Научная статья на тему 'Основные модели формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом'

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATION SYSTEM / РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / DEVELOPMENT OF SENIOR PUPILS' SELF-CONSCIOUSNESS / CIVIL SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна, Цыгина Ольга Дмитриевна

В статье проанализированы воспитательные системы становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях за рубежом. В рамках проведенного исследования выявлено, что в качестве основных тенденций системы воспитания гражданского и национального самосознания детей можно выделить следующие: консолидация усилий государства, общественных организаций, существенная роль молодежных организаций, стандартизация воспитания школьников, непрерывность гражданского воспитания детей, начиная с детского сада или начальной школы; практикоориентированный подход при формировании гражданского и национального самосознания старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна, Цыгина Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL MODELS OF CIVIL AND NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN ABROAD

In the article were analyzed educational systems of the formation of civil and national self-consciousness of children in secondary education institutions in foreign countries. The survey revealed, that as the basic trends of the educational system of civil and national self-consciousness of children we can highlight the following: consolidation of efforts of the State, civil society organizations, a significant role of youth organizations, standardization of pupils’ education, continuity of children’s civil education, starting from the kindergarten or primary school; practically oriented approach in forming of civil and national consciousness of senior pupils.

Текст научной работы на тему «Основные модели формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 316.6

Е.Е. Дурнева

О.Д. Цыгина

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом1

В статье проанализированы воспитательные системы становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях за рубежом. В рамках проведенного исследования выявлено, что в качестве основных тенденций системы воспитания гражданского и национального самосознания детей можно выделить следующие: консолидация усилий государства, общественных организаций, существенная роль молодежных организаций, стандартизация воспитания школьников, непрерывность гражданского воспитания детей, начиная с детского сада или начальной школы; практикоориентированный подход при формировании гражданского и национального самосознания старшеклассников.

Ключевые слова: гражданское самосознание, национальное самосознание, воспитательная система, развитие самосознания старшеклассников.

Сегодня вопрос организации гражданского и национального воспитания школьников является предметом активного обсуждения мирового научного и профессионального сообщества. Усиление роли воспитательной функции образования является одним из основных направлений политики в области образования. Особую значимость приобретают знания в области гражданского и национального воспитания в контексте сравнительной педагогики, поскольку положительный зарубежный опыт может и должен быть использован в ходе модернизации отечественной системы образования.

В начале XXI века такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания и

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 10.12.2013 № 08.028.11.0082).

© Дурнева Е.Е., Цыгина О.Д., 2014

22

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

Австралия, находятся на этапе формирования понимания особой значимости гражданского и национального воспитания школьников. Происходящие в обществе процессы, зачастую имеющие негативную окраску, определили необходимость выдвижения новых требований к гражданскому воспитанию и образованию.

Государственные органы указанных стран, регламентирующие деятельность в области образования, уделяя особое внимание гражданскому и национальному воспитанию подрастающего поколения, провели существенную работу по формированию нормативов деятельности общеобразовательных учреждений, разработав стандарты и рамки преподавания образовательных модулей, отражающих принятые на федеральном уровне, на уровне штатов, территорий и провинций требования.

Наиболее важное значение разработка единых стандартов в области гражданского и нравственного воспитания, осуществленная в англосаксонских странах, имеет потому, что в современном мире многие семьи за время обучения детей неоднократно переезжают из одной юрисдикции (территории, штата) в другую. Единые требования к программам позволяют учащимся легче адаптироваться в новой школе.

Зачастую образовательные стандарты носят не директивный, а рекомендательный характер. В ряде стран стандарты лишь задают направление воспитания и образования, которые должен получить учащийся, чтобы стать ответственным гражданином со сформированной активной гражданской позицией. Реализация стандартов не всегда предполагает обязательное введение в учебные планы предмета «Граждановедение» или иного другого, в цели которого входит развитие гражданского и национального самосознания детей. Образовательные стандарты могут внедряться на междисциплинарном уровне, могут представлять рамку дисциплин, принятую на том или ином уровне. Но при этом необходимо отметить, что стандарты всегда направлены на весь учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении, которое, в свою очередь, привлекает к процессу формирования активной гражданской позиции широкое сообщество: церковь, общественные организации, органы управления штатом, отдельных граждан.

В США ответственность за образование традиционно несет каждый штат.

Федеральное вторжение в сложный образовательный процесс до сих пор вызывает большое количество споров с соответствующими «за» и «против». Между тем Калифорнийский центр по гражданскому образованию разработал «добровольные» стандарты по граждановедению и гражданскому воспитанию, соответствующие достаточно высокому уровню надлежащих для школ знаний. В разработке участвовали 150 учебных заведений и более 3000 учителей [9].

Во многих штатах существуют собственные нормативы и методические рекомендации, регламентирующие развитие гражданственности и патрио-

23

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

тизма в учебном процессе. Задачами развития гражданской и национальной самоидентичности в большей части штатов штатов являются: 1) улучшение качества гражданственности и образования путем информирования студентов об истории и принципах Конституции Соединенных Штатов, в том числе и о Билле о правах; 2) благоприятствование развитию гражданской компетентности и ответственности; 3) улучшение качества гражданского и экономического образования посредством программ гражданского образования и экономической программы обменов в области образования с развивающимися демократиями.

Патриотическое образование в Америке включается в учебные планы начиная с детского сада и до окончания школы. Все преподаватели несут ответственность за гражданское и нравственное образование детей.

Изучение Флага и Клятвы верности флагу должно проходить согласно общему учебному плану, начиная с детского сада и до 6-го класса. Клятва верности флагу должна приноситься каждый день в начале учебного дня, каждым учеником, в каждой государственной школе.

Высокое развитие патриотизма в США объясняется в первую очередь государственной идеологией. С ранних лет юных американцев учат уважительно относиться к государственному гербу, гимну и флагу.

Уже в младшей школе каждое утро дети клянутся в верности своей стране, а государственный гимн принято петь на разного рода публичных мероприятиях, будь то межшкольный хоккейный матч или инаугурация президента.

Задача воспитания патриотического сознания учащихся отражается и в содержании образования. Например, в расписании 3-го класса есть урок гражданского образования. Основной вид занятий здесь — проектные уроки, широко распространены уроки-дебаты и игры. Даже в начальной школе в рамках работы над проектом принято писать петиции по рассматриваемой проблеме местным властям, конгрессмену, сенатору, президенту.

Учителя используют различные ролевые игры, затрагивающие политические или обществоведческие вопросы, помещая школьников в ситуацию судебного процесса, выборов, трудоустройства и т.д.

Мощное средство военно-патриотического воспитания — национальные праздники. Например, День независимости (4 июля) считается днем рождения США как суверенного государства, широко отмечается по всей стране, заявляя о ее силе и свободе. День Колумба (12 октября) напоминает об открытии Америки, и в Нью-Йорке проходит грандиозное торжественное шествие. Один из самых популярных праздников, также относящийся к истории колонизации Америки, — День благодарения (ноябрь). В День ветеранов (11 ноября) чествуются ветераны всех войн, в которых участвовали США: проводятся парады, а президент посещает кладбище павших воинов Арлингтон. Даже Хэллоуин и Рождество обладают большим воспитательным потенциалом, сполна используемым американской школой.

24

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

Большая роль в формировании общественного сознания отводится детским общественным объединениям. В задачи скаутской организации входит привитие юным поколениям любви к своей стране, ее культуре и ценностям. Национальное движение бойскаутов и герлскаутов насчитывает почти 7 млн детей. Методика патриотического воспитания предлагает использовать экскурсии по историческим и военно-политическим местам, походы, военизированные игры, марш-броски, разведки, социальные акции. Большой акцент делается на физической и идеологической подготовке, а романтика и практическая ориентация воспитания усиливаются привитием навыков выживания в экстремальных условиях. В воинских частях организуются дни скаутов, когда школьники получают доступ на территорию части и могут пообщаться с офицерами и взглянуть вблизи на боевую технику.

При отсутствии в США базовой программы патриотического воспитания, оно осуществляется на всех ступенях образовательной системы, а его субъектами выступают не только родители и педагоги, но также армия, церковь, общественные объединения, средства массовой информации и т.д. Свою роль в этой системе играет и бизнес. Например, чтобы продемонстрировать высокую боеготовность вооруженных сил и сформировать положительное отношение к действиям Пентагона, американское правительство тратит около 2,5 млн долларов в год на создание тематических компьютерных игр для молодежи, ряд которых распространяется бесплатно. Такой подход способствует и популяризации воинской службы.

В Канаде единый подход к образованию невозможен по той причине, что не существует единого органа управления образованием. Это привело к появлению Западно-канадского протокола о сотрудничестве в области основного образования: пять Западных областей (Альберта, Британская Колумбия, Манитоба, Саскачеван, территория Нанавут) и смежные территории (территории Северо-западные и Юкон) подписали этот основополагающий документ о создании рамок реализации гражданского воспитания и передачи определенного набора знаний в области основного образования. На базе данного документа все территории придерживаются общей рамки разработки учебного плана по предмету «Изучение общества» (Social Studies (SS)). Содержание дисциплины «Изучение общества» предполагает постепенное формирование и развитие гражданской и национальной самоидентичности в процессе становления личности учащихся как активных граждан Канады в условиях глобализации [3].

В Австралии разработка стандартов была инициирована Советом министерства образования, профессиональной подготовки и делам молодежи (Ministerial Councilon Education, Employment Training and Youth affairs (MCEETYA)) и осуществлялась с привлечением представителей всех юрисдикций страны. В стандартах регламентируются необходимые знания, умения и навыки, которые лежат в основе гражданского самосознания каж-

25

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

дого австралийца. Данные стандарты разработаны с учетом процессов глобализации, происходящих в современном мире. В задачи органов управления образованием юрисдикций входит воплощение этих стандартов в учебный процесс, разработка на базе стандартов учебных планов и рабочих программ.

Существенные различия подходов к формированию гражданского и национального самосознания школьников наблюдаются в различных регионах Великобритании.

Так, например, в Уэльсе гражданское воспитание и образование осуществляется через предмет «Здоровье и общество» (Physical and social education (PSE)), который охватывает все стадии школьного обучения, а также обучение в колледжах до достижения реципиентами 19-летнего возраста (12-го класса) [9].

Задачей курса является развитие у учащихся интереса и желания участвовать в жизни общества, быть активными гражданами и понимать изменения глобального характера, оказывающие влияние на их жизнь. Предмет, направленный на формирование активного гражданина, охватывает социальный, общественный, нравственный, духовный, физический, гендерный, эмоциональный, профессиональный аспекты, а также вопросы сохранения окружающей среды [15].

В Великобритании гражданское образование (Citizenship) является обязательной дисциплиной во всех общеобразовательных учреждениях (для детей 11—16 лет). В начальной школе (4—11 лет) гражданское воспитание реализуется в рамках предмета «Личное и общественное воспитание и здоровье» (Personal, Social and Health Education).

Развитие гражданского и национального самосознания школьников в общеобразовательных учреждениях Великобритании имеет свои особенности и проблемы. В первую очередь это является следствием большого национального, религиозного и этнического разнообразия страны, а также сложной истории взаимоотношений регионов страны.

Необходимо подчеркнуть, что узаконенный статус гражданское образование получило только в школах Англии — в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии этот предмет не является обязательным и имеет свои национальные особенности и приоритеты. Более того, существуют значительные различия и расхождения в том, как трактуются и применяются на практике во всех четырех странах такие ключевые моменты, как содержание предмета «Гражданское образование», его статус в рамках учебной программы; наличие подготовленных квалифицированных кадров, внедрение адекватных подходов к обучению, обеспечение устойчивости и последовательности в преподавании предмета, формы и методы оценки успешности его усвоения и т.п. Так, в Северной Ирландии большое внимание в граждановедении уделяется разрешению конфликтов и правам человека, в Шотландии упор делается на развитие независимой гражданской

26

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

культуры, а в Уэльсе в центре внимания находятся вопросы культурного разнообразия. Эти различия настолько серьезны, что ряд исследователей задаются вопросом: не станут ли расхождения в подходах к содержанию дисциплины, ее преподаванию и оцениванию ослаблять или даже подрывать статус гражданского образования в целом? Сможет ли гражданское образование помочь решить проблему британской национальной идентичности и сплоченности внутри государства и в рамках национальных контекстов [15].

В Северной Ирландии совет по поддержке и проверке достижений учащихся (Concil for the Curriculum Examinations and Assessment — ССЕА) выдвинул рекомендации по организации гражданского воспитания и гражданственности в местном и глобальном контекстах, который был принят Министерством образования Северной Ирландии. Предмет «Национальное и глобальное гражданство» (Local and Global Citizenship) является частью предмета «Готовность к жизни и работе» (Learning for life and work) в стандартах по образованию. Не менее важно отметить тот факт, что предмет, в рамках которого предусмотрено гражданское воспитание и образование, является обязательным. Основные направления учебной деятельности охватывают семь ведущих разделов, однако более подробная расшифровка данных направлений несет рекомендательный или ознакомительный характер, хотя подразумевает под собой не только наличие расшифровки, но и подробную подборку форм, методов и ресурсов гражданского воспитания и образования.

В Шотландии цель гражданского образования и воспитания состоит в формировании хорошо обученного, уверенного в себе человека, который принимает активное и значимое участие в общественной жизни. Тем не менее гражданское образование и воспитание не представлено отдельным предметом, и, соответственно, мы не можем говорить о какой-либо стандартизации данного направления учебно-воспитательного процесса. В рекомендациях, разработанных для школ Шотландии, гражданское воспитание и образование представлено как междисциплинарное требование [17].

В 2001—2010 годах в общеобразовательных учреждениях Англии было проведено исследование практики преподавания предмета «Гражданское образование» (the Citizenship Education Longitudinal Study). Выводы основаны на анализе результатов продольного исследования группы учащихся, которые наблюдались с 11 до 18 лет.

Полученные данные отражают ряд интересных изменений, произошедших в исследуемой группе в плане гражданских позиций и практик, а именно:

— участие в политической жизни увеличилось с возрастом. Подписание петиций, участие в выборах членов школьных советов были самыми распространенными формами политической деятельности. Только незначительное число учащихся занимались более активными формами политической деятельности;

27

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

— гражданская активность увеличилась с возрастом. Сбор средств для благотворительных организаций и добрые дела оказались самыми распространенными формами участия; отмечался также рост числа тех, кто помогал местной общине;

— участие во внеклассной деятельности (включая занятия спортом, искусством, театром, хобби) с возрастом уменьшилось. Особенно выраженным было снижение уровня участия в спортивной деятельности;

— с возрастом окрепло намерение участвовать в таких видах гражданской деятельности, как волонтерство. Это относится и к участию в выборах: более 75% опрошенных заявили, что вероятно или наверняка будут голосовать на общих выборах в будущем;

— изменилось отношение к вопросам равенства и обществу в целом: с возрастом исследуемые стали менее терпимы по отношению к беженцам и иммигрантам, тюремным приговорам, социальным пособиям, некоторым вопросам экологической политики. В то же время группа стала заметно более лояльной в области прав человека и женщин;

— отмечалось постепенное и устойчивое снижение восприятия себя частью коллектива (сообщества) — местного, национального или европейского. Это не распространялось на школу, связь с которой оставалась относительно прочной;

— доверие к социальным, гражданским и политическим институтам со временем не изменилось и осталось высоким. Усилилось недоверие к политикам (в 2009 году 33% когорты отметили, что они совсем не доверяют политикам) [14].

В целом анализ показал, что установки молодых людей с возрастом стабилизируются и, следовательно, сформировавшиеся ранее взгляды и отношения играют очень важную роль в дальнейшем развитии гражданского сознания. Формат, сроки и продолжительность преподавания предмета «Гражданское образование» оказались важнейшими составляющими.

Учащиеся имели более высокий уровень формирования гражданского самосознания и более высокие практические результаты, если они учились в школах, где преподавание гражданского образования отвечает следующим требованиям:

— является самостоятельным предметом, включено в расписание (не менее одного часа в неделю);

— разрабатывается и преподается учителями, а не школьными координаторами предмета «Личное и общественное воспитание и здоровье»;

— в качестве итоговой отчетности проводится экзамен;

— преподается на постоянной основе в течение всего времени обучения анализируемой когорты.

Общая же ситуация в области гражданского образования пока оставляет желать лучшего. Отмечается, что только в каждой четвертой школе

28

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

преподавание граждановедения ведется на должном уровне, что позволило государственным инспекторам назвать этот предмет наиболее плохо преподаваемым в английских средних школах. Для улучшения преподавания гражданского образования предлагается ввести ряд изменений. Прежде всего, это проведение самостоятельных (не в рамках других дисциплин) уроков граждановедения, включенного в ряд внешних экзаменов или сертификатов. Предлагается продлить преподавание дисциплины до 18-летнего возраста учащихся и обеспечить подготовку по направлению «политическая грамотность».

Большое внимание уделяется воспитанию патриотизма и в Китае. Китайский патриотизм, берущий свое начало из древней истории государства, передавался от поколения к поколению, подкрепляясь общинным образом жизни и коллективным трудом, с одной стороны, и национально-психологическими качествами — с другой (жесткая дисциплина, высокая зависимость индивида от группы, особый характер сочувствия и сопереживания). О патриотизме говорится и в китайском законе об образовании: государство нуждается в общественной морали, построенной на любви к родине, народу, труду, науке и социализму, а потому воспитание граждан осуществляется в духе патриотизма, коллективизма, интернационализма и коммунизма.

Юных китайцев растят преданными социалистическим идеям, готовыми продолжать дело партии и заботиться о развитии своей страны. Государство отводит школе в этом процессе важную роль и подготовило целый пакет документов, конкретизирующих особенности формирования патриотического сознания молодежи: постановления ЦК КПК о работе по нравственному воспитанию в начальной и средней школе, об осуществлении патриотического воспитания, об усилении работы по нравственному воспитанию школьников и др. Патриотизм — это высшая мораль китайской молодежи: характер человека здесь определяют по его отношению к родине. Поэтому воспитание патриотизма в китайских школах — не просто идеологическая, но и глубоко прикладная задача. Уже в начальной школе детям прививают чувство коллективизма, ответственности и долга, дисциплинированность и уважение к традициям, знакомят с основными положениями конституции и с главными законами государства, изучают историю и культуру Китая.

Первый помощник партии в деле патриотического воспитания школьников — детско-юношеские организации. Самая массовая из них — Юные пионеры Китая, насчитывающая около 130 миллионов членов, где самым маленьким пионерам шесть лет, а старшим — 14. Устав пионеров предписывает создание в каждой школе отделения организации. Юными пионерами руководит Коммунистический союз молодежи, организация, напоминающая комсомол в Советском Союзе, и взрослые лидеры выбираются из ее членов [19].

29

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

Китай — одно из немногих государств в мире, где начальная военная подготовка — обязательный предмет школьной программы, который вводится с 9 лет.

Учащиеся старших классов, кроме лиц, освобожденных по состоянию здоровья, должны проходить единую военную подготовку в соответствии с «Положением о военной подготовке учащихся», разработанным министерствами просвещения и обороны. Программа предусматривает знакомство с теорией и практикой военного дела, причем не только на базе школ, но и в специальных армейских лагерях. Позитивное значение такой подготовки — в воспитании дисциплины и коллективизма.

Анализ зарубежных систем гражданского и национального воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что практический опыт формирования гражданина достаточно показателен в странах Северной Европы. К примеру, опыт интерактивных образовательных проектов в Нидерландах, в которых внимание акцентируется не столько на передаче знаний, сколько на практическом обучении. Рациональное зерно этих проектов заключается в том, что:

— учащиеся на собственном опыте познают процесс выработки решений, особенно когда присутствуют интересы, противоречащие друг другу (речь идет об умении принимать участие в выборных кампаниях); интерактивные проекты предусматривают участие школьников в таких процессах, когда требуется взвешивать все аргументы «за» и «против»;

— интерактивные проекты позволяют школьникам научиться формулировать политические требования и проявлять интерес к проблемам общественной жизни;

— интерактивный подход предполагает проявление энтузиазма школьников, так как все, чему они научатся, будет усвоено на основании их собственного опыта и позволит им лучше осознать собственные интересы и свою роль в обществе.

Во многих странах возрос интерес к вопросам преподавания прав человека в школе. Оно нацелено на осознание учащимися всеобщих прав и свобод человека и на подготовку учащихся к защите этих прав в условиях демократического общества.

Среди различных подходов в обучении учащихся правам человека можно выделить:

— исторический подход; он сосредоточен на изучении прав человека в историческом аспекте;

— реконструктивный подход, в основе которого лежит идея через знания прав человека преобразовывать окружающий мир (умение осуществлять социальные перемены);

— ценностный подход, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, учас-

30

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

тие в жизни демократического общества, равные возможности, достоинство личности, устойчивое окружение).

Проведенное исследование позволяет выделить в качестве основных тенденций системы воспитания гражданского и национального самосознания детей следующие:

— консолидация усилий государства, общественных организаций, общественных объединений, религиозных общин;

— существенная роль молодежных организаций в формировании гражданского и нравственного самосознания;

— стандартизация гражданского воспитания школьников;

— непрерывность гражданского воспитания детей, начиная с детского сада и/или начальной школы;

— применение деятельностного, практико-ориентированного подхода при формировании гражданского и национального самосознания старшеклассников.

Литература

1. Абдрашитова Т.А., Оспанова Я.Н. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан: Методическое пособие. Астана: Агроиздат, 2009. 236 с.

2. Аксенова Э.А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эй-дос». 2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-11.htm.

3. Данилова Л.Н. Патриотическое воспитание школьников: Из зарубежного опыта // Народное образование. 2010. № 4. С. 204—210.

4. Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: Сравнительное исследование. М., 2008. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Корсунов В.И. Поликультурный аспект содержания высшего образования // Public Policy and Politics in Sakhalin, Russia and Oregon. Oregon State University. 2008.

6. Проблемы толерантности в подростковой и молодежной среде / Под ред. В.С. Собкина. М., 2009.

7. Фахрутдинова А.В. Новый этап в развитии гражданского воспитания в Великобритании (конец XX — начало XXI века) // Образование и общество. 2010. № 2. С. 90—95.

8. Фахрутдинова А.В. Вариативность программ по граждановедению в США как фактор развития и совершенствования системы гражданского воспитания учащейся молодежи // Вестник Пятигорского лингвистического университета. 2010. № 2. С. 67—73.

9. Фахрутдинова А.В. Проблемы стандартизации и дифференциации гражданского воспитания в англосаксонских странах на рубеже ХХ—ХХ1 веков // Образование и общество. 2010. № 3. С. 95—99.

10. Advancing Civic Learning and Engagement in Democracy. [Электронный ресурс] URL: http://www.ed.gov/sites/default/files/road-map-can-to-action.pdf.

31

Основные модели формирования гражданского и национального самосознания...

11. Andrews R, Mycock A. Citizenship Education in the UK: Divergence Within a Multi-National State. Citizenship Teaching and Learning. Vol. 3. №. 1. April 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.citized.info ©2007 citizED.

12. Avril Keating, David Kerr, Thomas Benton, Ellie Mundy and Joana Lopes. National Foundation for Educational Research. [Электронный ресурс] URL: https:// www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/181797/ DFE-RR059.pdf.

13. Citizenship Education at School in Europe http://www.indire.it/lucabas/lkmw_ file/eurydice///Citizenship_schools_Europe_2005_EN.pdf.

14. Citizenship education in England 2001—2010: young people’s practices and prospects for the future: the eighth and final report from the Citizenship Education Longitudinal Study (CELS), https://www.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/181797/DFE-RR059.pdf.

15. Eurydice. The information network on education in Europe. [Электронный ресурс] URL: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/index_en.php.

16. Guardian of Democracy: the Civic Mission of Schools. [Электронный ресурс] URL: http://civicmission.s3.amazonaws.com/118/f0/5/171/1/Guardian-of-Democracy-report.pdf.

17. Impact #19. Patriotism in schools. [Электронный ресурс] URL: http:// onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2048-416X.2011.00001.x/pdf.

18. Learning for active citizenship. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa. eu/education/archive/citizen/citiz_en.html.

19. The Patriotic Education Campaign in China and Rise of Chinese Nationalism. [Электронный ресурс] URL: http://fmso.leavenworth.army.mil/Collaboration/ international/China/ChineseNationalism .p df.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.