Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АВИАЦИОННЫЕ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕОРИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Е. Н., Кудряков С. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионального обучения специалистов, возникающие в рамках введения укрупненных направлений подготовки. Особое внимание уделяется междисциплинарным компетенциям, которые должны быть сформированы у специалистов по эксплуатации сложных технических объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Шаповалов Е.Н, к.т.н.

доцент

начальник отдела НИИ программных средств

Кудряков С.А., д. с.н.с. заведующий кафедрой радиоэлектронных систем Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Россия, г. Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионального обучения специалистов, возникающие в рамках введения укрупненных направлений подготовки. Особое внимание уделяется междисциплинарным компетенциям, которые должны быть сформированы у специалистов по эксплуатации сложных технических объектов.

Ключевые слова

Профессиональное обучение, авиационные и ракетно-космические системы, компетенции, теория эксплуатации.

По мере развития и усложнения техники менялась роль человека при ее эксплуатации, как и само отношение к процессу эксплуатации техники. Человек становился интегрированным элементом сложной системы, объективно возникающей при его взаимодействии с техникой, эффективность функционирования которой зависела как от технических составляющих, так и от деятельности человека (оператора, руководителя, собственника). По мере развития техники и расширения ее возможностей усложнялся и процесс взаимодействия человека и техники [4,6].

В результате возникли новые виды опасностей, исходящих от техники и от самого человека при неадекватной эксплуатации созданной им же искусственной среды обитания и сложных технических систем [3,10].

Процесс технической глобализации и автоматизации в последние годы сопровождается возрастанием техногенной опасности, связанной как с ростом числа потенциально опасных объектов, так и с возрастанием масштаба потенциальной опасности, на каждом крупном объекте [8,12].

Особое место среди сложных техногенных систем занимают комплексы летательных аппаратов (ЛА), широко используемые в авиации, ракетно-космической отрасли, военном деле [7,13].

На современном этапе технологического развития нашего общества явно просматриваются тенденции к взаимопроникновению сфер интересов и

способов решения практических задач у специалистов различных профессий и отраслей. Все чаще от специалистов требуется одновременное наличие компетенций, которые ранее относились к различным областям деятельности. Необходимость сочетания навыков технических и гуманитарных наук естественным образом приводит к задаче междисциплинарной подготовки современных специалистов [1,2,5].

Тенденции объединения и комплексирования требований к специалистам представляет собой только одну сторону интеграционного процесса, другая особенность которого состоит во введении единых образовательных стандартов для отраслей инженерной деятельности, которые ранее существовали отдельно [7,11, 13]. Наглядным примером такого объединения может служить, например, введение государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 25.06.01 "Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (уровень подготовки кадров высшей квалификации)", утвержденный приказом № 891 Министерства образования и науки РФ 30 июля 2014.

Безусловно, авиационная и ракетно-космическая отрасли всегда развивались в условиях прочного взаимодействия в учебной, научно-исследовательской, и производственной деятельности. Однако каждой из этих отраслей присущи свои особенности, имеются сложившие традиции и общепринятая практика деятельности [7,11,12].

Процессы эксплуатации ЛА являются весьма трудоемкими, требующими привлечения большого количества квалифицированных специалистов. Исторически такие специалисты готовились высшими учебными заведениями в рамках стандартов укрупненной группы специальностей "160000 - Авиационная и ракетно-космическая техника", имеющей многочисленные подразделения.

К числу глобальных проблем эксплуатации ЛА можно отнести: -исследование и обобщение закономерностей процесса эксплуатации ЛА и функционирования объективно возникающей при этом системы эксплуатации (СЭ) ЛА;

-исследование закономерностей изменения состояния комплексов ЛА, их составных частей и обоснование способов обеспечения их длительной эксплуатации;

-обеспечение безопасности и экологичности эксплуатации ЛА, -обеспечение высокой квалификации эксплуатирующего персонала. Необходимость решения этих и других эксплуатационных проблем отражена во многих нормативных и концептуальных документах, таких как Глобальная эксплуатационная концепция организации воздушного движения, Руководство по управлению безопасностью полетов, Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов" и др.

Оценка значимости роли техники, человеческого фактора и общей организационной структуры эксплуатирующих организаций на различных исторических этапах развития авиационной и ракетно-космической отраслей существенно изменялась.

Наиболее ярко историческое развитие взглядов на процесс обеспечения безопасности можно проследить на примере этапов, выделяемых Международной организацией гражданской авиации (1САО): -техническая эра - с начала 1900-х по конец 1960-х годов, -эра человеческих факторов - с начала 1970-х до середины 1990-х годов,

-организационная эра - с середины 1990-х по настоящее время. Проводимые исследования в области эксплуатации ЛА привели к определенным результатам - разработаны основы эксплуатации в авиации и РКТ, сложилась система эксплуатации. Однако проблем остается много. Одна из наиболее острых - обеспечение безопасности.

За десятилетний период с 1999 по 2008 гг. в мире в среднем ежегодно происходило 32 катастрофы со смертельными случаями, за год в среднем погибало 802 человека, несмотря на достаточно высокий уровень безопасности полетов 99,98 - 99,99% при среднем показателе операций взлет-посадка 20 000 в год для одного аэропорта. Аварии и катастрофы на ракетно-космической технике происходят реже, но ущерб от них весьма значителен, чему, к сожалению, достаточно много примеров за последние три года. Наряду с традиционными способами обеспечения безопасности путем обеспечения надежности и живучести техники большую роль играют подготовка персонала и совершенствование организационных структур системы эксплуатации ЛА.

Современная концепция обеспечения безопасности как важнейшей составной части эффективности эксплуатации сложных технических систем требует комплексного междисциплинарного подхода к подготовке и переподготовке соответствующих специалистов. При этом один из главных вопросов состоит в том, на основе каких методических принципов осуществлять эту междисциплинарную подготовку.

Кроме того принципиально важным является ответ вопрос о необходимой степени обобщения используемых теоретических основ и методических установок при подготовке специалистов для эксплуатации различных типов летательных аппаратов, и целесообразно ли расширение границ их использования на другие типы сложных технических систем.

Любая научная теория представляет собой систему знаний, описывающую и объясняющую определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Объединение знания в теорию определяется ее предметом. В этом смысле можно говорить об эксплуатации

техники как предмете исследований, который представляет собой органически связанную группу явлений.

В области эксплуатации техники в различных отраслях деятельности накоплен достаточно большой опыт решения возникавших прикладных проблем, который может и должен быть обобщен для дальнейшего использования и развития. При этом необходимо обобщить полученные результаты, разработать методологию решения типовых эксплуатационных проблем (задач) и определить класс объектов, для которых эти положения являются справедливыми.

Выделим ряд положений, связанных с теоретическими основами эксплуатации сложных систем.

1. Проблематика эксплуатации как явления. Здесь целесообразно выделить атрибуты эксплуатации (концепты) и провести их анализ применительно к различным прикладным областям с целью установления общности и различий.

Так, сущность эксплуатации любого объекта - извлечение пользы, удовлетворение потребности субъекта. От субъекта для удовлетворения потребности требуются, затраты усилий и ресурсов путем взаимодействия субъекта с объектом эксплуатации по заданной технологии в объективно возникающей (создаваемой) системе эксплуатации.

Таким образом, можно говорить о трех важнейших концептах эксплуатации - объект, субъект, система эксплуатации, - присущих процессу эксплуатации любого объекта.

2. Обобщенная модель объекта эксплуатации (ОЭ) как описание существенных черт ОЭ, от которых зависит степень удовлетворения потребности субъекта. В первом приближении все ОЭ в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла решаются эксплуатационные проблемы, можно разделить на два класса - те, для которых эксплуатационные проблемы можно решить на доэксплуатационных стадиях (простые ОЭ), и те, для которых это невозможно (сложные ОЭ).

3. Обобщенная модель субъекта эксплуатации (СубЭ).

СубЭ являются собственник, управляющий, эксплуатирующий, обслуживающий персонал. Необходимо описание характеристик и функций СубЭ, а также организационных и иных структур, необходимых для их взаимодействия [9,12,13].

4. Обобщенная модель системы эксплуатации. Поскольку именно в СЭ решаются перечисленные выше проблемы, то обобщенная модель СЭ должна характеризовать общие подходы к их решению.

5. Модель системы управления эксплуатацией (СУЭ). Такая модель должна характеризовать типовые управленческие задачи, решаемые при эксплуатации (стратегии управления состоянием ОЭ, продление ресурса, обоснование направлений модернизации, утилизация ОЭ и др.).

Перечисленные выше проблемы свойственны эксплуатации достаточно большого числа объектов, которые принято называть сложными системами. В каждой отрасли, связанной с эксплуатацией сложных систем, есть свои специфические подходы, и вопрос заключается в том, можно ли их обобщить в рамках единой теории эксплуатации. Практическая значимость такой теории, как представляется, может состоять в определении класса объектов, для которых ее положения будут справедливы и в унификации методологического аппарата для решения типовых эксплуатационных проблем этого класса объектов.

Поднятые вопросы, на наш взгляд, на сегодняшний день не имеют однозначного ответа [14]. Однако явно наблюдаемые в развитии общества и техники тенденции к глобализации позволяют поставить эти вопросы не только с позиций текущей необходимости, но и с точки зрения предполагаемого вектора развития прогресса.

Использованные источники:

1. Грешных А.А., Комарова М.Е., Кудряков С.А. Тренировка зрительного восприятия информации у работников диспетчерских и оперативных служб.//Проблемы управления рисками в техносфере. № 1, т.21, 2012, с. 121-128.

2. Кудряков С.А., Комарова М.Е. ДГС. Методика совершенствования навыков эффективного поведения.- Санкт-Петербург: Из-во «Свое издательство», ISBN 978-5-4386-0085-5, 2011, 146 с.

3. Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества//Здоровьесберегающее образование, №1, 2013, с.98-101.

4. Кудряков С.А. Ловушка парапрофессионализма в системе подготовки инженерных кадров.//Бизнес технологии в России: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов,(14 апреля 2015), - Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», с.36-39

5. Кудряков С.А. Размышления о виртуальной истории, или куда бежит «Идиот»?// КЛИО, №1, 2013, с. 135-138.

6. Кудряков С.А., Волков Г.А., Сергеев О.Е. Транспрофессиональная подготовка специалистов в современных условиях и обеспечение эффективности, комфорта и безопасности развития личности и общества.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.83-92.

7. Кудряков С.А., Книжниченко Н.В., Остапченко Ю.Б., Беляев С.А. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов службы ЭРТОС.// Бизнес технологии в России: теория и

практика: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов,(14 апреля 2015), - Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», с.33-36

8. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8, 2014. - с.94-98.

9. Кудряков С.А., Ситников В.Л., Солодухин А.И. Психологические и приборные методы контроля состояния оператора в реальном времени. //Человек и транспорт (Психология. Экономика. Техника): Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: ПГУПС, 2012. с. 184-190.

10. Кудряков С.А., Станкевич П.В., Ситников В.Л. Психологическая безопасность как основа стабильного развития личности и общества.// Психолого-педагогические проблемы формирования единого евразийского пространства.- СПб.: МИЭП, 2012, с.52-59

11. Кудряков С.А., Ткачев В.Р., Трубников Г.В., Кисличенко В.И. Беспилотные авиационные системы./Под ред. Кудрякова С.А. . СПб.: Свое издательство, 2015,-121 с.

12. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8,2014. - с.90-94.

13. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Шаповалов Е.Н. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для сложных технических объектов на примере космодрома Байконур.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.136-146.

14. Шаповалов Е.Н. Кудряков С.А. Эксплуатация авиационных и ракетно-космических систем: нужна ли единая теория?: Материалы III международной научно-практической конференции "Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика" (15-18 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). - СПб.: ПГУПС, 2014. - с. 361-364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.