Научная статья на тему 'Отношение преподавателей и студентов к гражданским ценностям'

Отношение преподавателей и студентов к гражданским ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / CITIZENSHIP / CIVIC COMPETENCE / UNIVERSAL HUMAN AND CIVIL VALUES / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернина Елена Владимировна

Статья рассматривает необходимость формирования гражданской компетентности как результата обучения в высшей школе, составными компонентами ее являются нравственность, ориентация на социальную справедливость и соблюдение прав. Проведенное авторами исследование оценки общечеловеческих и гражданских ценностей на основе анкетирования студентов и педагогов технического вуза выявило рад особенностей в их отношении к демократическим правам и общественно-политической деятельности. Отмечены более низкие баллы при оценивании гражданских качеств студентами по сравнению с более взрослыми опрошенными. Молодые люди, желая получать справедливое признание, поддержку и уважение своих прав, не демонстрируют стремления осуществлять активную деятельность на благо общества. Гражданственность воспринимается ими как политизированное качество личности, что приводит к нежеланию реализовывать социальные инициативы в общественной деятельности. Проведенное исследование подтверждает необходимость системного формирования гражданской компетентности, а также наличие у преподавательского коллектива учебного заведения значительного потенциала для развития гражданского самосознания и профессионально значимых качеств выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зернина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ and Stuff Attitude towards Civil Values

The article considers the prospects for developing civic competence as a result of higher education, its integral components being morality, focus on social justice and observance of human rights. The conducted research of human and civic values assessment, based on the survey of a technical university students and staff, has shown some difference in their attitude towards democratic rights and social and political activity. The students put lowered (compared to adults) points to civic values. They demand fair recognition, support and respect of their human rights but do not want to work actively for the social benefit. Citizenship is perceived as politicized quality, which leads to a reluctance to implement initiatives in social activities. The conducted research confirms the necessity of systematic approach while molding civic competence as well as the stuff readiness to enrich the civic consciousness of students and contribute to their personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Отношение преподавателей и студентов к гражданским ценностям»

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN315.pdf

УДК 372+37.035

Зернина Елена Владимировна

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Россия, г. Лысьва

Доцент кафедры «Г уманитарных и социально-экономических дисциплин»

E-mail: [email protected]; [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=616144

Отношение преподавателей и студентов к гражданским ценностям

Аннотация. Статья рассматривает необходимость формирования гражданской компетентности как результата обучения в высшей школе, составными компонентами ее являются нравственность, ориентация на социальную справедливость и соблюдение прав. Проведенное авторами исследование оценки общечеловеческих и гражданских ценностей на основе анкетирования студентов и педагогов технического вуза выявило рад особенностей в их отношении к демократическим правам и общественно-политической деятельности. Отмечены более низкие баллы при оценивании гражданских качеств студентами по сравнению с более взрослыми опрошенными. Молодые люди, желая получать справедливое признание, поддержку и уважение своих прав, не демонстрируют стремления осуществлять активную деятельность на благо общества. Гражданственность воспринимается ими как политизированное качество личности, что приводит к нежеланию реализовывать социальные инициативы в общественной деятельности.

Проведенное исследование подтверждает необходимость системного формирования гражданской компетентности, а также наличие у преподавательского коллектива учебного заведения значительного потенциала для развития гражданского самосознания и профессионально значимых качеств выпускников.

Ключевые слова: гражданственность; гражданская компетентность;

общечеловеческие и гражданские ценности; высшая школа.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Зернина Е.В. Отношение преподавателей и студентов к гражданским ценностям // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

1

51PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

В ходе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) перед высшими учебными заведениями поставлена задача подготовки компетентных, конкурентоспособных специалистов, готовых к самореализации в профессиональной и социальной жизни. В первые годы внедрения новых требований ФГОС предполагалось переосмысление всей системы высшего образования с целью разработки новых подходов не только к преподаванию отдельных дисциплин, проведению практики и итоговой государственной аттестации, но и, что важно, создания общей системы формирования нравственной и гармонично развитой личности, обладающей, помимо ключевых профессиональных компетенций, «высоким уровнем гражданской культуры, уважающей права и свободы личности, ... имеющей опыт участия в общественно-полезной и общественно-политической деятельности» [5; С. 142].

Необходимость воспитания гражданского участия, как составляющей нравственности человека, проявляющегося в желании и готовности принимать и выполнять государственные законы (Цицерон), а также умение правильно судить обо всем и правильно поступать, наряду с обладанием такими добродетелями, как мужество, справедливость, благочестие, законопослушность [1] считались основными задачами образования с древности.

Современная высшая школа, обучая инженеров, педагогов, врачей и военных, ориентирует их не только на обладание набором знаний, учений, навыков, а также обозначенных государством ключевых общекультурных и частных компетенций, востребованных в профессиональной сфере деятельности, но и развивает их способность к интерпретации и пониманию происходящих в мире преобразований, формирует политическую культуру, способствует интеграции интеллектуальных и социальных умений и навыков [3]. Гражданская компетентность (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг) и компетентность социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, партнерами; толерантность, уважение и принятие другого; социальная мобильность) рассматриваются учеными (И.А. Зимняя, И.Г. Долинина, А.С. Запесоцкий, А.В. Андреев, И.В. Черникова, В.Н. Алексеев) и как неотъемлемые компоненты процесса подготовки современного специалиста, и как базовые составляющие мировоззренческой характеристики личности выпускника, позволяющие реализовывать социальные инициативы в общественной деятельности [1, 2, 3, 4, 6, 8].

Насколько соответствуют нравственные ценности студентов - будущих инженеров -заявленным требованиям? Готовы ли выпускники технического вуза демонстрировать уважение к общим ценностям, необходимым для обеспечения демократических принципов?

Проведенное в Пермском национальном исследовательском политехническом университете исследование было нацелено на определение отношения обучающихся и преподавателей к гражданским и общечеловеческим ценностям. В анкетировании, построенном на основе теста «Шкала ценностей» (по методике И.Г. Долининой), приняло участие 46 студентов 1-3 курсов очной формы обучения, в возрасте от 18 до 23 лет (ниже -1 группа респондентов) и 30 преподавателей и сотрудников учебного заведения (в возрасте от 22 до 62 лет), участвующих в аудиторной и/или внеаудиторной работе со студентами (2 группа). Респондентов просили определить значение общечеловеческих (16 позиций) и гражданских ценностей (16 позиций), расставив баллы от 1 до 10 согласно их личным взглядам и предпочтениям (1 - абсолютно не ценно, 10 - очень ценно).

Среди общечеловеческих ценностей наивысшими баллами в обеих группах характеризуются такие, как «жизнь, здоровье», «справедливость», «любовь» (Рис. 1, 2), что закономерно и свидетельствует о том, что и студенты, и педагоги отдают приоритеты семейным и личным качествам и осознают их значимость для счастливой успешной жизни.

2

51PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Рисунок 1. Результаты оценки общечеловеческих ценностей студентами (по убыванию)

Выделен ряд особенностей отношения 1 и 2 групп к обозначенным ценностям. В частности, студенты ставят на 2-е место среди всех общечеловеческих ценностей «справедливость» (в 2 группе этот показатель - на 5-й позиции), что, вероятно, связано со стремлением молодых людей получать честную, непредвзятую оценку их деятельности в учебной и социальной жизни. Кроме того, среди «топ-ценностей» студентов более высокий рейтинг приобретает ценность «добро», которая занимает более низкое место у взрослых респондентов. Очевидно, это объясняется верой студентов во всеобщее благо и ожиданием положительного, доброго отношения от окружающих. Это характерно для юношеского возраста в целом, и особенно ярко проявляется в условиях маленького провинциального города, где сохранение ценностей есть часть общего культурного наследия и воспитания в семье и школе. Взрослые респонденты, с другой стороны выше оценивают такие качества личности, как «честность» и «совесть», которые в отличие от более абстрактного «добра», проявляются наглядно, в поведении, и могут быть востребованы в совместной деятельности в команде.

3

51PDMN315

Мир Науки Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Шкала оценки общечеловеческих ценностей ППС

Рисунок 2. Результаты оценки общечеловеческих ценностей преподавателями и

сотрудниками вуза (по убыванию)

Анализ оценки гражданских ценностей (Рис. 3, 4) выявил более значительные различия в отношении к ним студентов и педагогов. С одной стороны, на первых позициях в обеих группах (с наибольшими баллами при оценивании) выделены одни и те же ценности: «права человека», «мирное разрешение конфликта», «ненасилие» и «свобода», что подтверждает наличие достаточного уровня гражданственности как личностного качества. При этом крайнюю позицию и в 1 и во 2 группе занимают такая ценность, как «участие в политике», которая продолжает оставаться идеологически окрашенной для большей части российского населения, и в результате множества перекосов государственной власти, воспринимается как нежелательная, и даже небезопасная деятельность.

С другой стороны, отмечено снижение желания понимать и проявлять гражданские качества у молодежи по сравнению с более взрослыми опрошенными: таким ценностям, как «равенство», «конституция», «гражданственность», «гражданский долг» студенты присваивают гораздо более низкие баллы и места рейтинга (Рис. 5). Молодые люди, желая получать справедливое признание, поддержку и уважение своих прав, не демонстрируют желания осуществлять активную деятельность на благо общества (как служба в рядах армии), патриотические чувства и соблюдение конституционных обязанностей. Гражданственность, как показывает практика, превращается в политизированное качество личности, поэтому несвойственна молодежи, неготовой активно реализовывать социальные инициативы в общественной деятельности.

4

51PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Рисунок 3. Результаты оценки гражданских ценностей студентами (по убыванию)

Шкала оценки гражданских ценностей ППС

Рисунок 4. Результаты оценки гражданских ценностей преподавателями и сотрудниками

вуза (по убыванию)

5

51PDMN315

Мир Науки Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Рисунок 5. Сравнительный анализ величины баллов по шкале «гражданские ценности»

Проведенное исследование подтверждает беспокойство педагогического сообщества об изменении нравственного облика подрастающего поколения и о невысоком уровне гражданской компетентности, сформированном у выпускников высшего учебного заведения. Опираясь на понимание гражданственности как «нравственного качества личности, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотизм, интернациональные чувства, нравственность, толерантность, ориентация на соблюдение прав человека, равенство перед законом, социальную справедливость и общественное благо», преподаватели готовы формировать в аудиторной и внеаудиторной работе студентов высшей школы нравственную гражданскую позицию, но эта цель может быть достигнута при согласованной работе всех подразделений и органов, ответственных за подготовку инженера - участника современных и будущих преобразований в производственной, экологической, политической и информационной сферах» [5. С. 42].

6

51PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.Н., Долинина И.Г. Историко-философская ретроспектива понимания

«гражданской компетентности» личности // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный

подход. - 2014. - Т.1. - С. 312-319.

2. Андреев А.В. Модель развития гражданских качеств у студентов вуза в поликультурной среде // Alma Mater. - 2011. - №6. - С. 45-48.

3. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. - Ижевск, 2011. - С. 366.

4. Запесоцкий А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. - 2003. - №3. - С. 46-60.

5. Липская Л.А., Киуру К.В. Гражданская компетенция студентов вуза: проблемы

и особенности формирования [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С. 141-147. - URL:

http://elibrary.ru/download/86399972.pdf. (доступ свободный).

6. Зимняя И.А., Морозова Н.А., Лаптева М.Д. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TURING // Высшее образование сегодня. - 2007. - №11. - С. 22-27.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 4-е изд. - М.: Школьная пресса, 2002. - с. 246.

8. Черникова И.В. Развитие гражданственности будущих специалистов в вузе и

компетентностный подход в условиях информатизации общества [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2007. - №4. - С. 38-43. - URL:

http://elibrary.ru/download/63553903.pdf (доступ свободный).

Рецензент: Долинина Ирина Геннадьевна, доктор педегогических наук, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности», научный сотрудник ПНИПУ.

7

51PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Zernina Elena Vladimirovna

Perm National Research Polytechnic University Russian Federation, Lysva E-mail: [email protected]; [email protected]

Students’ and Stuff Attitude towards Civil Values

Abstract. The article considers the prospects for developing civic competence as a result of higher education, its integral components being morality, focus on social justice and observance of human rights. The conducted research of human and civic values assessment, based on the survey of a technical university students and staff, has shown some difference in their attitude towards democratic rights and social and political activity. The students put lowered (compared to adults) points to civic values. They demand fair recognition, support and respect of their human rights but do not want to work actively for the social benefit. Citizenship is perceived as politicized quality, which leads to a reluctance to implement initiatives in social activities. The conducted research confirms the necessity of systematic approach while molding civic competence as well as the stuff readiness to enrich the civic consciousness of students and contribute to their personal and professional development.

Keywords: citizenship; civic competence; universal human and civil values; high school.

8

51PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Alekseev V.N., Dolinina I.G. Istoriko-filosofskaya retrospektiva ponimaniya «grazhdanskoy kompetentnosti» lichnosti // Formirovanie gumanitarnoy sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Kompetentnostnyy podkhod. - 2014. -T.1. - S. 312-319.

2. Andreev A.V. Model' razvitiya grazhdanskikh kachestv u studentov vuza v polikul'turnoy srede // Alma Mater. - 2011. - №6. - S. 45-48.

3. Dolinina I.G. Metodologiya konstruirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva formirovaniya politicheskoy kul'tury grazhdanskogo tipa [Tekst]: dis. ... d-ra ped. nauk. - Izhevsk, 2011. - S. 366.

4. Zapesotskiy A.S. Kakogo cheloveka dolzhna sformirovat' segodnya sistema obrazovaniya? // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2003. - №3. - S. 46-60.

5. Lipskaya L.A., Kiuru K.V. Grazhdanskaya kompetentsiya studentov vuza: problemy i osobennosti formirovaniya [Elektronnyy resurs] // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2012. - №2. - S. 141-147. - URL: http://elibrary.ru/download/86399972.pdf. (dostup svobodnyy).

6. Zimnyaya I.A., Morozova N.A., Lapteva M.D. Sotsial'nye kompetentnosti vypusknikov vuzov v kontekste gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya i proekta TURING // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2007. - №11. - S. 22-27.

7. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. Posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. - 4-e izd. - M.: Shkol'naya pressa, 2002. - s. 246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chernikova I.V. Razvitie grazhdanstvennosti budushchikh spetsialistov v vuze i

kompetentnostnyy podkhod v usloviyakh informatizatsii obshchestva [Elektronnyy resurs] // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. - 2007. - №4. - S. 38-43. - URL:

http://elibrary.ru/download/63553903.pdf (dostup svobodnyy).

9

51PDMN315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.