Научная статья на тему 'Интерпретация понятия «Готовность к осуществлению фандрайзинга»'

Интерпретация понятия «Готовность к осуществлению фандрайзинга» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ФАНДРАЙЗИНГ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФАНДРАЙЗИНГА / FUNDRAISING / WILLINGNESS / PROFESSIONAL COMMITMENT / FUNDRAISING IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуисеева Алина Романовна

В данной статье делается попытка определения сущности понятия «готовность к фандрайзингу» как значимого качества современного специалиста в условиях профессиональной подготовки; выявляется характер взаимосвязи таких явлений, как «фандрайзинг» и «готовность к его осуществлению».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация понятия «Готовность к осуществлению фандрайзинга»»

1. Головко, Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Головко.

- Ставрополь, 2004. - 20 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40 с.

3. Луценко, Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы [Текст] / Л. И. Луценко // Педагогика. - 2005.- № 3. - С. 61.

4. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А. К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 36. - С. 55 - 63.

5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская.

- М. : Изд-во МГУ,1989.- 216 с.

6. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Се-левко // Народное образование. - 2004.- № 4 (№ 1337). - С. 138-142.

7. Суханова, К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации [Текст] / К. Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003.

- № 1. - С. 51-58.

8. Шамес, Л. Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании [Текст] / Л. Я. Шамес. - СПб. : Астерион, 2006. - 528 с.

Дуисеева Алина Романовна

Ассистент на кафедре «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия

УДК 37.013 ББК 740

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФАНДРАЙЗИНГА»

В данной статье делается попытка определения сущности понятия «готовность к фандрайзингу» как значимого качества современного специалиста в условиях профессиональной подготовки; выявляется характер взаимосвязи таких явлений, как «фандрайзинг» и «готовность к его осуществлению».

Ключевые слова: фандрайзинг; готовность; профессиональная готовность; осуществление фандрайзинга.

INTERPRETATION OF THE CONCEPT «READINESS TO IMPLEMENT OF FUNDRAISING»

The article attempts to define the essence of “readiness to fundraising” concept as one of the most important modern specialist quality in the context of professional training; it also reveals interrelation of such concepts as “fundraising” and “wil l-ingness to its implementation”.

Key words: fundraising; willingness; professional commitment; fundraising implementation.

Важную роль в актуализации фандрайзинга будущего преподавателя играет внутренний аспект данного явления. Для выявления сущности данного феномена важно предварительное рассмотрение первой из его семантических составляющих, а именно самой сути понятия «готовность личности» в контексте профессиональной деятельности человека.

Проблема готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в целом и готовности к отдельным видам педагогической деятельности в частности рассмотрена в ряде работ отечественных исследователей (А.Н. Леонтьев, И.Е. Пискарева, С.Л. Рубинштейн и др.). Однако, несмотря на широкую распространенность данного понятия, его содержание остается дискуссионным. Такая ситуация, как нам удалось установить, обусловлена неоднозначностью подходов к рассмотрению данного сложного явления. Например, одни авторы рассматривают готовность только на уровне психофизиологических реакций и определяют ее как функциональное состояние, фон, на котором происходят психические процессы, своеобразную установку к деятельности (Б.Е. Фишман и др.). Как отмечает Б.Е. Фишман, «состояние готовности целого организма можно назвать установкой, доминантой, вниманием, образом потребности будущего, эвристическим проектом не только реальности, но и действия в ней или с ней, состояние готовности, как бы мы его ни обозначали и в чем бы оно само ни опредмечивалось, несет энергетический заряд, который не рассеивается в действии и в деятельности, а прирастает по мере их осуществления» [Фишман, 2002, с. 155].

В связи с приведенной аргументацией более близкой нашей позиции является точка зрения тех исследователей (И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова и др.), которые рассматривают готовность на уровне включения личности в деятельность. В этом ракурсе рассмотрения готовность рассматривается как устойчивая характеристика, интегративное качество личности, и она является существенной предпосылкой успешной деятельности [Зимняя, 2004, c. 55]. Так, В.А. Крутецкий определяет готовность как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. Среди таких свойств личности он называет активное, положительное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность, определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области, определенные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах. В том же направлении мыслит и К.К. Платонов, который трактует готовность как интегративное свойство личности, начало формирования которого лежит в подструктуре опыта, т.е. обусловлено, в первую очередь, знаниями, умениями и навыками [Юндина, 2001, c. 120]. Такой «личностный» подход к пониманию готовности к педагогической деятельности представлен и в формулировке готовности, предложенной К.М. Дурай-Новиковой. Под профессиональной готовностью автор понимает систему ин-

тегративных качеств, свойств, знаний, навыков личности, среди которых важное место занимает ответственность. Кроме того, исследователь подчеркивает, что профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки и одновременно предпосылкой эффективной деятельности педагога, что обусловливает диалектический характер готовности как качества и как состояния.

На основании приведенных позиций мы придерживаемся мнения, что готовность к деятельности представляет собой интегративное динамичное новообразование в структуре личности будущего преподавателя, которое представляет собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, позволяющих педагогу компетентно и творчески осуществлять управление собственной профессиональной деятельностью.

Экстраполируя данное определение в контекст рассмотрения осуществления фандрайзинга будущего преподавателя, можно говорить о том, что готовность будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга предполагает состояние высшей активности и наличие психологической установки на выполнение независимых и ответственных действий в области собственной профессиональной деятельности, компетентности по их осуществлению и оценке результата деятельности.

Будучи качеством личности, готовность должна включать, с одной стороны, систему потребностей и стремлений субъекта, определяющую его отношение к действительности, с другой - способы поведения, являющиеся необходимым средством осуществления этих потребностей и стремлений. Как следствие, готовность будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга должна определяться как степенью сформированности у него потребности в фандрайзинговой деятельности, так и комплексом специальных умений данной деятельности [Вайнер, 2000, а 36].

Представленные выше рассуждения, а также специфика фандрайзинга как явления позволили выявить сущность исследуемого феномена и вписать его в контекст общей готовности будущего преподавателя к педагогической деятельности. Мы рассматриваем готовность будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга как интегративное динамичное новообразование в структуре личности будущего преподавателя, представляющее собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, которые позволяют педагогу осуществлять управление собственной профессиональной деятельностью посредством самостоятельной постановки педагогических задач, адекватных ситуации обучения, свободного выбора форм, средств, содержания обучения и постоянной рефлексии своего опыта и профессионального поведения. При этом готовность будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга должна являться составной частью общей профессиональной готовности будущего преподавателя (как интегративного новообразования в структуре личности и как результата профессиональной подготовки).

Выявленное содержание понятия «готовность будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга» определяет характер его взаимосвязи с явле-

ниями «фандрайзинга» и «готовность к его осуществлению». Готовность будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга отражает внутренний аспект фандрайзинга и включает совокупность определенных установок и качеств личности студента, обеспечивающих осознание им необходимости проявления фандрайзинга в будущей профессиональной деятельности, а также того, каким образом и в каких ситуациях он может проявить данное качество. При этом такое осознание, безусловно, требует наличия определенных умений фандрайзинговой деятельности. Этот внутренний аспект позволит действовать профессионально даже тому будущему преподавателю, который только будет начинать свою профессиональную деятельность [Васильев, 2005, а 123].

Сказанное доказывает, что готовность к осуществлению фандрайзинга проявляет себя в обоих аспектах личностно-профессионального саморазвития будущего преподавателя. Такое понимание изучаемого явления соотносится с указанной выше позицией отечественных педагогов, рассматривающих осуществление фандрайзинга как важное условие эффективного саморазвития личности в широком социокультурном контексте.

Важная роль готовности личности будущего преподавателя к осуществлению фандрайзинга в контексте личностно-профессионального саморазвития обусловливает необходимость более глубокого проникновения в ее внутреннее содержание, в компоненты и показатели ее сформированности.

Библиографический список

1. Вайнер, В. Некоммерческий сектор и бизнес: построение социального партнерства [Текст] : учеб. пособие / В. Вайнер, В. Матросов. - Калуга : МАНПО, 2000. 29 с.

2. Васильев, А. А. Словарь понятий и терминов муниципального управления [Текст] : курс лекций / А. А. Васильев. - Н. Новгород : издатель: О. В. Гладкова, 2005.- 552 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.

4. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов [Текст] : монография / Б. Е. Фишман. - М. : МПГУ, 2002. - 265 с.

5. Юндина, М. А. Привлечение средств из местных источников. Сбор частных пожертвований [Текст] : метод. пособие / М. А. Юндина, А. В. Зотова. - Ставрополь : Автоном. некоммерч. орг. «Северо. -Кавказский ресурс», 2001. - 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.