ГОТОВНОСТЬ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
О. А. Роут, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»,
Прокопьевский городской округ А. С. Маслова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Школа-интернат № 1»
Переход от школы к трудовой деятельности является трудным этапом в жизни каждого человека, но еще более сложен он для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ — это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и(или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
По мнению Е. В. Ананьева, А. А. Дыскиной, Е. В. Свистуновой, Е. М. Старобина, основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение детей с ОВЗ, являются искаженные представления о своих возможностях и ограничениях, об условиях труда, завышенная (что наблюдается чаще) или заниженная самооценка; недостаточная сформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности, слабая информированность о профессиях и требованиях работодателя к молодому специалисту, инфантильность и иждивенческая позиция по отношению к обществу.
Подготовка детей с ОВЗ к сознательному выбору профессии является важной социально-педагогической задачей, где конечным результатом сопровождения профессионального самоопределения выступает «человек на своем месте» — эффективно работающий, активно развивающийся, получающий удовлетворение от своей профессиональной деятельности и от «себя-в-работе» [1, с. 26].
Готовность к сознательному выбору профессии определяется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни, — физическая подготовленность, нейродинамическая обеспеченность действий, психологические условия готовности [цит. по 2, с. 26].
Л. Ю. Ювенская трактует готовность школьника к выбору конкретной профессии как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему сознать свои возможности способности и свое от-
О. А. Роут
А. С. Маслова
ношение к определенной профессиональной деятельности [цит. по 2, с. 14].
Н. Ф. Родичев, изучая вопрос критериального аппарата готовности к выбору профессионального пути, выделяет две группы компетентно-стей, связанных с поведением подростка в ситуации профессионального выбора: компетентности, связанные с выстраиванием факторов, влияющих на выбор, выделением из них наиболее существенных, конкретизацией вариантов выбора и сравнением этих вариантов между собой, формулированием и ранжированием личных ограничителей выбора; компетентности, связанные с конкретизацией внутренних и привлечением внешних ресурсов, их соорганизацией и поиском путей использования этих ресурсов для преодоления ограничителей выбора.
Состояние готовности старшеклассника к выбору профессионального пути Н. Ф. Родичев предлагает выявлять по следующим показателям: самостоятельность; интересы и склонности (их наличие, сформированность, устойчивость и непротиворечивость); сформирован-ность и адекватность самооценки, ценностей; информированность (о мире труда в целом и избираемой сфере деятельности в частности) [цит. по 2, с. 17].
Можно выделить критерии и конкретизирующие показатели готовности. В основе критериев эффективности профориентационной рабо-
ты лежит личное понимание психологической готовности подростков с ОВЗ к выбору профессии. Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельност-ный, поведенческий).
Если обучающийся с ОВЗ говорит, что выбирает профессию потому, что она ему интересна, но при этом не знает содержания труда, профессионально важных качеств, медицинских противопоказаний, востребованности профессий на рынке туда, такой выбор нельзя считать осознанным.
Обучающийся с ОВЗ может знать все перечисленное (предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т. д.), но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности, — интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора — еще один критерий. Например, обучающийся с ОВЗ хочет стать ученым, но результаты работы с интеллектуальными тестами низкие, не сформированы основные мыслительные операции, есть нарушения интеллекта. Девушка собирается стать певицей, но не обладает ни слухом, ни голосом. И в первом, и во втором случае выбор трудно признать реалистичным, хотя есть примеры, когда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.
И, наконец, четвертый критерий — согласованность, или непротиворечивость, профессионального выбора, при котором выбор профессии, профессионального образования и результаты психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей лежат в разных плоскостях.
Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление — не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.
В настоящее время в образовательных организациях необходима система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональному самоопределению, способствующая повышению уровня готовности обучающихся с ОВЗ к выбору профессии. Таким образом, возникает необходимость в об-
новлении подходов к организации профориента-ционной работы, в том числе ее форм и методов. В связи с этим процесс профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.
Для эффективного решения данных задач в Прокопьевской специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида разработана и апробирована программа курса занятий и рабочая тетрадь «Моя профессия — мое будущее» для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Цель программы: формирование профессионального самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями с учетом склонностей, интересов, возможностей воспитанников и требований рынка труда.
На этапе подготовки к апробации программы и выявления уровня готовности к осознанному выбору профессии было проведено анкетирование 10 воспитанников коррекционной школы-интерната, а также проведен опрос учителей, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога. Результаты опроса показали, что у 60 % выпускников недостаточно сформированы представления о мире профессий; 50 °% — не знают профессионально важных качеств для выбираемой профессии, у 40 °% воспитанников наблюдается незнание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств; 35 °% — не учитывают при выборе профессии особенности своего здоровья, 30 °% — не знают правила выбора будущей профессии, лишь 20 °% — интересовались своим дальнейшим профессиональным обучением. Такие результаты свидетельствовали о недостаточной готовности воспитанников к профессиональному самоопределению.
Данные анкетирования обусловили необходимость апробации профориентационной программы. Работа по программе была рассчитана на 12 занятий с использованием рабочих тетрадей и направлена на развитие представлений, связанных с миром профессий; умения соотносить индивидуальные особенности, возможности здоровья с требованиями будущей профессии; формирование умения планировать свое профессиональное будущее; формирование у обучающихся сознательного отношения к выбору будущей профессии, повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению; формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности.
Программа была реализована с учетом особенностей пребывания воспитанников в школе-
интернате, дальнейших возможностей обучающихся в выборе профессии в рамках одной профессиональной образовательной организации, поэтому мы отказались от заведомо невыполнимых задач и планов. Принцип единства предполагал согласованность различных подходов, направлений и методов работы в сопровождении профессионального самоопределения; принцип целостности требует рассматривать профессиональное самоопределение обучающихся в контексте их жизненного и личностного самоопределения; принцип позитивности, — использования творческого подхода и ярких, привлекательных форм при организации проф-ориентационной деятельности; принцип системности предполагает взаимодействие социальных партнеров (методистов центра профориентации и постинтернатного сопровождения, специалистов ГКУ «Центр занятости населения города Прокопьевска» и ФКПОУ «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»).
В рамках программы занятия с обучающимися проводились поэтапно, не реже одного раза в неделю. Информационный и диагностический материал, представленный в тетради, использовался для самостоятельного изучения обучающимися. Продолжительность одного занятия составляла 40 минут. Форма работы на занятии — групповая (в случае необходимости — индивидуальная). Оптимальное количество участников группы — 6-10 человек.
Особенности каждого занятия обусловлены как поставленными целями, так и степенью информированности обучающихся в той или иной профессиональной сфере. По результатам диагностик, включенных в содержание тетради, планировалась и проводилась дальнейшая информационная, коррекционная работа. После окончания школы тетради остались у выпускников в качестве вспомогательного материала для успешного прохождения дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.
Занятие по программе осуществлялись в три этапа: организационный, основной, заключительный.
На организационном этапе с воспитанниками проводился ритуал приветствия или упражнение-разминка, направленные на снятие напряжения в группе, создание доброжелательного отношения, настроя на работу. Разминки проводились не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Затем предлагалась тема для обсуждения, сообщались цели и задачи.
На основном (втором) этапе непосредственно осуществлялась работа с тетрадью. Педагог знакомил обучающихся с новым материалом, который представлен в тетради в виде тезисов, иллюстраций. Затем для закрепления полученных знаний обучающимся предлагалось выполнить в тетради упражнения или творческие задания. В зависимости от цели занятия предлагались диагностические методики.
На заключительном этапе подводился итог занятия в целом, предлагалось оценить занятие с двух сторон: эмоциональный компонент (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо, и почему) и смысловой (почему это важно, зачем мы это делали). Ритуал прощания был направлен на создание эмоционально положительного впечатления от занятий. Показатели результативности определялись после каждого занятия по отдельности и всего раздела в целом посредством выполнения проверочных упражнений и заданий.
По завершении работы по программе при повторном анкетировании выпускников и опросе педагогов был проведен анализ полученных результатов, который позволил не только отследить эффективность работы, но и спланировать дальнейшую работу с выпускниками, а также внести изменения и дополнения в программу занятий по профориентации.
К концу учебного года показатели готовности к осознанному выбору профессии значительно улучшились. Результаты анкеты показали, что у 70 °% выпускников сформированы представления о мире профессий; 80 °% — знают профессионально важные качества для выбираемой профессии, 85 °% — знают свои склонности, способности и индивидуальные качества; 99 °% — учитывают при выборе профессии особенности своего здоровья, 100 °% — знают правила выбора будущей профессии, у 80 °% воспитанников составлен план образовательного маршрута. Подростки расширили свои знания и представления не только о мире профессий, но и о своих индивидуальных особенностях, склонностях, возможностях здоровья в соотношении с требованиями будущей профессии, сильных и слабых сторонах своего характера, волевых качествах. Узнали о влиянии эмоций на деятельность человека, способах регуляции негативных эмоциональных состояний, смогли самостоятельно составить свой личный профессиональный план.
Таким образом, использование профориента-ционной программы и рабочей тетради на занятиях позволило повысить эффективность проф-ориентационной работы, тем самым создав ус-
ловия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся специальной (кор-рекционной) школы-интерната VIII вида.
1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — С. 28-29.
2. Кропивянская С. О. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С. О. Кропивянская, П. С. Лернер, О. Д. Пало и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: ВАКО, 2009. — 160 с.
СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Н. Т. Рылова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»,
Ленинск-Кузнецкий городской округ Е. П. Кривцова, заведующая отделом опеки и попечительства управления образованием администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
В России существует феномен социального сиротства: 90 % детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, изменением отношения к детям. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Неутешительна и статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно тысячи сирот выходят из государственных учреждений в самостоятельную жизнь, и только 10 %% из них удается адаптироваться к условиям жизни в обществе. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касающиеся вопросов социализации и адаптации этих детей, защиты их прав и законных интересов, сегодня активно решаются в теории и на практике.
Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которой без помощи и поддержки государства, социальных институтов сложно адаптироваться в современном обществе. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, одной из ключевых задач в данном направлении обозначено создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц
Н. Т. Рылова
Е. П. Кривцова
из их числа для социализации в обществе. Отсюда и основная миссия детского дома — помочь в социальной адаптации воспитанников, формировании их профессионального самоопределения.
В ходе реализации Программы реструктуризации сети образовательных учреждений Ленинск-Кузнецкого городского округа на 20082018 годы и благодаря большой комплексной межведомственной работе по обеспечению приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года количество учреждений для данной категории детей уменьшилось с пяти до одного, а численность воспитанников — в восемь раз. То есть только 7 %% детей-сирот от общего количества состоящих на учете в Ленинск-Кузнецком городском округе воспитываются в государственном учреждении.