Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ ТЕХНОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ'

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ ТЕХНОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНАЖЕРЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / УНИКАЛЬНЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы применения автоматизированных средств обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов по эксплуатации сложных технических объектов. Формулируются основные обязательные требования к составу и функциональным возможностям указанных обучающих средств, обеспечивающим перенос навыков с тренажеров на работу с реальными объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ ТЕХНОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»

потребности экологического и социально-культурного анализа существующих реалий и прогнозирования развития исторических явлений.

Использованные источники:

1. Гумилёв Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. -544 с.

2. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций, Кн. 1. Минск; Москва, 2000. - 1056 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Изд. 2-е, Т.3, М., Политиздат, 1970. - 643 с.

4. ecologiya- doklad.docx

5. eco.nw.ru//lib//data/10/07/070710.htm

Остапченко Ю.Б.

заслуженный испытатель космической техники, заместитель

генерального директора ОАО «Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского

электротехнического университета» Кудряков С.А., д. с.н.с. заведующий кафедрой радиоэлектронных систем Санкт-Петербургский государственный университет гражданской

авиации

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ ТЕХНОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы применения автоматизированных средств обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов по эксплуатации сложных технических объектов. Формулируются основные обязательные требования к составу и функциональным возможностям указанных обучающих средств, обеспечивающим перенос навыков с тренажеров на работу с реальными объектами.

Ключевые слова

Профессиональное обучение, автоматизированные средства обучения, тренажеры, компетенции, уникальные техногенные объекты.

Имея первоначальную цель облегчения или замещения человеческого труда, технические системы прошли длительный путь развития от элементарных приспособлений до сложных систем и комплексов.

В результате научно-технической революции человек приобрел относительно большую независимость от угроз и опасностей природной среды, но одновременно с этим возросло влияние его деятельности на окружающую среду. Возникли новые виды угроз и опасностей, исходящих от самого человека и созданной им искусственной среды обитания, получившей название техносферы [3,10].

Необходимым условием успешной эксплуатации уникальных техногенных объектов (УТО) (АЭС, ГЭС, космодромы, аэропорты, промышленно-опасные производства, комплексные системы вооружения и т.д.) является профессиональная подготовка эксплуатирующего персонала.

Низкий уровень подготовленности эксплуатирующего персонала существенно снижает качество эксплуатации объектов, а также создает предпосылки к следующим нештатным ситуациям [8,13]:

- срыву выполнения задач по предназначению;

- снижению защищенности эксплуатирующего персонала от опасных производственных факторов;

- разрушению сооружений, выводу из строя дорогостоящего технологического оборудования и объектов в целом;

- ухудшению экологической обстановки в позиционном районе объекта, а также прилегающих районах.

Среди трех основных видов инженерной деятельности -проектирование, производство и эксплуатация техники - главное внимание всегда уделялось первым двум видам, поскольку из практики было известно, что именно конструкторская и технологическая подготовка составляют основу подготовки инженера. Традиционно считалось, что такой вид деятельности, как эксплуатация техники, вполне может быть обеспечен специалистами с хорошей конструкторской и технологической подготовкой, так как все принципиальные вопросы, связанные с эксплуатацией техники, могут и должны быть решены при ее создании. Такой подход соответствует жесткой стратегии эксплуатации, которая нашла применение и при эксплуатации космической техники [14]. От специалиста по эксплуатации в этом случае требуется лишь строгое и точное выполнение ранее принятых решений, нашедших свое отражение в эксплуатационной документации [12,13].

С появлением сложных уникальных техногенных объектов стало очевидным, что прежняя система эксплуатационной подготовки специалистов уже не удовлетворяет потребностям практики [6,7,11]. Причинами этого являются следующие факторы.

1. УТО представляют собой многоуровневые иерархические структуры, функционирование которых сопряжено с деятельностью больших коллективов людей и необходимостью обеспечения их согласованных действий. Достижение цели эксплуатации УТО происходит последовательно, в течение нескольких этапов. Это предопределяет необходимость системного подхода к решению эксплуатационных задач.

2. УТО отличаются высокой стоимостью, и ошибки, допущенные при их создании и эксплуатации, могут привести к тяжелым последствиям при проведении эксплуатационных процессов. Поэтому все принимаемые решения по эксплуатации комплексов космических средств должны быть обоснованы и тщательно подготовлены.

3. При эксплуатации УТО чрезвычайную остроту приобретают вопросы обеспечения их надежности, безопасности, экологичности, что существенно повышает роль управления техническим состоянием как одной из важнейших составляющих эксплуатации комплексов космических средств наряду с их применением по назначению [4,5,12].

Введение в систему профессиональной подготовки компетентностного подхода имело целью коренным образом изменить профессиональный уровень выпускников вузов и расшить их навыки по адаптации к изменяющимся условиям конкретной производственной деятельности.

Требования практики к специалистам по эксплуатации УТО в современных условиях предопределяют наличие у них знаний, умений и навыков, связанных с перспективными методами эксплуатации комплексов на базе гибкой стратегии, передовыми информационными технологиями, способами подготовки и принятия управленческих решений.

Одним из путей повышения эффективности процесса подготовки персонала, эксплуатирующего УТО, является применение компьютерных тренажеров (КТ)на основе современных информационных технологий.

Компьютерный тренажер для обучения специалистов по эксплуатации УТО представляет собой программно-аппаратный комплекс для формирования и закрепления профессиональных навыков и умений операторов, реализуемое путем имитационного моделирования процесса с учетом возможных вмешательств в его ход, воссоздания реального операторского интерфейса и обеспечения развитой инструментальной и методической поддержки обучения [9].

Актуальность проблемы построения компьютерных тренажеров для обучения специалистов по эксплуатации УТО определяется двумя отчетливыми тенденциями последних лет. С одной стороны, ощущается все более острая потребность качественного улучшения подготовки персонала, вызванная постоянным усложнением техники, процессов ее эксплуатации на фоне смены поколений специалистов, заметного снижения уровня подготовки вновь набираемых работников. С другой стороны, впечатляющие успехи ключевых информационных технологий создают принципиальную возможность создания полноценных систем компьютерного тренинга, превосходящих по эффективности все известные формы обучения, включая не всегда доступные и потенциально опасные тренировки на реальных промышленных объектах.

Компьютерный тренинг специалистов по эксплуатации УТО предполагает:

-наличие высокоточных математических моделей широкого круга процессов, обладающих ярко выраженной технологической и управленческой спецификой;

-реализацию указанных моделей в режиме имитации;

-воссоздание рабочего места обучаемого специалиста, подобного (психологически и, отчасти, физически) его рабочему месту в реальном процессе, включая организацию операторского интерфейса и органов управления;

-создание соответствующего рабочего места инструктора обучения, осуществляющего контроль и управление тренингом;

-наличие методической и дидактической базы компьютерного обучения, учитывающей специфику процессов принятия решений, обучения и переноса навыков специалистами по эксплуатации УТО;

-разработку методов анализа и оценки результатов тренинга, методов сертификации специалистов по результатам обучения на тренажерах.

При создании КТ по эксплуатации УТО необходимо учитывать следующее обстоятельство. Хотя КТ объединяют, по существу, технические компоненты, критерий качества тренажерных систем нельзя искать в сугубо технических рамках, поскольку формирование, закрепление и положительный перенос приобретаемых навыков определяется прежде всего степенью подобия деятельности оператора при эксплуатации объекта и обучаемого в тренинге [1,2,4].

При обучении и подготовке эксплуатирующего персонала в различных высокотехнологичных отраслях использование учебно-тренировочных средств, заменяющих дорогостоящие натурные испытания или учения, является давней и успешной традицией. Но только с конца прошлого века в связи с бурным развитием вычислительной техники появилась возможность создания и использования нового вида учебной техники, совмещающей функции тренажера и обучающей программы в виде автоматизированного обучающего комплекса (АОК). Применение подобных АОК дает целый ряд преимуществ в обеспечении учебного процесса:

-использование различных режимов обучения: теоретическая и практическая подготовка, самоподготовка, групповая отработка действий в составе расчетов и т.п.;

-обеспечение технологической основы для гибкого взаимодействия между обучающимися и преподавателями;

-обеспечение немедленной реакции на действия обучающихся; -возможность комбинирования различных форм представления информации: текстовая, графическая, видео, аудио, анимация;

-возможность адаптации учебного курса к индивидуальным особенностям обучающихся;

-предоставление обучающимся права управлять размером и очередностью выдачи порций учебного материала.

Выбор технологии построения АОК определяется численностью и размещением обучающихся, требованиями интерактивности их общения с преподавателем, организацией порядка предоставления материала,

способами контроля качества обучения, производительностью и надежностью АОК.

Каждый АОК должен включать следующие компоненты: -обучающийся - любой пользователь системы обучения независимо от цели, формы и срока обучения;

-инструктор, чьи основные функции заключаются в том, чтобы направлять обучающегося на данном этапе обучения и контролировать процесс обучения, т.е. помогать при необходимости.

-библиотека знаний - совокупность источников информации, которые могут использоваться в процессе обучения (текстовые, графические материалы, аудио-, видеоинформация, 2Б и 3Б модели систем, агрегатов и т.д.);

-модуль доставки знаний - совокупность средств и способов донесения информации до обучающегося в удобном для восприятия виде. Наиболее эффективной формой представления информации является мультимедийная, представляющая собой сочетание текста, неподвижных и подвижных изображений и (при необходимости) звуковых эффектов и речи;

-модуль оценки и контроля, позволяющий получить определенный результат (показатель), отражающий качество усвоения знаний (навыков, умений). Результатом работы системы контроля являются сведения об уровне знаний конкретного обучающегося на текущий момент, на основе которых преподаватель управляет процессом обучения;

-журнал записей, который содержит информацию об обучающихся и их продвижении в изучении предлагаемого материала.

Все полученные оценки обучаемого архивируются и позволяют осуществлять анализ усвоения программы обучения и формировать предложения по устранению недостатков.

При внедрении АОК в учебный процесс необходимо, чтобы не осуществлялась подмена традиционных методов обучения эксплуатирующего персонала. При этом информационные технологии должны позволять совершенствовать процесс обучения и повышать его эффективность на каждом из этапов подготовки, используя огромный положительный опыт лучших школ высшего профессионального образования.

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс подготовки эксплуатирующего персонала позволяет на качественно новом уровне изучать устройство и принцип действия современных УТО, приобретать практические навыки выполнения типовых технологических операций как индивидуально, так и в составе расчетов [8,12]. Кроме того, это позволяет формировать навыки управления подчиненным эксплуатационным персоналом при реализации процессов эксплуатации. Внедрение компьютерных продуктов (виртуальных образцов систем, агрегатов, объектов и т.д.) позволяет существенно снизить затраты

на учебно-материальную базу образовательного процесса, выполнить требования руководящих документов по созданию учебно-тренировочных средств одновременно с созданием новых образцов сложной техники, сэкономить ресурс штатного оборудования, а также повысить качество образовательного процесса.

Использованные источники:

1. Грешных А.А., Комарова М.Е., Кудряков С.А. Тренировка зрительного восприятия информации у работников диспетчерских и оперативных служб.//Проблемы управления рисками в техносфере. № 1, т.21, 2012, с. 121-128.

2. Кудряков С.А., Комарова М.Е. ДГС. Методика совершенствования навыков эффективного поведения.- Санкт-Петербург: Из-во «Свое издательство», ISBN 978-5-4386-0085-5, 2011, 146 с.

3. Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества//Здоровьесберегающее образование, №1, 2013, с.98-101.

4. Кудряков С.А. Ловушка парапрофессионализма в системе подготовки инженерных кадров.//Бизнес технологии в России: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов,(14 апреля 2015), - Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», с.36-39

5. Кудряков С.А. Размышления о виртуальной истории, или куда бежит «Идиот»?// КЛИО, №1, 2013, с. 135-138.

6. Кудряков С.А., Волков Г.А., Сергеев О.Е. Транспрофессиональная подготовка специалистов в современных условиях и обеспечение эффективности, комфорта и безопасности развития личности и общества.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.83-92.

7. Кудряков С.А., Книжниченко Н.В., Остапченко Ю.Б., Беляев С.А. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов службы ЭРТОС.// Бизнес технологии в России: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов,(14 апреля 2015), - Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», с.33-36

8. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость. // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8, 2014. - с.94-98.

9. Кудряков С.А., Ситников В.Л., Солодухин А.И. Психологические и приборные методы контроля состояния оператора в реальном времени.

//Человек и транспорт (Психология. Экономика. Техника): Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: ПГУПС, 2012. с. 184-190.

10. Кудряков С.А., Станкевич П.В., Ситников В.Л. Психологическая безопасность как основа стабильного развития личности и общества.// Психолого-педагогические проблемы формирования единого евразийского пространства.- СПб.: МИЭП, 2012, с.52-59.

11. Кудряков С.А., Ткачев В.Р., Трубников Г.В., Кисличенко В.И. Беспилотные авиационные системы./Под ред. Кудрякова С.А. . СПб.: Свое издательство, 2015, -121 с.

12. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8,2014. - с.90-94.

13. Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Шаповалов Е.Н. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для сложных технических объектов на примере космодрома Байконур.// Социально-психологические, педагогические и медико-психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. / Под ред. Т.В. Орловой, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть вторая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013., с.136-146.

14. Шаповалов Е.Н., Кудряков С.А. Эксплуатация авиационных и ракетно-космических систем: нужна ли единая теория?: Материалы III международной научно-практической конференции "Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика" (15-18 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). - СПб.: ПГУПС, 2014. - с. 361-364.

Павлюкова Е. С. студент ЛГТУ Россия, г. Липецк

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СВЯЗИ С НОВОЙ СИСТЕМОЙ ОБРЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В.

К концу XIX в. В России существовала разветвленная система среднего женского образования: девочки могли учиться в женских закрытых институтах Мариинского ведомства, пансионах, епархиальных училищах, гимназиях. Полученное ими образование меняло их положение как в семье, так и в обществе.

Значение матери-воспитательницы, от которой зависит будущее новых поколений, признавалось обществом и раньше. Именно то новое, что было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.