УДК 371.398
Липкина Нина Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. +7 (342) 238-63-91 e-mail: nglipkina@gmail. com
Оборина Екатерина Михайловна
руководитель структурного подразделения первой квалификационной
категории
МАУ ДО «Центр детского творчества "Юность"», Пермь, Россия 614000, г. Пермь, ул. Боровая, 16, тел. +7 950-455-55-22 e-mail: centr_unost@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Nina G. Lipkina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the
Department of Pedagogy
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, 614990 e-mail: nglipkina@gmail. com
Ekaterina М. Oborina
Head of the Structural Unit of the First Qualification Category
Municipal Autonomous Institution of Additional Education "Center of Children's
Creativity "Yunost", Perm, Russia 16, Borovaya st., Perm, 614000 e-mail: centr_unost@mail. ru
FORMATION OF READINESS OF TRAINEES TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONS OF
ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация. Рассматриваются особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях учреждения дополнительного
© Липкина Н.Г., Оборина Е.М., 2018
образования детей. Авторы обращаются к возможностям ДО и рассматривают модель организации формирования готовности к профессиональному самоопределению, включающую краткосрочные курсы, профессиональные пробы, психолого-педагогическое сопровождение в условиях этих учреждений.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, модель формирования готовности к профессиональному самоопределению, профессиональные пробы.
Abstract. Features of process of professional self-determination of senior pupils in the conditions of establishment of additional education of children are considered. The authors turn to the possibilities of additional education and consider the model of organization of formation of readiness for professional self-determination, including short-term courses, professional tests, psychological and pedagogical support in these institutions.
Key words: self-determination, professional self-determination, model of formation of readiness for professional self-determination, professional tests.
Обращение к проблеме самоопределения старшеклассников, в том числе и профессионального, как осознанного выбора жизненного пути человека -одна из актуальных проблем современной системы образования.
Самоопределение - это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [1, с. 300]. Суть самоопределения состоит в осознанном поиске индивидуальной позиции в ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать общественно значимые и прагматические решения. Результатом самоопределения выступает, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы проявления активности, адекватные его индивидуальным особенностям, а с другой - на формирование его Я-концепции, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое человеческое предназначение. Самоопределение личности - одно из основных новообразований старшего школьного возраста, когда главным в мотивационной сфере оказываются планы и намерения в отношении будущего [3]. Самоопределение - социально-психологический механизм конструктивного поведения и общения в актуальной социальной ситуации, в котором отрабатывается механизм целеполагания, осуществляется выбор идей, отбираются средства воплощения идей в жизнь способом, максимально соответствующим ценностным ориентациям и внутренним потребностям подростков [5]. Рядом ученых профессиональное самоопределение рассматривается как самостоятельный этап социализации школьника, сущность которого в осознании субъектом того, что он хочет, что он есть, что от него ждет коллектив. Другими словами, становление субъекта, готового функционировать в системе общественных отношений, осуществляется по принципу «хочу - могу - есть - ты должен, требуют», который трансформируется в «я обязан, иначе не могу» [4].
П.А. Шавир [6] рассматривает идею самоопределения как выбор профессиональной судьбы - осознанный, личностно свободный процесс, который состоит не только в выборе конкретной профессии, но и в нахождении внутренних психологических оснований такого выбора.
Профессиональное самоопределение как часть жизненного, социального -это намерения человека в отношении возможностей самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Оно требует активного осознания личностью своего Я (самосознание), своего жизненного опыта, самого процесса личностно обусловленного выбора.
Профессиональное самоопределение личности - сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических особенностей человека с содержанием профессиональной деятельности и требованиям к ней. Чем раньше этот процесс начнется, тем с меньшими издержками человек найдет себя в профессии. В подростковом возрасте, на наш взгляд, важно обеспечить готовность личности к самоопределению.
Как отмечают исследователи [2], готовность является интегративной личностной характеристикой, обеспечивающей эффективное осуществление определенной деятельности. Готовность к самоопределению включает мотивацию к самопознанию, способность самому строить свои жизненные планы, ставить цели, предвидеть результаты своих действий, умение отбирать адекватные целям способы деятельности, анализировать.
Учреждения дополнительного образования призваны создавать благоприятные условия для формирования готовности к профессиональному самоопределению в силу своей специфики, поскольку здесь внимание сосредотачивается на углубление индивидуальности каждого обучаемого, на удовлетворении его познавательных потребностей. Дополнительное образование обладает реальными ресурсными возможностями для реализации этой задачи. Именно в нем каждому ребенку предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени ее освоения; здесь реализуется многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы детей. Здесь ребенок имеет возможность попробовать себя в разных видах деятельности и осуществить осознанный выбор того направления, который более всего отвечает его интересам и потребностям, здесь возможна реализация потенциала, накопленного в базовом образовании, поскольку образование здесь имеет практико-ориентированную направленность, здесь ребенок действует сам в ситуации свободного выбора, имеет возможность осуществить деятельность, соответствующую своему выбору. Это образование побуждает ребенка искать свой собственный путь и тем самым создает условия для жизненного и профессионального самоопределения, которое в этой ситуации - процесс и результат свободного, сознательного и самостоятельного выбора ребенком сферы и направления деятельности. Для того чтобы в дополнительном образовании создать условия для формирования готовности ребенка к
профессиональному самоопределению, необходимо разработать модель образования, которая включает в себя несколько взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов.
Содержание образования в Центре детского творчества «Юность», поставившего цель разработать модель формирования готовности обучаемого к профессиональному самоопределению, включает в себя многообразие краткосрочных курсов, связанных с правом выбора ребенком вида деятельности и его прохождения в течение учебного года четырех краткосрочных программ. Обучаемый пробует себя в социально-педагогическом, прикладном, художественном или техническом творчестве, в физкультурно-спортивном, туристско-краеведческом, естественно-научном видах деятельности. Это свободный выбор ребенка, который отвечает его интересам, способностям, познавательным потребностям. Результатом прохождения краткосрочного курса является получение конечного продукта и переход на долгосрочную программу, если ребенок понял: это тот вид деятельности, который соответствует его индивидуальным образовательным потребностям и в котором возможна его эффективная самореализация. Если этого не произошло, ребенок выбирает другую краткосрочную программу и пробует себя в другом виде деятельности. Основной критерий достижения результата на этом этапе - осознанный выбор вида деятельности и определение дальнейшего индивидуального маршрута обучения.
Следующее направление связано с организацией и проведением профессиональных проб. Они позволят детям утвердиться в избранном виде деятельности, продолжат создание условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению. Попробовав себя в том или ином виде деятельности, ребенок решает для себя, насколько она соответствует его индивидуально-личностным особенностям. На этом этапе организуется психолого-педагогическое сопровождение обучаемого: помощь в изучении его индивидуальных возможностей, склонностей, потребностей; консультирование. Основной критерий достижения результата на этом этапе - обучаемые осознают свои склонности, понимают, в какой сфере деятельности они могут успешно самореализоваться, и, как результат, у них формируется готовность к профессиональному самоопределению. Для реализации данного направления в учреждении ДО создается база данных по потенциальным социально -образовательным партнерам, разрабатываются и внедряются процедуры и регламенты взаимодействия с ними, заключаются договоры с предприятиями по организации профессиональных проб.
Возможность освоения в дополнительном образовании разнообразных видов деятельности в процессе свободного выбора, включение в практическую деятельность по осуществлению профессиональных проб, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка создают условия для свободного, сознательного и самостоятельного выбора ребенком сферы профессиональной деятельности, формируют его готовность к профессиональному самоопределению. Это позволило нам создать модель профессионального самоопределения обучаемых в учреждении дополнительного образования (рисунок).
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению в
учреждении дополнительного образования
Институциональный компонент:
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения общего образования;
- педагогические проектные группы;
- профессиональные образовательные учреждения;
- предприятия и учреждения Перми;
- институт семьи.
J к 1 к
- лекции, беседы, диспуты, обсуждение, - организация профессионально-ориентированной деятельности: профессиональные пробы.
Рис. Модель формирования готовности к профессиональному самоопределению обучаемого в учреждении допелнительного образованоя
В связи с реализацией данной модели диагностическими признаками сформированной готовности личности к профессиональному самоопределению является: способность обучаемого сделать осознанный, свободный выбор вида деятельности, отвечающий его индивидуальным интересам и потребностям; наличие знаний в избранном направлении и развитая потребность в их расширении; достаточный уровень самостоятельности в осуществлении деятельности, соответствующей знаниям (в профессиональных пробах); установка на творчество.
Исходя из этого миссия учреждения дополнительного образования может быть выполнена, если
- созданы условия для широкого выбора направления и видов деятельности, разработаны программы краткосрочных курсов по социально -педагогическому, прикладному, художественному и техническому творчеству, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, естественно-научному и другим видам деятельности;
- в учреждении создано образовательное пространство, ориентированное на системно-деятельностный подход в реализации профессиональных проб по всем направлениям и видам деятельности, расширяются возможности практического опыта ребенка, формируются новые умения, развиваются способности и профессиональные качества;
- ребенку предоставляется возможность стать субъектом творчества на основе осознанного выбора;
- осуществляется психолого-педагогическое сопровождение выбора вида деятельности, в котором ребенок имеет возможность максимальной самореализации, развития всех своих способностей, достижения успеха.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. -С. 300.
2. Косолапова Л.А., Липкина Н.Г. Пространство личностного самоопределения подростка // Международный научно-исследовательский журнал [Research Journal of International Studies]. - 2018. - № 01 (67). - Ч. 4, янв. - С. 44-47.
3. Кострюкова Е.А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.
4. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. - 1984. - № 4.
5. Ханина О.А. Социально-психологическая коррекция акцентуаций характера путем формирования личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 1998.
6. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1981.