3. Исаева, Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России // Современная наука: научно-теоретический журнал. - СПб., 2010. - № 3.
4. Исаева, Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих внутренних войск МВД России: дис ... канд. пед. наук. - СПб., 2010.
Bibliography
1. Ancupov, A.Ya. Konfliktologiya / A.Ya. Ancupov, A.I. Shilov. - M., 1999.
2. Dmitriev, A.V. Konfliktologiya: ucheb. posob. - M., 2000.
3. Isaeva, N.N. Pedagogicheskoe obespechenie psikhologicheskoyj sovmestimosti voennosluzhathikh v podrazdeleniyakh vnutrennikh voyjsk MVD Rossii // Sovremennaya nauka: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - SPb., 2010. - № 3.
4. Isaeva, N.N. Pedagogicheskoe obespechenie psikhologicheskoyj sovmestimosti voennosluzhathikh vnutrennikh voyjsk MVD Rossii: dis ... kand. ped. nauk. - SPb., 2010.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 378
Aliyevs A.R. PROFESSIONAL COMPETENCE AND PEDAGOGICAL SKILL OF SYSTEM OF TRAINING OF ARTISTS-TEACHERS. In the article specifics of professional competence and skill of an artist-teacher is shown.
Key words: professional competence, pedagogical skill, structure of professional competence of the artist-teacher.
А.Р. Алиева, зав. каф. декоративно-прикладного искусства и дизайна; доц. каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин, Карачаево-Черкесский гос. университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
В ситуации изучения вопросов взаимодействия, взаимозависимости учебного и творческого процессов статья рассматривает специфику профессиональной компетентности и мастерства художника-педагога.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, Структура профессиональной компетентности художника-педагога.
Современный этап развития педагогической науки характеризуется активизацией изучения вопросов взаимодействия, взаимозависимости учебного и творческого процессов. Поиски основных закономерностей развития методов обучения говорят о стремлении ученых рассматривать проблему творчества, прежде всего как педагогическую. Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносторонне развитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу обучения художников-педагогов.
Структура профессиональной компетентности художника-педагога может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих художников-педагогов педагогическому мастерству.
В идеале полное соответствие педагога требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыс-лить-действовать-мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.
В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности [1].
Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению. Так же, не менее важным аспектом
деятельности преподавателя является вопрос о педагогических способностях. Их определяют как индивидуальные, устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессу и результатам, позволяющим находить продуктивные способы решения задач в конкретных условиях. Педагогические способности рассматриваются в качестве функционирующей системы, поэтому главным критерием способностей выступает результат деятельности.
Изучение вопросов структуры, функций общих и специальных способностей, требований к преподавателю позволило перейти к изучению одной из важнейших характеристик педагогических работников их профессиональной компетентности.
1. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.
2. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.
3. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.
4. Рефлексия педагогической деятельности (аутопсихологическая компетентность).
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач [1].
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом приёмами и методами, всем арсеналом
педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. При этом не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных [2; 3 и др.], так и зарубежных ученых [4 и др.]. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности довольно различны. Положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме профессиональной компетентности, её психологическим механизмам, а также структуре и специфики изобразительного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения: публикации искусствоведов по вопросам искусствоведения, истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству; современные психолого-педагогические исследования, указывающие
Библиографический список
на связь, взаимообусловленность и целостность процессов обучения, воспитания и развития человека, на всеобщий творческий характер человеческой деятельности, на специфику художественно - образного восприятия и творчества в изобразительном искусстве.
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень ее зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда. Следовательно, профессионализм преподавателя может иметь различные уровни и степени. Есть просто умелый преподаватель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть преподаватель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. К сожалению, и по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностики их педагогической одаренности; берут всех, кто выдержит общеобразовательный конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попадает много людей, заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках. Вторая специфическая черта педагогической деятельности - многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, внешкольных. учреждениях, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь, будучи разносторонне образованным человеком. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
1. Сластёнин, В.А. Педагогическое мастерство [Э/р]. - Р/д: http://library. by/p
2. Сорокопуд, Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 7.
3. Сорокопуд, Ю.В. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Педагогическое образование и наука.
- 2011. - № 11.
4. Weimer, M. 2010. Characteristics of Good Teachers. Date Views 23.04.2014 [Э/р]. - Р/д: http://www.teachingprofessor.com/articles/improving-teaching
Bibliography
1. Slastyonin, V.A. Pedagogicheskoe masterstvo [Eh/r]. - R/d: http://library. by/p
2. Sorokopud, Yu.V. Ocenka professionaljnogo masterstva pedagoga // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2007. - № 7.
3. Sorokopud, Yu.V. Modelj professionaljnoyj kompetentnosti prepodavatelya vihssheyj shkolih // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -
2011. - № 11.
4. Weimer, M. 2010. Characteristics of Good Teachers. Date Views 23.04.2014 [Eh/r]. - R/d: http://www.teachingprofessor.com/articles/improving-teaching
Статья поступила в редакцию 19.05.14
УДК 377
Godlevskaya E.V Pimenova N.A. THE CYCLIC DEVELOPMENT OF VISIBILITY IN VOCATIONAL EDUCATION.
In the article the analysis of the influence of historical types of organizational cultures on the phylogeny of the system graphic forms of presentation of information in the process of education and professional training was held. The law of cyclic development of these systems, which shows that each type of organizational culture has its own level of abstractness graphic forms of representation of information, was deduced. In accordance with the tasks arising for the society during the periods of different organizational cultures, the functions of the system graphic forms of representation were allocated.
Key words: system of graphical representations of information, organizational types of cultures, the level of abstractness, specifically-sensual sign, symbol, image.