Научная статья на тему 'Цикличность развития наглядности в профессиональном обучении'

Цикличность развития наглядности в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР / СТЕПЕНЬ АБСТРАКТНОСТИ / КОНКРЕТНО-ЧУВСТВЕННЫЙ ЗНАК / СИМВОЛ / ОБРАЗ / SYSTEM OF GRAPHICAL REPRESENTATIONS OF INFORMATION / ORGANIZATIONAL TYPES OF CULTURES / THE LEVEL OF ABSTRACTNESS / SPECIFICALLY-SENSUAL SIGN / SYMBOL / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Годлевская Е. В., Пименова Н. А.

В статье проведен анализ влияния исторических типов организационных культур на филогенез системы графических форм представления информации в процессе воспитания и профессионального обучения. Выведен закон цикличности развития этих систем, который показывает, что каждый тип организационной культуры имеет свой уровень абстрактности систем графических форм представления информации. В соответствии с задачами, стоящими перед обществом в период той или иной организационной культуры выделены функции системы графических форм представления информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Годлевская Е. В., Пименова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CYCLIC DEVELOPMENT OF VISIBILITY IN VOCATIONAL EDUCATION

In the article the analysis of the influence of historical types of organizational cultures on the phylogeny of the system graphic forms of presentation of information in the process of education and professional training was held. The law of cyclic development of these systems, which shows that each type of organizational culture has its own level of abstractness graphic forms of representation of information, was deduced. In accordance with the tasks arising for the society during the periods of different organizational cultures, the functions of the system graphic forms of representation were allocated.

Текст научной работы на тему «Цикличность развития наглядности в профессиональном обучении»

педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. При этом не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных [2; 3 и др.], так и зарубежных ученых [4 и др.]. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности довольно различны. Положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме профессиональной компетентности, её психологическим механизмам, а также структуре и специфики изобразительного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения: публикации искусствоведов по вопросам искусствоведения, истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству; современные психолого-педагогические исследования, указывающие

Библиографический список

на связь, взаимообусловленность и целостность процессов обучения, воспитания и развития человека, на всеобщий творческий характер человеческой деятельности, на специфику художественно - образного восприятия и творчества в изобразительном искусстве.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень ее зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда. Следовательно, профессионализм преподавателя может иметь различные уровни и степени. Есть просто умелый преподаватель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть преподаватель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. К сожалению, и по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностики их педагогической одаренности; берут всех, кто выдержит общеобразовательный конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попадает много людей, заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках. Вторая специфическая черта педагогической деятельности - многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, внешкольных. учреждениях, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь, будучи разносторонне образованным человеком. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

1. Сластёнин, В.А. Педагогическое мастерство [Э/р]. - Р/д: http://library. by/p

2. Сорокопуд, Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 7.

3. Сорокопуд, Ю.В. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Педагогическое образование и наука.

- 2011. - № 11.

4. Weimer, M. 2010. Characteristics of Good Teachers. Date Views 23.04.2014 [Э/р]. - Р/д: http://www.teachingprofessor.com/articles/improving-teaching

Bibliography

1. Slastyonin, V.A. Pedagogicheskoe masterstvo [Eh/r]. - R/d: http://library. by/p

2. Sorokopud, Yu.V. Ocenka professionaljnogo masterstva pedagoga // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2007. - № 7.

3. Sorokopud, Yu.V. Modelj professionaljnoyj kompetentnosti prepodavatelya vihssheyj shkolih // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -

2011. - № 11.

4. Weimer, M. 2010. Characteristics of Good Teachers. Date Views 23.04.2014 [Eh/r]. - R/d: http://www.teachingprofessor.com/articles/improving-teaching

Статья поступила в редакцию 19.05.14

УДК 377

Godlevskaya E.V Pimenova N.A. THE CYCLIC DEVELOPMENT OF VISIBILITY IN VOCATIONAL EDUCATION.

In the article the analysis of the influence of historical types of organizational cultures on the phylogeny of the system graphic forms of presentation of information in the process of education and professional training was held. The law of cyclic development of these systems, which shows that each type of organizational culture has its own level of abstractness graphic forms of representation of information, was deduced. In accordance with the tasks arising for the society during the periods of different organizational cultures, the functions of the system graphic forms of representation were allocated.

Key words: system of graphical representations of information, organizational types of cultures, the level of abstractness, specifically-sensual sign, symbol, image.

Е.В. Годлевская, канд. пед.наук, преп. спец. дисциплин ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева», г. Челябинск, E-mail: [email protected]; Н.А. Пименова, директор ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева», г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

В статье проведен анализ влияния исторических типов организационных культур на филогенез системы графических форм представления информации в процессе воспитания и профессионального обучения. Выведен закон цикличности развития этих систем, который показывает, что каждый тип организационной культуры имеет свой уровень абстрактности систем графических форм представления информации. В соответствии с задачами, стоящими перед обществом в период той или иной организационной культуры выделены функции системы графических форм представления информации.

Ключевые слова: система графических форм представления информации, организационные типы культур, степень абстрактности, конкретно-чувственный знак, символ, образ.

Содержание и понятийно-смысловой контекст семантической информации, участвующей в образовательном процессе, можно представить с помощью различных по степени абстракции графических форм представления информации, поскольку в основу этих форм могут быть положены различные по способу возникновения и формирования образы (индивидуально - конкретные, обобщенные, ассоциативные, абстрактные). Использование в профессиональном образовании графических форм представления информации интенсифицирует процесс овладения фундаментальными законами и понятиями, научными фактами, и прочими единицами знаний.

Важная роль графического представления информации в образовательном процессе обращает нас к необходимости рассмотрения влияния характерных особенностей организационных культур на развитие знаковых символических систем. Заданный контекст привел нас к рассмотрению влияния исторических типов культур на филогенез системы графического представления информации в образовательном процессе.

Проблематика роли образования в процессе трансляции культуры в современных отечественных и зарубежных социальных исследованиях затрагивалась неоднократно. В педагогических трудах А. Дистервега, Я.А. Коменского, П.Ф. Каптере-ва, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, И.П. Подласого и др. обосновываются концепции развивающего обучения, которое свободно развивает задатки индивида, формирует личность, адекватную социокультурной среде и способную к творческому восприятию культуры. В историко-теоретических педагогических исследованиях А.М. Новикова, А.Н. Джуринского, Г.Ф. Карпова, А.Я. Данилюк, поднимаются вопросы соответствия образовательных систем различным историческим типам культуры, анализируются закономерности изменения образовательных парадигм.

В психологических работах К. Роджерса, А. Маслоу, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина выявляются взаимосвязи культуры и обучения с развитием различных психических функций, концептуализируется теория обучения как усвоение культурных ценностей

Уровень культуры, достигнутый человеческим сообществом, служит одним из важнейших параметров, определяющих сущность и перспективы развития цивилизации. Однако в задачи общества входит не только достижение определенного культурного уровня, но и эффективная передача его следующим поколениям. В процессе развития человечества происходят изменения в цивилизациях, которые приводят к изменению целей, содержания, форм образовательного процесса, а также к изменению знаково-образных систем с помощью которых ведется передача информации.

Каждые исторические периоды развития цивилизации имели свои типы форм организации человеческой деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры [1]. Вслед за Новиковым А. М. выделим следующие исторические типы организационной культуры: традиционная, корпоративно-ремесленная, профессиональная (научная), проектно-технологическая [1]. В свою очередь каждый тип организационной культуры имел свои средства (информационные коды), которые обеспечивали воспроизводство и развитие структуры социума. Отсюда, задачей нашего исследования является рассмотрение влияния характерных особенностей организационных культур на развитие знаковых символических систем. При этом в качестве системы выберем графические

формы представления информации, которые используются в образовательном процессе для трансляции явлений объективного и субъективного мира.

На ранних этапах развития человечества общество состояло из коммунальных групп. Так, в традиционной организационной культуре с помощью мифов и ритуалов осуществлялось управление коммунальными группами. Происхождение предков (от животного, от какого-либо бога и т.п.), избранность данной группы, порядок общежития, принцип главенства в группе и его обоснование объяснялись с помощью мифа. Ритуал служил механизмом, организующим деятельность людей внутри коммунальных групп.

Появление первого графического информационного кода (контурного петроглифа) явилось осознанной необходимостью субъекта. Эти графические образы были индивидуально конкретными. В них выражалась «иконическая память». Первые знаки индивидуально конкретного образа (графические знаки памяти восприятия и ощущения) хотя и были контурными, но обладали очень большим сходством с предметами, взятыми из онтологической реальности включающей человека и всю его деятельность.

Некоторые изображения настолько совершенны, что многие ученые определяют по ним не только вид, но и подвид животного. Степень абстракции графического знака минимальна (знак отображает своего «референта»). В иерархии знаковых систем (Соломник А.Б.) такой графический знак относится к образным знаковым системам.

Из приведенного анализа видно, что главной движущей силой развития системы графического представления информации является личный интерес создателя изображений. Степень свернутости информации содержащейся в графическом образе низка, степень абстрактности минимальная. На данном этапе развития системы графического представления информации появились и использовались графические образы, в которых отражались субъективные виртуальные формы.

Далее в практической повседневной деятельности человек постепенно накапливал разнообразные знания о животных, растениях, о географии местности, о самом себе. Появляются коллективные знания. Происходит объективизация знаков в социально значимой форме. Переход субъективно - виртуального в форме знакового пространства открывает одну из первых непосредственных форм соединения, связи виртуального и реального - знак - символ, который в графической форме несет в себе коллективные знания. Знак символ все еще относится к образным знаковым системам, хотя его степень абстракции выше, а степень свернутости информации определяется договоренностью социума, использующего эти знаки.

Появившийся символический универсум позволяет человеку и социуму производить наглядное оперирование образами. Язык, религия, миф, искусство - части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. (Э. Кассирер ).

Использование графических символических форм позволили человеку объединить реальный и идеальный миры. На этом этапе наскальная графика утрачивает живопись, объемность, усиливается стилизация (обобщение и схематизация предметов). В таком стиле изображаются многофигурные сцены охоты, загона скота, сбора меда. Но, не смотря на это, сила выразительности образного решения не теряются. Теперь человек пытается

добиться не только внешнего сходства, а главное показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего, было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет. Задачи наскального рисунка изменились. Они теперь показывают более глубокое и сложное отражение действительности в сознании человека.

Обществом осознается полезность системы графического представления информации, в частности в воспитательном процессе. Так с введением графического представления информации стало возможным накопление и передача следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием.

Начинается новый этап интенсивного развития системы графического представления информации. Характерной чертой следующего этапа является повсеместное использование графических образов приспособленных для разных условий. Появляются новые разновидности графических образов, которые требуют для их понимания коррелированной системы отправитель - получатель. Происходит появление обобщенных образных знаков. Графический образ является носителем объективизации законов в социально значимой форме.

Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что воспитание на данном этапе осуществлялось с использованием в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности, религиозно окрашенных ритуалов обобщенных образных знаков. При этом ритуалы, сопровождающиеся графическими образами, выступали в качестве образцов поведения и способов действия в ситуациях, связанных с охотой, и несли ярко выраженную эмоциональную окраску.

На следующем этапе наскальной графики реалистические изображения исчезли вообще. Их заменили графические образы в виде обобщенных символов закрепленных за объектами или явлениями. Палеолитическая графика как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочно переплетенные линии, ряды точек, не ясные обобщенные символические знаки (пиктография). Появляются условно -орнаментальные формы изображения неба, солнца, воды, земли, огня. В наскальных рисунках отображаются первые астрономические знания.

Обобщенные символьные знаки отображают содержание сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков.

Принципиальное отличие знаков пиктографии - пиктограмм - от знаков фонетического письма заключается в не закреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке; пиктограмма может быть «прочтена» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла, несколько предложений.

В эпоху бытования пиктографии для символического представления информации в форме пиктограмм требовалось хорошее знание визуальной стороны предмета, умение видеть его наиболее выразительное положение.

Но нас интересует скорее другой вопрос, почему на некотором этапе эволюции жизни пиктография вдруг приобрела для живых существ, а точнее, для человека столь большое значение. Ответ заключается, в том, что обобщенная символьная информация - это информация, представленная в более сложной информационной форме, иначе говоря, в форме свернутого типа. Использование такой формы представления обеспечивает резкое сокращение объемов передаваемой информации при полном сохранении ее большого смыслового объема. Восприняв некоторый символ, человек ставит ему в соответствие и раскрывает вполне определенный образ, который на данный момент уже хранится в его памяти. Если же такого замещения не происходит, то это означает, что либо в памяти соответствующий образ отсутствует, либо символ был передан некорректно, либо не были выработаны средства декодирования символа в образ. По своей сущности, по способам хранения и обработки пиктографическая информация предназначена, в основном, для информационного обмена, но это качество не является препятствием для использования ее в процессе простого восприятия и даже непосредственно в процессе мышления.

Очевидно, многие древние цивилизации пользовались пиктограммами для письма как наиболее простой формой для необходимых хозяйственных или монументальных записей. Пиктограммы всегда ясны даже для относительно неграмотного читателя, и легки для изображения.

С наступлением корпоративно-ремесленной культуры стали формироваться новые центры организации общества - города и университеты. Социальная иерархия внутри городов формировалась на корпоративно-ремесленных принципах. Корпорации формировались вокруг той или иной деятельности. Внутри корпораций выделялись образцы изделий, рецепты и технологии их создания. Стратификация общества основывалось на жестком разделении членов ремесленных корпораций на мастеров, подмастерьев и учеников. Переход из одной категории в другую был длителен по времени и возможен только при тщательном процессе обучении, контролируемом корпорацией.

Процесс передачи и усвоения технологий базировался на чувственном познании. Упражнение являлось основным методом обучения. Ведь именно метод «делай так...» более эффективен при недостаточном уровне образованности учеников и подмастерьев. Переход учеников в подмастерья и далее в мастера осуществляется с опорой на механическое усвоение отдельных приемов, которые ученики наблюдали за своими наставниками. На данном этапе происходит возвращение системы графических форм представления информации к конкретным чувственным образам. Через натуральные наглядные учебные пособия (картинки, явления в опыте, наблюдаемые действия рук, и др.), объемные средства (макеты, муляжи и др.) реализовалась основная цель обучения - сознание обучающихся обогащалось образами и представлениями необходимыми для навыков ручного труда на конкретном рабочем месте. У графических форм представления информации на данном этапе снизилась степень абстракции до графических конкретно чувственных образов.

В эпоху Ренессанса некоторые крупные корпорации в том числе университетские постепенно перешли от передачи рецептурного знания на разработку и передачу знания теоретического. Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание и передавать его. Именно с этого периода передача теоретического знания становится основной линией в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профессиональный (научный) тип организационной культуры. В нем базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области являлась наука. Именно наука в профессионально организованном обществе была важнейшим институтом, так как в ней формировалась и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделялись частные теории и соответственные предметные области профессиональных деятельностей. «Центром» профессиональной культуры являлись научные знания, а производство этих знаний - основным видом производства, которое определяло возможности остальных видов и материального, и духовного производства.

Все это выдвигало к наглядным средствам обучения определенные требования. Научные знания базировались на языковых системах, математических кодах. Именно эти знаковые системы применялись в учебниках, специальной литературе, инструкциях, руководствах, методических рекомендациях.

Следовательно, можно сделать вывод, что при научном типе организационной культуры в процессе передачи информации от поколения к поколению система графических форм представления информации обладала максимальной степенью свернутости (степенью абстрактности) информации.

На протяжении нескольких веков профессиональный (научный) тип организационной культуры был основным, ведущим. Со второй половины ХХ века произошел стремительный рост научного знания. Причем значительная часть научных исследований стала принадлежать прикладным областям в частности в экономике, технологиях, в образовании. Причем разработанные в ходе прикладных научных исследований законы, принципы, теории оказывались оптимальны в данное время, в данных конкретных условиях. Это привело к дроблению профессиональных областей на множество специальностей, а также к резкому увеличению дробности картины мира. В сложившейся ситуации человеку стало необходимо усваивать большие объемы не толь-

Таблица 1

Соответствие степени абстрактности систем графического представления информации (СГФПИ) содержанию и функциям в процессе профессионального обучения

Степень абстракции СГФПИ Содержание обучения Методические системы обучения Функции СГФПИ

Идет возрастание степени абстрактности от конкретно чувственных знаков, через обобщенные образные знаки к обобщенным символам и письменности Организация деятельности обучающихся Освоение правил (техники безопасности, внутреннего распорядка и т.д.) Отработка трудовых приемов Выработка трудовых навыков Отработка навыков (показ образца и рецепта его воспроизведения) Репродуктивное обучение - основано на действии «делай, как я» и связанного с воспроизведением, репродуцированием образцов деятельности. Догматическое обучение - вид обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. Интенсификация деятельности (трудовых приемов). Перекодирование представленного (изучаемого) материала с одной языковой системы в другую.

Наблюдается уменьшение степени абстрактности от различных языковых систем, математических кодов, систем записи до конкретных чувственных образов Передача обучающимся предельно большого объема научных знаний (в форме текста, математических записей, условных схем, графиков, диаграмм) и опыта жизнедеятельности. Формирование интеллектуальной и духовной культуры человека Сообщающее обучение - формирование знаний, передаваемых в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях. Система контекстного обучения. Обучение, построенное на моделировании предметного и социального содержания осваиваемой обучающимися будущей профессиональной деятельности. Развивающее обучение - методические системы, направленные, в первую очередь, на развитие абстрактного, творческого мышления учащихся. Проблемное обучение. Материал не дается, а задается в формах проблемных ситуаций. Преобразование (структурирование, связность, моделирование) изучаемого материала во внешнем плане; Моделирование, упорядочивание содержания, структуры, свойств и механизмов изучаемых объектов и учебнопознавательных действий. Проецирование элементов знаний и их связей в межполушарном диалоге (полушария головного мозга); Преобразование (структурирование, связность, моделирование) изучаемого материала во внешнем плане; Регулирование психических процессов и учебнопознавательных действий обучающихся.

ко научных, но и прикладных знаний. Сложная организация технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну - две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Таким образом, возникла необходимость

уровни абстрактности

развития иного типа организационной культуры - проектно-технологического.

Научный тип организационной культуры создал огромное количество новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), на базе которых возникли новые технологии и формы организации деятельности.

идеальное творчество применение сравнение научение оценка ззаймодействие сохранение накопление отражение

организационные типы культур

традиционный

ремесленный профессиональ проекно-

ный технолога чес кий

Рис. 1. Закон инвариантности и цикличности развития системы графических форм представления информации

торов ранее ему не известных. На первый план выступает способность работать с большими объемами разного рода информации, уметь ее классифицировать, оценивать, рассматривать проблемные ситуации (задачи) с разных сторон, переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Так же большую роль в принятии решений в условиях неопределенности будет играть коммуникативность профессиональных отношений.

Исходя из вышеперечисленных видов деятельности можно сделать вывод, что система графического представления информации при проектно-технологическом типе организационной культуры должна иметь эмоциональную окраску для создания устойчивого мыслеобраза, минимальную степень абстракции, содержать большой объем транслируемых знаний, представлять объект или явление с разных сторон, способствовать развитию навыков анализа и синтеза, быть удобной для коммуникаций.

В завершении проделанного нами анализа необходимо отметить, что различные типы организационной культуры не заменяются одна на другую, а существуют одновременно, параллельно. Это дает нам возможность в процессе профессионального обучения использовать на определенных стадиях изучения теоретических и практических дисциплин наиболее эффективные функции графических средств представления информации или их сочетания (таблица 1).

Рассмотрев влияние исторических типов культур на филогенез знаковых систем в процессе профессионального обучения, изобразим графическое представление закона инвариантности и цикличности развития системы графических форм представления информации (рис. 1).

Вертикальная шкала иллюстрирует степень свернутости информации (степень абстрактности). Ранее в своей работе [2] мы выделены следующие интервалы уровней: « от 0 до 40 % -физический или жизненный уровень, от 40 до 80 % - модельный уровень, далее следует идеальный уровень мировоззрения.

Каждый уровень разбили на подуровни: отражение, накопление, сохранение, взаимодействие, оценка, научение, сравнение, применение, творчество, идеальное». Горизонтальная шкала -временная, с выделенными интервалами организационных типов культур.

1. Построенная нами цикличность развития системы графических форм представления информации иллюстрирует действие «обобщенного закона Геккеля», предложенного А.И. Су-бетто [3] и основанного на расширении биогенетического закона, выдвинутого во второй половине прошлого века Ф. Мюллером и Э. Геккелем (закон соотношения онтогенеза). По смыслу он прост: в онтогенезе повторяется филогенез (каждая особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида) или, в полном виде, «в онтосистемогенезе повторяется филосистемогенез».

2. Исторические организационные типы культур оказывают существенное влияние на систему графических форм представления информации и ее использование в образовательных целях.

3. Каждый тип организационной культуры имеет свой уровень абстрактности.

4. Из рассмотренной нами цикличности просматривается противоречие: современный проектно-технологический тип организационной культуры влияющий на эффективность образовательного процесса предполагает объективное снижение уровня абстрактности систем графических форм представления информации, что не совсем отвечает целям образования, в частности необходимости повышения фундаментальности образования (что требует высокого уровня абстрактности).

4. Возможными путями решения данного противоречия мы видим снижение негативного влияния уровня абстрактности за счет повышения индивидуализации графических форм представления информации на основе модальности восприятия.

Библиографический список

1. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. - М., 2008.

2. Годлевская, Е.В. Стратификация графической формы представления технической информации по степени абстрактности // Вестник

Южно-Уральского ГУ. - 2013. - № 2. - Т. 5. - Сер. Образование. Педагогические науки.

3. Субетто, А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов). -

Тольятти, 1994.

Bibliography

1. Novikov, A.M. Postindustrialjnoe obrazovanie. - M., 2008.

2. Godlevskaya, E.V. Stratifikaciya graficheskoyj formih predstavleniya tekhnicheskoyj informacii po stepeni abstraktnosti // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo GU. - 2013. - № 2. - T. 5. - Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki.

3. Subetto, A.I. Manifest sistemogeneticheskogo i ciklicheskogo mirovozzreniya i Kreativnoyj Ontologii (v forme postulatov). - Toljyatti, 1994.

Статья поступила в редакцию 19.05.14

УДК 316.6/37.0

Litke S.G. THE ANALYSIS OF THE CONCEPT “SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE”. The socio-psychological competence as meta-competence is integrated and concentrated system of socio-psychological competencies that provides transformation of a person. The research is considered in the context of a competence-oriented paradigm of modern vocational education.

Key words: basics of the socio-psychological competence, formation of socio-psychological competence, modernization of education.

С.Г. Литке, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Челябинский гос. педагогический университет», г. Челябинск, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-психологическая компетентность как метакомпетенция - интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека рассматривается в контексте компетентностно-ориентированной парадигмы современного профессионального образования.

Ключевые слова: сущность социально-психологической компетентности, сформированность социально-психологической компетентности, модернизация образования.

Уровень социально-психологической компетентности (СП К) субъектов учреждений среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающих эффективность личностного, в том числе

профессионального развития, в полной мере определяет степень результативности последнего и поэтому становится предметом научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.