Литература:
1. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. 2-е издание / М.В. Кларин. - Москва: Луч, 2018. - 632 с.
2. Мазяркина, Т.В. Исследовательская деятельность школьников / Т.В. Мазяркина, С.В. Первак // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. - С. 121-122
3. Михеева, Л.А. Формирование исследовательских умений в процессе обучения математике в начальной школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Михеева Лариса Алексеевна. - Москва, 2004. - 16 с.
4. Позднякова, Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Позднякова Елена Валерьевна. - Новокузнецк, 2004. - 231 с.
5. Banchi, H. The Many Levels of Inquiry / H. Banchi, R. Bell // Science and Children. - 2008. - Vol. 46(2). - Р. 26-29
6. The BSCS 5E Instructional Model: Origins, Effectiveness, and Applications / R. Bybee, J. Taylor, A. Gardner. [а.о.] -Colorado Springs: BSCS, 2006. - 80 р.
7. Moyer, R.A. Evaluating Different Levels of Inquiry in the Science Classroom / R.A. Moyer. - Bozeman, MO: Montana State University, 2012. - 55 s.
Педагогика
УДК 371
доктор экономических наук, ректор Огоев Алан Урузмагович
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Зембатова Лариса Тамерлановна
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме воспитания гражданской идентичности будущих педагогов. Изменения, происходящие практически во всех сферах деятельности человека: социальной, экономической, политической, выдвинули ряд ключевых задач по созданию суверенного, демократического государства, которое смогло бы эффективно обеспечивать основные конституционные права и свободы своих граждан. Такое государство возможно построить при наличии у молодежи гражданского самосознания, высоких нравственных, морально-психологических качеств. По этой причине актуальность гражданского воспитания студентов, в особенности, осваивающих интересующее нас направление подготовки, выходит на первый план. Эффективное гражданское воспитание, в свою очередь, требует существенного переосмысления деятельности современных организаций ВО.
Ключевые слова: высшее образование, воспитание, гражданин, гражданственность, гражданское самосознание, студент, преподаватель.
Annotation. The given article discusses the main theoretical approaches to the future teachers' civic identity training problem. The changes taking place in almost all human activity spheres: social, economic, political, have put forward a number of key tasks to create a sovereign, democratic state. Such state should effectively ensure its citizens basic constitutional rights and freedoms. This state can be built provided that young people have civic consciousness, so as high moral, moral and psychological qualities. For this reason, the relevance of students' civic education, especially those mastering the field of training we are interested in, comes to the fore. Effective civic education, in turn, requires a significant rethinking of the modern universities' activities.
Key words: higher education, upbringing, citizen, citizenship, civic consciousness, student, teacher.
Введение. Применительно к трём последним десятилетиям истории человеческого общества можно говорить об определённом кризисе в духовно-нравственной сфере [4-5; 11; 13; 15; 17]. Сказанное представляется особенно актуальным применительно к странам бывшего СССР, и, в частности, Российской федерации. Коренные перемены во всех аспектах жизни последней не могли не иметь влияния на культурную сферу. К их негативным последствиям в данной области относится тот факт, что современная молодежь в ряде случаев не проявляет достаточного уважения по отношению к национальным, историческим, гражданским ценностям, обычаям и традициям [1; 3; 10; 14; 17].
В виду вышеизложенного фиксируется существенная актуализация вопросов, связанных с улучшением системы воспитания гражданского самосознания у студентов современных российских вузов. Пожалуй, в наибольшей степени соответствующие проблемы важны, если говорить о процессе профессиональной подготовки будущих педагогов [5-6; 9; 12]. В частности, их роль в дальнейшей социокультурной жизни весьма значительна применительно к такому полиэтничному региону, как республика Северная Осетия-Алания. Здесь молодые учителя, характеризующиеся достаточным уровнем сформированности гражданского самосознания, с большой вероятностью помогут в снижении социальной напряжённости. Последнее представляется возможным, так как именно силами таких педагогов можно развить у представителей подрастающего поколения самоидентификацию в качестве граждан России и одновременно членов тех или иных этнических общностей [2-3; 9; 11; 16].
Ключевым вопросам их формирования на стадии обучения в организациях высшего образования посвящена наша статья.
Изложение основного материала статьи. Эффективность процесса развития гражданского самосознания будущих педагогов не в последнюю очередь зависит от формирования у них следующих качеств:
- уважение к истории своей большой и малой родины;
- активная жизненная позиция;
- осознанное стремление к изменению в лучшую сторону социокультурной ситуации в стране и регионе [1; 8-9; 11; 14-15].
В сою очередь, на ход формирования вышеперечисленных качеств оказывают определённое влияние особенности когнитивной сферы представителей современной студенческой молодёжи [2; 15-16]. В их ряду одной из наиболее значимых является та, что, с одной стороны, для соответствующего периода личностного развития характерно стремление к независимости и повышению жизненной активности, а с другой - отсутствие полной самостоятельности в выборе жизненного пути и сохранение зависимости от социального окружения [3].
По этой причине на развитие у будущих педагогов гражданского самосознания оказывают влияние два мощных фактора (Табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на формирование гражданского самосознания в процессе профессиональной подготовки
будущего педагога
Фактор Качества, на которые влияет
Содержание осваиваемых академических дисциплин Уважение к истории своей большой и малой родины
Осознанное стремление к изменению в лучшую сторону социокультурной ситуации в стране и регионе
Особенности профессиональной деятельности преподавателя Активная жизненная позиция
Осознанное стремление к изменению в лучшую сторону социокультурной ситуации в стране и регионе [9-10; 12-14]
Как видим, деятельность профессорско-преподавательского состава представляет собой важный фактор формирования гражданского самосознания обучающихся. Для выявления основных направлений последней авторами настоящей статьи был проведён педагогический эксперимент. В ходе него нами были применены следующие методы:
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование [7-8].
Указанное исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ). В качестве его цели было определено выявление роли и места особенностей осуществления преподавателем профессиональной деятельности в процессе формирования гражданского самосознания студентов.
На начальном этапе эксперимента профессорско-преподавательскому составу было предложено ответить на ряд вопросов, затрагивающих как сущностные характеристики понятия «гражданское самосознание», так и различные стороны процесса его формирования у будущих педагогов (Табл. 2).
Таблица 2
Вопросы, предложенные профессорско-преподавательскому составу Северо-Осетинского государственного университета для определения его отношения к процессу формирования гражданского самосознания обучающихся
№ п/п Вопросы
1 Как Вы можете определить термин «гражданское самосознание»?
2 Чем, на Ваш взгляд, обусловлена актуальность вопросов, связанных с формированием гражданского самосознания у студентов?
3 Каким образом в ходе осуществления собственной профессиональной деятельности Вы осуществляете формирование гражданского самосознания учащихся?
4 Каким образом содержание преподаваемой Вами дисциплины способствует формированию гражданского самосознания обучающихся?
5 Какие методы, формы и средства организации внеаудиторной деятельности студентов Вы используете для формирования гражданского самосознания у студентов?
6 Применяется ли Вами материал этнопедагогического содержания материала в ходе преподавания академических дисциплин?
7 На Ваш взгляд, какие педагогические условия должны быть созданы в пространстве Вашей организации ВО с целью оптимизации процесса формирования гражданского самосознания у обучающихся?
Теперь приведём результаты обработки данных, полученных в ходе опроса (Табл. 3).
Таблица 3
Результаты опроса
Ответ Процент респондентов
«Гражданское самосознание - это пониманием индивидом собственного места в государстве, своих прав и обязанностей» 64
«Гражданское самосознание - это совокупность принципов, которыми член общества оперирует в ситуациях гражданского выбора» 36
«Актуальность вопросов, связанных с формированием гражданского самосознания у студентов обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к педагогу новой формации» 30
«Актуальность вопросов, связанных с формированием гражданского самосознания у студентов обусловлена низким уровнем сформированности чувства гражданственности у лиц, поступающих в современные вузы» 48
«Актуальность вопросов, связанных с формированием гражданского самосознания у студентов обусловлена функционированием государства как демократического, многонационального, свободного» 22
«В процессе проведения занятий, по мере необходимости, ссылаюсь на существующие нормативно-правовые акты» 90
«Высказываю личную позицию относительно излагаемого материала с учетом событий, фиксирующихся на данный момент в мире, стране, городе, вузе» 98
«Посредством преподаваемых дисциплин пытаюсь довести до сознания студентов, что они являются гражданами как Северной Осетии, таки и Российской федерации. Следовательно, как 70
будущие педагоги, они в дальнейшем смогут определять будущее страны, неся персональную ответственность за надлежащие воспитание подрастающего поколения. При этом они сами должны быть истинными гражданами»
«Определяющими педагогическими условиями, которые необходимо создать в образовательном пространстве вуза с целью формирования гражданского самосознания студентов являются» (каждым участником опроса могло быть названо несколько вариантов)
«Знание обучающимися собственных прав и обязанностей» 25
«Соблюдение преподавателями прав студентов» 30
«Активное включение студентов в социальную жизнь университета, города, республики» 50
«Организация воспитательных мероприятий на соответствующую тематику» 40
«Проведение творческих вечеров и иных мероприятий совместными усилиями с национальными сообществами» 23
«В ходе осуществления собственной профессиональной деятельности осуществляю формирование гражданского самосознания учащихся с использованием следующих форм и методов организации учебной деятельности» (каждым участником опроса могло быть названо несколько вариантов)
«Предлагаю студентам писать эссе и рефераты на соответствующую тематику» 40
«Организую подготовку и презентацию обучающимися проектов на соответствующую тематику» 35
«В рамках семинарских занятий организую дискуссии по вопросам, связанным с сущностью и проблемами формирования гражданского самосознания» 70
Результаты проведённого исследования наглядно демонстрируют: в ходе профессиональной подготовки будущих учителей школ республики профессорско-преподавательский состав демонстрирует осознанное стремление к вооружению их знаниями, умениями и навыками, необходимыми с точки зрения формирования гражданской идентичности. Таким образом, на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественной системы ВО есть возможности для её складывания у обучающихся.
С нашей точки зрения, их реализация возможна при соблюдении следующих условий:
- оптимизация существующей системы организации внеаудиторной работы;
- введение в учебные планы вузов элективных курсов на соответствующую тематику [4; 6-7].
Кроме того, развитию у будущих педагогов соответствующего качества будет способствовать организация комплексной системы деятельности преподавателей. Это представляется актуальным как для учебной, так и для воспитательной деятельности [1; 5; 10; 15; 17]. Систематизация соответствующих форм работы с большой вероятностью позволит эффективно формировать у студентов гражданское самосознание, основываясь на стимулировании их максимальной самостоятельности [6].
В целом процесс формирования гражданского самосознания будущих педагогов должен характеризоваться следующими чертами:
- комплексность;
- последовательность;
- многоступенчатость;
- полифакторность [2; 4; 16].
Теперь необходимо подвести итоги нашего исследования.
Выводы. Завершая исследование, в первую очередь отметим, что для трёх последних десятилетий характерен кризис в духовно-нравственной сфере. Особенно это актуально для стран бывшего СССР, в частности, Российской федерации. К негативным последствиям коренных преобразований во всех сферах жизни нашей страны относится тот факт, что современная молодежь в ряде случаев не проявляет достаточного уважения по отношению к национальным, историческим, гражданским ценностям, обычаям и традициям.
В виду вышеизложенного фиксируется существенная актуализация вопросов, связанных с улучшением системы воспитания гражданского самосознания у студентов современных российских вузов. Пожалуй, в наибольшей степени соответствующие проблемы важны, если говорить о процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. В частности, их роль в дальнейшей социокультурной жизни будет весьма значительной применительно к такому полиэтничному региону, как республика Северная Осетия-Алания.
Результативность процесса развития у будущих педагогов гражданского самосознания не в последнюю очередь зависит от успешности складывания у них таких качеств, как уважение к истории своей большой и малой родины, активная жизненная позиция и осознанное стремление к изменению в лучшую сторону социокультурной ситуации в стране и регионе.
На формирование этих качеств оказывают определённое влияние особенности когнитивной сферы представителей современной студенческой молодёжи. В их ряду одной из наиболее значимых является та, что, с одной стороны, для соответствующего периода личностного развития человека характерно стремление к независимости и повышению жизненной активности, а с другой - отсутствие полной самостоятельности в выборе жизненного пути и сохранение зависимости от социального окружения.
По вышеназванной причине на развитие у будущих педагогов гражданского самосознания оказывают влияние два мощных фактора: содержание осваиваемых академических дисциплин и особенности профессиональной деятельности преподавателя.
Учитывая факт важности последней, авторами настоящей статьи, был проведён эксперимент. Его целью стало выявление роли и места особенностей осуществления преподавателем профессиональной деятельности в процессе формирования гражданского самосознания студентов.
Судя по его результатам, в ходе освоения студентами соответствующих образовательных программ профессорско-преподавательский состав демонстрирует осознанное стремление к вооружению их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования гражданской идентичности. Следовательно, на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественной системы ВО есть возможности для её складывания у обучающихся.
Их реализации будут благоприятствовать: оптимизация существующей системы организации внеаудиторной работы; введение в учебные планы вузов элективных курсов на соответствующую тематику.
Кроме того, развитию у будущих педагогов соответствующего качества будет способствовать организация комплексной системы деятельности преподавателей.
Литература:
1. Абрамкина, С.Г. Вовлечённость учащейся молодёжи в общественную жизнь как фактор формирования гражданственности / С.Г. Абрамкина, Л.В. Рыжикова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 88-91
2. Арутюнова, Е.М. Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи: общероссийский контекст и региональная специфика / Р.Г. Арутюнова // Россия реформирующаяся: ежегодник. - 2017. - Вып. 15. - С. 259-272
3. Артюхина, Т.С. Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности/ Т.С. Артюхина // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 5(106). - С. 99-102
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва: Институт практической психологии, 1995. - 350 с.
5. Васьбиева, Д.Г. К вопросу о современных концепциях эмоционального интеллекта и факторах его формирования и развития у студентов вуза / Д.Г. Васьбиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 5-7
6. Виноградова, Н.В. Развитие культуры личности педагога в контексте социогуманитарных и технологических проблем современности / Н.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 161-166
7. Власова, В.Н. К вопросу о методологии педагогики и классификации методов научно-педагогических исследований / В.Н. Власова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 4. - С. 25-27
8. Гейжан, Н.Ф. Об измерении результатов педагогического исследования / Н.Ф. Гейжан, М.Р. Илакавичус // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 4(92). - С. 198-208
9. Дзунда, А.И. Математическое обучение как средство патриотического воспитания цифрового поколения / А.И. Дзунда, В.А. Цапов // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2019. - Вып. 50. - С. 41-47
10. Дубовицкий, И.Н. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике / И.Н. Дубовицкий, Н.Н. Уварова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4(65). - С. 159-160
11. Зембатова, Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона / Л.Т. Зембатова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5(72). - С. 169-171
12. Зникина, Л.С. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов / Л.С. Зникина, В.А. Боровцов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 60-62
13. Зникина, Л.С. Организационно-методическая культура педагога современного вуза в условиях полилингвального образовательного пространства / Л.С. Зникина, В.А. Боровцов // Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2020. - С. 20-27
14. Карпанина, Е.Н. Структурно-функциональная характеристика вузовской системы воспитания / Е.Н. Карпанина, И.Н. Ронь // Перспективы науки. - 2017. - № 5(92). - С. 84-87
15. Новожилова, Т.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки / Т.Н. Новожилова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2021. - № 1(40). - С. 122-132
16. Скобина, Е.А. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение / Е.А. Скобина, Е.В. Севастьянова // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 4. - С. 131-140
17. Формирование национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях / Д.С. Гордеева, А.И. Тюнин, Н.И. Плужникова, С.С. Демцура // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 139-143
Педагогика
УДК 378.147.88
кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Емельянова Арина Прокопьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация. Педагогическая практика рассматривается нами как основное составляющее профессиональной подготовки студентов. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости совершенствования педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей. Результаты исследования: изучены и обобщены труды зарубежных и отечественных авторов по теме исследования, выявлена реальная картина организации педагогических практик как ключевого компонента в профессиональном становлении компетентного и конкурентоспособного педагога.
Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка; начальная школа.
Annotation. Pedagogical practice is considered by us as the main component of the professional training of students. The purpose of the study is to theoretically substantiate the need to improve pedagogical practice in the professional development of future teachers. Research results: the works of foreign and domestic authors on the research topic were studied and summarized, a real picture of the organization of pedagogical practices as a key component in the professional development of a competent and competitive teacher in the field of primary education was revealed.
Key words: pedagogical practice, professional training; primary school.
Введение. Педагогическая практика для студентов является важнейшей частью для становления будущих учителей, способных справляться с современными задачами общеобразовательных учреждений, готовых формировать воспитанных и образованных учащихся, которые будут отвечать новым требованиям общества. Принципиальное значение приобретает то, как спланирована и организована производственная практика, являющаяся важнейшим фактором для формирования личности будущего учителя.
Компетентность профессионала в сфере образования начинает приобретать большую роль также и вследствие возникновения современных форм предъявления и обновления информации, с увеличивающимся уровнем требований, которое требует нынешнее общество.