УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРГАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Алексей Владимирович Веселков
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры производственного менеджмента, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]
Елена Александровна Веселкова
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 189, кандидат медицинских наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, тел. (383)328-02-15
В статье приводятся данные исследований мотиваторов инновационной и исследовательской активности студенческой молодёжи технических вузов и рассматривается вопрос определения мотивационно-потребностной сферы личности студентов для занятия исследовательской и предпринимательской деятельностью. Предпринимается попытка создания модели мероприятий по формированию интегративного образовательного пространства технического вуза.
Ключевые слова: инновационно-исследовательская деятельность, предпринимательство, потребностно-мотивационная сфера, мотиваторы, демотиваторы инновационной деятельности студентов, интегративное образовательное пространство, виртуальная организация, виртуальный технопарк.
DEVELOPMENT OF INTEGRATIVE INNOVATIVE-RESEARCH EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT HIGHER SCHOOL
Alexey V. Veselkov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Management and Business, tel. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]
Elena A. Veselkova
Siberian State University of Communication, 630049, Russia, Novosibirsk, 189, D. Kovalchuk St., Ph.D., Assoc Prof, Department of Professional Training, Pedagogy and Psychology, tel. (383)328-02-15
The authors present their investigation of higher school students’ motivators and research activities. The problem of determining the motivation-needs sphere of students’ personality, as concerns their research and business activities is considered. The attempt is made to develop the model of measures to be taken for creating integrative educational environment at technical higher school.
Key words: innovative-research activities, enterprise, motivation-needs sphere,
motivators, demotivators, students’ innovative activities, integrative educational environment, virtual company, virtual industrial park.
Популяризация инновационной и исследовательской деятельности среди научной молодёжи и студенчества - один из важнейших компонентов повышения предпринимательской активности современного российского общества. В Новосибирске -крупном научно-инновационном центре России, при участии представителей власти, ведущих научных центров, международных экспертов, СМИ, создаются условия привлечения молодёжи к исследовательской и предпринимательской деятельности. Достойное место в этом процессе занимают и учреждения высшего профессионального образования.
В терминологии Й.А. Шумпетера - видного экономиста и социолога термины «нововведения», в английской транскрипции - «инновации», и «изобретения» имеют разные смысловые оттенки. Нам представляется полезным сделать некоторые разъяснения этих смысловых расхождений. В современной научной литературе часто употребляется словосочетание инновационно-исследовательская деятельность студентов. В классическом понимании «нововведение» это предпринимательская деятельность, связанная с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых возможностей получения прибыли. Думается, что использование термина инновационноисследовательская деятельность оправдано с точки зрения современного понимания преображения образования и экономическо-предпринимательской активности современного мира. Шумпетер обращает внимание на особый дар и ту важную роль человека - предпринимателя, который реализует новые комбинации факторов производства. Предпринимательство, с точки зрения австрийского исследователя, определено особенностями характера индивидуума:
• потребность достижения успеха,
• максимизация выгоды,
• опора на собственные силы, воля,
• тяга к новизне,
• независимость суждений и поступков,
• склонность к риску,
• стремление создать уникальный продукт.
Важными чертами личности предпринимателя являются: радость творчества, саморазвитие, неотягощённость интеллектом, ограниченность кругозора.
Многолетний опыт личного участия авторов в качестве организаторов и научных руководителей исследовательских студенческих работ позволили сформулировать некоторые предположения об эффективности и результативности «внешних усилий» и мотивации молодежи к инновационной деятельности [2]. Так, в 2008-2013 годах на базе Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) и Сибирской государственной геодезической академии (СГГА) были проведены фокус-группы с участием студентов и аспирантов. Всего 357 студентов технических и экономических специальностей СГУПСа, 56 студентов СГГА и 35 аспирантов очной формы обучения технического и гуманитарного направлений. Исследование позволило: 1) оценить с точки зрения привлекательности и результативности различные формы инновационной и научной деятельности, инновационных конкурсов; 2) выявить мотиваторы и демотиваторы участия студентов в инновационной деятельности. Основными мотивами к участию в инновационной деятельности 62% опрошенных назвали материальное вознаграждение за участие в мероприятиях, 38% говорят о возможностях общения с видными учеными и деятелями, реализации своего научного и творческого потенциала, а также дальнейших перспективах развития идей и внедрения своего проекта. На вопрос, какие формы работы для вас представляют наибольший интерес, 27,3% ответили мастер-классы, 26% - конференции, 21,2% - групповые дискуссии и мозговые штурмы, 14,6% -различные презентации и 10% могли бы проявить активность в волонтерском движении.
Наиболее привлекательными и интересными для студентов являются зарубежные стажировки, семинары и тренинги. 5% респондентов готовы участвовать в любых мероприятиях.
В фокус-группе студентов старших курсов Сибирской государственной геодезической академии, творчески зарекомендовавших себя в меж- и внутривузовских научных мероприятиях, были выделены положительные и отрицательные факторы занятия инновационно-научной деятельностью.
Результаты опроса студентов о предпочтительных факторах для занятия инновационно-научной деятельностью представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результат опроса студентов по факторам инновационно-научной деятельности
Предпочтительные факторы для занятия инновационно-научной деятельностью Показатели 2012 г., % Показатели 2013 г., %
Желание заработать на идее 85,3 93,8
Самореализация (создание нового) 77,8 74,3
Рост личности в различных сферах 60,6 74,1
Возможность применить профессиональные знания 56,5 58,2
Стать лучше, чем ты есть 25,7 30,3
Возможность улучшить жизнь других 29,2 30,1
Найти себя в профессии 25,7 23,5
Повышение статуса (учёная степень) 17,8 17,2
Работа за рубежом 17,2 14,2
Поддержка государства 10,2 8,3
В качестве отрицательных факторов названы (стилистика ответов сохранена): нет поддержки со стороны государства; страх краха; низкое уважение к научной молодёжи в обществе (в том числе научном сообществе); низкая оплата труда; неуверенность в себе; нужно выбирать: творчество или обеспеченность; отсутствие коллективного характера работы; не дано зарабатывать деньги; после окончания вуза научное творчество никак не пригодится; люди занимающиеся наукой представляются как общество однообразных людей.
По результатам опроса аспирантов получили следующие данные: в качестве основного мотива поступления в аспирантуру для 47% респондентов - это возможность самореализации, саморазвития и повышения уровня знаний; 33% опрошенных привлекает преподавательская деятельность; 26% - научная деятельность и разработка новых технологий (инноваций). Наличие ученой степени для 26% отразится на росте их заработной платы и продвижении по карьерной лестнице.
В ходе исследования путём неформализованного интервью было выявлено различие в предпочтениях творческой молодёжи. А именно с точки зрения удовлетворения личностных потребностей: одни студенты видели себя в рядах предпринимателей, другие (студенты и аспиранты) склонялись к исследовательской деятельности. С целью формирования благоприятной среды повышения интереса творческой студенческой аудитории к инновационной и исследовательской деятельности, авторам статьи представляется полезным осуществить ряд мероприятий, а именно.
1. Провести психологическое исследование творческой составляющей студенческого контингента СГУПС и СГГА на предмет склонности к исследовательской или предпринимательской деятельности.
2. Способствовать созданию интеграционной среды инновационной деятельности контингента студентов расположенного к предпринимательству в содружестве со студентами/аспирантами исследователями.
3. Сформировать экспериментальную площадку, интегрировав усилия вузов, производства, региональной власти.
Проведение мероприятий подготовлено совместным участием вузов Новосибирска в региональных и международных проектах. Созданию интегрированной среды инновационной деятельности могут способствовать разработанные кафедрой производственного менеджмента образовательные проекты «Виртуальная организация», осуществимое в форме модельного (имитационного) представления производственного процесса в технологии интерактивного обучения. Проект позволяет студентам глубже погрузиться в производственно-управленческий контекст рассматриваемого процесса. Наиболее доступная форма моделирования управленческого процесса - имитационноигровое моделирование реальной ситуации, предложенной как проблемной, самими студентами. Игровое освоение профессиональной деятельности на модели способствует системному, целостному освоению профессии [2]. Этапы реализации проекта «Виртуальный технопарк» предполагают работу в проектной группе. Для функционирования этой сложной системы, прежде всего, прописываются принципы существования технопарка, выбираются сферы деятельности и инновационные продукты, определяются основные функциональные структуры и порядок их взаимодействия. Определяются технические параметры проекта место и время проведения мероприятия, набор материально-технических средств[1, 4, 5, 6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Виртуальный технопарк в образовательном пространстве // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Ч. 3: Сб. материалов Международной научно-методической конференции, 27 февраля-2 марта 2012 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 192-194.
2. Веселков А. В. Приёмы работы преподавателя высшей школы. // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Международной науч.-метод. конф. Ч. 3. Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 211-213.
3. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии - платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С. 126-135.
4. Кашник О.И., Веселков А.В., Веселкова Е.А., Бутина Е.Ю. Мотиваторы инновационной активности студенческой молодёжи. Сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. №12 (35) Часть 1, Новосибирск, 2013.
5. Кошелев А. В., Карпик А. П., Середович В. А. Фемтосекундный лазерный дальномер с распространением излучения в вакуумной трубе // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 1 (17). - С . 3-9.
6. Колмогоров В. Г. К вопросу о возможности изучения деформационного состояния земной поверхности по результатам повторного высокоточного нивелирования // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 9-15.
7. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 2(18). - С. 133-139.
8. Николаев Д. П. Вопросы применения моделей предприятий в образовательном процессе при подготовке специалистов менеджеров // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном
измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 222-226.
9. Проект «Виртуальная фирма» в образовательном пространстве студентов /
В. А. Павленко, А. В. Веселков, Ю. М. Юхименко и др. / Единое информационнообразовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб.
материалов региональной научно-методической конференции, 2-4 февраля 2011г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 176-177.
10. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-155.
11. Петров П. В., Рязанцева И. В. Итоги международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011» на площадке СГГА // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 2 (18). - С. 149-153.
12. Шлишевский В. Б. Научно-исследовательская лаборатория перспективных оптико-электронных систем и технологий СГГА: основные итоги первого десятилетия // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 143-158.
© А. В. Веселков, Е. А. Веселкова, 2014