Научная статья на тему 'Автоматизация обучения и актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров высшей квалификации'

Автоматизация обучения и актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряков Сергей Алексеевич

В докладе рассматриваются вопросы современной системы подготовки профессиональных кадров для эксплуатации сложных технических систем, использования автоматизированных обучающих комплексов и возникающие при этом проблемы формирования реальных профессиональных компетенций. Ключевые слова Профессиональная подготовка, компетенции, автоматические обучающие системы, транспрофессионализм, парапрофессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация обучения и актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров высшей квалификации»

у = 54,9 +16,2 • х1 + 7,5 • х2 - 6,6 • х1 + 5,4 • х1 • х2

Л

у 2 = 55,2 - 5,2 • Х1 - 4,8 • Х2 -1,3 • Х1 • Х2 - 45,2 • х^ ;

Л

у3 = 8,7 - 7,4 • х1 -13,1 • х2 +1,1 • х1 • х2 + 2,9 • х2 + 3,8 • х22,

Л

у4 = 4,4 - 2 • хх -1,6 • х2 + 0,8 • хх • х2 - хх2 -1,5 • х^;

Л

у 5 = 2,9 - 1,1 • хх - 1,2 • х2 - 1,6 • х2 .

Л

у6 = 15 -1,6 • х{ - 6,7 • х2 + 8,6 • х^2 + 2,3 • х^ ;

Л

у7 = 56,3 - 29,8 • х1 -18,1 • х2 -17,5 • х1 • х2 -1,5 • х2 + 4,5 • х^ ;

Л

у8 = 7,5 - 0,3 • х1 - 0,2 • х2 - 0,2 • х1 • х2 + 0,03 • х2 + 0,2 • х^;

Л

у9 = 39,7 - 4,3 • х1 - 5,8 • х2 + 0,9 • х1 • х2 + 3,1 • х? + 0,4 • х22 ,

Л

у10 = 75,0 + 0,69 • х + 0,62 • х2 - 0,14 • х1 • х2 - 0,45 • х? -1,45 • х22

(1) (2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8) (9)

(10)

С помощью полученных математических моделей мы обнаружили закономерности, связанные с технологическим процессом электрофизического воздействия на зерно, его обеззараживанием и улучшением физико-химических показателей, что позволило нам определить оптимальные параметры управления входными параметрами исследуемого процесса [1].

В ходе исследований мы определили, что при воздействии СВЧ-поля на зерно ячменя в целом наблюдается стойкий обеззараживающий эффект при сохранении, а по некоторым показателям - улучшение солодовенных качеств зерна ячменя при следующих значениях входных параметров: скорость нагрева 0,4 °С/с и экспозиция обработки 90 с; скорость нагрева 0,4-0,8 °С/с и экспозиция обработки 30-60 с; скорость нагрева 0,6-0,8 °С/с и экспозиция обработки 30-45 с; скорость нагрева 0,6-0,8 °С/с и экспозиция обработки 60-90 с [4].

В результате при заданных параметрах воздействия СВЧ-поля мы получили, во-первых, возможность производить из нестандартного зерна солод, по своим показателям приближающийся к солоду второго класса, а из ячменя второго класса - солод первого класса, который может использоваться в производстве пива, во-вторых,

микробиологически чистую продукцию, что исключает отбраковку и возврат партий зерна ячменя пивоваренного.

Список литературы

1. Грачев, Ю.П. Математические методы планирования экспериментов. - М.: Пищевая промышленность, 1990.

2. Карцев, В.В. Санитарная микробиология пищевых продуктов / В.В. Карцев, Л.В. Белова, В.П. Иванов. - Спб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2000. - 249 с.

3. Кулебакина, Т.П. Микрофлора ячменя и ее влияние на качество солода и пива / Т.П. Кулебакина, К.А. Калуянц, А.И. Садова // Пивоваренная и безалкогольная промышленность: обзорная информация. -Серия 10. - 1982.

4. Способ производства солода из пивоваренных сортов ячменя. Пат. 2283861, опуб. 20.09.2006, БИ 26/ Кретова Ю.И. (Зданович Ю.И.), Цугленок Г.И., Цу-гленок Н.В. и др.

5. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности России на период до 2020 г. / Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. N 559-р.

Л

автоматизация обучения и актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров высшей квалификации

Кудряков Сергей Алексеевич

Д.т.н., заведующий кафедрой радиоэлектронных систем, Санкт-Петербургского государственного университета

гражданской авиации, Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В докладе рассматриваются вопросы современной системы подготовки профессиональных кадров для эксплуатации сложных технических систем, использования автоматизированных обучающих комплексов и возникающие при этом проблемы формирования реальных профессиональных компетенций.

Ключевые слова

Профессиональная подготовка, компетенции, автоматические обучающие системы, транспрофессионализм, парапрофессионализм.

На современном этапе технологического развития нашего общества явно просматриваются тенденции к взаимопроникновению сфер интересов и способов решения практических задач у специалистов различных профессий и отраслей. Все чаще от специалистов требуется одновременное наличие компетенций, которые ранее относились к различным областям деятельности. Необходимость сочетания навыков технических и гуманитарных наук естественным образом приводит к задаче междисциплинарной подготовки современных специалистов [5].

Тенденции объединения и комплексирования требований к специалистам представляет собой только одну сторону интеграционного процесса, другая особенность которого состоит во введении единых образовательных стандартов для отраслей инженерной деятельности, которые ранее существовали отдельно. Наглядным примером такого объединения может служить, например, введение государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 25.06.01 "Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (уровень подготовки кадров высшей квалификации)", утвержденный приказом № 891 Министерства образования и науки РФ 30 июля 2014.

Безусловно, авиационная и ракетно-космическая отрасли всегда развивались в условиях прочного взаимодействия в учебной, научно-исследовательской, и производственной деятельности. Однако каждой из этих отраслей присущи свои особенности, имеются сложившие традиции и общепринятая практика деятельности [5].

Задача форсированного повышения эффективности экономики требует не только внедрения новейших промышленных технологий, но и подготовки принципиально нового класса специалистов-профессионалов [1,3,5].

Возникновение и развитие межотраслевых объединений накладывает дополнительные требования на профессиональную подготовку специалистов, задействованных в реализации мульти-дисциплинарных и международных проектов. При этом все чаще возникает необходимость соединения в единую команду специалистов не только разной профессиональной направленности, но и принадлежащих к принципиально разным типам профессий, проходившим профессиональную подготовку в странах с различными образовательными стандартами.

Чтобы соответствовать современным требованиям специалисты всех профессий должны иметь знания, умения и навыки, предполагающие наличие готовности и способности воспроизводить, структурировать и интерпретировать разнородную информацию, действовать в стандартных и нештатных ситуациях, адаптируясь к изменяющимся условиям физической и социальной среды. При этом становится совершенно очевидным, что степень взаимопроникновения профессиональных компетенций и навыков из одного типа профессии в другой усиливается, что позволяет говорить о необходимости формирования некоторых видов «надпрофессиональных» компетенций, включая способность противостоять преднамеренным деструктивным информационным трендам [2].

Компетентностный подход обновления содержания образования и профессиональной подготовки призван развить у учащихся компетенции на основе сочетания принципов практической направленности и теоретической фундаментальности, универсальности и индивидуальности.

унифшсацил

Рисунок 1. "Ловушка" парапрофессионализма

Переход к новым формам организации и самоорганизации совместной деятельности сопровождается формированием нового типа профессионализма, который получил название транспрофессионализма, как умения связывать и организовывать представителей различных профессий для решения комплексных проблем с реализацией синергетического эффекта. Если расположить кластеры, характеризующие специалистов по двум парам критериев [4]: «универсальность - специализация» и «унификация - уникальность», как показано на рис. 1, то легко заметить, что на пути движения от специалистов массовых профессий к специалистам-транспрофессионалам имеется весьма опасная ловушка. Суть этой ловушки

состоит в возможности подготовки парапрофессиональ-ных специалистов (то есть, людей на самом деле не являющихся профессионалами).

Широкое развитие различного рода автоматизированных средств обеспечения и поддержки деятельности, компьютерных технологий с обилием шаблонов, реализованных алгоритмов обработки информации и принятия решения создают обманчивое впечатление об отсутствии необходимости глубокого изучения предметной области для их оптимального выбора и применения. Поверхностное ознакомление с подобными наукоемкими продуктами с пользовательским интерфейсом, сведенным к «одной кнопке» может создавать крайне вредную и опасную ил-

люзию доступности данного вида деятельности практически для любого человека. Понимание сути деятельности и логической структуры выполняемых действий в данном случае сводятся к знаниям названий программного продукта или технической системы, которая может автоматизировать решение стоящей перед специалистом задачи. Данная негативная ситуация особенно осложняется в том случае, если в процессе профессиональной подготовки рассматривались только унифицированные рабочие ситуации.

Расширение сферы осведомленности в данном случае приведет не к повышению компетентности, а к проявлению негативного явления парапрофессионализма.

Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, составляют специфику современной профессиональной деятельности. При этом специалисту приходится учитывать многообразные и весьма противоречивые интересы самых различных социальных групп и отдельных личностей, а также быть готовым брать на себя моральную ответственность за предлагаемые варианты решения и их реализацию.

Новизна этого подхода характеризуется не только необходимостью обеспечения быстрой адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессионально-пред-

метной области, но и активным вниманием к проблеме сохранения и развития социального, культурного и морального капитала общества.

Список литература

1. Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества.// Здоро-вьесберегающее образование, №1, 2013, c.98-101.

2. Кудряков С.А. Размышления о виртуальной истории, или куда бежит «Идиот»?// КЛИО, №1, 2013, c. 135-138

3. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость.// Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", №8, 2014, с.94-98

4. Малиновский П. Конец «Эры милосердия», или российские СМИ и кризис цивилизационной идентичности //[электронный ресурс] http:/ /www. dzyalosh.ru/01-comm/statii/konec-ery/1-0.htm

5. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях.// Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", №8, 2014, с.90-94

безобжиговые стеновые изделия компрессионного формования

на основе опок

Курилова Светлана Николаевна

Докторант, канд. техн. наук, доцент кафедры, «Строительные материалы», г. Ростов-на-Дону

Котляр Владимир Дмитриевич

Профессор, заведующий кафедрой, «Строительные материалы», г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Получение безобжиговых стеновых изделий компрессионного формования с более высокой группой по теплотехническим характеристикам обеспечивается использованием нового вида минерального заполнителя - опал-кристоба-литовых пород осадочного происхождения - опок. С уменьшением средней плотности опок в куске, повышается группа стеновых изделий по теплотехническим характеристикам и можно получать изделия повышенной эффективности и высокой эффективности. Наиболее перспективным видом изделий может быть пустотелый блок со сквозными круглыми пустотами. ABSTRACT

To obtain without burning products of compression molding wall with a higher group for thermal performance is ensured by using a new type of mineral aggregate-opal-cristobalite rocks of sedimentary origin - flasks. With a decrease in the average density of the flasks in the piece, the group increased wall products for thermal characteristics and can obtain products of high efficiency and high performance. The most promising type of product may be hollow block with looping round voids.

Ключевые слова: цемент, заполнитель, прессование, давление, композит, плотность, прочность, кирпич, блок, эффективность.

Keywords: cement, aggregate, pressure, enforcement, composite, density, strength, brick, block, efficiency.

Безобжиговые стеновые изделия компрессионного формования - это прессованные цементно-минеральные композиты, изготавливаемые из цемента, минерального заполнителя песчаных фракций, воды, при необходимости корректирующих добавок с двухсторонним приложением прессующего усилия с последующим твердением в естественных условиях или в условиях тепловлажностной обработки. Примером таких изделий являются различные виды кирпича - рядовой, облицовочный, цокольный. Рядовой кирпич имеет серую окраску и гладкую поверхность. Лицевой кирпич имеет разнообразную цветовую

гамму от светло-желтых до коричневых и темных тонов. Его лицевая поверхность может быть гладкая или рельефная, имитирующая природный камень. В настоящее время такие изделия широко применяются в строительстве одно-и многоэтажных зданий и уличных ограждений (колонны, заборы, беседки).

Особенностью прессованных цементно-минераль-ных композитов является относительно низкий расход цемента - 10-15 % и не высокий расход воды, который зависит от вида минерального заполнителя. Расход воды назначается сверх 100 % от массы сухих компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.