Научная статья на тему 'Готовность к профессиональному самоопределению'

Готовность к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1101
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ / ТРЕНИНГ / PROFESSION / SELF / INDIVIDUALITY / EFFECTIVENESS / RELEVANCE / RESPONSIBILITY / READINESS / IMPLEMENTATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселкова Елена Александровна, Веселков Алексей Владимирович

В статье рассматриваются механизмы формирования готовности к профессиональному самоопределению. Важно учитывать индивидуальные потребности личности. Способности и результативность необходимо соотнести с социальной востребованностью. В ходе исследования разработан авторский курс для формирования готовности к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веселкова Елена Александровна, Веселков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article discusses the mechanisms of formation of readiness for professional self-determination. It is important to take into account the individual needs of the person. Capacity and performance to be correlated with social relevance. The study developed a authors course for the formation of readiness for professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Готовность к профессиональному самоопределению»

УДК 378

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Елена Александровна Веселкова

Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 189, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология», тел. (383)328-02-15, e-mail: veselkovs59@mail.ru

Алексей Владимирович Веселков

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: veselkovs59@mail.ru

В статье рассматриваются механизмы формирования готовности к профессиональному самоопределению. Важно учитывать индивидуальные потребности личности. Способности и результативность необходимо соотнести с социальной востребованностью. В ходе исследования разработан авторский курс для формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессия, самоопределение, индивидуальность, результативность, востребованность, ответственность, готовность, реализация, способность, тренинг.

READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Elena A. Veselkova

Siberian State transport University, 630049, Russia, D. Covalciuc, 189, Ph. D., Associate Professor of professional education, pedagogics and psychology, tel. (383)328-02-15, e-mail: veselkovs59@mail.ru

Alexey V. Veselkov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, of the Department of Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-04-71, e-mail: veselkovs59@mail.ru

The article discusses the mechanisms of formation of readiness for professional self-determination. It is important to take into account the individual needs of the person. Capacity and performance to be correlated with social relevance. The study developed a authors course for the formation of readiness for professional self-determination.

Key words: profession, self, individuality, effectiveness, relevance, responsibility, readiness, implementation, training.

Выбор профессии является одним из важных и определяющим шагом в судьбе человека. Молодые люди, заканчивающие школу, не всегда осознанно совершают этот выбор. Очень часто ими движет престиж, мода и возможность быстрого карьерного роста. Даже поступление в выбранный, престижный вуз, благополучное обучения и достойное окончание учебного заведения не гарантируют успешного профессионального самоопределения.

Процесс самоопределения начинается в детстве и связан с принятием собственной индивидуальности. Профессиональное самоопределение включает в себя востребованность личностной уникальности, ободрение и реализацию в социальном мире. Определяя понятия готовности к профессиональному самоопределению, хотелось акцентировать внимание на способность личности адекватно оценивать свои возможности, принимать решения и нести ответственность в конкретных условиях.

Важной составляющей профессионального самоопределения является гармония индивидуального самоопределения, результативности профессиональной деятельности, социальной востребованности и реализации.

Вопрос о готовности к самоопределению является окончательно не изученным и актуальным.

Большинство авторов изучающих профессиональное самоопределение приходят к выводу, что это длительный процесс развития личности. Эрик Берн, описывая первые представления о жизненном плане, предполагает готовность ребенка уже в 3-х летнем возрасте в игровом процессе определить основные параметры своей деятельности. К 6-7 годам жизненный план готов [1]. Он не реализован в готовом профессиональном и окончательном выборе. Так как ребенок в этом возрасте чаще всего хочет быть шофером, продавцом мороженого или спасателем. Дошкольник в игровой форме закрепляет основные механизмы профессионального самоопределения.

Достоинством дошкольного возраста является спонтанность и естественность индивидуальных проявлений личности. Наблюдая за детьми этого возраста можно выделить несколько категорий самовыражения: дети - организаторы процессов; дети - наслаждающиеся процессом; дети - активно включающиеся в деятельность, если она организована другими; дети всегда желающие быть главными. Данный возраст позволяет определить ведущую доминанту профессионального самоопределения. По мнению автора именно этот период предназначен для выявления параметров индивидуального самоопределения.

Начальный и средний школьный возраст предназначен для адаптации и освоения базовых социальных границ в большом социальном мире. Важность социальных задач заставляет личность выдвинуть на первый план тренировку своих способностей и возможностей. Неудачный опыт приводит к накоплению иллюзий, предрассудков и социальных страхов. По мнению автора, данный период формирует и реализует вторую составляющую профессионального самоопределения - результативность профессиональной деятельности. Необходимо обращать внимания не только на способность ребенка следовать за указаниями взрослого, но и на реализацию собственных желаний, на способность самостоятельно распоряжаться свободным временем, на нестандартность выполнения задания, возможность реализовать задуманное. На вопросы о будущей профессии в этом возрасте дети отвечают многообразием ответов, которые чаще всего зависят от настоящего увлечения.

Старшие классы, не зависимо от готовности, вынуждают личность сделать профессиональный выбор. Именно в этот период подросток сталкивается с не-

обходимости принимать решения. Легче всего согласиться на предложения взрослых, тем самым перекладывая на них ответственность своих будущих неудач. Или согласиться с выбором подруги (друга) и за компанию выбрать престижную профессию. Анализирую данный период важно обращать внимание на способность личности принимать собственное решение и нести за него ответственность.

Важность данного периода заключается ещё в том, что готовность профессионального самоопределения связана не только с поиском собственной индивидуальной реализации, но и социальной востребованности профессии обществом. Иногда последнее доминирует, в этом случае абитуриенты и их родители ориентированы на возможность дальнейшего устройства, игнорируя не только желания, но возможности подростка.

Исход такого выбора, если не учитываются индивидуальные возможности и результативность, очевиден. Студент, получив престижную профессию, не начинает трудовую деятельность по профессии или его деятельность не способствует карьерному росту и не приводит к профессиональной самореализации. Наличие потребности к самореализации, саморазвитию, создание нового, желание и возможность улучшить жизнь других гарантирует профессиональное самоопределение (4).

Социальная реализация по данным наших более ранних исследований связана с показателями нравственной сферы (3). Показатели ориентации личности на результат коррелируются с осмысленностью принятых решений (-0,27); внутренняя мотивация выбора с общей осмысленностью жизни (+0, 23), тогда когда нежелание влиять на решение соотносится с ориентацией на процесс (+0,28) .

Базовые параметры готовности профессионального самоопределения можно диагностировать в ходе авторского курса «Острова Профессии». Выявленные нереализованные потребности не только анализируются и осознаются, но и в тренинговой манере формируются и апробируются в социально одобряемых условиях.

В ходе авторского курса разработана система индивидуальных и групповых занятий. Тренинговый подход позволяет облегчить процессы самораскрытия, идентифицировать себя с другим человеком или опытом. Группа отражает общество в миниатюре. В групповом тренинге есть возможность получения обратной связи и поддержки от людей различных социальных групп (2). Данный опыт противодействует отчуждению и непродуктивному замыканию. В индивидуальном блоке авторского курса отрабатываются и осознаются глубинные аспекты, препятствующие профессиональному самоопределению, вторичная выгода.

Данная авторская программа предназначена не только для старшеклассников и выпускников вузов, но и людей более старшего возраста имеющих проблемы с профессиональным самоопределением.

Таким образом, для формирования готовности профессионального самоопределения необходимо учитывать индивидуальные потребности личности,

способности и результативность, а также возможность социальной востребованности и реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная и индивидуальная психиатрия. - М. : Академический проект, 2003. - 320с.

2. Веселкова Е.А. Анализ теоретических подходов к процессу личностного роста студентов-психологов в ходе интерактивного обучения. Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Ч. 3. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: СГГА, 2012. - С.163 - 168.

3. Веселкова Е.А. Исследование нравственной сферы студентов. Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России. Международная научно-практическая конференция 13 сентября 2012 года. Новосибирск: СГГА - 2012. -С.189 - 192.

4. Кашник О.И., Веселкова Е.А., Веселков А.В., Бутина Е.Ю. Мотиваторы инновационной активности студенческой молодежи. Сборник научных трудов «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии», № 12(35), ч. I, стр. 68 - 73.

© Е. А. Веселкова, А. В. Веселков, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.