УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГАГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА
Алексей Владимирович Веселков
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, России, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]
Елена Александровна Веселкова
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, ул. Д. Коваль-чук, 189, кандидат медицинских наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, тел. (383)328-02-15, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены подходы к формированию коммуникативной компетентности преподавателей университета с учетом изменяющихся требований к высшему образованию.
Ключевые слова: коммуникации, компетенции, преподаватель, тренинг, умения, навыки.
ENHANCING COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH TRAINING SCHOOL PEDAGAGOV
Alexey V. Veselkov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, Department of Economics and management, tel. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]
Elena A. Veselkova
Federal in Siberian State transport University, 630049, Russia, 189 d. Covalciuc, Ph. D., Associate Professor of professional education, pedagogics and psychology, tel. (383)328-02-15, e-mail: [email protected]
The article describes approaches to formation of communicative competence of teachers University in response to the changing requirements of higher education.
Key words: communication, competence, teacher, training and skills.
Существуют профессии, в которых общение является основной составляющей трудовой деятельности (педагоги, врачи, психологи). Умение владеть словом в прямую влияет на результативность профессионального контакта. При этом в межличностном общении каждый участник является личностью, обладающей уникальными, индивидуальными качествами, которые раскрываются другому во взаимоотношении и организации совместных действий.
Педагогическая деятельность подразумевает, прежде всего, ролевое общение. В случае ролевого общения его участники могут быть рассмотрены как носители определенных социальных ролей (педагог - студент, педагог - педагог, педагог - руководство вуза, министерства и т.д.). Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе обществен-
ных, социальных отношений (1). Можно сказать, что в таком общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги и действия диктуются исполняемой ролью. При этом работа педагога высшей школы связана с проявлением личностных качеств, зачастую решением внутриличностного конфликта в системе «родитель - ребенок».
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной, то есть в умении передавать информацию, организовывать взаимодействие и налаживать взаимопонимание на основе восприятия и познания партнерами друг друга.
Учитывая сложность проблемы коммуникативной компетентности и разнообразие подходов к этой проблеме, вопрос обучения и диагностики коммуникативной компетентности лучше всего решать комплексно. Обучение педагогов высшей школы достаточно сложная задача, т.к. именно личность с развитыми коммуникативными способностями, не только выбирает данную профессию, но достаточно продуктивна в ней. Коммуникативная компетентность является профессиональной пригодностью профессии.
Выбирая способ повышения коммуникативной компетенции, мы учитывали активность, желание к самовыражению, склонность к анализу и богатый теоретический опыт педагогов высшей школы. Все данные аспекты коммуникативной компетентности можно охватить в процессе работы на тренинге, именно поэтому тренинг является самым эффективным способом повышения коммуникативной компетентности.
Общепризнанно, что тренинг является эффективным методом решения психологических задач, в частности изменения поведения и улучшения качества жизни человека, потому что позволяет изменить представления, отношения и умения клиента одновременно. Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения.
В исследовании принимали участия преподаватели гуманитарной направленности СГУПСа. Для определения коммуникативной компетентности были рассмотрены как внешние, поведенческие составляющие, так и показатели внут-
ренние, глубинные, включающие личностно-смысловые образования и характерологические составляющие. До проведения тренинга была проведена диагностика различных составляющих общения. Использовались тесты: «Уровень общей коммуникативной толерантности», «Методика диагностики коммуникативной установки», «Методика диагностики эмоциональных барьеров», «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности», «Диагностики межличностных отношений».
При анализе выборки по методу ДМО выявлена направленность и позиция в общении педагогов высшей школы. Было выявлено, что большинство педагогов (56%) имеют склонность к сотрудничеству, общительность, стремление быть в согласии с мнением окружающих, стремление следовать правилам хорошего тона в отношениях с людьми, то есть в общении они активны и толерантны. Незначительное количество педагогов (28%) проявляют мягкость в поведении, уступчивость, зависимостью от мнения окружающих, то есть в общении проявляют зависимость, отсутствие инициативы. Более редко (16%) встречающей формой поведения для педагогов высшей школы является проявление уверенности с независимостью, энергичностью, а в общении такой человек напорист, выступает инициатором. Таким образом, большинство преподавателей в общении склонны к равноправному взаимоотношению, меньшая часть педагогов занимают зависимую позицию и незначительное количество - доминирование в общении.
Изучение коммуникативной установки показало, что незначительное количество педагогов имеют высокие показатели уровня негативной установки, большинство средние показатели, при этом низкие показатели уровня негативных установок также не характерны для педагогов высшей школы. Наиболее выраженный показатель - завуалированная жестокость(56.6),обоснованный негативизм (59,0), умеренно выражены показатели: негативный опыт общения (34,8), брюзжание(22,1), а наименее выраженный открытая жестокость - (17.1).
В ходе проведения тренинга были выявлены механизмы формирования негативных установок. Для преподавателей высшей школы наиболее важно продуктивное общение, содержащие компоненты не только самовыражение, но и взаимопонимания, творческого анализа и адекватной обратной связи. Педагоги являются группой социально зависимых от эмоционально-ментального, реального общения. При этом ценность общение в реальном пространстве в современном обществе снизилась, на смену пришел интернет и социальные сети. Кроме этого, во время экзаменационного сессионного периода преподаватель большую часть своего времени проводит с должниками и отстающими. В результате чего накапливается дискомфорт по поводу негативного общения и нехватка эмоционально поощряющего, творческого общения.
Наиболее значимой и актуальной темой внутреннего дисбаланса была неуверенность в стабильности системы образования, как структуры формирующей теоретико-практическую базу знаний, в ходе реформы высшего образования. На современном этапе большую часть своего рабочего времени преподаватели тратят на переработку программ, содержательной части предмета в контексте новых стандартов и поколений. Педагог не реализует основную коммуникативную со-
ставляющую личности, занимаясь технической, однообразной работой. Лишая не только себя, но и студентов живого, творческого процесса.
В ходе тренинга были отработаны и отреагированны ситуации накопления негативизма, разработаны варианты реализации внутренней неудовлетворенности. Для категории преподавателей высшей школыважно в ситуации неопределенности, услышать созвучие в оценки ситуации, включиться в совместное обсуждение и найти варианты её решения. Совместное проживания общей проблематики позволило вернуться к ощущению «ученичества» и поиска совместного профессионального ресурса. Значимым фактором явилось способность публичного выступления и анализа, поиска решения в совместной деятельности, наличие творческого потенциала, и хорошая теоретическая база преподавательского состава.
После проведенного тренинга анализ изменений показал, что в процессе проведения были достигнуты достоверные изменения (значимость на уровне 1% по критерию Вилкоксона) в сторону улучшения показателей перцептивно-невербальной компетентности и коммуникативной склонности, Изменения в эмоциональной сфере разнонаправлены и мало достоверны по критерию Вилкоксона. Если показатель имеет отношение к мотивационной сфере (например, нежелание сближаться на эмоциональной основе), то изменения незначительны. Мало изменяется показатель, если он основан на опыте предыдущей жизни, так например опыт негативного общения можно изменить лишь длительным новым опытом. Уровень правильной оценки поведения вырос на 15%, по критерию Вилкоксона достоверность на уровне 1%.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность преподавателей высшей школы повысилась в части когнитивной и функциональной составляющей (коммуникативные умения и навыки). Тогда как мо-тивационная составляющая общения в данном исследовании изменялась раз-нонаправлено, показатели незначимы по критерию Вилкоксона. Предложенная модель коммуникативного тренинга может использоваться для повышения эффективности труда (особенно коммуникативной компетенции) работников помогающих профессий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веселкова Е. А. Мотивация преподавателей высшей школы - ресурс развития университета. Наука и образование в XXI веке. Международная заочная научно-практическая конференция, Россия, Тамбов, 31 октября 2014 г.
2. Веселков А. В., Веселкова Е. А. Формирование интегративного инновационно-исследовательского образовательного пространства вуза // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 1. - С. 165-169.
3. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии - платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С.126-135.
© А. В. Веселков, Е. А. Веселкова, 2015