Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ ЭРТОС'

КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ ЭРТОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ / ЭРТОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряков С.А., Книжниченко Н.В., Остапченко Ю.Б., Беляев С.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов наземных служб гражданской авиации, отвечающих за эксплуатацию радиотехнического оборудования и связи. Предлагается создать комплексную систему автоматизированной системы подготовки, аттестации и сопровождения профессиональной деятельности соответствующих специалистов и анализируются основные требования к ее составу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряков С.А., Книжниченко Н.В., Остапченко Ю.Б., Беляев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ ЭРТОС»

Кудряков С.А., д.т.н. заведующий кафедрой радиоэлектронных систем Санкт-Петербургский государственный университет гражданской

авиации Книжниченко Н.В. главный инженер службы ЭРТОС Санкт-Петербургский Центр ОВД

Остапченко Ю.Б.

заместитель генерального директора ОАО «Научно-инженерный

центр Санкт-Петербургского электротехнического университета»

Беляев С.А., к.т.н.

доцент

кафедра математического обеспечения и применения ЭВМ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ ЭРТОС

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов наземных служб гражданской авиации, отвечающих за эксплуатацию радиотехнического оборудования и связи. Предлагается создать комплексную систему автоматизированной системы подготовки, аттестации и сопровождения профессиональной деятельности соответствующих специалистов и анализируются основные требования к ее составу.

Ключевые слова

Служба эксплуатации, ЭРТОС, профессиональная подготовка, автоматизированные обучающие системы, системы поддержки принятия решения, гражданская авиация, безопасность полетов, человеческий фактор.

Современные задачи повышения экономической эффективности и обеспечения безопасности использования воздушного транспорта накладывают повышенные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов наземных служб обеспечения полетов. В полной мере данные требования относятся и к службе ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования и связь).

Эти тенденции повышения требований к уровню подготовки специалистов следуют из реального состояния дел в воздушном транспорте РФ, а также ряда федеральных и международных нормативных документов, к числу который относятся, например, Федеральные авиационные правила

«Организация воздушного движения в Российской Федерации» (утверждены приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293 (ред. от 12.05.2014), Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации» (утверждены приказом Минтранса России от 20.10.2014 №297), Руководство по обучению. Часть Е-2. Персонал по электронным средствам для обеспечения безопасности воздушного движения (ATSEP), doc.7192 AN/857, ICAO и другие.

Снижение общего уровня подготовки выпускников средних школ и существенные изменения в социальной структуре мотивации к освоению будущей профессии затрудняют процесс профессиональной подготовки специалистов в профильных высших учебных заведениях, а недостаток материального обеспечения учебного процесса приводит к необходимости существенно увеличивать период адаптации молодых специалистов на рабочих местах непосредственно в эксплуатирующих организациях [1, 2].

Возросшая миграционная активность и межотраслевое перемещение специалистов в ряде случае приводит к значительным временным перерывам между процессом профессионального обучения и началом работы по специальности. Подобные перерывы в профессиональной деятельности возникают также при призыве на службу в вооруженных силах и ряде других случаев. В результате для возобновления допуска специалиста к выполнению реальной работы требуется период восстановительных тренировок и соответствующей аттестации.

Многочисленность и разноплановость объектов службы ЭРТОС и масштабность их территориального расположения приводит к необходимости в процессе профессиональной подготовки специалистов формировать компетенции, которые ранее относились к различным областям деятельности. Кроме того непосредственная работа не только с техникой, но и создает необходимость сочетания навыков технических и гуманитарных наук естественным образом приводит к понятию транспрофессионализма современных специалистов [3, 4].

Тенденции объединения и комплексирования требований к специалистам представляет собой только одну сторону интеграционного процесса, другая особенность которого состоит во введении единых образовательных стандартов для отраслей инженерной деятельности, которые ранее существовали отдельно [5]. Наглядным примером такого объединения может служить введение государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 25.06.01 "Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (уровень подготовки кадров высшей квалификации)", утвержденный приказом № 891 Министерства образования и науки РФ 30 июля 2014.

Особое внимание на сегодняшний день приходится уделять вопросам учета человеческого фактора при организации эксплуатации сложных технических систем и его влиянию на безопасность жизнедеятельности.

Безопасность полетов характеризуется свойством авиационно-транспортной системы, заключающееся в ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей, предупреждать возникновение особых ситуаций [6, 7].

Человеческий фактор является одним из центральных понятий, используемых при рассмотрении проблемы обеспечения безопасности полетов как пилотируемой, так и беспилотной авиации.

Понятие человеческого фактора чрезвычайно широкое и используется для характеристики всех явлений и событий при эксплуатации авиационной и других видов техники, связанных с преднамеренной и непреднамеренной деятельностью человека. Под человеческим фактором чаще всего понимают совокупность индивидуальных и групповых (присущих всему профессиональному контингенту) качеств и свойств человека, которые могут проявляться в конкретных условиях функционирования сложной технической системы и оказывать влияние на эффективность и надежность выполняемой деятельности.

Повышение качества профессиональной подготовки специалистов службы ЭРТОС, сокращение сроков профессиональной адаптации специалиста на конкретном рабочем месте и формирование компетенций эффективной деятельности в нештатных эксплуатационных ситуациях на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений повышения безопасности полетов.

В профессиональной подготовке летного и диспетчерского состава широко используются различные типы тренажерных систем, в то время как для специалистов службы ЭРТОС подобного рода автоматизированные средства профессиональной подготовки пока распространения не получили.

Для решения данной задачи целесообразна совместная (проектирующая организация, эксплуатирующая организация, профильный отраслевой университет) разработка комплексной автоматизированной системы подготовки, аттестации и сопровождения профессиональной деятельности соответствующих специалистов и последующее ее внедрение в эксплуатацию в службы ЭРТОС. Учебно-тренировочная и аттестационная часть системы должна функционировать в режимах прямого и дистанционного доступа.

Указанная система должна включать в себя четыре основных подсистемы:

- учебно-тренировочная система профессиональной подготовки,

- автоматизированная аттестационная система специалистов по допуску к выполнению реальной производственной деятельности,

- автоматизированное рабочее место специалиста по эксплуатации,

- система поддержки принятия профессиональных решений.

В основу учебно-тренировочных средств положены методики обучения, опирающиеся на интерактивное взаимодействие обучаемого специалиста с имитационными моделями технических систем и/или окружающей среды.

Учебно-тренировочные средства могут применяться для обучения личного состава эксплуатации и ремонту систем и агрегатов аэропортов, а также управления сложными техническими комплексами.

Основные возможности:

- обучение персонала путем проведения индивидуальных и групповых занятий под руководством преподавателя;

- отработка моторных навыков управления оборудованием и слаженности действий операторов при выполнении работ в сложных технологических процессах;

- обучение с применением тренажеров персонала действиям при возникновении нештатных ситуаций;

- накопление и анализ персонифицированных статистических данных о надежности действий персонала в различных условиях, моделируемых учебно-тренировочными средствами;

- оценка вероятности успешного выполнения технологического процесса каждым оператором и группой операторов в целом в штатном режиме и при возникновении нештатных ситуаций;

- контроль и оценка действий обучаемых, формирование протоколов правильных и ошибочных действий;

- создание и сопровождение систем информационной поддержки эксплуатации;

- создание интерактивных обучающих комплексов и компьютерных тренажеров.

Конкурентные преимущества:

- снижение операционных издержек на содержание ИЯ-менеджеров и проведение очных мероприятий по обучению сотрудников;

- сотрудники рациональней решают поставленные перед ними задачи;

- производительность труда в среднем увеличивается на 40-100%;

- эффективность обучения составляет 70-80% остаточных знаний (против 15-20% при очных методах обучения).

Принципиально важным аспектом создания рассматриваемой системы является интеграция в ее состав подсистемы поддержки принятия решений, интеллектуальной обработки больших массивов структурированной и

неструктурированной информации, что особенно актуально для службы ЭРТОС.

Системы поддержки принятия решений предназначены для накопления знаний в виде больших массивов структурированной и неструктурированной информации и представления данных для принятия решений, обеспечивающих надёжную и безопасную эксплуатацию сложных технических комплексов аэропортов, оценку нештатных ситуаций и принятие управленческих решений.

Системы поддержки принятия решений могут применяться при эксплуатации аэропортов, управлении транспортными терминалами и т.п.

Основные возможности:

- проверка готовности технических средств к их применению;

- оперативное планирование и контроль выполнения графиков использования технических средств;

- оценка готовности операторов к выполнению технологических процессов использования технических средств;

- оценка надежности работы операторов;

- предоставление данных о размещении персонала, техники и аварийно-спасательных средств;

- оценка путей эвакуации персонала и техники при возникновении аварийных ситуаций;

- анализ причин отказов и формирование рекомендаций для устранения неисправностей сложных технических систем;

- систематизация информации о неисправностях, поиск причин их возникновения;

- оценка времени устранения неисправности оборудования и сдвига технологического процесса;

- планирование ремонтных работ и доработки технических средств, а также поставки оборудования и запасных частей для эксплуатации сложных технических комплексов.

Конкурентные преимущества:

- возможность объединения в структурированном виде в едином информационном поле данных из документации на сложные технические комплексы и знаний личного состава;

- возможность взаимодействия системы со сложными техническими комплексами для повышения точности оценки нештатных ситуаций;

- возможность отработки личным составом элементов технологических процессов и оценки надежности сформированных боевых расчётов.

Прототипом для создания указанной системы комплексной автоматизированной системы подготовки, аттестации и

сопровождения профессиональной деятельности специалистов службы ЭРТОС могли бы быть использованы разработки, реализованные ОАО «НИЦ СПб ЭТУ» (www.nicetu.spb.ru) для космодромов «Байконур» и «Плесецк». Поскольку, авиационная и ракетно-космическая отрасли всегда развивались в условиях прочного взаимодействия в учебной, научно-исследовательской, и производственной деятельности, то имеются реальные возможности заимствования передовых технологий из одной отрасли в другую [8].

Безусловно, специфические особенности эксплуатации, свойственные гражданской авиации, потребуют определенных доработок, уточнений и модификаций. Однако, общая идея создания комплексной автоматизированной системы подготовки, аттестации и сопровождения профессиональной деятельности рассматривается авторами в качестве перспективного направления для решения реальных задач, стоящих перед отраслью.

Создание предлагаемой системы потребует привлечения специалистов предприятий и организаций различной ведомственной принадлежности, взгляды которых на пути достижения цели могут несколько отличаться друг от друга. Настоящей публикацией авторы приглашают всех заинтересованных лиц к обсуждению поставленных вопросов и надеются, что широкое обсуждение темы поможет выработке сбалансированного и эффективного решения.

Использованные источники:

1. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях//Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", №8,2014, с.90-94

2. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Шаповалов Е.Н. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для сложных технических объектов на примере космодрома Байконур //Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции (г. Санк-Петербург,28-29 ноября 2013 г.) / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.136-146

3. Кудряков C.A., Комарова М.Е. ДГС. Методика совершенствования навыков эффективного поведения. СПб.: Свое издательство, 2011,-146 с.

4. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость //Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", №8, 2014, с.94-98

5. Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества//«Здоровьесберегающее образование», №1, 2013, с.98-101.

6. Безопасность жизнедеятельности в авиакосмической отрасли/Под ред. В.П. Мельникова, М.: «Академия», 2011.- 240 с.

7. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Doc/ ICAO 9859, AN/474, изд. третье, 2013

8. Шаповалов Е.Н. Кудряков С.А. Эксплуатация авиационных и ракетно-космических систем: нужна ли единая теория.// Материалы III международной научно-практической конференции «Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика».- СПб.: ПГУПС, 2014, с.361-364.

Курпаченко Е.А. студент 2 курса Паршутич О.А., к. э.н.

доцент

Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ЛИДЕРЫ ИННОВАЦИЙ: ОСНОВЫ УСПЕХА

Инновационная деятельность на протяжении многих лет занимает важное место в функционировании большинства компаний. Инновации в настоящее время рассматриваются как основа конкурентоспособности предприятия. Их изучению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так, например, одна из крупнейших глобальных консалтинговых компаний Boston Consulting Group (BCG) ежегодно публикует список наиболее инновационных компаний мира. При составлении рейтинга эксперты BCG учитывают несколько факторов: уровень менеджмента компании, количество патентов, внедрение инноваций при разработке новых продуктов, а также отзывы клиентов. Список составляется на основе данных опроса более 1500 топ-менеджеров из разных стран мира.

Аналитики полагают, что для того, чтобы находится в этом списке, компаниям недостаточно выпускать инновационные продукты. Истинные инновации, по мнению BCG, должны касаться как бизнеса, менеджмента, так и подходов к фундаментальным научным исследованиям.

Проведя анализ за последние четыре года, выделим 10 лидеров среди инновационных компаний мира по версии BCG (таблица).

Таким образом, согласно таблице 1, на первом месте оказалась компания Apple, которая на протяжении многих лет является лидером данного рейтинга, несмотря на потерю Стива Джобса.

Второе место в списке BCG занял Google. Эксперты отмечают, что Google удерживала эту позицию с 2005 года, с тех пор, как приобрела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.