Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К НЕШТАТНЫМ СИТУАЦИЯМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ'

ГОТОВНОСТЬ К НЕШТАТНЫМ СИТУАЦИЯМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕШТАТНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряков С. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионального обучения с точки зрения готовности персонала к эффективной деятельности при возникновении нештатных эксплуатационных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К НЕШТАТНЫМ СИТУАЦИЯМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»

сопоставления с эталоном. Если образное сравнение обращает внимание читателя на тот или иной признак объекта посредством сопоставления с эталоном и передаёт образную экспрессию, не раскрывая эмоциональное состояние объекта или автора речи, то реализуется экспрессивно-усилительная функция сравнения. В случае, когда посредством сравнения раскрывается образ героя, его внутреннее состояние, реализуется функция создания образности. При выражении отношения к персонажу, предмету, ситуации автор использует эмоционально оценочную функцию сравнений. В целом, сравнение, как все другие стилистические средства имеют одну главную функцию - понимание произведения и передача авторской интенции.

Использованные источники:

1. Ашурова Д.У. Лингвистическая природа художественного сравнения. -М.МГПИИЯ,1970.- 22 с.

2. Искандерова И.З., Семантико-структурная характеристика сравнительных констукций - М., 1982.-236 с.

3. Дж.А.Миллер, Образы и модели, уподобления и метафоры, 1990

4. Турсунова Л.А. Структурные типы и стилистические функции эпитета в языке английской художественной литературы XX века. - М., 1974.

Кудряков С. А., д. с.н.с. заведующий кафедрой радиоэлектронных систем Санкт-Петербургский государственный университет

гражданской авиации Россия, г. Санкт-Петербург ГОТОВНОСТЬ К НЕШТАТНЫМ СИТУАЦИЯМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионального обучения с точки зрения готовности персонала к эффективной деятельности при возникновении нештатных эксплуатационных ситуаций.

Ключевые слова

Профессиональное обучение, нештатные эксплуатационные ситуации, компетенции, профессионализм.

Задача форсированного повышения эффективности экономики требует не только внедрения новейших промышленных технологий, но и подготовки принципиально нового класса специалистов-профессионалов .

Анализ основных тенденций развития экономически развитых стран показывает, что с конца ХХ в. наблюдается очевидный сдвиг в структуре цивилизационного капитала глобального рынка, состоящий в тенденции перехода от тотального доминирования физического капитала (то есть материальных активов) к возрастающему значению нематериальных

активов. В связи с этим меняется роль человеческого капитала в таких сферах деятельности, как наука и образование, обеспечивающих воспроизводство, и расширенное производство интеллектуальных активов, что накладывает дополнительные требования на профессиональную подготовку специалистов, задействованных в реализации

мультидисциплинарных и международных проектов. При этом все чаще возникает необходимость соединения в единую команду специалистов не только разной профессиональной направленности, но и принадлежащих к принципиально разным типам профессий, проходившим профессиональную подготовку в странах с различными образовательными стандартами.

Чтобы соответствовать современным требованиям специалисты всех профессий должны иметь знания, умения и навыки, предполагающие наличие готовности и способности воспроизводить, структурировать и интерпретировать разнородную информацию, действовать в стандартных и нештатных ситуациях, адаптируясь к изменяющимся условиям физической и социальной среды. При этом становится совершенно очевидным, что степень взаимопроникновения профессиональных компетенций и навыков из одного типа профессии в другой усиливается, что позволяет говорить о необходимости формирования некоторых видов «надпрофессиональных» компетенций.

Компетентностный подход обновления содержания образования и профессиональной подготовки призван развить у учащихся компетенции на основе сочетания принципов практической направленности и теоретической фундаментальности, универсальности и индивидуальности. В современных условиях центр внимания в профессиональной подготовке переместился из области предметных знаний в область освоения методов самостоятельного получения новых знаний в любой сфере человеческих знаний. Эта тенденция обуславливается тем, что усиление когнитивных и информационных аспектов в современном производстве выходит за рамки традиционных понятий профессиональной квалификации.

Структура понятия компетенции оказывается сложнее традиционного ряда ЗУН (знаний, умений и навыков). Компетенция призвана интегрировать знания как когнитивную основу компетентности, умения в качестве освоенного практического опыта использования полученных знаний в реальной деятельности, а также профессиональную мотивацию как необходимый эмоционально-волевого компонент компетенции, обеспечивающий способность и готовность применять знания и умения.

Современная профессиональная подготовка невозможна без использования информационных технологий и различных автоматических и автоматизированных систем обучения [7, 8]. Однако, к большому сожалению, широкое развитие различного рода автоматизированных средств обеспечения и поддержки деятельности, компьютерных технологий с обилием шаблонов, готовых реализованных алгоритмов обработки

информации и принятия решения, создают обманчивое впечатление об отсутствии необходимости глубокого изучения предметной области для их оптимального выбора и применения. Поверхностное ознакомление с подобными наукоемкими продуктами с пользовательским интерфейсом, сведенным к «одной кнопке» может создавать крайне вредную и опасную иллюзию доступности данного вида деятельности практически для любого человека. Понимание сути деятельности и логической структуры выполняемых действий в данном случае сводятся к знаниям названий программного продукта или технической системы, которая может автоматизировать решение стоящей перед специалистом задачи. Данная негативная ситуация особенно осложняется в том случае, если в процессе профессиональной подготовки рассматривались только унифицированные рабочие ситуации [4].

Особенно остро этот недостаток проявляется в нештатных эксплуатационных ситуациях. Именно при их возникновении проявляются все недостатки в профессиональной подготовке [4].

Публикуемые в открытом доступе данные по причинам чрезвычайных происшествий в России и за рубежом показывают значительное увеличение доли неблагоприятных событий, обусловленных человеческим фактором. При этом к числу причин возникающих аварий и катастроф часто относятся не только прямые ошибки в деятельности персонала, но и общая тенденция к пренебрежению установленными правилами и инструкциями, а также правовой нигилизм [3, 10].

Особая ответственность в современных условиях накладывается на специалистов, работающих со сложными техногенными системами [11,14]. По указанным причинам обучение операторов сложных технических систем с помощью тренажерной подготовки и автоматизированных обучающих средств к действиям в экстремальных условиях представляет собой особо важную теоретическую и практическую задачу [6].

Задачей тренировки соответствующих специалистов является формирование не только автоматизированных действий, но и тех психофизиологических механизмов, которые способствуют активации свойств психики, которые необходимы для быстрой адаптации организма любой вариативности раздражителя [1,2,9].

Совершенствование профессионального мастерства должно сопровождаться тренировкой оперативного мышления специалиста. Поэтому современные обучающие комплексы в качестве важнейшего условия должны иметь возможность имитировать проблемные и конфликтные ситуации.

Правильное решение в критической ситуации заключает в себе не только способность к логическому мышлению, но также и способность к интуитивным формам оценки и принятия решений в нештатных ситуациях.

В большинстве современных автоматизированных обучающих систем и тренажеров основной акцент делается физическое подобие учебных средств реальным объектам, что обеспечивает быстрый перенос навыков с учебного оборудования на реальную систему. Вопросы психологического подобия условий тренажа на учебной системе реальному

функционированию зачастую остаются вне зоны внимания.

Расширение сферы осведомленности в данном случае приведет не к повышению компетентности, а к проявлению негативного явления парапрофессионализма.

Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, составляют специфику современной профессиональной деятельности. При этом специалисту необходимо учитывать многообразные и весьма противоречивые интересы самых различных социальных групп и отдельных личностей, а также быть готовым брать на себя моральную ответственность за предлагаемые варианты решения и их реализацию.

Новизна этого подхода характеризуется не только необходимостью обеспечения быстрой адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессионально-предметной области, но и активным вниманием к проблеме сохранения и развития социального, культурного и морального капитала общества.

В нештатной ситуации, в отличие от стандартных условий обычной эксплуатации, происходит существенная перестройка взаимодействий между психическими процессами и функциями специалиста-оператора.

В нештатной ситуации для эффективности выполнения действий требуется не только переключение внимания, но и его распределение между двумя примерно одинаково значимыми задачами, что в ряде случаев может приводить к возникновению особого психическое состояния, выражающегося в ощущении неясности, спутанности мыслей и т. д.

В результате становится возможным появления двух крайних вариантов неадекватного реагирования на возникшую ситуацию -психологический ступор и паника.

К сожалению, доступ к сложной современной технике при существующем в настоящее время уровне психофизиологического контроля открыт как для людей с аддикциями, так и для представителей деструктивных организаций.

Многие искаженные и деструктивные стереотипы восприятия действительности внедряются в сознание человека преднамеренно. Либо из стремления к экономической выгоде, либо для втягивания его разнообразные политические игры. Умелое манипулирование информационными трендами, культивация сомнительных привычек и способов поведения сочетается с

«раскачкой» общества и может привести к массовым беспорядкам и даже революциям, как это недавно наблюдалось в ряде арабских стран [5].

Информационные потоки интернет сегодня являются практически бесконтрольными и представляют серьезную опасность для детей и молодежи

Обнаружение запуска спланированных информационных трендов и своевременное оповещение об этом самых широких слоев населения является одной из важнейших задач обеспечения безопасности общества.

Психологически напряженная атмосфера в семье, быту и на производстве, неконтролируемый негативный информационный поток от средств массовой информации приводит к значительному ухудшению состояния здоровья населения, выражающемуся в росте числа психосоматических заболеваний, неврозов, депрессий и психических отклонений, приводящих даже к попыткам суицида. Попадая из нездоровой семейной атмосферы на производство, в большинстве случаев человек не способен к мобилизации всех своих сил для разрешения нештатных ситуаций, что особенно опасно в условиях быстроменяющейся летной обстановки. Поэтому задача правильного формирования мировоззренческих концепций и соответствующих им стереотипов поведения не только на рабочем месте, но и в семье, безусловно, является стратегическим приоритетным направлением развития системы психологической безопасности [12,13].

Наличие указанных негативных стереотипов показывает необходимость проведения широкой научно-общественной дискуссии по проблемам обеспечения эффективности, комфорта и безопасности развития личности и общества в современных условиях. И поскольку данные проблемы являются актуальными не только для России, вероятно, к ее проведению целесообразно пригласить заинтересованные организации стран ближнего зарубежья, имеющих с Россией общую историю экономического и социально-политического развития.

Использованные источники:

1. Грешных А.А., Комарова М.Е., Кудряков С.А. Тренировка зрительного восприятия информации у работников диспетчерских и оперативных служб.//Проблемы управления рисками в техносфере. № 1, т.21, 2012, с. 121-128.

2. Кудряков С.А., Комарова М.Е. ДГС. Методика совершенствования навыков эффективного поведения.- Санкт-Петербург: Из-во «Свое издательство», ISBN 978-5-4386-0085-5, 2011, 146 с.

3. Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества//Здоровьесберегающее образование, №1, 2013, с.98-101.

4. Кудряков С.А. Ловушка парапрофессионализма в системе подготовки инженерных кадров.//Бизнес технологии в России: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов,(14 апреля 2015), - Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», с.36-39

5. Кудряков С.А. Размышления о виртуальной истории, или куда бежит «Идиот»?// КЛИО, №1, 2013, с. 135-138.

6. Кудряков С.А., Волков Г.А., Сергеев О.Е. Транспрофессиональная подготовка специалистов в современных условиях и обеспечение эффективности, комфорта и безопасности развития личности и общества.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.83-92.

7. Кудряков С.А., Книжниченко Н.В., Остапченко Ю.Б., Беляев С.А. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов службы ЭРТОС.// Бизнес технологии в России: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов,(14 апреля 2015), - Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», с.33-36

8. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость. // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8, 2014. - с.94-98.

9. Кудряков С.А., Ситников В.Л., Солодухин А.И. Психологические и приборные методы контроля состояния оператора в реальном времени. //Человек и транспорт (Психология. Экономика. Техника): Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: ПГУПС, 2012. с. 184-190.

10. Кудряков С.А., Станкевич П.В., Ситников В.Л. Психологическая безопасность как основа стабильного развития личности и общества.// Психолого-педагогические проблемы формирования единого евразийского пространства.- СПб.: МИЭП, 2012, с.52-59.

11. Кудряков С.А., Ткачев В.Р., Трубников Г.В., Кисличенко В.И. Беспилотные авиационные системы./Под ред. Кудрякова С.А. . СПб.: Свое издательство, 2015, -121 с.

12. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8,2014. - с.90-94.

13. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Шаповалов Е.Н. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для сложных технических объектов на примере космодрома Байконур.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.136-146.

14. Шаповалов Е.Н., Кудряков С.А. Эксплуатация авиационных и ракетно-космических систем: нужна ли единая теория?: Материалы III международной научно-практической конференции "Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика" (15-18 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). - СПб.: ПГУПС, 2014. - с. 361-364.

Кульнева М.Р. магистрант второго года обучения направление «Строительство» программа «Маркетинг строительных материалов, изделий и

конструкций» Шмитько Е.И. профессор

«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

Россия, г. Воронеж ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДОЗИРОВКИ КОМПЛЕКСНОЙ ДОБАВКИ Современное производство бетона и железобетона предполагает широкое применение различного рода добавок - модификаторов, изучение их структуры и свойств. Они регулируют водопотребность цемента и значительно - на 25% и больше снижают В/Ц - отношение.

В последние годы на заводах сборного железобетона и в практике монолитного строительства все чаще стали применяться добавки нового поколения, которые позволяют получать высокоподвижные, самоуплотняющиеся смеси с высокой "живучестью"[1]. Эти добавки обычно изготавливаются на поликарбоксилатной основе, они имеют комплексный механизм действия, сочетающий в цементных системах электростатический и пространственный (стерический)эффекты.Одним из представителей таких добавок является гиперпластификатор01епшш-30(производство-Германия).

В данной работе решается задача поиска оптимальной дозировки комплексной добавки, состоящей из двух компонентов: минерального порошка МП-1, полученного из шлака - отхода сталелитейного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.