Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОТЕНЦИАЛЬНО-ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Руденко Екатерина Юрьевна

В статье содержатся результаты исследования готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества, когда обучающиеся находятся под постоянным воздействием разнообразной и подчас противоречивой информации, способной оказывать решающее воздействие на формирование их гражданского самосознания. Автор раскрывает сущность такой готовности, ее содержание, структуру и критерии ее оценки. Особое внимание уделено личностной готовности будущих педагогов, в качестве основного критерия которого рассматривается потенциально-противодействующий ресурс их личности, включающий в себя высокий уровень критического мышления, гражданской ответственности и способности быть единственным, кто распоряжается своей духовно-нравственной сферой, сохраняя при этом чувство принадлежности к своей Родине, ощущение гражданственности и гражданской идентичности. В результате исследования выявлено, что многие современные студенты характеризуются стереотипными представлениями о целях и задачах гражданского воспитания школьников, о его основных направлениях, формах, средствах и методах, что сочетается с низким уровнем развития у них потенциально-противодействующего ресурса. На основании результатов исследования, делается вывод о том, что система подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в современных условиях развития общества должна включать в себя в качестве одного из центральных направлений формирование у них устойчивого гражданского самосознания и готовности к противодействию негативного влияния на него интернет-ресурсов и социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Руденко Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR CIVIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE INFORMATION SOCIETY: ASSESSMENT CRITERIA

The article contains the results of a study of the readiness of future teachers for the civic education of schoolchildren in the information society, when students are under the constant influence of diverse and sometimes conflicting information that can have a decisive impact on the formation of their civic consciousness. The author reveals the essence of such readiness, its content, structure and criteria for its evaluation. Particular attention is paid to the personal readiness of future teachers, as the main criterion of which is considered a potentially opposing resource of their personality, which includes a high level of critical thinking, civic responsibility and the ability to be the only one who manages their spiritual and moral sphere, while maintaining a sense of belonging to their homeland, a sense of citizenship and civic identity. As a result of the study, it was revealed that many modern students are characterized by stereotypical ideas about the goals and objectives of civic education of schoolchildren, about its main directions, forms, means and methods, which is combined with a low level of development of a potentially opposing resource. Based on the results of the study, it is concluded that the system of training future teachers for the civic education of schoolchildren in modern conditions of the development of society should include, as one of the central directions, the formation of a stable civic consciousness and readiness to counteract the negative impact of the Internet resources and social networks.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ»

7. Установлены законодательные основы системы воспитательной работы в сфере образования. -http://www.kremlin.ru/acts/news/63836 (Дата обращения 10.01.2023)

8. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи, 1857-1861 гг. - М.-Л., 1948. - 656 с.

9. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г., №287 / Министерство просвещения Российской Федерации. - Москва: 2021 г.

Педагогика

УДК 378.4

доктор педагогических наук, профессор Гребенникова Вероника Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); преподаватель Руденко Екатерина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация. В статье содержатся результаты исследования готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества, когда обучающиеся находятся под постоянным воздействием разнообразной и подчас противоречивой информации, способной оказывать решающее воздействие на формирование их гражданского самосознания. Автор раскрывает сущность такой готовности, ее содержание, структуру и критерии ее оценки. Особое внимание уделено личностной готовности будущих педагогов, в качестве основного критерия которого рассматривается потенциально-противодействующий ресурс их личности, включающий в себя высокий уровень критического мышления, гражданской ответственности и способности быть единственным, кто распоряжается своей духовно-нравственной сферой, сохраняя при этом чувство принадлежности к своей Родине, ощущение гражданственности и гражданской идентичности. В результате исследования выявлено, что многие современные студенты характеризуются стереотипными представлениями о целях и задачах гражданского воспитания школьников, о его основных направлениях, формах, средствах и методах, что сочетается с низким уровнем развития у них потенциально-противодействующего ресурса. На основании результатов исследования, делается вывод о том, что система подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в современных условиях развития общества должна включать в себя в качестве одного из центральных направлений формирование у них устойчивого гражданского самосознания и готовности к противодействию негативного влияния на него интернет-ресурсов и социальных сетей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, гражданское воспитание, информационное общество, потенциально-противодействующий ресурс личности.

Annotation. The article contains the results of a study of the readiness of future teachers for the civic education of schoolchildren in the information society, when students are under the constant influence of diverse and sometimes conflicting information that can have a decisive impact on the formation of their civic consciousness. The author reveals the essence of such readiness, its content, structure and criteria for its evaluation. Particular attention is paid to the personal readiness of future teachers, as the main criterion of which is considered a potentially opposing resource of their personality, which includes a high level of critical thinking, civic responsibility and the ability to be the only one who manages their spiritual and moral sphere, while maintaining a sense of belonging to their homeland, a sense of citizenship and civic identity. As a result of the study, it was revealed that many modern students are characterized by stereotypical ideas about the goals and objectives of civic education of schoolchildren, about its main directions, forms, means and methods, which is combined with a low level of development of a potentially opposing resource. Based on the results of the study, it is concluded that the system of training future teachers for the civic education of schoolchildren in modern conditions of the development of society should include, as one of the central directions, the formation of a stable civic consciousness and readiness to counteract the negative impact of the Internet resources and social networks.

Key words: professional training, future teachers, civic education, information society, potentially counteracting resource of the individual.

Статья выполнена в рамках реализации проекта УНО «Кубанский научный фонд» ППН-21.1/51 «Механизмы и технологии

противодействия влиянию контента интернет-ресурсов и социальных сетей на национальное сознание молодежи»

Введение. На современном этапе развития общества актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников, которая непосредственным образом связана с проблемой развития самой системы гражданского воспитания в условиях информационных войн и информационной агрессии.

Изложение основного материала статьи. В современной школе гражданское воспитание относится к основополагающему направлению воспитательной работы, о чем свидетельствуют требования новых государственных стандартов общего образования и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по воспитанию подрастающего поколения [10]. Организация в школе гражданского воспитания опирается на научные труды выдающихся ученых-педагогов и традиции российского образования, сформированные в период индустриального, а не информационного общества.

Однако современный мир характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые изменяют, по сути, сам образ жизни людей, внедряясь во все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь, в образование. В таких условиях трансформируется роль педагога, его функции: современный учитель, переставая быть единственным носителем «истинного» знания и источником первичной информации, должен стать для обучающихся их старшим наставником, способным научить жить в информационном обществе, научить умению избирательно относиться к информации, критически оценивать ее, находить нужную информацию, отделяя ее от второстепенной, искаженной, ложной и не соответствующей реальной действительности.

В связи с этим, изменяются и основные, ставшие уже традиционными и классическими педагогические принципы воспитания. Принципы доверительности, равенства позиций, обратной связи становятся сейчас важнейшими принципами организации воспитательной работы в школе, что обусловлено возможными информационными рисками и угрозами.

Соблюдение таких принципов на практике требует соответствующей подготовки будущих педагогов - педагогов нового поколения, педагогов информационного общества, не имеющих личностного опыта построения нового взаимодействия с обучающимися.

Проблеме подготовки будущих педагогов к работе в новых условиях, связанных, прежде всего, со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, посвящены, однако, далеко не многочисленные исследования. Изучаются, в основном, вопросы формирования у будущих педагогов информационной культуры, медиакультуры [4], медиаграмотности [5], готовности к внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс [8], к обеспечению информационной безопасности обучающихся [9]. О необходимости трансформации системы профессиональной подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества свидетельствуют многочисленные исследования особенностей влияния интернета на человека, его сознание и самосознание [1].

Информатизация и цифровизация общества сочетается сегодня с очень сложной геополитической обстановкой в мире, с обострившейся международной ситуацией, осложнениями геополитических отношений. В современных условиях именно информация становится главным оружием, способным как сплотить российский народ, так и разрушить его. Ведение массовых и тотальных информационных войн против нашей страны, развязанных представителями недружественных стран, ориентировано, прежде всего, на молодежь как самой уязвимую часть населения. По данным социологических исследований, среди молодежи зафиксированы достаточно высокий уровень протестной активности [12] и, напротив, низкий уровень знаний об историческом прошлом нашей страны, в частности, о событиях Великой Отечественной войны [11].

Большинство исследователей связывают данный факт с влиянием интернет-ресурсов и социальных сетей на политическое и гражданское самосознание молодежи [2], ее ценностные ориентации [3], духовно-нравственную сферу их личности [7].

На наш взгляд, актуальной и значимой на сегодняшний день является проблема подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в новых условиях, в условиях информационного общества, когда обучающиеся находятся под постоянным воздействием разнообразной и подчас противоречивой информации, способной оказывать решающее воздействие на формирование их гражданского самосознания. По своей сути, это интеграция таких направлений, как подготовка к собственно гражданскому воспитанию школьников и подготовка к обеспечению их информационной безопасности.

Процесс подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества представляет собой, по сути, процесс формирования у них готовности к соответствующей педагогической деятельности. Под готовностью здесь понимается интегральная характеристика личности студентов как будущих педагогов, отражающая их знания, когнитивные педагогические способности (теоретическая готовность), умения и навыки организации гражданского воспитания и противодействия негативному влиянию интернет-пространства на гражданское самосознание школьников (практическая готовность), их гражданскую позицию и уровень развития потенциально-противодействующего ресурса их личности, обеспечивающего устойчивость самих педагогов к возможному негативному информационному воздействию.

Особую значимость приобретает здесь не столько обучение способам организации гражданского воспитания, сколько личностная готовность студентов к обозначенной педагогической деятельности.

В связи с этим, было проведено исследование, направленное на выявление степени выраженности у студентов, обучающихся по программам высшего педагогического образования, потенциально-противодействующего ресурса их личности.

В результате теоретического анализа был сделан вывод о том, что такой ресурс представляют:

- высокий уровень развития умений критически оценивать информацию, выделять в ней главное, распознавать истинные намерения автора контента, умений различать истинные и аргументированные знания от эмоционально окрашенных мнений, слухов, суждений, то есть высокий уровень развития критического мышления;

- конструктивная гражданская позиция как осознание ответственности перед своим государством, выражение любви к Родине, уважение национальных ценностей и приоритетов, стремление не навредить ей, а своими действиями способствовать ее процветанию и дальнейшему развитию;

- духовно-нравственная суверенность личности как способность интернет-пользователя сохранять иммунитет в условиях негативного информационного воздействия.

Очевидным является тот факт, что потенциально-противодействующим ресурсом личности, который необходимо актуализировать у школьников в процессе формирования у них устойчивого гражданского самосознания, должен обладать в первую очередь сам педагог, чтобы эффективно решать вопросы гражданского воспитания школьников в новых условиях информационного общества.

В исследовании был использован комплекс диагностических методик, позволяющих выявить уровень критического мышления студентов (Ю.Ф. Гущин, Н.В. Смирнова), степень их внушаемости (С.В. Клаучек, В.В. Деларю), а также нравственной надежности (модифицированная методика Е.Ю. Стрижова) и гражданской ответственности (модифицированная методика В.П. Прядеина). В исследовании приняли участие 134 студента четвертых курсов, обучающихся по программам педагогического образования (два профиля подготовки). Для сравнения была сформирована группа старшеклассников (обучающихся в возрасте 16-17 лет), состоявшая также из 134 респондентов.

Выявлено, что среднегрупповые показатели умений студентов критически оценивать получаемую из социальных сетей информацию находятся в нижних границах нормативных значений (30-49 баллов из 80 возможных), что не может не настораживать в плане несформированности у многих из них критического мышления. Более того, среднегрупповые показатели отдельных умений не имеют статистически достоверные различия с соответствующими показателями, зафиксированными в группе старшеклассников. Достоверные различия между группами были зафиксированы только по показателям способности респондентов ориентироваться в электоральных предпочтениях избирателей и критически оценивать их ^ = 3,36; р < 0,001).

Процентные распределения старшеклассников и фактически их будущих педагогов по уровню сформированности у них критического мышления различаются только потому, что в группе студентов значительное большинство составляют лица, характеризующиеся средним уровнем развития, тогда как в группе старшеклассников это преобладание минимальное (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение студентов и обучающихся в старших классах по уровню развития критического

мышления (%)

Схожие результаты были выявлены и по другим показателям потенциально-противодействующего ресурса личности респондентов двух исследовательских групп.

Так, достоверные различия между группами были выявлены в процентных распределениях по уровню внушаемости личности (рисунок 2), однако в среднегрупповых показателях таких различий нет ^ = 1,13; р > 0,05).

73.88% 74,6334

15,67% 17.91%

8,2154 9.70%

Слабая конформноегь

Умезе* м,Iконформность ■ Ш-ю/ьники I Студенты

Сильная конформность

Рисунок 1. Распределение студентов и обучающихся в старших классах по уровню развития внушаемости (%)

Большинство как обучающихся, так и студентов имеют умеренную конформность, что делает и тех и других достаточно уязвимыми при негативном воздействии интернет-сообществ деструктивной направленности.

Особый интерес представляют результаты исследования нравственной надежности старшеклассников и их будущих учителей.

Выявлено, что, несмотря на статистически достоверные различия между группами по показателям и принятия ответственности за соблюдение норм поведения, принятых в обществе и в соответствии с законом ^ = 3,24; р < 0,001), и понимания, осмысленности необходимости соблюдения таких норм в повседневной, а не только в профессиональной жизни ^ = 2,93; р < 0,01), и учета нравственных и моральных норм поведения ^ = 2,12; р < 0,05), в показателях устойчивости к деструктивным проявлениям гражданской позиции, исходящей из возможного нарушения нравственных правил «Не навреди», таких различий выявлено не было ^ = 0,89; р > 0,05) (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты исследования нравственной надежности студентов и обучающихся старших классов

общеобразовательных школ (средний балл)

Как и школьники, будущие молодые педагоги имеют недостаточный уровень устойчивости к негативным воздействиям интернет-сообществ. Их умеренная конформность в сочетании с низким или ниже среднего уровнями нравственной надежности могут стать источниками трансформации их гражданского самосознания под информационным воздействием.

Распределения студентов и обучающихся старших классов общеобразовательных школ, опрошенных в ходе эмпирического исследования, по уровню развития гражданской ответственности также демонстрируют актуальность проблемы подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в новых условиях информационного общества, и, главным образом, организации в вузе гражданского воспитания студентов, формирования у них устойчивой конструктивной гражданской позиции, гражданской ответственности и гражданского долга - процент будущих педагогов, кто, по результатам исследования, характеризуется безответственностью, отрицанием гражданственности, неспособностью проявлять гражданский долг, жертвовать собой во имя будущего своей страны, выполнять свои гражданские обязанности, относительно, но достаточно высок и составляет почти 10 % (рисунок 4).

ответственность ответственность

■ Студенты I Старшеклассники

Рисунок 4. Распределения студентов и обучающихся старших классов по уровню их гражданской

ответственности (%)

Проведенное исследование было ориентировано на экспресс-диагностику особенностей личностной готовности студентов, как будущих педагогов, к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационной агрессии и информационных войн, которые могут негативно трансформировать гражданское самосознание интернет-пользователя. Выявлено, что студенты имеют практически те же характеристики, что и школьники: некоторые из них характеризуются достаточно низкой устойчивостью к негативному информационному воздействию, что проявляется в низком уровне развития у них потенциально-противодействующего ресурса их личности.

Выводы. На основании результатов исследования, можно сделать вывод о том, что система подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в современных условиях развития информационного общества должна включать в себя в качестве одного из центральных направлений формирование у них устойчивого гражданского самосознания и готовности к противодействию негативного влияния на него интернет-ресурсов и социальных сетей, создание условий для формирования, развития и актуализации потенциально-противодействующего ресурса их личности, а именно:

- развития критического мышления, обеспечивающего способность адекватно воспринимать потенциальные интернет-угрозы, распознавать манипуляционные намерения автора информации, критически оценивать ее и избирательно к ней относиться;

- формирования нравственной суверенности личности каждого студента как интернет-пользователя, обеспечивающей их способность отстаивать свою субъективную позицию в интернет-пространстве, основанную на нравственных и моральных нормах, национальных ценностях и приоритетах и сохранять ее, транслировать другим;

- выработки собственного субъективного опыта, снижения конформности и внушаемости;

- формирования конструктивной гражданской позиции, гражданской ответственности.

Потенциально-противодействующий ресурс личности является одним из критериев оценки личностной (или психологической) готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в новом информационном обществе.

Литература:

1. Адамьянц, Т.З. Латентные технологии информационных войн и «двойных» стандартов / Т.З. Адамьянц // Социологические исследования. - 2016. - № 12. - С. 123-127

2. Бродовская, Е.В. Молодёжь России в цифровом пространстве: Основания дифференциации стратегий интернет-поведения / Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма, А.А. Азаров, Д.Н. Карзубов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2019. - № 14(1). - С. 37 - 58. - DOI 10.22394/2071-2367-2019-14-1-37-58.

3. Вараксин, А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи / А.В. Вараксин // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. - С. 205-212

4. Гребенникова, В.М. К вопросу о цифровизации образования / В.М. Гребенникова, Т.В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. -Т 11. - № 5. - С. 158-165

5. Гребенникова, В.М. Обеспечение информационной безопасности в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогических направлений / В.М. Гребенникова, В.А. Казанцева, О.А. Ус // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 4(26). -С. 371-380. - DOI 10.15350/2409-7616.2020.4.32. - EDN DVUUEF.

6. Демидова, Т.Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников / Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская, А.Е. Чижевский // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2019. - № 5. - С. 45-58

7. Дружилов, С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты / С.А. Дружилов // Психологические исследования. - 2020. - № 11 (59). - С. 11-19

8. Жижина, М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования / М.В. Жижина // Медиаобразование. - 2016. - № 4. - С. 47-65

9. Зорина, О.А. Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи / О.А. Зорина // Образование Ямала. Ежеквартальный информационно-методический журнал. - URL: http://yamal-obr.ru/ articles/vliyanie-socialnykh-setejj-na-dukhovno-n

10. Пустовойтов, В.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников / В.Н. Пустовойтов, Е.Н. Корнейков // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2021. - № 2. -С. 37-41

11. Турков, Е.А. Восприятие Великой Отечественной войны российскими старшеклассниками: анализ символов и образов / Е.А. Турков // Власть. - 2020. - № 5. - С. 105-109

12. Чуев, С.В. Политические ценности российской молодежи: материалы исследования / С.В. Чуев, А.Н. Тимохович, С.А. Гришаева // Власть. - 2017. - №11. - С. 57.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Григорьева Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Горбунова Полина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о проблемах и перспективах качественного образования в современной России. Развитие российской системы образования находится в сложной ситуации. Образовательные учреждения подвержены влиянию различных негативных факторов. Основными из них являются: социальная и экономическая нестабильность общества. А также экономический кризис и нехватка финансовых ресурсов, которые требуют серьезных улучшений и усовершенствований законодательной базы в области образования. Нехватка средств является одной из главных причин кризиса в системе образования. Не все положения законодательства в области образования сформулированы в соответствующих нормативных правовых актах административных органов. Это усложняется при реализации определенных условий. Особой проблемой является отсутствие или недостаточность работающих механизмов контроля за внедрением и имплементацией законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса и соблюдения государственных гарантий в сфере образования. Реализация современного высокого уровня качества содержания общего образования, внимание к личностному развитию, формированию морально-нравственных ценностей, социальных норм и сохранению культуры - все это самые основные вопросы.

Ключевые слова: качество, образование, проблема, перспектива, учебный процесс, инновации.

Annotation. The article discusses the problems and prospects of quality education in modern Russia. The development of the Russian education system is in a difficult situation. Educational institutions are affected by various negative factors. The main ones are: social and economic instability of society. As well as the economic crisis and lack of financial resources, which require serious improvements and improvements in the legislative framework in the field of education. Lack of funds is one of the main causes of the crisis in the education system. Not all provisions of legislation in the field of education are formulated in the relevant regulatory legal acts of administrative bodies. This becomes more complicated when certain conditions are implemented. A particular problem is the absence or insufficiency of working mechanisms for monitoring the implementation and implementation of legislation, protection of the rights of all subjects of the educational process and compliance with state guarantees in the field of education. The realization of a modern high level of quality of the content of general education, attention to personal development, the formation of moral values, social norms and the preservation of culture - all these are the most basic issues.

Key words: quality, education, problem, perspective, educational process, innovation.

Введение. Качество образования - одна из главных проблем в современной России. Реформа образования и его модернизация - это длительный и многоступенчатый процесс. Одной из главных задач является оценка и повышение качества образования [5], направленного на удовлетворение социальных потребностей, а также подготовка выпускников, соответствующих требованиям текущего этапа экономического развития страны [1].

Эффективная система качества образования является важной задачей в современном образовательном процессе [7]. Комплексная и объективная система оценки качества образования, прежде всего, включает в себя его постоянное совершенствование и усовершенствование комплексной системы.

Изложение основного материала статьи. Разница между советской системой образования и российским образованием заключается в строгом учебном плане, разработанном центральным правительством. Эти планы основаны на идее получения студентами знаний по узкоспециализированным предметам. Основное внимание уделяется науке и инженерии [8]. Все школы имеют единую учебную программу, которая составляется под руководством и контролем государства. Учебники выпускаются государством и предоставляются бесплатно.

Теперь, когда российское общество было реорганизовано, а ценности и цели переоценены, эти изменения также привели к демократизации сферы образования. Индивидуальное образование, новая концепция гражданского воспитания также имеет место в процессе образования. Все это связано с большим выбором различных типов образовательных учреждений и образовательных планов и систем, которые напрямую связаны с развитием сети негосударственных образовательных учреждений в российской региональной системе.

В настоящее время российская система образования [10] очень похожа на немецкую систему образования, но представлена в более упрощенной форме:

1) Дошкольное образование, такое как в Германии, дает детям базовые знания, но оно не эквивалентно первой ступени школьного образования. Дети поступают в ясли с 1,5 лет и остаются там до 6 лет, что также основано на добровольном волеизъявлении их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.