ловия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся специальной (кор-рекционной) школы-интерната VIII вида.
1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — С. 28-29.
2. Кропивянская С. О. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С. О. Кропивянская, П. С. Лернер, О. Д. Пало и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: ВАКО, 2009. — 160 с.
СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Н. т. Рылова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»,
Ленинск-Кузнецкий городской округ Е. П. Кривцова, заведующая отделом опеки и попечительства управления образованием администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
В России существует феномен социального сиротства: 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,— социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, изменением отношения к детям. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Неутешительна и статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно тысячи сирот выходят из государственных учреждений в самостоятельную жизнь, и только 10% из них удается адаптироваться к условиям жизни в обществе. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касающиеся вопросов социализации и адаптации этих детей, защиты их прав и законных интересов, сегодня активно решаются в теории и на практике.
Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которой без помощи и поддержки государства, социальных институтов сложно адаптироваться в современном обществе. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, одной из ключевых задач в данном направлении обозначено создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц
Н. Т. Рылова
Е. П. Кривцова
из их числа для социализации в обществе. Отсюда и основная миссия детского дома — помочь в социальной адаптации воспитанников, формировании их профессионального самоопределения.
В ходе реализации Программы реструктуризации сети образовательных учреждений Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2008-2018 годы и благодаря большой комплексной межведомственной работе по обеспечению приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года количество учреждений для данной категории детей уменьшилось с пяти до одного, а численность воспитанников — в восемь раз. То есть только 7% детей-сирот от общего количества состоящих на учете в Ленинск-Кузнецком городском округе воспитываются в государственном учреждении.
Изменить таким образом ситуацию помогли созданные в муниципалитете школа приемных родителей, служба сопровождения принимающих семей, клуб для принимающих семей «Содружество». Именно в семье социаль-но-профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проходит естественным путем, а наставником ребенка является его опекун или приемный родитель. Так, в школе приемных родителей за семь лет прошли обучение и приняли детей-сирот в свои семьи на воспитание 203 человека. Специалисты службы сопровождения принимающих семей заключили с 25 семьями договоры об их комплексном сопровождении. Ежемесячно проходят заседания клуба для принимающих семей «Содружество», где рассматриваются вопросы самого разного плана, в том числе связанные с выбором профессии, адаптацией подростков в новом коллективе педагогов и студентов профессиональной образовательной организации, их дальнейшим трудоустройством.
Вопросы организации сопровождения со-циально-профессиональной адаптации воспитанников особенно остро стоят перед педагогическим коллективом детского дома. Детский дом — это учреждение, призванное подготовить воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе. Одним из ведущих факторов успешности в самостоятельной жизни является профессиональное самоопределение. Поэтому будущему выпускнику важно сделать правильный выбор, который в дальнейшем позволит ему не только реализоваться в жизни, в профессии, но и обеспечить себе, своим близким достойное существование.
Оказание помощи выпускникам детского дома в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни, то есть организация сопровождения социально-профессиональной адаптации выпускников — вот цель и смысл деятельности всего педагогического коллектива учреждения. В своей работе с воспитанниками педагоги руководствуются современными технологиями в обучении, разноуровневыми подходами в соответствии с интеллектуальными возможностями, уровнем обучаемости, медицинскими показателями каждого воспитанника. Педагогический коллектив помогает подросткам узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профес-
сия. Это помогает сделать обоснованный выбор, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
При работе с подростками большое значение имеет практическая деятельность, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда воспитанник на практике пробует делать то, к чему он стремился, и при этом желание овладеть данной профессией сохранилось, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения будет успешным.
Знакомство воспитанников с профессиями осуществляют сотрудники детского дома: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель. Ежедневно наблюдая за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте, воспитанники знакомятся с профессиями делопроизводителя, повара, швеи, водителя и др. В детском доме регулярно проводятся профессиональные пробы. Они осуществляются в реальной, а не в игровой или созерцательной деятельности. В стенах детского дома воспитанники имеют возможность «попробовать» себя в различных профессиях: библиотекарь, прачка, повар, медицинская сестра, уборщик помещений, кухонный работник, воспитатель.
Являясь выпускниками общеобразовательных организаций города, воспитанники проходят профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций, с которыми управление образования заключает договор о сотрудничестве: Ленинск-Кузнец-кий горнотехнический техникум (подземная разработка месторождений полезных ископаемых, слесарь подземный), Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум (повар, кондитер, продавец, контролер-кассир, парикмахер, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта), филиал Кемеровского областного медицинского колледжа (медицинская сестра, фельдшер).
Для более полного знакомства воспитанников детского дома с профессиями привлекаются социальные партнеры. Заключены трудовые соглашения с ОАО «Тагис», где подростки пробуют себя в роли ландшафтных дизайнеров, флористов, салоном красоты «Эдем»,
где они знакомятся с профессией парикмахера, мальчики проходят профессиональные пробы в ОАО «Автомобилист».
Большинство воспитанников к моменту выпуска из детского дома уже определяются с выбором профессии, успешно заканчивают профессиональные образовательные организации и продолжают свою трудовую деятельность.
С 1998 года по 2016 год из детского дома вы-пустилось 178 человек, из них: получили высшее образование — 17 чел.; среднее профессиональное — 52 чел.; начальное профессиональное — 109 чел. Выпускники, прошедшие социально-профессиональную адаптацию, за-
няли достойное место в жизни. Среди них: преподаватель музыкальной школы, тренер по кикбоксингу детско-юношеской спортивной школы, юрист модельного агентства в Москве, телеоператор в «Останкино» и др. Многие из них вышли замуж/женились, воспитывают собственных детей.
Таким образом, организация сопровождения социально-профессиональной адаптации воспитанников способствует формированию у них ответственности за результат собственных действий, стимулирует развитие самостоятельности, умения принимать обдуманные решения, помогает им не растеряться в мире современных профессий, стать успешными в жизни.
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
М. Л. Должен ко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Белово
В настоящее время актуальность и необходимость постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются комплексом проблем: трудности в адаптации выпускников к новым условиям в социуме после выпуска из специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие жилья, выбора профессии и возможности трудоустройства.
В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой сопровождение рассматривается как процесс, означающий то, что сопрово-ждает какое-нибудь действие, например, следовать рядом, «идти вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь» [1, с. 1200].
Из научных исследований и практического опыта работы с детьми-сиротами следует, что выпускникам специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов необходимо обеспечение индивидуального сопровождения после выпуска в условиях профессиональной образовательной организации. В Письме Минобразования России от 18 июня 2013 г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены
основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2, с. 2].
Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже созданы специальные подразделения, осуществляющие постинтернатное сопровождение выпускников, в том числе достигших возраста 18 лет. Им оказывается консультативная, правовая, психологическая, социально-педа-гогическая и иная помощь, содействие в получении образования и трудоустройстве, защи-