ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА
ГОНЧАРОВА О.Л.
В статье автор ставит задачу определения уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
In the article the author speaks to determine the level of preparedness of students to professional self-determination.
Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению в условиях политехнического колледжа является актуальной проблемой, потому что перед каждым обучающимся стоит задача определиться в личностном, жизненном и профессиональном плане, что очень важно для каждого человека и общества в целом. Нами была поставлена задача определить уровень готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
Для выявления уровня готовности к профессиональному самоопределению нами использовались следующие диагностические методики: методика «Карта интересов»; методика «Ориентировочная анкета»; методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова; методика «Опросник профессиональной готовности»; методика «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности»; методика «Потребность в достижениях»; методика определения типа ценностных ориентаций; методика «Самооценка волевой регуляции»; методика «Образ будущего»; методика «Творческий потенциал»; методика «Словарь профессий»; сочинение «Моя будущая профессия»; экспресс-диагностика уровня самооценки; анкетирование; диалогическая беседа.
Перечисленные выше методики дают возможность выявить обучающихся, имеющих низкий, средний и высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению обнаруживается у обучающихся, которые не имеют представления о своей будущей профессиональной деятельности, выбор профессии осуществлялся ими под влиянием случайных факторов, у них слабо развита мотивационная основа выбора профессии, нет положительного активного отношения к ситуации выбора профессии, они не определяют свою ближайшую профессиональную перспективу и не заинтересованы в развитии своих потенциальных возможностей.
Средний уровень готовности к профессиональному самоопределению диагностируется у обучающихся, имеющих неясное представления о своей будущей профессиональной деятельности, у них неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, они имеют нечеткие намерения о своей ближайшей профессиональной перспективе, у них не обнаруживается стойкого интереса к развитию своих потенциальных профессиональных возможностей.
Высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению проявляется у обучающихся, которые имеют представление о своей будущей профессиональной деятельности, заинтересованы в развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.
Для формирования готовности к профессиональному самоопределению для обучающихся, имеющих низкий и средний уровень были разработаны и реализованы этапы педагогической поддержки, которые способствовали их повышению.
Реализация разработанных этапов осуществлялась на базе ГОУ СПО Политехнического колледжа № 31.
Основное содержание этапов заключалось в следующем:
- пропедевтический - обучающиеся получают информацию о мире профессий, об особенностях той или иной профессии, о важности выбора профессии;
- диагностический - с обучающимися проводится тестирование для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, способностей, склонностей, интересов, а так же определяется готовность к профессиональному самоопределению;
- профконсультационный - с обучающимися проводятся индивидуальные, групповые консультации профессионального и общего характера;
- основной - с обучающимися проводятся тренинги, занятия по развитию профессиональной зрелости, игры;
- завершающий - обучающимся предлагается совместное преодоление препятствий, мешающих самостоятельному продвижению и саморазвитию в обучении.
Результаты эксперимента с обучающимися Политехнического колледжа № 31 г. Москвы приведены ниже на диаграммах 1, 2, 3.
Диаграмма 1. Уровень готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в 2005/2006 учебный год
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень
Как видно из диаграммы на конец года произошло существенное изменение обучающихся по группам: значительное уменьшение на 50 % обучающихся с низким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и увеличение количества обучающихся на 48 %, имеющих высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Диаграмма 2. Уровень готовности обучающихся
к профессиональному самоопределению в 2006/2007 учебный год
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень
Как видно из диаграммы на конец 2006/2007 года произошло значительное сокращение на 53 % обучающихся, имеющих низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению и повышение на 63% количества обучающихся, имеющих высокий уровень готовности.
Диаграмма 3. Уровень готовности к профессиональному самоопределению в 2007/2008
90% п 80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень
За три года эксперимента произошло существенное перераспределение обучающихся по группам: значительное уменьшение на 60 % обучающихся, имеющих низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению и увеличение числа обучающихся на 72 %, имеющих высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Таким образом, в результате реализации этапов педагогической поддержки: пропедевтического, диагностического, профконсультационного, основного, завершающего, произошло увеличение числа обучающихся с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению, что подтверждают результаты эксперимента. Проделанная нами работа по осуществлению педагогической поддержки профессионального самоопределения позволила обучающимся реализовать свои потенциальные способности в профессиональной жизни.
□ 2007/2008 200 На начало года
□ 2007/2008 200 На конец года
Библиографический список
1. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников - Ульяновск: УлГПУ, 2006.
2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие/Под ред. Чистяковой С.Н., Журкиной А.Я. - М.: ИОСО РАО, 1997.
3. Материалы научно-практической конференции молодых ученных «Контроль знаний и умений как основа повышения качества образования», М.: ИСМО РАО, 2007.
4. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Тест] / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Издательство МЭСИ, 2008.
5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.