УДК 373.1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Е.П. Шабалина
Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина,
Бийск, Россия.
Аннотация. В статье рассматриваются основы профориентационно-значимой компетентности. Исследуются основные аспекты профориентационной работы в современной общеобразовательной школе.
Abstract. The article discusses the basics of career guidance and relevant competence. Examines the major aspects of career guidance in secondary modern school.
Ключевые слова: профориентационно-значимые компетентности, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, выбор жизненной траектории.
Keywords: proforientacionno-significant competence, professional self-determination, vocational work, choosing a life path.
В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий в России значимость проблемы осознанного выбора профессии является одной из главных задач общества, социальных институтов.
Для системы общего образования основополагающим является процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Система образования должна не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий, но и ориентироваться на потребности рынка труда в будущем.
Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
По мнению С.Н. Чистяковой, следует рассматривать социально -профессиональное самоопределение личности с позиций сопровождения. Сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установке на эмпатийное понимание обучающегося [1].
Под психолого-педагогическим сопровождением понимают оперативную помощь в развитии и содействии в саморазвитии учащихся. Одной из важнейших задач любого образовательного учреждения является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, развитие способностей разрешать возникающие жизненные и профессиональные затруднения не только в ходе образовательного процесса, но и после его завершения. Успех в решении проблемы готовности выпускников предполагает успешную в жизни и про-
фессии личность, имеющую позитивную профессиональную мотивацию, реально оценивающую собственные возможности.
Важным компонентом готовности построения и реализации профессиональной и жизненной перспективы является самоопределение, связанное с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека.
Профессиональное самоопределение рассматривают как постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать и осуществлять стратегию профессионального выбора и развития [2, с. 363]. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив - это важнейшее условие самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен, происходящих в современном обществе.
Перспективным направлением в организации профориентации в соответствии с требованиями ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в общеобразовательной школе, определяя точное место формам и видам приложения психолого-педагогических знаний в содержании и организации образовательной среды современной школы.
Общеобразовательная школа всегда решала проблему оказания помощи обучающимся в выборе профессии. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие социально значимы.
В связи с данной ситуацией, обучающиеся нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Формирование профориентационно-значимой компетентности происходит в результате профориентационной работы, которая осуществляется через различные формы, методы и технологии.
С.Н. Чистякова профориентационно-значимую компетентность рассматривает как интегральную характеристику личности, проявляющуюся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего в социокультурной среде [1].
Профориентационно-значимые компетентности выражаются в проектировании образовательно-профессионального выбора и базируются на совокупности объективных знаний обучающихся о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий, о предметной стороне профессиональной деятельности, что обеспечивает самореализацию личности.
На современном этапе развития системы образования возникает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения профес-
сионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений через образовательную область «Технология» [5, с. 233].
Создание образовательной среды по формированию профориентацион-но-значимых компетентностей предполагает также овладение педагогами технологиями интеграции, проектного обучения, профессиональных проб. В образовательных программах предусматриваются часы на формирование представлений о профессиях, связанных с обучением в данной образовательной области [2, с. 364].
В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической, целенаправленной профори-ентационной работы с обучающимися [4, с. 87].
В зависимости от условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части. Учитель должен сформулировать конкретные задачи проф-ориентационной работы на занятиях. Так в 5-7 классах на уроках технологии учителю необходимо раскрыть содержание труда по профессиям. Профессия рассматривается как средство для достижения жизненного успеха, нахождения своего места в обществе, самореализации личности.
Проблема самоопределения становится актуальной как для самого обучающегося, так и для общества. На этом этапе учащиеся должны реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
В 8-9 классах в рамках курса «Я и моя карьера», направленный на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, планирование карьеры, формируется готовность к личному и профессиональному самоопределению. На занятиях необходимо использовать различные активные методы обучения: деловые игры; тренинги; дискуссии; проектную деятельность. С помощью анкетирования изучаются профессиональные намерения учащихся с целью формирования общего представления о себе, профессии родителей, их отношения к профессиональному выбору ученика; выявление познавательного интереса школьников к учебным предметам, что позволит определить соответствие профессионального выбора. Для изучения интересов школьников к учебным предметам следует использовать методику «Карта интересов» или методику Л. Голомштока, О. Мешковской «Ориентировочно - диагностическая анкета направленности интересов»; профессиональных склонностей школьников - методику Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» [3, с. 10].
Заключительным этапом профессиональной ориентации является профессиональная консультация, цель которой - оказание помощи в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к про-
фессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профессиональных консультаций:
- справочно-информационная консультация знакомит учащихся с более глубоким содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства;
- диагностическая индивидуальная профессиональная консультация определяет возможные области деятельности, в которых учащиеся наиболее успешно могут трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профессиональной консультации должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий;
- медицинская профессиональная консультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.
Результатом профессиональной консультации является создание индивидуальной программы для учащихся по дальнейшей подготовке к выбору жизненной траектории.
Важным аспектом содействия готовности к выбору профессии - это широкая информированность о возможных способах получения желаемого образования после школы; наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; содержании и условиях возможной профессиональной деятельности; последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (востребованности специалистов на рынке труда); возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ори-ентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.
Реализация сопровождения учащихся возможна при наличии целостной комплексной программы. Ее разработка основывается на следующих принципах: учет потребностей личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии; признание приоритетом индивидуальности, самоценности обучаемого.
Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированность профориентационно-значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора: испытывать потребность в осознанном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды; ставить образовательную и профессиональную цель; выявлять ограничители свободы выбора направления образования и определять пути их преодоления.
Критериями для оценки эффективности профориентационной работы в образовательном учреждении являются:
- знание обучающимися своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений, желаний и необходимости профессионального выбора;
- владение способами самодиагностики и саморазвития;
- знание многообразия мира труда и профессий, способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста;
- соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии;
- волевая активность, стремление к овладению профессией;
- коммуникативность и самостоятельность в достижении результатов профессионально-значимым учебным дисциплинам;
- мотивационно-ценностная составляющая профориентационно-значимой компетентности:
- личностная и социальная значимость выбора профессии.
Многообразие и сложность задач формирования профориентационно-
значимой компетентности в условиях ФГОС делают данную проблему особо значимой, обеспечивая переход системы профориентационной работы на более качественный уровень.
Формирование профориентационно-значимой компетентности у обучающихся в условиях реализации ФГОС является сложной, многоплановой задачей, решение которой требует новых подходов, поиска средств и методов.
Библиографический список
1. Чистякова, С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе / С.Н. Чистякова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.academia-proforient.ru.
2. Шабалина, Е.П. Управление профессиональным самоопределением будущего учителя в системе «школа-педвуз» / Е.П. Шабалина // Педагогическое образование на Алтае, 1999. - № 1. -С. 362-367.
3. Шабалина, Е.П. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности / Педагогика: семья-школа-общество: монография / [Т.Н. Банщикова, С.И. Беловицкая, А.Б. Измайлова и др.] под общей ред. проф. О.И. Кирикова. -Книга 26. - Воронеж: ВГПУ, 2012. - С. 7-22.
4. Шабалина, Е.П. Профессиональное самоопределение будущих педагогов как фактор личностно-ориентированного профессионального образования / Е.П. Шабалина, М.В. Довыдова // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 1(38). - С. 86-88.
5. Шабалина, Е.П. Внеклассная работа по технологии как средство формирования эстетической культуры учащихся / Е.П. Шабалина // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2012. - Т. 1. - № 1(7). - С. 231-234.