http://www. bulletennauki. com
УДК 378.02:37.035
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION
OF STUDENTS — FUTURE TEACHERS
©Джилкишиева М. С.
д-р пед. наук
Таразский государственный педагогический институт
г. Тараз, Казахстан maira-taraz@mail. ru ©Dzhilkishiyeva M.
Dr. habil.
Taraz State Pedagogical Institute Taraz, Kazakhstan, maira-taraz@mail. ru
Аннотация. В работе представлен комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию патриотического сознания и гражданской зрелости нового поколения учительства. Выявленные в ходе исследования и экспериментально апробированные педагогические условия определены с учетом цели гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях целостного педагогического процесса вуза, задач, поставленных перед общеобразовательной и высшей школой современным обществом, особенностей формирования гражданско-патриотических ценностных ориентаций в современных условиях развития Казахстана и целенаправленной подготовки будущих учителей к данному виду воспитательной деятельности.
Abstract. This paper presents a set of organizational and pedagogical conditions promoting effective formation of Patriotic consciousness and civic maturity of a new generation of teaching. The study revealed and experimentally tested pedagogical conditions are defined with respect to the purpose of civil-Patriotic education of student youth in a holistic educational process of the University, the tasks of General education and the graduate school of modern society, peculiarities of formation of civil-Patriotic value orientations in modern conditions of Kazakhstan development and targeted training of future teachers for this educational activity.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, гражданственность, патриотизм, педагогические условия.
Keywords: civil-patriotic education, civic consciousness, patriotism, pedagogical conditions.
Аксиомой для любого государства современного мира является тот факт, что в основе успешного развития экономики лежит человеческий капитал. От уровня развития каждого человека зависит как индивидуальный успех, так и общественный прогресс. В связи с этим перед системой образования ставится задача достижения совершенно нового, соответствующего современным реалиям качества. Международный опыт убеждает, что в ведущих странах мира
http://www. bulletennauki. com
(США, Великобритании, Германии, Франции, Канаде, Сингапуре и др.) в ходе реформ образования главным было признано нравственное и интеллектуальное развитие человека.
Одной из приоритетных практических задач казахстанской системы высшего образования является формирование осознанного отношения студенческой молодежи (главного ресурса и источника пополнения интеллигенции) к своей миссии в качестве интеллигенции XXI века. Интеллектуальное и морально-нравственное состояние студенчества может служить своеобразным индикатором прогрессивности общества. Поэтому формирующиеся сегодня представления будущих специалистов в дальнейшем станут одним из существенных факторов выбора пути государства, его прогресса [1].
Современные законодательные и программные документы Республики Казахстан, отражающие государственную политику в области образования, в качестве основных целей, задач и принципов воспитания провозглашают:
- Приоритет воспитания казахстанского патриотизма (Конституция Республики Казахстан).
- Уважение прав и свобод человека; «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным проявлениям» (Закон РК «Об образовании»).
- «Формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств» (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы).
- «Формирование казахстанского патриотизма. Формирование гражданственности. Нравственное и духовное развитие. Реализация прав и свобод молодежи» (Закон РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»).
- «В целях воспитания гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине -Республике Казахстан, формирования уважения к государственным символам Республики Казахстан, а также понимания их сущности и значения их изучение включается в основные общеобразовательные программы организаций образования среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования» (Конституционный закон РК «О государственных символах Республики Казахстан»).
Делегированным представителем общества и государства в качестве сознательного проводника гражданско-патриотических ценностей и ориентиров может выступить учитель новой формации.
Цель работы учителя в демократическом правовом государстве с развитым гражданским обществом - способствовать становлению самостоятельной, творческой личности на основе овладения общечеловеческими и национально-культурными ценностями. Такова высокая гуманная цель, достижение которой является предназначением учителя — истинного патриота и гражданина своей Родины, важнейшей миссией которого является ретрансляция духовно-нравственных ценностных ориентаций своим воспитанникам.
Формирование учительского корпуса нового поколения — задача непростая, поскольку требуется осмыслить личность и деятельность педагога XXI века, выявить степень его готовности к решению образовательных задач в интересах личности, общества и государства. Однако вызывает опасение тот факт, что для многих молодых специалистов педагогическая работа не является престижной и привлекательной. До сих пор в сельской местности наблюдается дефицит квалифицированных педагогов. Для решения проблемы обеспечения
http://www. bulletennauki. com
кадрами сельских организаций образования в МОН РК осуществляется персональное распределение выпускников вузов, поступивших на обучение по образовательному гранту в рамках сельской квоты. Соответствующая норма предусмотрена законом «Об образовании» и Правилами присуждения гранта (первый выпуск грантников для сельской местности по педагогическим специальностям состоялся в 2012 году).
Причина непопулярности учительской профессии среди молодых людей кроется в материальном состоянии и низком, по их мнению, социальном статусе педагогов. В этом отношении государством делается немало: государственная поддержка проявляется в активном строительстве школ по программе «100 школ, 100 больниц», в повышении зарплаты учителям, в выделении грантов на повышение квалификации педагогов, поддержку сельских учителей, на их оздоровление. Впервые в новейшей истории республики в Закон РК «Об образовании» введена отдельная глава «Статус педагогического работника», где предусмотрены правовые механизмы, стимулирующие полноценную, плодотворную работу педагогов. С целью реального усиления статуса и поддержки педагогических кадров в масштабах страны создана институциональная база для развития образования, действуют Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Академия педагогических наук, Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Центр педагогического мастерства.
В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан [2] и с задачами Болонского процесса формируются новые принципы работы педагога, создается новая система аттестации и контроля качества педагогического образования.
Сегодня роль учителя меняется, он перестает быть только источником знаний. Наибольшую ценность представляет собой такой учитель-наставник, который способен научить школьников самостоятельно «добывать» эти знания из различных источников. Педагог должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, инновационными педагогическими методиками, с помощью которых он сможет научить детей учиться.
С целью выявления уровня профессионального менталитета современного учителя, основ его жизненной концепции нами проведено анкетирование педагогов городских и сельских школ г. Тараз и Жамбылской области (исследованием было охвачено свыше 200 учителей, имеющих различный педагогический стаж работы). Мировоззренческие взгляды и убеждения формируются на основе ценностных ориентаций личности. В связи с этим учителям был предложен список ценностей, сгруппированных по методике М. Рокича в содержательные блоки: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Респондентам предлагалось проранжировать их по степени значимости. Наиболее важными личностными ценностями, особо значимыми в реализации жизненных планов, учителя считают здоровье (48,5%) и материально обеспеченную жизнь (46,3%). Приоритетными также являются интересная работа и счастливая семейная жизнь. Ценности, являющиеся показателями гражданственности личности (активная деятельная жизнь, общественное признание, свобода), не представляют для опрошенных первостепенной значимости. А к такой ценности, как счастье других, проявилось отношение как к абстрактной категории.
При ранжировании ценностей-средств педагоги на первое место ставят аккуратность (43,1%), воспитанность (40,6%), образованность (36,0%). По нашим наблюдениям, респонденты разошлись во мнениях по вопросам непримиримости к недостаткам других и терпимости по отношению к чужим ошибкам и заблуждениям. Здесь наличествует практически равное количество ответов. Ценности, присущие гражданско-патриотическому мировоззрению (честность, высокие духовные запросы и эффективность в делах), занимают последние позиции.
На основе анализа результатов анкетирования учителей, изучения опыта школ по исследуемой проблеме мы приходим к выводу: в школах не уделяется достаточного
http://www. bulletennauki. com
внимания вопросам гражданско-патриотической аксиологии, что обусловлено следующими причинами:
-в большинстве школьных учебных заведений имеет место бессистемный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности; в отдельно взятых коллективах наблюдаются тенденции стандартных подходов к воспитательному процессу, проявляющихся в применении однообразных методических приемов;
-слабая идейно-теоретическая и методическая подготовка педагогических кадров обусловлена недостаточным вниманием к изучению теоретических основ гражданско-патриотического воспитания в вузовском процессе обучения;
-недостаточное использование аксиологического потенциала учебных предметов социально-гуманитарного цикла;
-отсутствие учебно-методического комплекса по формированию у учащихся патриотического сознания и гражданских ценностных ориентаций.
В связи с этим необходимо, на наш взгляд, обеспечить преемственность подготовки специалистов в довузовский, вузовский периоды обучения, а также в системе повышения квалификации учителей. Создание преемственных программ обучения в довузовский, вузовский и послевузовский периоды обучения дает возможность повысить эффективность каждого периода подготовки на основе максимального учета особенностей различных групп обучаемых и изменений, происходящих в обществе.
Для развития ценностно-мотивационной направленности личности студента требуется создание в целостном педагогическом процессе вуза воспитательно-идеологической среды, насыщенной приоритетными гражданско-патриотическими ценностями. Среду протекания, возникновения, существования и развития данного явления образует совокупность его конкретных педагогических условий.
Только через эмоциональные переживания и внутренние противоречия усвоенные студентом знания гражданско-патриотического содержания могут приобрести форму личных взглядов и убеждений, определяющих принципы и установки его поведения. А устоявшиеся, прочные взгляды и убеждения будущего специалиста по вопросам патриотизма и гражданственности уже говорят о степени зрелости его нравственного сознания, мировоззрения. Чтобы достичь таких результатов, необходимо выполнение в учебно-воспитательном процессе следующих условий:
-создание педагогических ситуаций, вызывающих у студентов положительные эмоции и глубокие переживания при усвоении идей гражданственности и патриотизма;
-умелое использование положительных примеров гражданственности и патриотической убежденности, яркого фактического материала;
-включение студенческой молодежи в разнообразные формы дискуссионной работы, способствующей возникновению борьбы мнений, отстаиванию своих взглядов, в процессе чего начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция;
-развитие субъектности будущего специалиста как механизм становления его гражданско-патриотических качеств, как условие формирования его субъектной позиции, выражающейся не только в высоком уровне профессиональной подготовки, но и в осознанном активном проявлении ценностных ориентаций патриота и гражданина своей Родины;
-введение в содержание общеобразовательных дисциплин этнорегионального компонента, отражающего такие важнейшие вопросы формирования гражданско-патриотических качеств личности, как этническая идентификация, преемственность поколений, народные традиции-обычаи, язык, культура, национальное самосознание, народное творчество, отечественная
http://www. bulletennauki. com
история, история и культура родного края, историко-культурные памятники, значение региона в истории и культуре страны;
-обогащение студентов знаниями гражданско-патриотического содержания в рамках авторского спецкурса «Гражданственность и патриотизм как профессионально значимые качества будущих учителей».
В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов происходит накопление знаний и опыта общественного поведения, развитие их социальных умений, становление гражданско-патриотической позиции. Это становится возможным, если:
формировать гражданско-патриотическое сознание студентов при их активном участии в учебно-познавательной, научно-исследовательской, творческой деятельности в вузе и социально-полезной деятельности вне его;
включать молодежь в общественные отношения и коллективную социально-полезную деятельность посредством организации их участия в историко-краеведческой и поисковой работе, в деятельности по охране природы родного края и культурно-исторических памятников, по оказанию социальной взаимопомощи (детским домам, специализированным школам, социальным центрам), по благоустройству района и проведению экологических субботников;
с целью стимулирования социальной активности студентов осуществлять вариативно-дифференцированный подход к месту проведения учебно-воспитательной работы (вузовская аудитория, зал судебного заседания, музей, центр обслуживания населения, военно-патриотический клуб, воинская часть, архитектурно-исторические памятники, природный ландшафт, национально-культурные центры, Ассамблея народов Казахстана);
брать во внимание не только конечные результаты студенческой деятельности, но и те отношения, которые возникают в процессе активной социально-направленной деятельности молодежи и свидетельствуют о наличии потенциала гражданско-патриотических ценностных ориентаций.
Особое место в вышеприведенном континууме занимает следующее положение: необходима координация усилий вузовских преподавателей социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин как условие эффективного методологического обеспечения процесса формирования гражданско-патриотической компетентности будущих учителей в целостном педагогическом процессе вуза.
Вторую группу педагогических условий определяет материально-пространственная среда
вуза:
-создание здоровьесберегающих условий для комфортного функционирования студенческого и преподавательского социума с учетом инновационных — эргономического и ортобиотического — подходов (эргономика — это наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека; ортобиотика — наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроения [3, с. 61]);
-соответствие учебных корпусов и помещений санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
-эстетическое оформление вузовских помещений;
-оформление территории вуза и внутренних помещений учебных корпусов наглядными средствами, отражающими активную социально-полезную и творческую деятельность студенческой молодежи, а также имеющими характер гражданско-патриотической направленности;
-формирование у студенчества культуры быта с целью поддержания материальной среды вуза в надлежащем состоянии.
http://www. bulletennauki. com
Представленный комплекс педагогических условий, выявленных на основе деятельностно-аксиологического подхода, являет собой совокупность общих ориентиров для создания в вузе оптимальной личностно-развивающей системы учебно-воспитательной работы, направленной на формирование гражданственности и патриотизма студенческой молодежи.
Список литературы:
1. Джилкишиева М. С. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Современные проблемы науки и образования. 2012. №4. URL: www.science-education.ru/ 104-6587
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // Казахстанская правда. 2010. 14 декабря. №338.
3. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. Волгоград: Учитель, 2007. 93 с.
References:
1. Dzhilkishiyeva M. Civil-patriotic education of student's youth of Kazakhstan // Modern problems of science and education. 2012. №. 4. URL: www.science-education.ru/ 104-6587
2. State program of education development of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020 // Kazakhstanskaya Pravda. 2010. On December 14. №. 338.
3. Nikishina I. Innovative activity of the modern teacher in the school-wide system of methodical work. Volgograd: Teacher, 2007. 93 P.
Работа поступила в редакцию Принята к публикации
16.03.2016 г. 21.03.2016 г.