий формирования и развития профессиональной компетентности педагога заключается в том, что результаты и достижения работы учителя иностранного языка напрямую зависят от уровня его компетентности, формированию которой уделяется недостаточно внимания, кроме того, не чётко определены компоненты профессиональной компетентности учителя иностранного языка, а также в современных исследованиях мало внимания уделяется учёту педагогических условий, влияющих на формирование профессиональной компетентности студентов вуза.
Ключевые слова: учитель иностранного языка, профессиональная компетентность, формирование и развитие профессиональной компетентности, педагогические условия.
В данной статье уточняется трактовка понятия «компетентность» и анализируются педагогические условия, влияющие на формирование и развитие профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка.
В настоящее время развитие общества предъявляет всё более высокие требования специалистам всех областей. В современном мире, где одну из ключевых ролей играет информация, человек должен быть разносторонне развит, обладать высоким уровнем развития профессиональных компетентностей. Сфера образования не стала исключением.
В современном мире и системе образования возникает потребность в учителях, способных к сотрудничеству, умеющих вести диалог, способных действовать и принимать решения в зависимости от ситуации, то есть обладающих профессиональной компетентностью.
Проанализировав нормативные документы, работы учёных и статьи по данному вопросу, можно заметить, что будущий учитель иностранного языка должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, которая является одной из основ его профессиональной компетентности [Тетина 2016]. Тем не менее стоит признать, что зачастую студенты не всегда свободно владеют иностранным языком, а также наблюдаются некоторые затруднения в методическом аспекте профессиональной компетентности.
Существует определенная теоретическая база, которая позволяет исследовать специфику данной проблемы: концепции методической подготовки учителей иностранного языка (Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова, Е.И. Пассов, К.И. Соломатов, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова); положения компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.И. Байденко и др.); идеи личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); формирование готовности к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович
и др.); теория формирования личности педагога (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Пассов, Е.Л. Пупышева и др.).
Профессиональная компетентность студентов педагогических вузов - понятие достаточно широкое, включающее в себя педагогические знания и умения, приобретённые за время обучения, умение применять навыки в процессе осуществления педагогической деятельности, оптимально и качественно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием и находить выход из конфликтных ситуаций.
Компетентность - обладание знаниями в какой-либо области. Компетенция -круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён [Дубровина 2011; Первый толковый БЭС 2006].
По мнению С.В. Беловой, «компетентность - это практическая готовность учителя осуществлять свою деятельность с учетом «заказа» сегодняшнего исторического времени...» (цит. по: [Королева, Семенова 2017: 80]).
Существует масса подходов к определению и формированию исследуемой нами компетентности, разные учёные по-своему определяют базовый набор необходимых компетенций, но всё же общие черты, присущие всем теориям и принципам, выделить можно. Обобщив имеющийся материал, можно сделать вывод о том, что учитель должен:
1) решать профессиональные задачи в их взаимосвязи и единстве;
2) уметь привлечь внимание обучающихся, заинтересовать их изучаемым материалом, пробудить живой, неподдельный интерес к процессу образования, способствовать развитию интереса к самообразованию;
3) учитывать индивидуальные особенности учеников, такие как возраст и психологические особенности, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный подход;
4) строить взаимоотношения с обучающимися на гуманной, демократической основе;
5) обладать высоким уровнем знаний преподаваемого предмета, отвечать на вопросы учащихся;
6) сочетать теоретические знания с практической деятельностью;
7) в совершенстве владеть речевыми нормами;
9) преподносить материал интересно, доступно и разнообразно, избегать шаблонности.
Профессиональную компетентность можно совершенствовать лишь посредством самообразования и только в процессе включения в педагогическую деятельность.
По мнению Т.М. Сорокиной, «профессиональную компетентность можно рассматривать лишь в единстве теоретической и практической способности к педагогической деятельности. Компетентность учителя понимается как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач» (цит. по: [Королева, Семенова 2018: 135]).
Видам и составляющим профессиональной компетентности педагога сегодня также уделяется пристальное внимание. В.В. Нестеров и А.С. Белкин выделяют следующие ее составляющие:
О когнитивную, которая отражает общепедагогические возможности учителя и его личностный потенциал;
О психологическую;
О коммуникативную;
□ риторическую;
□ профессионально-техническую, которая говорит об умении педагога организовать коллектив, проводить внеклассные мероприятия, то есть отражает его организаторские способности;
□ профессионально-информационную, отражающую умение распоряжаться информационными ресурсами (см.: [Макарова 2018]).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в педагогике термин «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; мера включении человека в деятельность; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.
Н.В. Кузьмина представляет следующую структуру данной компетентности:
1) специальная компетентность - знания, квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;
2) методическая компетентность, подразумевающая знание различных методов обучения;
3) социально-психологическая компетентность, отражающая психологическую готовность учителя взаимодействовать с учениками, их родителями и коллективом;
4) дифференциально-психологическая компетентность, выражающаяся в умении учителя найти подход к каждому ученику, выявить его сильные и слабые стороны, умело мотивировать на получение знаний;
5) аутопсихологическая компетентность, отвечающая за способность учителя к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, умение адекватно оценивать результаты своей деятельности (см.: [Савельева 2008]).
Изучив психолого-педагогические исследования, касающиеся вопроса профессиональной компетентности педагога, можно сделать вывод о том, что большинство авторов сходятся во мнении, что в понятие профессиональной компетентности входят как знания, умения и навыки, так и личностные характеристики специалиста. Целесообразно выделить три компонента: личностный, характеризующий нравственно-психологическую готовность к педагогической деятельности; когнитивный, отражающий её теоретическую готовность; праксикологический, выражающий практическую готовность к деятельности будущего преподавателя [Сомова 2015].
На основе представлений современной науки можно выделить ряд основных компетенций, составляющих основу профессиональной компетентности педагога:
• педагогическое мастерство;
• методическая компетенция;
• психолого-педагогическая компетенция;
• социально-психологическая компетенция;
• лингвосоциокультурная компетенция;
• профессиональная рефлексия.
Все составляющие отражают базовые умения, необходимые педагогу для осуществления профессиональной деятельности, а также качества личности, которые определяют характер его взаимоотношений с окружающими.
Основная задача вуза - научить студентов решать педагогические, коммуникативные и дидактические задачи; выпускать высококвалифицированных специалистов, умело подстраивающихся под изменения, происходящие в современном обществе и в системе школьного образования в частности. При этом принципиально
важную роль играет учет педагогических условий, влияющих на формирование профессиональной компетентности студентов педагогических специальностей в вузе.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова [2006] условие определяется как: «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь».
Существует несколько подходов, рассматривающих понятие «педагогические условия».
Наиболее точно и полно отразить содержание первого подхода может определение, данное В.А. Беликовым, который говорит о том, что «педагогические условия - это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды и педагогического воздействия, направленных на решение поставленных в педагогике задач» (цит. по: [Хушбактов 2015: 1020]).
Похожего мнения придерживается и В.И. Андреев, который рассматривает педагогические условия как «комплекс мер, содержание, методы и условия процесса обучения и воспитания» (цит. по: [Ипполитова 2012: 8]).
Второй подход рассматривает педагогические условия как источник проектирования и конструирования педагогической системы, в которой они являются главным компонентом.
Сторонники третьего подхода считают, что педагогические условия - это «...планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования» [Там же].
Рассмотрев работы разных авторов, рассуждающих о педагогических условиях, можно выделить ряд общих черт, характеризующих данное понятие:
- условия являются основным элементом педагогической системы;
- педагогические условия являются отражением возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих на ее функционирование.
- правильно выбранные педагогические условия и грамотная их реализация -гарантия развития и эффективности функционирования педагогической системы [БЬа^ауа, РаШу 2014].
В работе А. Н. Плотниковой находим следующее определение педагогических условий: «педагогические условия - совокупность объективных возможностей; обстоятельств и мер, которые сопровождают образовательный процесс; определенным образом структурированы и направлены на достижения поставленной цели» (цит. по: [Романова, Кашицын 2013: 140].
Н.Л. Байдикова под педагогическими условиями понимает «совокупность возможностей, содержания, форм, методов, педагогических ситуаций, обстоятельств и приемов, являющихся результатом отбора, конструирования и применения и направлены на решение поставленных, педагогических целей» [Там же: 141].
Стоит отметить, что понятие «педагогические условия» постоянно развивается и совершенствуется и единого подхода к его определению на сегодняшний день не существует.
Было замечено, что в современной педагогической науке существуют различные типы педагогических условий: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические и другие. Перечисленные типы дополняют понятие термина «педагогические условия».
Изучение работ исследователей позволяет сделать вывод о том, что:
- педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование
которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
- основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы [Musa, Bichi 2015].
Появление в жизни современных людей информационных технологий, активно применяющихся и в образовательном процессе, требует расширения понятия «педагогические условия» с учётом происходящих изменений. Так, многие современные авторы склонны полагать, что, помимо организационных форм и материальных возможностей, структура определения термина «педагогические условия» должна включать возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам [Tampony, Sorani 2013].
В исследованиях, посвященных проблеме профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, практически все авторы касаются вопроса педагогических условий эффективного осуществления процесса подготовки студентов к различным аспектам профессиональной деятельности:
• цель иноязычного образование - повышение коммуникативной культуры обучающихся;
• изучение психологических дисциплин в процессе получения иноязычного образования;
• развитие познавательной активности студентов, мотивация их на получение новых знаний и выработка желания заниматься научно-исследовательской деятельностью, что обусловливает применение самых разных методов и форм обучения (семинары, спецкурсы, тренинги и другие виды работы, связанные с коммуникативной деятельностью);
• использование инновационных педагогических технологий; форм и методов, поддерживающих и регулирующих коммуникативную культуру студентов и повышающих качество образования на всех этапах коммуникативной подготовки [Hussain et al. 2011].
Таким образом, можно говорить о том, что:
- условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;
- реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.
Условия - это набор самых разнообразных составляющих - от природных условий до внутренних качеств личности преподавателя. Бесспорно, набор и направление развития педагогических условий, обусловливающих процесс формирования той или иной компетентности могут значительно влиять на данный процесс.
Ниже приведён ряд условий, необходимых для формирования высокого уровня профессиональной компетентности будущих учителей. Эти условия выявлены путём изучения и анализа современных достижений педагогики и психологии и соответствуют направлению современного образования в России. В процессе образования вуз должен:
□ ориентироваться прежде всего на субъект личности, рассматривать студента как полноправного участника образовательного процесса, способного к самоопределению, самовыражению и самоактуализации;
□ создавать креативную среду, позволяющую каждому студенту раскрыть свои способности и способствующую творческому и профессиональному самоопределению учащихся;
□ побуждать студентов к рефлексивной деятельности, правильно мотивировать на процесс получения новых знаний;
□ обеспечить диалогизацию образовательного процесса [Анненкова, Семенова
2017].
Рассмотрим каждое из вышеперечисленных условий более подробно.
Ориентация на субъект личности обусловлена тем, что весь процесс обучения в вузе зависит от особенностей студентов - главных участников образовательного процесса. Стоит помнить о том, что любая деятельность, в том числе и процесс образования, будет успешной, если личность будет мотивирована, заинтересована, если будет создана так называемая ситуация успеха, способствующая проявлению возможностей, талантов, умений студентов при решении профессиональных задач. В процессе образования должно уделяться внимание развитию индивидуальности, персональности, ответственности, самоактуализации. Субъектность говорит о том, что процесс образования напрямую зависит от личности и качеств входящих в него элементов. Стать субъектом педагогической деятельности - это значит освоить её, творчески подходить к её осуществлению и преобразованию. Успешному профессиональному труду учителя присуще единство индивидуальных способностей с требованиями, предъявляемыми к результату его труда.
Успешность образовательного процесса зависит от умения и желания студентов выполнять разные виды учебной деятельности. Развитие креативных способностей и получение педагогического опыта - это условия повышения профессиональной компетентности. Этим и обусловлено то, что создание в вузе креативной среды рассматривается как условие успешного формирования педагогической компетентности. Креативная среда создаётся посредством стимулирования у студентов уверенности в собственных силах, доминирования эмоций радости, отсутствия боязни показаться странным, необычным, конформности и др. [Там же].
С.С. Савельева говорит, что особенностью создания креативной среды является максимальное внедрение в образовательный процесс нестандартных, творческих педагогических задач, требующих от студента поиска креативных путей их решения [Савельева 2008].
Показателем педагогического творчества является, по мнению В.А. Сластёнина, способность учителя модифицировать, комбинировать, аранжировать собственную деятельность в нестандартном ключе, то есть проявлять профессиональную компетентность (см.: [Тетина 2015]).
Наиболее значимой, существенно влияющей на эффективность модели развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка, на наш взгляд, является совокупность следующих педагогических условий:
1) обеспечение профессионально-коммуникативной направленности развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка за счет использования в образовательном процессе специфических методов и приемов создания ситуаций педагогического взаимодействия;
2) организация продуктивного иноязычного общения субъектов образовательного процесса;
3) актуализация профессиональных, коммуникативных лингвистических, социолингвистических и психолого-педагогических знаний, умений студентов путем использования в образовательном процессе проблемно-поисковой технологии обучения иностранному языку;
4) создание креативной среды, способствующей развитию творческого потенциала студентов;
5) диалогизация образовательной среды.
Современный педагог является не просто носителем суммы знаний по предмету, а решает множество задач, связанных в том числе и с воспитательной деятельностью, владеет основами психологии для построения успешного взаимодействия со всеми участниками коммуникации.
Именно личность педагога, его желание работать с детьми, развиваться в области преподавания, совершенствовать собственные знания, умения и навыки, стремление к непрерывному саморазвитию, самоанализу собственной деятельности создаёт успешные предпосылки для обладания высоким уровнем профессиональной компетентности. Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
Профессиональная компетентность педагога - это не просто система знаний, полученных за время обучения в университете, а умение применять полученную информацию в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, желание работать с детьми, самосовершенствоваться и анализировать результаты своего труда.
Профессиональная компетентность будущего учителя, несомненно, является важным условиям успешности его профессиональной деятельности, что указывает на необходимость оптимизации учебного процесса.
Библиографический список
Анненкова А.В., Семенова Ю.И. Методические аспекты моделирования процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии учителя иностранного языка у студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы современного иноязычного образования: сб. ст. № 6. Курск: Курск. гос. ун-т, 2017.
Дубровина Т.С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков // Молодой ученый. 2011. №4. Т. 2. С. 86-89.
Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.
Королева Н.М., Семенова Ю.И. To the problem of 'Competence' and 'Capacity' in training foreign language teachers // Мультикультурный мир: проблемы понимания. «Multicultural world: challenges of understanding: материалы Междунар. очно-заочной науч.-методич. конф., 30 марта - 1 апреля 2017 г. Сыктывкар, 2017. С. 79-84.
Королева Н.М., Семенова Ю.И. Профессиональная компетентность в контексте современных требований к подготовке преподавателя иностранного языка // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф., 17-18 мая 2018 г. / редкол.: Е.Г. Баянкина (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2018. С. 131—138.
Макарова Л.Н. Методическая компетентность преподавателя вуза: проблемные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. № 173(23). С. 7-10.
Ожегов С.И. Словарь русского языка : ок. 53 000 слов / под общ. ред. Л И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС: Мир и Образование, 2005. 430 с.
Первый толковый БЭС (большой энциклопедический словарь): более 120 тысяч словарных статей, более 147 тысяч толкуемых единиц / гл. ред. С.М. Снарская. М.; СПб. : РИПОЛ классик: Норинт, 2006. 567 с.
Романова К.Е., Кашицын А.С. Условия формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3(79). С. 136-142.
Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учеб. пособие. Коломна: Коломен. гос. пед. ин-т, 2008. 88 с.
Сомова С.В. Личность учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20192 (дата обращения: 13.08.2018).
Тетина С.В. Языковой портфель учителя иностранного языка как средство саморегуляции профессионального роста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 2015. № 4(25). С.121.
Тетина С.В. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 2016. № 2(27). С. 106-110.
Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 1020-1022 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/103/23955/html (дата обращения: 09.08.2018).
Bhargava A., Pathy Mk. Attitude of Student Teachers Towards Teaching Profession // Turkish Online Journal of Distance Education (TOJDE). July 2014. Vol. 15. №. 3. Article 3. URL: https://www.researchgate.net/publication/276839763_Attitude_Of_Student_Teachers_Towar ds_Teaching_Profession (дата обращения: 10.10.2018).
Hussain S., Alli R., Khan M. S., Ramzan M., Qadeer M.Z. Attitude of Secondary School Teachers towards Teaching Profession // International Journal of Academic Research. 2011. №. 3(1). P. 985-990.
Musa A., Bichi A.A. Assessment of Prospective Teachers Attitudes towards Teaching Profession: The Case of Northwest University, Kano-Nigeria // IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME). May-June 2015. Vol. 5. Issue 3. Ver. I. P. 17-24.
Tampony A.R., Sorani D.A. Cognitive Approach to Content Based instruction // Teacher development making the right moves/ Selected Articles from the English teaching forum 2013, English Language Programs Division. United States Information Agency Washington, D C. 2013. 235 р.