Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гражданственности при подготовке педагогов'

Педагогические условия формирования гражданственности при подготовке педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / EDUCATIONAL CONTENT / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / CIVIL CONSCIOUSNESS / CIVIC CONSCIOUSNESS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куланина Светлана Вадимовна

В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогических условий, необходимых для повышения чувства гражданственности у студентов высших учебных заведений, получающих педагогическое образование. Актуальность исследования определяется тем, что на данном этапе развития общества особенно остро встает проблема передачи духовных ценностей последующим поколениям, среди которых одно из ведущих мест занимает сознательная гражданская позиция. Ее качественное формирование является одним из неотъемлемых условий качественной подготовки молодых педагогов и их будущей успешной профессиональной деятельности. В работе были перечислены те условия формирования гражданственности, которые являются эффективными. Их эффективность подтверждена проведенным исследованием воспитательной деятельности двух учебных заведений высшего профессионального педагогического образования, которое выражалось в сравнительном анализе и анкетировании студентов на предмет становления их гражданской позиции. Результаты исследования позволили нам считать, что описанные в работе педагогические условия являются эффективными, и их выполнение влечет к созданию необходимой педагогической среды в педагогическом вузе. Материалы исследования могут быть использованы в воспитательной деятельности преподавателей педагогических вузов, а также научными работниками в области педагогики высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куланина Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical conditions of the civic consciousness formation within the training of the teachers

In the given article the issues of pedagogical conditions formation which are necessary for the civic consciousness increasing of the high schools students who get a pedagogical education are looking up. The actuality of the research is determining by a fact that the problem of spiritual values transmitting is getting especially actual at the given stage of the social development. The deliberate civic position takes one of the leading places among them. Its quality formation is one of the necessary conditions of the quality training of the young teachers and their further professional activity. The civic consciousness creation conditions which are the effective ones were enumerated in the research. Their efficiency has been proved by the research of the educational activity of two high schools of the professional pedagogical education in a view of a comparative analyse and students questioning due to their civic position staging which has been carried out. The researching results allowed us to conclude that the pedagogical conditions which were described in the given article are the effective ones, and their execution leads to the necessary pedagogical medium at a pedagogical high school. The researching materials can be used in the educative activity of the pedagogical high schools teachers as well as by researchers at the high school pedagogy area.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гражданственности при подготовке педагогов»

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN417.pdf Статья опубликована 15.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Куланина С.В. Педагогические условия формирования гражданственности при подготовке педагогов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Куланина Светлана Вадимовна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт, Россия, Елабуга Ассистент кафедры «Биологии и химии» E-mail: [email protected]

Педагогические условия формирования гражданственности при подготовке педагогов

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогических условий, необходимых для повышения чувства гражданственности у студентов высших учебных заведений, получающих педагогическое образование. Актуальность исследования определяется тем, что на данном этапе развития общества особенно остро встает проблема передачи духовных ценностей последующим поколениям, среди которых одно из ведущих мест занимает сознательная гражданская позиция. Ее качественное формирование является одним из неотъемлемых условий качественной подготовки молодых педагогов и их будущей успешной профессиональной деятельности. В работе были перечислены те условия формирования гражданственности, которые являются эффективными. Их эффективность подтверждена проведенным исследованием воспитательной деятельности двух учебных заведений высшего профессионального педагогического образования, которое выражалось в сравнительном анализе и анкетировании студентов на предмет становления их гражданской позиции. Результаты исследования позволили нам считать, что описанные в работе педагогические условия являются эффективными, и их выполнение влечет к созданию необходимой педагогической среды в педагогическом вузе. Материалы исследования могут быть использованы в воспитательной деятельности преподавателей педагогических вузов, а также научными работниками в области педагогики высшей школы.

Ключевые слова: формирование гражданственности; педагогическое образование; педагогические условия; образовательный контент; гражданское самосознание

Современная жизнь общества, развитие государства как социального института предъявляют строгие требования к организации образования. В особой степени это касается профессионального образования будущих педагогов, задача которых по окончании учебного заведения - стать проводниками не только набора тех или иных навыков и умений, но и воспитания, которое является многогранным явлением, и одним из главных его звеньев является воспитание гражданственности. Очевидно, что достижение подобной цели возможно лишь при условии, что студенты педагогических вузов сами станут активными гражданами своей страны будут способны трансформировать свои убеждения представителям последующих поколений.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Однако не менее очевидным является и тот факт, что для формирования чувства гражданственности, гражданского долга, ответственности перед государством и обществом у данной категории студентов необходимо создание ряда педагогических условий: они базируются на закономерностях педагогической и психологической наук. Следует отметить, что в настоящее время в научной литературе отсутствует единое мнение относительно того, какими должны быть подобные условия. Об этой проблеме неоднократно писали такие ученые-педагоги, как Б. М. Бим-Бад, И. Ф. Исаев, Н. А. Морева, С. А. Писарева, Н. В. Седова и др.

Так, например, Н. А. Морева полагает, что «главным педагогическим условием становления гражданственности молодого специалиста является реализация воспитательной деятельности вуза в особых содержательных тематических блоках, таких, например, как «права гражданина», «профессия - служение обществу», «обязанности гражданина», «правовая культура» [3]. С. А. Писарева полагает, что «воспитание гражданственности у студентов педагогического вуза должно происходить в процессе изучения дисциплин общеобразовательного профиля - культурологии, философии, истории России и правоведения, характер, содержание и логика которых сами по себе предполагают формирование чувства гражданской ответственности и осознание принадлежности к гражданству Российской Федерации в качестве одной из нравственных ценностей» [4, с. 38 -39]. А Н. В. Седова пишет, что «создание условий гражданского воспитания есть задача современной школы, и ее решение всецело зависит от качества подготовки новых педагогических кадров» [5, с. 141].

В то же время подобные работы не дают исчерпывающего ответа на вопрос о том, какими именно должны быть педагогические условия становления гражданственности в процессе подготовки студентов-педагогов. В данном контексте мы таковыми считаем следующие.

Первое условие - наличие образовательного контента в структуре указанных выше дисциплин, которые могут являться как составной частью рабочей программы, так и прорабатываться дополнительно по усмотрению преподавателя.

Второе условие - создание такой среды в студенческом коллективе, которая способствовала бы формированию необходимых качеств гражданственности. Оно предполагает следующие аспекты:

1. формирование у воспитанников знаний о своих правах и обязанностях и механизмах их реализации в современном социуме;

2. эстетики помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

3. формирование информационного пространства педагогического вуза;

4. противодействие негативным общественным явлениям в обществе;

5. психологическое сопровождение студентов;

6. взаимодействие с иными социальными институтами, например, СМИ, органами власти, ветеранскими организациями.

Третье условие - знакомство студентов с произведениями гражданско-патриотического содержания в процессе овладения дисциплинами общеобразовательного цикла.

Четвертое условие - повышение уровня гражданского самосознания студентов педагогических вузов путем усиления позиции экскурсионно-краеведческой деятельности.

В целях верификации положения об эффективности данных условий нами был проведен педагогический эксперимент, который осуществлялся в течение 2016-2017 учебного года. Данный эксперимент проводился на базе двух учреждений высшего профессионального

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

образования - НИУ «Белгородский государственный университет» и Елабужского института (филиала) Казанского Федерального университета. Данное исследование заключалось в сравнительном анализе педагогической среды, которая позволяет сформировать чувство гражданственности у студентов. Исследование проводилось путем анкетирования студентов, ответы которых позволили нам понять, какими должны быть педагогические условия формирования гражданственности у будущих педагогов. Выборка составила 100 человек и включала в себя четыре группы по 25 человек в каждой. В первую вошли студенты второго курса, получавшие образование по специальности «Биология и химия» (Елабужский институт (филиал) КФУ), во вторую - студенты, обучавшиеся по специальности «преподаватель иностранного языка» (НИУ «БелГУ»), в третью - студенты, получавшие образование по специальности «Математика и информатика» (Елабужский институт (филиал) КФУ), а в четвертую - студенты, которые получали образование по специальности «Преподаватель физики и информатики» (НИУ «БелГУ»).

В целях получения представлений о том, какие именно педагогические условия созданы в этих двух учебных заведениях, нами проводились переговоры с представителями НИУ «БелГУ», в частности, с заместителем декана факультета иностранных языков этого вуза по воспитательной работе. Ими были предоставлены планы формирования гражданской позиции студентов, планы воспитательных мероприятий, а также предложено ознакомиться с фотографиями, рассказывающими об их проведении. В ходе изучения данных материалов было установлено, что в НИУ «БелГУ» имеется музей истории БелГУ, где, помимо артефактов и экспонатов, рассказывающих о деятельности и истории вуза, постоянно проводятся выставки, тематические встречи с выдающимися людьми, приуроченные к тем или иным событиям. Среди последних следует отметить выставки на тему «Человек и гражданин», «Я - гражданин России», встречи с учеными вуза-фронтовиками, преподававшими в университете и прошедшими Великую Отечественную войну, с писателями и поэтами региона, публикующими свои литературные произведения на патриотическую тематику. Кроме того, сотрудниками юридического факультета проводятся открытые лекции, семинары по правовому просвещению, в Научной библиотеке БелГу проводятся Дни открытых дверей под такими девизами, как «Поэт в России - больше, чем поэт», «Россия - читающая страна», «В гостях у Фемиды».

Подобная деятельность второго рассматриваемого нами вуза (Елабужского института (филиала) Казанского Федерального университета) отличается наличием активной просветительской работы, направленной на воспитание чувства гражданственности, которая осуществляется путем активного ведения музейной работы. В частности, на базе Института функционирует целый музейный комплекс, включающий в себя музей истории Елабужского института КФУ, музей Елабужского купечества и музей археологии и истории Татарстана. Деятельность данных музеев направлена на информирование студентов и школьников, а также жителей и гостей города, о жизни, быте и истории города, об истоках образования и становлении вуза как образовательного центра, на повышение информированности местного населения о традициях и самобытности региона. Однако нельзя не подчеркнуть, что деятельность музейного комплекса Елабужского института (филиала) КФУ направлена, прежде всего, на формирование у студентов чувства гражданского самосознания, любви к родному краю, его культурному и историческому наследию. По нашему убеждению, именно с глубоких познаний о месте своего жительства, о родном кране начинается патриотическое и гражданское воспитание, поскольку само понятие «гражданство» предполагает тесную связь человека с государством, а государство по своей природе - многогранно, и именно чувство гордости за те достижения, которые были достигнуты вузом, в котором учатся студенты, за тех людей, которыми славится их город, за их вклад в его развитие может явиться той отправной точкой, на которой будет базироваться формирование их гражданственности. Отметим, что в данном

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

вузе силами как профессорско-преподавательского состава, так и сотрудниками музейного комплекса также проводятся мероприятия, направленные на развитие чувства гражданской активности, на осознание причастности к своей национальной культуре и традициям, на формирование и совершенствование тех жизненных черт и качеств, которые всегда были присущи жителям России. К таким мероприятиям следует отнести студенческую школу экскурсоводов, слушателями которой являются 26 студентов исторического отделения, которые проводят для студентов других отделений и факультетов различные тематические экскурсии, подготовку специальной подборки материалов из фондов музея ЕИ КФУ «История трудовых отрядов», «Политические репрессии в судьбах преподавателей вуза». При этом следует отметить, что в учебных материалах школы экскурсоводов активно задействованы материалы, обеспечивающие приобщение к патриотическим ценностям. Кроме того, даже те студенты, специальность которых не связана с историей и культурологией, принимают активное участие в различных мероприятиях, отдельные из которых вошли в структуру учебного процесса, а иные являются одной из составляющей внеучебной деятельности студентов. Также в рамках подобной работы проводятся встречи с поэтами и писателями региона, студенты знакомятся с их произведениями, в частности, с поэзией, после чего происходит их обсуждение с авторами, иногда даже устанавливается обратная связь с ними. Например, после одной из таких встреч была проведена акция «Письмо читателя», в рамках которой всем желающим была возможность написать письмо-эссе, в котором студенты излагали свое личное отношение к прочитанному ими художественному произведению. Все это позволяет говорить о полноценной реализации описанных нами условий формирования гражданственности.

Среди иных мероприятий следует отметить акцию «Победой кончилась война», которая проводилась в апреле 2017 года в Елабужском институте КФУ. Авторские произведения о войне и стихи собственного сочинения звучали в исполнении студентов на русском, татарском и туркменском языках. Также проводились мероприятия в формате исторической экскурсии к местам боевой славы «Тропами войны» под руководством одного из опытных педагогов. А кураторы описанных групп проводят в учебных коллективах воспитательную работу со студентами, результатами которой стало осознание ими ценности родного края, истории Отечества, уважение к законодательству и негативное отношение к любым проявлениям нарушений законодательства и фактам, идущим вразрез с общепринятыми нравственными ценностями.

Однако для нашего исследования представляется ценным определить, насколько качественно созданы в изученных учебных заведениях, осуществляющих высшее профессиональное педагогическое образование, условия и предпосылки к формированию гражданской позиции студентов-педагогов. С этой целью мы разработали специальные анкеты, которые предлагали студентам Елабужского института (филиала) КФУ, и которые переслали в НИУ «Белгородский государственный университет» для передачи студентам. Они отвечали на вопросы анкеты с использованием компьютерной техники, после чего их ответы передавались в деканат и отправлялись по электронной почте для ознакомления и обработки. Так, всем участникам эксперимента было предложено ответить на вопросы анкеты, в которой содержались следующие вопросы.

1. Что Вы понимаете под словом «гражданин»?

2. К чему обязывает наличие гражданства России?

3. Что следует вкладывать в понятие «гражданская активность»?

4. Какие основные гражданские права Вам известны?

5. Как называется основной закон Российской Федерации?

(499) 755 50 99 Ы1р://ти-паиН .сот

6. Каковыми, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми исторические события России?

7. Объясните значение понятия «гражданский долг»?

8. Почему воинскую повинность называют «почетной обязанностью гражданина России»?

9. В чем состоит миссия педагога как гражданина России?

10. Как Вы планируете в своей будущей профессиональной деятельности передать понятия о гражданственности и гражданском долге своим ученикам?

Примечательно, что студенты первой и третьей групп давали более расширенные ответы на вопросы, отличавшиеся очевидностью наличия сознательного отношения и искренностью. Например, студентка из первой группы, Марина И., написала, что «Миссия педагога - не только дать знания, но и сделать учеников достойными гражданами своей страны». Другая студентка из этой же группы, Ольга Т., на третий вопрос ответила следующим образом: «Быть активным гражданином - значит заботиться не только о себе лично, но и о том, чтобы своим трудом сделать жизнь общества лучше». Участник третьей группы, Евгений К., на восьмой вопрос ответил, что «Защищать независимость и авторитет своего государства - это всегда почет. Это значит - испытывать гордость за свое отечество». Другой студент из третьей группы, Дмитрий Ф., на седьмой вопрос ответил, что «Гражданский долг - это готовность пожертвовать своими интересами ради благородных целей служения обществу».

Участники второй и четвертой групп, к сожалению, затруднились предоставить исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Так, например, одна из них, Алина М., на пятый вопрос о том, как называется основной закон Российской Федерации, ответила: «Уголовный кодекс», хотя даже из школьного курса правоведения студенту на момент поступления в вуз должно быть известно, что таковым является Конституция Российской Федерации. Другая участница второй группы, Алена П., на девятый вопрос ответила так: «Рассказывать о войне». Очевидно, что девушка не вполне отчетливо представляет себе саму сущность понятия «гражданская миссия» и не может связать ее со своей будущей профессией. На наш взгляд, это связано с тем, что, несмотря на активно проводимую НИУ «БелГУ» воспитательную политику в сфере формирования у студентов активной гражданской позиции, чувства гражданского долга, воспитания обязанности передать подобные установки и своим будущим воспитанникам, она все же является второстепенной по отношению к формированию профессиональных качеств студентов, и если говорить об обучении молодых педагогов, вряд ли следует его считать полноценным, если у выпускников гражданственность и активная гражданская позиция не будут сформированы в полной мере. Все это свидетельствует о том, что подобная воспитательная политика вуза должна базироваться на описанных выше педагогических условиях.

Полученные результаты исследования убедительно показали, что описанные в работе педагогические условия формирования гражданственности являются эффективными, и изложенное нами положение об их эффективности верифицировано.

(499) 755 50 99 Ы1р://тп-паиН .сот

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад Б. М. Учимся у истории // Историко-педагогический ежегодник: 2012 год / Гл. ред. Г. Б. Корнетов - АСОУ, 2012. - 272 с. - С. 203-209.

2. Исаев, И. Ф. Особенности воспитательной работы со студентами в профессиональной деятельности преподавателя педвуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1982. - 231 с.

3. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов / Морева Н. А. - М.: Просвещение, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат детской литературы). - 192 с.

4. Писарева, С. А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: методические рекомендации к курсу по выбору / С. А. Писарева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2005. - 55, [1] с.

5. Седова, Н. В. Ценности человека: материалы научно-практической конференции "Развитие идей научной школы академика Зинаиды Ивановны Васильевой", посвященной 85-летию со дня рождения действительного члена РАО З. И. Васильевой / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [сост. Н. В. Седова]. -Санкт-Петербург: Лема, 2009. - 190 с.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Kulanina Svetlana Vadimovna

Kazan (Volga region) federal university Elabuga institute, Russia, Elabuga E-mail: [email protected]

The pedagogical conditions of the civic consciousness formation within the training of the teachers

Abstract. In the given article the issues of pedagogical conditions formation which are necessary for the civic consciousness increasing of the high schools students who get a pedagogical education are looking up. The actuality of the research is determining by a fact that the problem of spiritual values transmitting is getting especially actual at the given stage of the social development. The deliberate civic position takes one of the leading places among them. Its quality formation is one of the necessary conditions of the quality training of the young teachers and their further professional activity. The civic consciousness creation conditions which are the effective ones were enumerated in the research. Their efficiency has been proved by the research of the educational activity of two high schools of the professional pedagogical education in a view of a comparative analyse and students questioning due to their civic position staging which has been carried out. The researching results allowed us to conclude that the pedagogical conditions which were described in the given article are the effective ones, and their execution leads to the necessary pedagogical medium at a pedagogical high school. The researching materials can be used in the educative activity of the pedagogical high schools teachers as well as by researchers at the high school pedagogy area.

Keywords: civic consciousness formation; pedagogical education; pedagogical conditions; educational content; civil consciousness

Мир Науки 2017, Том 5, номер 4

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.