Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СВЯЗИ С НОВОЙ СИСТЕМОЙ ОБРЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В'

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СВЯЗИ С НОВОЙ СИСТЕМОЙ ОБРЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Павлюкова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СВЯЗИ С НОВОЙ СИСТЕМОЙ ОБРЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В»

//Человек и транспорт (Психология. Экономика. Техника): Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: ПГУПС, 2012. с. 184-190.

10. Кудряков С.А., Станкевич П.В., Ситников В.Л. Психологическая безопасность как основа стабильного развития личности и общества.// Психолого-педагогические проблемы формирования единого евразийского пространства.- СПб.: МИЭП, 2012, с.52-59.

11. Кудряков С.А., Ткачев В.Р., Трубников Г.В., Кисличенко В.И. Беспилотные авиационные системы./Под ред. Кудрякова С.А. . СПб.: Свое издательство, 2015, -121 с.

12. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8,2014. - с.90-94.

13. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Шаповалов Е.Н. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для сложных технических объектов на примере космодрома Байконур.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.136-146.

14. Шаповалов Е.Н., Кудряков С.А. Эксплуатация авиационных и ракетно-космических систем: нужна ли единая теория?: Материалы III международной научно-практической конференции "Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика" (15-18 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). - СПб.: ПГУПС, 2014. - с. 361-364.

Павлюкова Е. С. студент ЛГТУ Россия, г. Липецк

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СВЯЗИ С НОВОЙ СИСТЕМОЙ ОБРЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В.

К концу XIX в. В России существовала разветвленная система среднего женского образования: девочки могли учиться в женских закрытых институтах Мариинского ведомства, пансионах, епархиальных училищах, гимназиях. Полученное ими образование меняло их положение как в семье, так и в обществе.

Значение матери-воспитательницы, от которой зависит будущее новых поколений, признавалось обществом и раньше. Именно то новое, что было

признано семьей, завоевывало прочные позиции в обществе. Благодаря растущему числу учебных заведений, резко увеличивалось число женщин-педагогов - гувернанток, учительниц, классных дам и т.п. Роль педагога считалась достойным способом заработка для женщин, была привычной для русского общества по крайней мере с первой трети XIX в. И не вызывала протеста. В меньшей мере был распространен литературный труд -переводчиц и писательниц.

Кризис традиционного общества сопровождался тектоническими переменами в положении женщины. Наряду с этим женщины с середины XIX в. овладевали исконно «мужскими» профессиями и становились журналистками, телеграфистками, секретарями, фельдшерами, фармацевтами, врачами, канцеляристами, счетоводами, кассирами, продавцами, агрономами и мн. др. Подобные перемены повлекли за собой изменения в законодательстве, закрепив тем самым новое положение женщины в обществе.

Характерно при этом, что женщинам удавалось быстро отвечать на вызовы времени, захватывая позиции в новых профессиях, связанных с развитием техники. Так, согласно переписи 1897 г. среди 515 петербургских фотографов насчитывалось 43 женщины, для которых эта профессия стала основным средством заработка.

Семьи с разным материальным достатком и образовательным уровнем, предчувствуя огромные перемены, ощущали необходимость подготовить своих дочерей к будущей трудовой жизни и стремились дать им образование. Прежде основные попечения матери были связаны с подготовкой приданого, поиска достойного жениха. Теперь же к этим прибавляются новые заботы. Об этом мы читаем во многих воспоминаниях XIX века. Показательно, что о подготовке девочек к возможной в будущем необходимости самой зарабатывать себе на хлеб беспокоились не только в бедных, но и в процветающих купеческих семействах. С другой стороны, стремление к непривычному, не принятому обществом вызывало разлад в семье ( в воспоминаниях не раз описывались ситуации, когда стремление девушки уехать из провинции в столицу или за границу, чтобы получить образование, вызывало противостояние в семье, конфликт поколений).

Изменение статуса женского образования в обществе, самого образовательного уровня женщин неизбежно приводили к изменениям самой семьи. Образованная женщина, способная сама обеспечить себя и своего ребенка, предъявляла к браку повышенные требования. Женщины стали позже выходить замуж, появляются новые типы семьи: гражданский брак, жизнь в коммуне, фиктивные браки. Увеличилось число одиноких женщин. Девушка, стремившаяся к продолжению образования (в частности, и за границей), но не встречавшая поддержки родителей, вступала в фиктивных брак, который позволял ей исполнить мечту, о чем, мы, например, читаем в воспоминаниях С.В. Ковалевской. Прежде девушки неизбежно повторяли

жизненный путь своих матерей и бабушек, теперь же их судьбы выстраивались иначе. Эти быстрые перемены нашли отражение в художественной литературе (например, А.П. Чехов «Невеста»). Порой борьба за эмансипацию заводила женщин слишком далеко, принимаю даже уродливые формы.

Возможность получить образование и заниматься профессиональной деятельностью давала женщинам возможность выбора - создать семью, посвятить себя профессии или постараться совместить то и другое. Женщины получили возможность прожить разные жизни в одной судьбе: получить образование, работать, затем выйти замуж и родить детей.

Получение образование в социальном плане позволяло женщине стать наравне с мужчинами. Однако при доступности женщинам многих профессий гендерной неравенство принимало иные формы и являлось более умозрительным, чем это было в реальной жизни. Так, нередко от женщин требовался более высокий образовательный ценз, чем от мужчин, а заработок при этом был меньше. Все новое, связанное с положением женщины, утверждалось с большим трудом, преодолевая огромное общественное сопротивление.

Роль катализатора в увеличении доли профессионального женского труда сыграли русско-японская и Первая мировая войны, которые необратимо ускорили процесс феминизации многих профессий. К 1910 году на трех работающих мужчин приходилась одна работающая женщина, что для общества, сохранявшего во многом патриархальные черты, является высоким показателем.

Патрушев С. Б., к.т.н. доцент, преподаватель Неверова Е.В. директор, преподаватель Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Бизнес-колледж Россия, г. Новосибирск РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖЕ НГУЭУ «НИНХ»

Аннотация

В статье рассматривается примеры реализации принципа качественного обучения в Бизнес-колледже Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» при реализации программ подготовки специалистов среднего звена.

Ключевые слова: способ обучения, обучающий, обучающийся, принцип качественного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.