российских образовательных услуг продолжается, направляя вектор развития к странам Азии, что является новым и перспективным направлением для сотрудничества. Большинство университетов продолжают участвовать в международных образовательных программах, развивают тенденции интернационализации образования и принимают иностранных студентов. Учитывая сложности, с которыми сталкивается российское общество последнее время, особое внимание должно уделяться вопросам адаптации представителей разных этнокультурных групп в образовательном пространстве вузов. Одним из эффективных методов для решения этих задач является коучинговое сопровождение.
Литература:
1. Левада-Центр: аналитический центр Ю. Левады: сайт. - Москва, 2022. - URL: https://www.levada.ru/2022/09/06/otnoshenie-k-stranam-i-ih-grazhdanam/ (дата обращения: 13.11.2022).
2. Боронина, Л.Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская [и др.1 // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4(19). - С. 178-180
3. Закон Российской Федерации "Об образовании": текст с изменениями и дополнениями на 2012 год. - Москва: Эксмо, 2012. - 112 с. - (Актуальное законодательство). - ISBN 978-5-699-59338-5. - EDN QSTYMF.
4. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков / Н.М. Зырянова // Вестник практической психологии образования. -2004. - №1. - С. 46-49
5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2. - EDN CFAMCD.
6. Никулина, Н.Н. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании / Н.Н. Никулина, С.В. Березина, И.И. Ушаков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 3. - С. 165-169. - DOI 10.24411/2073-3305-2019-10161. - EDN RBMBSB.
7. Рязанцев, С.В. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование / С.В. Рязанцев, Т.К. Ростовская, В.И. Скоробогатова, В.А. Безвербный // Экономика региона. - 2019. -Т. 15, Вып. 2. - С. 420-435
8. Савченко, И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции / И.А. Савченко // Вестник ОГУ. -2010. - №4 (110). - С. 47-52
9. Солдатова, Г.У. Диагностика типов этнической идентичности / Г.У. Солдатова // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., Когито-центр, 2011. - С. 511.
10. Шевченко, А.В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения / А.В. Шевченко, И.В. Соболева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - С. 150-159. - EDN RINHPJ.
11. Ryter, A. Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen - und Lehrerbildung. Eine erste Bestandsaufnahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.) / A. Ryter // Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (). Münster, New York: Waxmann. - 2018. - S. 23-39
Педагогика
УДК 378.51
аспирант Нишакова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Исследовательская деятельность учащихся является одной из наиболее эффективных форм обучения. При выполнении заданий исследовательского характера учащиеся развивают навыки самостоятельного анализа информации, учатся интерпретировать полученные результаты и формулировать выводы, приобретают знания и формируют умения, которые впоследствии смогут применять на практике. В то же время проектирование уроков с элементами исследования требует от учителя дополнительных ресурсов и трудозатрат. Это может являться причиной отказа от выбора стратегии исследовательского обучения в пользу традиционного подхода. Однако развитие цифровой образовательной среды и разработка современных удобных цифровых инструментов могут значительно облегчить учителю задачу по организации исследовательской деятельности учащихся. Одним из таких инструментов является графический калькулятор Desmos. С его помощью можно создавать разнообразные задания исследовательского характера. Поскольку Desmos обладает удобным интуитивно понятным интерфейсом и широким функционалом, работать в нем комфортно и учителю, и учащимся. В качестве примера в статье предложены варианты использования Desmos на уроках математики в средней школе для организации разных видов исследовательской деятельности при изучении функциональной линии. Данная содержательная линия является одним из основных разделов курса математики в средней школе. Так как в этом разделе изучаются математические модели реальных ситуаций, то задания исследовательского характера при изучении функциональной линии особенно важны для формирования у учащихся навыков самостоятельного анализа и представления о связи математики и окружающего мира.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, исследовательская деятельность, графический калькулятор, функциональная линия, функция.
Annotation. The research activity of students is one of the most effective learning forms. Due to research tasks students can develop the skills of independent analysis of information, learn to interpret the results and formulate conclusions. As a result of such activities, students acquire knowledge and develop skills that can later be applied in practice. At the same time, designing lessons with elements of research requires additional resources from the teacher. This may be the reason for the rejection of the choice of research learning strategy in favor of the traditional approach. However, the development of a digital educational environment and the development of modern convenient digital tools can help teachers to organize the research activities of students. One of such tools is the Desmos Graphing Calculator. With Desmos you can create a variety of research tasks. Since it has a convenient intuitive interface and wide functionality, it is comfortable to work with it for both the teacher and the students. As an example, the article suggests options for using Desmos in mathematics lessons in secondary school to organize various types of research activities when studying a functional line. This content line is one of the main sections of the mathematics course in secondary school. Since this section studies mathematical models of real situations, research tasks are especially important for developing students' skills of independent analysis and understanding of the relationship between mathematics and the world around them.
Key words: digital education, research activity, graphical calculator, functional line, function.
Введение. Один из главных вопросов, которые учитель решает практически ежедневно: как выстроить процесс эффективного и качественного обучения? Этот вопрос является предметом исследования многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Результаты, полученные в ходе научных экспериментов, показывают, что ученики сохраняют в памяти примерно: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30% из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли [2]. Таким образом, одной из самых эффективных форм обучения является исследовательская деятельность учащихся. В процессе такой деятельности учащиеся приобретают навыки самостоятельного анализа информации, учатся делать выводы, приобретают знания и формируют умения, которые впоследствии смогут применять на практике.
Изложение основного материала статьи. На уроках математики в средней школе эффективность и качество обучения определяется совокупностью показателей. Помимо прочности усвоения знаний, умений и навыков важное значение имеет уровень развития учащихся, а именно: как им удается проявить свои способности, насколько реализован их творческий потенциал, умение работать самостоятельно и проявлять инициативу. В достижении высоких показателей значительную роль играет сформированность исследовательских навыков у школьников. Это означает, что учащимся необходимо давать возможность выполнять такие виды заданий, в которых они в полной мере смогут проявить свой потенциал, научиться самостоятельно преодолевать препятствия, достичь успеха.
Для формирования исследовательских навыков учащихся выделяют следующие средства [3]:
- развитие мыслительных операций через анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию;
- использование методики проблемного обучения;
- формирование познавательной активности.
В последние десятилетия получила распространение идея нескольких уровней исследовательского обучения. В 2000-2010-е гг. Х. Бэнчи (Banchi Н.) и Р. Бем (Bell R.) на материале школьного обучения естественно-научным дисциплинам выделили четыре вида учебного исследования [5, 7]:
- подтверждающее исследование (confirmation inquiry);
- структурированное исследование (structured inquiry);
- направляемое исследование (guided inquiry);
- открытое исследование (open inquiry).
В подтверждающем исследовании учитель формулирует проблему, сообщает учащимся метод её решения и ответ. Задача, которая стоит перед учащимися - подтвердить уже полученные результаты. Такой вид исследования используется для того, чтобы закрепить изученный материал, погрузиться в сам процесс исследования или потренироваться в применении исследовательского навыка, например, сбора и записи данных.
В структурированном исследовании учитель формулирует проблему и сообщает метод её решения. Учащимся необходимо самостоятельно найти решение проблемы и обосновать правильность своего ответа.
В направляемом исследовании учитель только формулирует проблему. Метод решения проблемы учащимся предстоит найти и довести до конца самостоятельно. Для этого вида исследования важно предоставить учащимся возможность попробовать разные способы решения, чтобы в итоге они смогли прийти в к правильному выводу.
В открытом исследовании учащиеся самостоятельно формулируют проблему, определяют метод решения, проводят исследование и сообщают учителю о достигнутых результатах.
Общим для всех видов учебного исследования является то, что при его организации учитель выступает не как источник готовых знаний и инструкций для учащихся, а как руководитель или даже партнёр [1].
Если сопоставить традиционное и исследовательское обучение, то можно получить следующую таблицу (Таблица 1) с ключевыми характеристиками [6]:
Таблица 1
Сопоставление традиционного и исследовательского обучения
Традиционное обучение Исследовательское обучение
Учитель выступает в качестве источника новых знаний, излагает содержание новой темы Учитель выступает в роли организатора учебного исследования, не дает знания в готовом виде
Обучающие материалы выстроены в логичной для усвоения знаний последовательности, содержат не подлежащую сомнению информацию Учащиеся самостоятельно выбирают способ работы с изучаемым материалом, узнают альтернативные точки зрения, могут отмечать недостатки объяснения и выказывать сомнения в достоверности выводов
Задания направлены на отработку практических навыков и закрепление изученных алгоритмов Задания побуждают выдвигать разные идеи, исследовать новые методы, строить гипотезы и анализировать
При выполнении алгоритма для решения задачи учащиеся следуют указаниям и строго соблюдают необходимую последовательность шагов Учащиеся имеют возможность самостоятельно выстраивать шаги решения задачи, создавать собственные алгоритмы, делать выводы
Учитель иллюстрирует изучаемый материал, показывает, как можно применять полученные знания, приводит факты и примеры использования При изучении материала учащиеся самостоятельно формулируют и обосновывают примеры применения знания, ищут интерпретации
Практика показывает, что при выборе стратегии обучения учитель зачастую отказывается от вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, направляя усилия на формирование предметных навыков. Это связано с тем, что учителя испытывают затруднения при организации процесса исследовательской деятельности, особенно в условиях уровневой дифференциации учащихся. В результате у большинства учащихся преобладает репродуктивная деятельность, они испытывают затруднения при необходимости провести самостоятельный анализ, сформулировать выводы, проявить инициативу и т.д. [4].
Однако в современном мире благодаря технологическому прогрессу активно развивается цифровая образовательная среда и уже существуют и продолжают разрабатываться многочисленные цифровые инструменты, способные решить ряд педагогических задач, стоящих перед учителем. Такие инструменты способны значительно облегчить повседневный труд педагога, а для учащегося - сделать обучение наглядным и эффективным.
Рассмотрим в качестве примера варианты организации разных видов исследовательской деятельности для учащихся средней школы на примере обучения математике с использованием цифрового инструмента Desmos.
Desmos - это графический калькулятор, доступный на нескольких языках как в версии для браузера, так и в виде мобильного приложения. Данный калькулятор включает в себя разнообразный набор инструментов, например: построение функций, в том числе кусочно-непрерывных и содержащих параметры, графическое изображение решений уравнений и неравенств, регрессии, списки, разные типы графических сеток и т.д.
Desmos обладает удобным и интуитивно понятным интерфейсом, в нем можно создавать учетные записи, сохранять созданные графики и делиться ими с помощью сгенерированных постоянных ссылок. Учитель может создавать классы учащихся в своем личном кабинете, назначать задания для учащихся индивидуально или сразу для целого класса, в режиме реального времени наблюдать процесс работы над заданием и общение учащихся между собой.
С помощью графического калькулятора Desmos учитель может помочь учащимся получить наглядное представление о функциях и их графиках, а также о преобразованиях графиков и других математических связях.
Функциональная линия является одним из основных разделов курса математики в средней школе и пронизывает весь курс целиком. В 5-6-х классах учащиеся знакомятся с понятием функции и зависимостей, осуществляется функциональная пропедевтика. В 7-9-х классах школьники глубоко погружаются в изучение функциональных зависимостей и их свойств, учатся устанавливать связи между графиками различных функций и формулами, которые их задают. Кроме того, они разбираются, как можно строить графики функций с помощью сдвигов, растяжений, сжатий, отражений. В старших классах продолжается систематическое изучение функционального материала. В рамках изучения функциональной линии учащиеся практикуются в математическом моделировании реальных ситуаций, описывают процессы окружающего мира. В связи с этим задания исследовательского характера особенно важны для формирования у учащихся навыков самостоятельного анализа и правильной интерпретации полученных результатов.
Приведем примеры заданий, которые может предложить учитель математики для реализации разных видов учебного исследования по теме "Линейная функция" с использованием Desmos.
1. Подтверждающее исследование.
Учитель предлагает учащимся исследовать взаимное расположение графиков линейной функции. Каждому учащемуся выдается карточка с алгоритмом работы и соответствующими выводами. Задание: убедиться в правильности выводов с помощью предложенного алгоритма.
Алгоритм работы:
1. Пройдите по ссылке: https://www.desmos.com/calculator?lang=ru
2. Введите последовательно уравнения: у = 2х - 4; у = 2х + 6; у = 2х.
3. Сопоставьте графики функций, уравнения и вывод № 1.
4. Введите уравнение у = 2х + Ь. Меняйте значение Ь. Убедитесь в правильности вывода № 1.
5. Очистите лист и введите новые уравнения: у = х - 2; у = 3х - 2; у = -2х + 1.
6. Сопоставьте графики функций, уравнения и вывод № 3.
7. Введите новые уравнения: у = ах + Ь и у = кх + m. Меняйте значения переменных а, Ь, к и m. Убедитесь в правильности выводов № 1, № 2, № 3.
Выводы о взаимном расположении графиков линейных функций:
Графики линейных функций у = ах + Ь и у = кх + m:
№ 1 параллельны, если а = к и Ь Ф m;
№ 2 совпадают, если а = к и Ь = m;
№ 3 пересекаются, если а Ф к.
Учащиеся с помощью графического калькулятора Desmos закрепляют изученный материал, тренируются в применении исследовательских навыков, сопоставляют графики и выводы о зависимости их взаимного расположения от коэффициентов соответствующих уравнений.
2. Структурированное исследование.
Учитель предлагает учащимся исследовать линейное уравнение с двумя переменными и его график. Каждому учащемуся выдается карточка с алгоритмом работы и предварительная таблица (Таблица 2). Задание: с помощью предложенного алгоритма работы в графическом калькуляторе Desmos самостоятельно заполнить столбец "График".
Таблица 2
Предварительная таблица
Уравнение Значения a, Ь, c График
ах + Ьу + с = 0 Ь Ф 0, а и с - любые
ах + Ьу + с = 0 Ь = 0, а Ф 0, с - любое
ах + Ьу + с = 0 а = Ь = с = 0
ах + Ьу + с = 0 а = Ь = 0, с Ф 0
Алгоритм работы (наводящие вопросы и задания):
1. Пройдите по ссылке: https://www.desmos.com/calculator?lang=ru
2. Введите последовательно уравнения: 3х + 0у = 6; 0х + 2у = 4.
3. Как выглядят графики? Почему?
4. Введите уравнение ах + 0у = 6. Меняйте значение а.
5. Введите уравнение 0х + Ьу = 4. Меняйте значение Ь.
6. Сделайте выводы.
7. Подумайте над решением уравнений: 0х + 0у = 0; 0х + 0у = 3.
В результате работы учащиеся самостоятельно анализируют графики, построенные в Desmos, сопоставляют их с уравнениями и делают выводы о том, как выглядит график линейного уравнения ах + Ьу + с = 0 в зависимости от значений коэффициентов а, Ь, с (Таблица 3).
Таблица 3
Вариант итогового заполнения
Уравнение Значения a, Ь, c График
ах + Ьу + с = 0 Ь Ф 0, а и с - любые Прямая, расположенная не вертикально
ах + Ьу + с = 0 Ь = 0, а Ф 0, с - любое Вертикальная прямая
ах + Ьу + с = 0 а = Ь = с = 0 Вся плоскость
ах + Ьу + с = 0 а = Ь = 0, с Ф 0 График отсутствует
3. Направляемое исследование.
Учитель предлагает учащимся с помощью графического калькулятора Desmos самостоятельно исследовать уравнение линейной функции у = кх + Ь и выяснить, как влияют коэффициенты к и Ь на расположение графика на координатной плоскости.
Задача учащихся: самостоятельно определить алгоритм работы, попробовать разные способы ввода функций в Desmos, проанализировать полученные результаты и сделать правильные выводы.
Вариант правильного алгоритма работы над заданием:
1. Пройти по ссылке: https://www.desmos.com/calculator?lang=ru
2. Ввести последовательно несколько уравнений вида у = кх + Ь с разными коэффициентами к, например: у = х - 2; у = 2х - 2; у = - х - 2.
3. Рассмотреть графики, сделать выводы о роли коэффициентов к и Ь.
4. Ввести новое уравнение с параметром к, например: у = кх - 2.
5. Меняя значение к с помощью ползунка, проверить свои выводы о роли коэффициента к (если к < 0, к > 0, к = 0).
6. Ввести новое уравнение с параметром Ь, например: у = х + Ь.
7. Меняя значение Ь с помощью ползунка, проверить свои выводы о роли коэффициента Ь (если Ь = 0, Ь > 0, Ь < 0).
Учащиеся проводят исследование по заданной проблеме самостоятельно от начала и до конца. Здесь допустимо
использование метода проб и ошибок, возможна различная последовательность шагов, учащиеся могут получить в результате работы разные виды алгоритмов, что не должно помешать правильной интерпретации результата.
Варианты правильных выводов, полученных в результате исследования:
Для функции у = кх + Ь верно:
• если Ь > 0, то график пересекает ось Оу в точке (0; Ь) выше оси Ох;
• если Ь < 0, то график пересекает ось Оу в точке (0; Ь) ниже оси Ох;
• если Ь = 0, то график проходит через начало координат;
• если к > 0, то график образует острый угол с положительным направлением оси Ох;
• если к < 0, то график образует тупой угол с положительным направлением оси Ох;
• если к = 0, то график параллелен оси Ох.
4. Открытое исследование.
При изучении темы "Системы линейных уравнений с двумя переменными" после рассмотрения графического способа решения системы уравнений учитель предлагает учащимся решить систему, состоящую из двух линейных уравнений у = х - 4 и у = 7 - 2х. Учащимся предстоит столкнуться с ситуацией, когда решением системы являются дробные числа, и самостоятельно сформулировать возникшую проблему. Desmos поможет убедиться в том, что решение системы существует и действительно выражается дробными числами. После этого школьникам необходимо будет исследовать систему уравнений и попытаться найти способы её решения без использования графиков функций. При необходимости наводящими вопросами учитель может помощь учащимся довести исследование до самостоятельного вывода метода подстановки для решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
Примеры наводящих вопросов (если учащимся потребуется помощь учителя):
1. Что известно о координатах точки пересечения двух графиков?
2. Какому уравнению или уравнениям удовлетворяют эти координаты?
3. Что можно сказать о правой части каждого уравнения системы для точки пересечения?
Выводы. Задания исследовательского характера с использованием цифровых инструментов способствуют росту заинтересованности учащихся, помогают развить мышление и воображение, сделать обучение более эффективным и увлекательным. Кроме того, выполнение подобных заданий позволяет учащимся проявить свои способности, реализовать творческий потенциал, научиться работать самостоятельно и проявлять инициативу.
При этом ведущая роль в образовательном процессе по-прежнему остается за учителем. Задачей каждого педагога остается совершенствование методической системы обучения математике, и целесообразно использовать для этого возможности современной цифровой образовательной среды.
Литература:
1. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. 2-е издание / М.В. Кларин. - Москва: Луч, 2018. - 632 с.
2. Мазяркина, Т.В. Исследовательская деятельность школьников / Т.В. Мазяркина, С.В. Первак // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. - С. 121-122
3. Михеева, Л.А. Формирование исследовательских умений в процессе обучения математике в начальной школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Михеева Лариса Алексеевна. - Москва, 2004. - 16 с.
4. Позднякова, Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Позднякова Елена Валерьевна. - Новокузнецк, 2004. - 231 с.
5. Banchi, H. The Many Levels of Inquiry / H. Banchi, R. Bell // Science and Children. - 2008. - Vol. 46(2). - Р. 26-29
6. The BSCS 5E Instructional Model: Origins, Effectiveness, and Applications / R. Bybee, J. Taylor, A. Gardner. [а.о.] -Colorado Springs: BSCS, 2006. - 80 р.
7. Moyer, R.A. Evaluating Different Levels of Inquiry in the Science Classroom / R.A. Moyer. - Bozeman, MO: Montana State University, 2012. - 55 s.
Педагогика
УДК 371
доктор экономических наук, ректор Огоев Алан Урузмагович
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Зембатова Лариса Тамерлановна
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме воспитания гражданской идентичности будущих педагогов. Изменения, происходящие практически во всех сферах деятельности человека: социальной, экономической, политической, выдвинули ряд ключевых задач по созданию суверенного, демократического государства, которое смогло бы эффективно обеспечивать основные конституционные права и свободы своих граждан. Такое государство возможно построить при наличии у молодежи гражданского самосознания, высоких нравственных, морально-психологических качеств. По этой причине актуальность гражданского воспитания студентов, в особенности, осваивающих интересующее нас направление подготовки, выходит на первый план. Эффективное гражданское воспитание, в свою очередь, требует существенного переосмысления деятельности современных организаций ВО.
Ключевые слова: высшее образование, воспитание, гражданин, гражданственность, гражданское самосознание, студент, преподаватель.
Annotation. The given article discusses the main theoretical approaches to the future teachers' civic identity training problem. The changes taking place in almost all human activity spheres: social, economic, political, have put forward a number of key tasks to create a sovereign, democratic state. Such state should effectively ensure its citizens basic constitutional rights and freedoms. This state can be built provided that young people have civic consciousness, so as high moral, moral and psychological qualities. For this reason, the relevance of students' civic education, especially those mastering the field of training we are interested in, comes to the fore. Effective civic education, in turn, requires a significant rethinking of the modern universities' activities.
Key words: higher education, upbringing, citizen, citizenship, civic consciousness, student, teacher.
Введение. Применительно к трём последним десятилетиям истории человеческого общества можно говорить об определённом кризисе в духовно-нравственной сфере [4-5; 11; 13; 15; 17]. Сказанное представляется особенно актуальным применительно к странам бывшего СССР, и, в частности, Российской федерации. Коренные перемены во всех аспектах жизни последней не могли не иметь влияния на культурную сферу. К их негативным последствиям в данной области относится тот факт, что современная молодежь в ряде случаев не проявляет достаточного уважения по отношению к национальным, историческим, гражданским ценностям, обычаям и традициям [1; 3; 10; 14; 17].
В виду вышеизложенного фиксируется существенная актуализация вопросов, связанных с улучшением системы воспитания гражданского самосознания у студентов современных российских вузов. Пожалуй, в наибольшей степени соответствующие проблемы важны, если говорить о процессе профессиональной подготовки будущих педагогов [5-6; 9; 12]. В частности, их роль в дальнейшей социокультурной жизни весьма значительна применительно к такому полиэтничному региону, как республика Северная Осетия-Алания. Здесь молодые учителя, характеризующиеся достаточным уровнем сформированности гражданского самосознания, с большой вероятностью помогут в снижении социальной напряжённости. Последнее представляется возможным, так как именно силами таких педагогов можно развить у представителей подрастающего поколения самоидентификацию в качестве граждан России и одновременно членов тех или иных этнических общностей [2-3; 9; 11; 16].
Ключевым вопросам их формирования на стадии обучения в организациях высшего образования посвящена наша статья.
Изложение основного материала статьи. Эффективность процесса развития гражданского самосознания будущих педагогов не в последнюю очередь зависит от формирования у них следующих качеств:
- уважение к истории своей большой и малой родины;
- активная жизненная позиция;
- осознанное стремление к изменению в лучшую сторону социокультурной ситуации в стране и регионе [1; 8-9; 11; 14-15].
В сою очередь, на ход формирования вышеперечисленных качеств оказывают определённое влияние особенности когнитивной сферы представителей современной студенческой молодёжи [2; 15-16]. В их ряду одной из наиболее значимых является та, что, с одной стороны, для соответствующего периода личностного развития характерно стремление к независимости и повышению жизненной активности, а с другой - отсутствие полной самостоятельности в выборе жизненного пути и сохранение зависимости от социального окружения [3].
По этой причине на развитие у будущих педагогов гражданского самосознания оказывают влияние два мощных фактора (Табл. 1).