Научная статья на тему 'Готовность к фандрайзингу будущих магистров педагогического профиля как новый значительный компонент реальности'

Готовность к фандрайзингу будущих магистров педагогического профиля как новый значительный компонент реальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / МАГИСТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ФАНДРАЙЗИНГ / FUNDRAISING / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / MASTER'S DEGREE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуисеева Алина Романовна

Представлен анализ готовности к фандрайзингу как условию развития инновационного интегративного качества будущих магистров по педагогическому направлению, отражающемуся в способности принимать обоснованные решения, делать адекватный выбор способа деятельности. Акцентируется внимание на характере взаимосвязи современных явлений в сфере образования фандрайзинга и готовности к его осуществлению. Выделяется ряд специфических способностей и индивидуально-личностных качеств, определяющих готовность магистрантов к процессу поиска дополнительного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICS READINESS TO FUNDRAISING AS A NEW SIGNIFICANT REALITY COMPONENT

The article presents the analysis of future Masters of pedagogical direction readiness to fundraising as a development condition of innovative integrative quality that is implemented in the ability to make reasoned decisions and adequate choice of the activity mode. It focuses on the relationship nature of “fundraising” and “readiness to its implementation” as contemporary phenomena in the field of education. A number of specific skills and individual traits that determine master’s degree students’ readiness to searching for additional funding is identified.

Текст научной работы на тему «Готовность к фандрайзингу будущих магистров педагогического профиля как новый значительный компонент реальности»

студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. 170 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 196 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.

6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

7. Coopersmith S. The antecedent of self-esteem. San Francisco, 1967.

8. Gorskaya N., Glyzina V. Level of subjective control (LSC) in the area of interpersonal relations as one of the fundamental needs of the individual // Middle-East Journal of Scientific Research (MEJSR). 2013. V. 13. I. 13: special issue on socioeconomic sciences and humanities. P. 34-37.

9. Harter S. Davelopmental perspectives on the self-esteem // Handbook of child psychology / ed. P. Mussen. N.Y., 1989.

10. Hoge D., MeCarthy J. Influence of individual and group in-dentity salience in the global self-esteem of youth // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. V. 47. P. 403-414.

УДК 37.013

ГОТОВНОСТЬ К ФАНДРАЙЗИНГУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК НОВЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАЛЬНОСТИ

© А.Р. Дуисеева1

Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Представлен анализ готовности к фандрайзингу как условию развития инновационного интегративного качества будущих магистров по педагогическому направлению, отражающемуся в способности принимать обоснованные решения, делать адекватный выбор способа деятельности. Акцентируется внимание на характере взаимосвязи современных явлений в сфере образования - фандрайзинга и готовности к его осуществлению. Выделяется ряд специфических способностей и индивидуально-личностных качеств, определяющих готовность магистрантов к процессу поиска дополнительного финансирования. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: активность; готовность; магистр; профессиональная готовность; фандрайзинг; финансирование.

FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICS READINESS TO FUNDRAISING AS A NEW SIGNIFICANT REALITY

COMPONENT

A.R. Duiseeva

Irkutsk State Linguistic University,

8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.

The article presents the analysis of future Masters of pedagogical direction readiness to fundraising as a development condition of innovative integrative quality that is implemented in the ability to make reasoned decisions and adequate choice of the activity mode. It focuses on the relationship nature of "fundraising" and "readiness to its implementation" as contemporary phenomena in the field of education. A number of specific skills and individual traits that determine master's degree students' readiness to searching for additional funding is identified.

9 sources.

Key words: activity; readiness; Master's degree student; professional readiness; fundraising; funding.

На сегодняшний момент в исследовательской сфере науки и образования прослеживается тенденция альтернативности финансирования. Сегодня становится все более очевидно, что многие образовательные учреждения и ученые кроме бюджетного финансирования могут получать дополнительные финансовые средства, становясь обладателями различных грантов как зарубежных, так и отечественных благотворительных организаций или фондов. Средства, поступающие от данных организаций, с течением времени увеличиваются, и суммы достигают порой впечатляющих размеров. В связи с этим довольно актуальной становится работа многих высших учебных заведений, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых в сфере процесса поиска дополнительных средств финансирования для реализации различных проектов, идей, меро-

приятий - фандрайзинга.

Так, все чаще реализуя идеи вариативного, многоуровневого, разнотемпового образования, современная образовательная система резко увеличивает объем научной, исследовательской работы магистрантов и ставит их перед необходимостью не только выявлять новые положения в науке, но и достигать их успешной апробации. Таким образом, сфера деятельности будущего магистра сегодня создает объективные предпосылки для осуществления им самостоятельного и ответственного профессионального выбора.

Сказанное обусловливает возникновение противоречия между повышением требований к будущему магистру, продиктованных изменениями в обществе, и недостаточной подготовкой его к полноценной профессиональной деятельности, отличающейся само-

1Дуисеева Алина Романовна, аспирант, тел.: 89027609196, e-mail: alinaromanovna@yandex.ru Duiseeva Alina, Postgraduate, tel.: 89027609196, e-mail: alinaromanovna@yandex.ru

стоятельностью и ответственностью, способностью к осуществлению выбора. Полагаем, что указанное противоречие вызвано, в свою очередь, внутренним процессом профессиональной подготовки, который заключается в принципиально различных требованиях к магистранту (зачастую как к ведомому, занимающему «ответную позицию») и уже состоявшемуся магистру (как к инициативному, самостоятельному специалисту). Одним из условий разрешения указанных выше противоречий, на наш взгляд, является формирование принципиально нового, интегративного качества магистрантов, проявляющегося в способности принимать обоснованные решения, иметь адекватный выбор и способ деятельности. Таковым, по нашему мнению, может являться готовность к фандрайзингу.

В отечественной и зарубежной педагогическая науке существует ряд исследований, которые посвящены рассмотрению понятия готовность личности (А.С. Ховрина [9], А.Н. Загребина [4], Е.В. Демкина [3]). В отношении изучения профессиональной готовности личности в целом и в разных контекстах педагогической мысли к настоящему времени достигнуты следующие результаты: обоснована необходимость ее актуализации (Н.К. Солопова [7], С.А. Печерская [6]), рассмотрены отдельные аспекты этой категории и выделены типы (В.Ф. Горбатов [2] и др.). Однако современная педагогическая наука не дает ответа на вопрос о том, как сформировать готовность магистранта педагогического направления к современному на сегодняшний день явлению - фандрайзингу. Между тем, практика показывает, что такая готовность оказывает определяющее воздействие на процесс ее актуализации в сравнении с внешними условиями, в которых протекает профессиональная деятельность.

Для решения проблемы формирования готовности будущего магистра к фандрайзингу необходимо для начала определить статус самого феномена готовность. Для этой цели проведем мониторинг зарубежных и отечественных работ по проблемам фанд-райзинга в деятельности будущего работника педагогической сферы. Так, исследователи, начиная с 90-х годов ХХ века, чаще всего связывают это понятие с поиском источников финансирования. Известный фандрайзер В. Кучерносов отмечает, что становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг - это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов. Также ученый разграничивает внутренний и внешний фандрайзинг. В первом случае речь идет о внутреннем менеджменте НПО, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники занимаются самостоятельно. Во втором случае - это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу (в этой ро-

ли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы).

На сегодняшний день фандрайзинг как процесс привлечения учреждением денежных средств и иных ресурсов с целью реализации определенного проекта привлекает внимание многих ученых, которые рассматривают различные аспекты этого явления. Отметим, что становление фандрайзинга связано с деятельностью некоммерческих организаций. Так, в словаре терминов и понятий муниципального управления А.А. Васильева дано следующее определение: «Фандрайзинг - это деятельность, основанная на системе партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики, и направленная на привлечение средств для реализации некоммерческих проектов. Это управленческая деятельность, направленная на согласование общественного спроса и предложения, и его рассматривать как систему некоммерческого маркетинга, а также это поиск и привлечение ресурсов для реализации проектов или осуществления деятельности» [1]. Таким образом, эту деятельность можно назвать своеобразным творчеством, которое применимо для получения денежных поощрений от благотворительных фондов, частных лиц, правительственных и коммерческих организаций. Однако фандрайзинг - это не выпрашивание денег, а мотивация на привлечение внебюджетных средств. Главной же целью образовательного учреждения (которое как раз и есть некоммерческая организация) является получение статуса социально-привлекательной организации, задача которой - убеждать людей в необходимости своей деятельности.

Можно констатировать, что сегодня отношение к такому явлению как фандрайзинг, довольно редко встречающемуся в практической деятельности современного образовательного учреждения, в российской педагогической среде неоднозначно. С одной стороны, многие из отечественных педагогов настроены позитивно при его толковании. С другой стороны, как отмечает Б.Е. Фишман, «поле фандрайзинга еще не востребовано основной массой педагогов как необходимый и значительный компонент реальности» [8]. Такая ситуация обусловлена тем, что воплощение на практике идей фандрайзинга сопряжено со многими трудностями. Одна из них связана с тем, что атрибут фандрайзинга всегда предполагает принятие человеком на себя ответственности за свои действия, так как возможность выбора всегда создает предпосылки для возникновения ответственности. Ответственность минимальна в случае, когда в обществе господствуют единые нормы, единая мораль. Тогда быть нравственным, следуя этой морали, не сложно, так как нет противоборства внешнего и внутреннего. Когда же исчезает опора на единые моральные нормы, наступает предельная ответственность. Особенно высок уровень ответственности в случае магистров, которые, с одной стороны, «весьма жестко морально запрограммированы», с другой - «вынуждены не просто самоопределяться в ситуации разрыва между декларируемыми нормами и их повсеместным нарушением, но и тем самым опосредованно влиять на самоопре-

деление своих воспитанников».

Действительно, в такой ситуации (а именно ее мы наблюдаем в настоящее время) любой выбор будущего магистра - это риск, правильность выбора не гарантирована. Отсюда и рост ответственности при проявлении готовности к фандрайзингу. В связи с этим важным представляется выделение профессиональной ответственности, которая, по словам Т.В. Марке-ловой, определяется совокупностью черт личности, характеризующих ее отношение к трудовому процессу, профессиональному коллективу и его членам, к себе как субъекту деятельности, а также особенностью поведения личности в трудовой деятельности. Она определяет профессиональную ответственность как «интегративное качество личности, проявляющееся в ее способности принимать обоснованные решения» [5].

В контексте настоящего исследования важной представляется позиция, в соответствии с которой фандрайзинг определяется не только совокупностью способов деятельности, которыми он свободно оперирует, но и адекватностью выбора того или иного варианта выполнения деятельности, являющегося оптимальным в конкретной ситуации профессиональной действительности. Это не просто свободный выбор, но и адекватность конкретной ситуации профессиональной деятельности, связывающая автономность с эффективностью профессиональной деятельности специалиста.

Принимая приведенные выше формулировки и основные положения зарубежных и отечественных исследователей как теоретически значимые, выделим ряд основополагающих позиций, из которых нужно исходить при трактовке собственного понимания фандрайзинга будущего магистра.

Во-первых, фандрайзинг магистранта предполагает наличие ряда специальных способностей (способность к принятию решений, рефлексия или анализ профессиональной ситуации и своего опыта, осознание своей социальной позиции, социальной свободы, способность думать и действовать независимо, беря на себя управление процессом, ответственность), позволяющих будущему магистру педагогического профиля осуществлять свободный и ответственный выбор в собственной деятельности.

Во-вторых, для достижения фандрайзинга магистранту необходима личная ответственность за принятие решений, равно как и за их выполнение в условиях изменяющегося, развивающего общества.

В-третьих, мы сосредотачиваем внимание на фандрайзинге «для», рассматривая его как нечто положительное, рациональное, направленное на развитие личности обучаемого.

Помимо этих трех позиций в вопросе выявления сущности понятия фандрайзинг будущего преподавателя мы исходим из понимания данного термина как одной из форм проявления человеческой активности, что позволяет экстраполировать некоторые положения теории в контекст фандрайзинговой деятельности будущего магистра педагогического направления.

Несомненна также связь между фандрайзингом

магистранта и индивидуальным стилем его деятельности. В отечественной педагогической науке есть целый ряд работ (В.П. Бездухова, Е.Ю. Васильевой, О.А. Лапиной и др.), касающихся проблем совершенствования и развития индивидуального стиля деятельности педагогического работника. Известно, что под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимается субъектное свойство, динамично развивающаяся вязь профессиональных и индивидуально-личностных характеристик, которая проявляется в способности личности найти гармонию между потенциальными возможностями своего «Я» и требованиями профессии в системе педагогических взглядов, чувств, установок, нравственных принципов и ценностных ориентаций. Эта связь обеспечивает собственную позицию в решении педагогических задач. Как можно заключить, эта «собственная позиция» является составляющей фандрайзинга. Действительно, высокая степень осуществления фандрайзинга составляет одну из непременных характеристик будущего магистра педагогической специальности, способного к проявлению индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Отметим, что индивидуальный стиль деятельности по самому своему определению должен быть присущ каждому магистранту, его наличие обусловлено индивидуальностью самоактуализирующегося будущего магистра. Несколько иное положение дел существует в отношении фандрайзинга, на который способен далеко не каждый. Исходя из этого мы полагаем, что индивидуальный стиль деятельности фандрайзинга будущего магистра вышеназванного нами профиля должен отличаться особыми характеристиками, среди которых наибольшее значение имеют свобода выбора целей, средств, методов и повышенная ответственность.

Учитывая, что целый ряд характеристик представленной личности (инициативность, ответственность принятия решений, способность к выбору и др.) связан с таким психолого-педагогическим понятием, как активность, кратко рассмотрим соотношение фанд-райзинга и активности личности. Проведенная работа позволяет утверждать, что актуализация фандрайзин-га будущего магистра в значительной степени определяется тем, насколько широкие возможности представляет педагогическая система для его личностной активности. Мера включенности в профессиональную деятельность детерминирована типом активности личности, выступающим как поведенческая форма мотивации.

Таким образом, актуализация фандрайзинга магистранта невозможна вне его активности, тогда как активность не обязательно предполагает достижение им уровня фандрайзинга. Это обусловлено тем, что при актуализации данного понятия особую важность имеет развитие особого типа активности - поисковой, преобразующей, осознанной, целенаправленной. Такая осознанная активность, обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно. При этом особенность данного типа активности заключается в том, что свобода признается не только за собой, но и

за обучающимся, которому предоставляется право выбора, право высказывать свои мысли. Иными словами, рассматриваемый тип активности предполагает партнерские отношения, диалогичность. Такие отношения, предоставляя свободу выбора обоим субъектам обучения, характеризуются повышенной ответственностью за сделанный выбор, так как свобода, как отмечалось выше, всегда сопряжена с ответственностью.

Действительно, проведенное исследование показало, что способными к фандрайзингу в различных

ситуациях признаются те магистранты, которые активны, стремятся к развитию, инициативны, способны определить направление и перспективы своего профессионального развития и своей целенаправленной деятельности, осуществлять независимый выбор методов, средств, форм обучения. В связи с этим мы полагаем, что фандрайзинг будущего магистра педагогического профиля представляет собой вид целенаправленной активности, характеризующийся самостоятельным целеполаганием и свободным выбором.

Статья поступила 02.04.2014 г.

Библиографический список

1. Васильев А.А. Словарь понятий и терминов муниципального управления. Нижний Новгород. 2005 // Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod.ru/mu/term_mu/tm_a.htm (22 фев. 2014).

2. Горбатов В.Ф. Технологическая модель подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2001. 187 с.

3. Демкина Е.В. Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. Майкоп, 2000. 180 с.

4. Загребина А.Н. Развитие творческой готовности студентов - будущих педагогов в процессе учебной деятельности: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. Ижевск, 2003. 184 c.

5. Маркелова Т.В., Кошелева С.И. Роль мотивационного критерия в оценке психологической готовности студентов

военных кафедр к военно-профессиональной деятельности: монография. Воронеж: Истоки, 2007. 96 с.

6. Печерская С.А. Роль профессиональной установки в развитии психологической готовности к деятельности: автореф. канд. дис. ... психолог. наук: 19.00.07. Сочи, 2007. 40 с.

7. Солопова Н.К. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Тамбов, 2001. 203 с.

8. Фишман Б.Е. К вопросу о критериях и показателях деятельности преподавателя высшей школы // Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения. 2009. Вып. 7. С. 16-20.

9. Ховрина А.С. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Тамбов, 2004. 218 а

УДК 811.13'36

К ВОПРОСУ О ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИМПЕРФЕКТА ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

© И.В. Зайкова1, Е.П. Пензева2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты исследования имперфекта испанского языка с позиций диахронического аспекта. Исследована его графическая форма и семантическое значение в разные временные периоды. Установлено, что, несмотря на крайне редкое употребление данной временной формы в староиспанском языке, в современном испанском языке удалось восстановить частоту использования имперфекта, который также приобрел новые маргинальные значения. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: имперфект; диахронический аспект; латынь; староиспанский язык; романские языки.

TO DIACHRONIC ASPECTS OF SPANISH IMPERFECT I.V. Zaikova, E.P. Penzeva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article gives a diachronical overview of imperfect in the Spanish language. Having studied the graphical form of imperfect and its semantics in various time periods, it is found that despite extremely rare use of this temporal form in ancient Spanish, imperfect is much more frequently used in modern Spanish. It also has derived new marginal meanings. 2 tables. 8 sources.

1Зайкова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89247107105, e-mail: irazaykova@mail.ru

Zaikova Irina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialties, tel.: 89247107105, e-mail: irazaykova@mail.ru

2Пензева Евгения Петровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89149148681, e-mail: evpenzeva@yandex.ru

Penzeva Evgeniya, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89149148681, e-mail: evpenzeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.