Научная статья на тему 'Госзаказ как один из основных механизмов рыночной экономики'

Госзаказ как один из основных механизмов рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОНКУРС / АУКЦИОН / АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ / ЗАПРОС КОТИРОВОК / КОНКУРЕНЦИЯ / STATE ORDER / CONTEST / AUCTION / E-AUCTION / QUOTATION ENQUIRY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветвицкий И. Г.

Развитие конкурентной среды становится одним из важнейших факторов, влияющих как на стабильность общества, так и на экономический рост столицы. В условиях выхода из экономического кризиса Правительство Москвы выступает как гарант, обеспечивающий конкурентоспособность отраслей. Размещение городского заказа это не только организация конкурентоспособного производства, но и мощный и надежный инструмент решения наиболее острых социальных вопросов. Таких, как обеспечение населения медикаментами, строительство детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов, закупка детского питания и т. д. Метод государственного заказа для государственных и муниципальных нужд приобрел положительную динамику. Положительная тенденция наблюдается не только в увеличении выделенных бюджетных средств для государственных закупок, но и в значительной экономии средств при проведении и реализации государственных заказов. Активное участие фирм (в том числе и субъектов малого предпринимательства) говорит об открытости и прозрачности к системе государственного заказа. Это новый рынок для сбыта своей продукции, и, прежде всего, это рынок государственных закупок с его гарантированным бюджетным финансированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT ORDER AS ONE OF MAIN MECHANISMS OF MARKET ECONOMY

The development of a competitive environment is becoming one of the most important factors that influence the stability of society and the economic growth of the capital. Under the conditions of recovery from the economic crisis, the Government of Moscow acts as a guarantor ensuring the competitiveness of industries. Placement of the municipal order is not only the organization of competitive production, but also a powerful and reliable tool for solving the most pressing social issues, such as the provision of population with medicines, construction of kindergartens, schools, fitness centers, purchases of baby food, etc. The method of public procurement for state and municipal needs has become a positive trend. A positive tendency is observed not only in increasing the budgetary allocations for public procurements, but also in considerable savings in expenses of the conduct and implementation of government orders. Active participation of firms (including small businesses) points to the openness and transparency of the system of state orders. This is a new market for their products and, above all, the market of public procurements with its certified budget financing.

Текст научной работы на тему «Госзаказ как один из основных механизмов рыночной экономики»

ГОСЗАКАЗ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

И. Г. ВЕТВИЦКИЙ

Развитие конкурентной среды становится одним из важнейших факторов, влияющих как на стабильность общества, так и на экономический рост столицы. В условиях выхода из экономического кризиса Правительство Москвы выступает как гарант, обеспечивающий конкурентоспособность отраслей. Размещение городского заказа - это не только организация конкурентоспособного производства, но и мощный и надежный инструмент решения наиболее острых социальных вопросов. Таких, как обеспечение населения медикаментами, строительство детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов, закупка детского питания и т. д.

Метод государственного заказа для государственных и муниципальных нужд приобрел положительную динамику. Положительная тенденция наблюдается не только в увеличении выделенных бюджетных средств для государственных закупок, но и в значительной экономии средств при проведении и реализации государственных заказов. Активное участие фирм (в том числе и субъектов малого предпринимательства) говорит об открытости и прозрачности к системе государственного заказа. Это новый рынок для сбыта своей продукции, и, прежде всего, это рынок государственных закупок с его гарантированным бюджетным финансированием.

Ключевые слова: государственный заказ, конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме, запрос котировок, конкуренция.

Конкурентная политика представляет собой динамичную, рефлексивную, т. е. откликающуюся на изменения экономической ситуации последовательную систему мер, направленных на созидание, развитие, поддержание и защиту конкуренции в столице.

Развитие конкурентной среды становится одним из важнейших факторов, влияющих на стабильность общества, так и на экономический рост столицы. В условиях выхода из экономического кризиса Правительство Москвы выступает как гарант, обеспечивающий конкурентоспособность отраслей.

Размещение городского заказа - это не только организация конкурентоспособного производства, но и мощный и надежный инструмент решения наиболее острых социальных вопросов, таких, как обеспечение населения медикаментами, строительство детских садов, школ, физкультурнооздоровительных комплексов, закупка детского питания и т. д.

В Москве сформирована Единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной и унифицированной по нормативно-методическому обеспечению и по информационному обеспечению и распределенной в части организации.

При размещении государственных заказов компетенция городских органов власти определена следующим образом:

Тендерный комитет проводит торги первого уровня, решает общие вопросы, разрабатывает типовые документы, связанные с размещением государственного заказа, ведет реестр контрактов и торгов по всем государственным заказчикам и официальный сайт города для размещения информации о размещении городского заказа, а также является держателем реестра специалистов в данной области.

Департамент экономической политики и развития осуществляет планирование, в том числе через Реестр закупаемой продукции и согласование стартовых цен по торгам первого уровня, кроме компьютерной техники и иных товаров, закупаемых по ГЦП «Электронная Москва», государственным заказчиком по которой для всех бюджетных учреждений является Управление информатизации города Москвы.

Государственные заказчики обеспечивают обоснование необходимости и предмета закупки, стартовой цены, подготовку технических требований, проектно-сметной документации, условий исполнения контракта на основе типовых документов, а также проведение процедур второго

уровня, подписание и контроль исполнения государственных контрактов и их оплату.

Контрольный комитет уполномочен осуществлять контроль в сфере размещения заказов в соответствии с ФЗ-94.

С 2004 г. функционирует и постоянно совершенствуется Единая автоматизированная информационная система торгов, обеспечивающая системное управление процессом размещения государственного заказа и работающая во взаимодействии с другими автоматизированными информационными системами города.

Средствами ЕАИСТ (Единая автоматизированная информационная система торгов) осуществляется автоматизация и учетная регистрация всех процедур размещения заказа и государственных контрактов, без которой финансовыми органами города не принимаются к исполнению никакие платежные обязательства. Система позволяет обеспечить единую регламентацию всех процедур размещению заказа, начиная с планирования и заканчивая моментом исполнения обязательств по договору.

Организационное и техническое сопровождение размещения государственного городского заказа осуществлялось в течение 2009 г. в условиях динамично изменяющегося федерального законодательства. Всего с момента принятия ФЗ-94 в него вносились изменения и дополнения путем принятия федеральных законов 19 раз. Из них в 2009 г. - 10 раз, что в свою очередь приводило к необходимости принятия актов локального нормотворчества и проведения конкретных технологических и организационных мероприятий по доработке городской системы размещения заказов применительно к новым требованиям.

При этом необходимо отметить, что на всем протяжении своего развития городская система размещения государственного заказа демонстрировала поступательную тенденцию, почти удваиваясь по основным показателям. Начав в 2003 г. со «скромных» 66 млрд руб., объем размещаемого заказа за 7 лет превысил порог в 800 млрд руб. по итогам 2008 г.

Положительная динамика была частично нарушена мировым кризисом, в результате чего объемные показатели вынужденно опустились к докризисному уровню - около 400 млрд руб. При этом Правительством Москвы были приняты оперативные меры оптимизации бюджетных расходов. В результате в приоритетном порядке размещались заказы, связанные с обеспечением первоочередных потребностей города и одновременно было сэкономлено более 50 млрд руб. без ущерба для обеспечения его жизнедеятельности.

В период кризиса 2009 г. произошло уменьшение бюджетных средств различных уровней из-за банкротства и ликвидации целого ряда предприятий и коммерческих организаций, сократился круг налогоплательщиков. С помощью средств стабилизационного фонда были восстановлены финансовые пробелы в бюджетной системе. Ввиду сокращения финансовых ресурсов в коммерческих организациях, очень многие фирмы пытаются участвовать в торгах на выполнение государственного заказа для получения дополнительной прибыли в случае выигрыша тендера.

В 2009 г. при проведении процедур размещения городского заказа в среднем подавалось 3-4 заявки на один лот. В 1,5 раза выросло число участников торгов. При этом доля процедур с единственным участником составила менее 20 % общего количества лотов. То есть в ходе их проведения в 4 из

5 случаев наблюдается реальная конкурентная борьба за право заключения государственного контракта.

Характерным явлением становится ежегодное обновление состава участников размещения городского заказа на 50-60 % в среднем по городу с незначительным разбросом по комплексам городского хозяйства. При этом с каждым вторым из новых участников по итогам процедур заключается контракт.

Значительное (на 50 % по сравнению с 2008 г.) увеличение среднего количества подаваемых на лот заявок при одновременном уменьшении среднего размера заказа также можно объяснить обострившейся в условиях кризиса борьбой участников рынка за бюджетные средства. Появление на рынке государственных закупок большого числа новых игроков привело к тому, что общее снижение стартовых цен по результатам торгов 2009 и 2010 гг. удвоилось по сравнению с докризисным периодом.

Отдельно хотелось бы остановиться на положении дел с размещением государственного заказа среди малых предприятий (субъектов малого предпринимательства). Данная норма присутствовала в ФЗ-94 (ст. 15) с момента его принятия в первой редакции, но в связи с несовершенством предложенного механизма реализации не получила на тот момент широкого применения. Установленный тогда предельно доступный размер начальной (максимальной) цены в 3 млн руб. при среднем размере лота в 10-15 млн вынуждал государственных заказчиков искусственно дробить заказ на мелкие лоты для малого бизнеса. Количество документов и процедур при этом удваивалось, а заказчику приходилось по одному и тому же заказу иметь дело с разными исполнителями, в ряде случаев координируя их работу.

Однако в 2009 г., в том числе при участии Правительства Москвы, в закон были внесены соответствующие поправки, увеличившие предельную начальную цену до 15 млн. Кроме того, указанные нормы были подкреплены внесением в КоАП РФ жестких мер ответственности за их исполнение [3]. В результате в течение всего года отмечался непрерывный рост показателя доли специальных торгов для малого бизнеса.

Так, если в первом полугодии 2009 г. она составляла лишь 10 % общего числа процедур, или 2,4 общего объема размещенных средств, то по итогам года данный показатель вырос до 22,6 %, и, с учетом того, что вышеуказанные меры вступили в силу не с начала года, вплотную приблизилась по объему к установленному коридору.

Всего в 2009 г. с малым бизнесом заключено свыше 29000 контрактов на сумму 91 млрд руб. Доля заявок в общем объеме составила 49 %, что выше показателя 2008 г. в 2,5 раза. Это красноречиво свидетельствует о высокой конкурентоспособности малого бизнеса, его готовности к дальнейшему расширению своего участия в выполнении государственного заказа города.

Рост числа заявок малого бизнеса на участие в торгах можно объяснить повышением уровня доверия к системе размещения государственного заказа в целом, к ее открытости и прозрачности. При этом немаловажную роль играют и последствия мирового кризиса, заставившие предприятия искать новые платежеспособные рынки сбыта своей продукции.

Рассмотрим динамику государственного заказа на примере Департамента социальной защиты населения города Москвы, входящего в социальный комплекс города [1].

Обеспечение функционирования подведомственной сети Департамента происходит через размещение государственных или муниципальных заказов на конкурсной основе, на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг. Перечень поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг очень разнообразен:

- поставка продовольствия для подведомственных учреждений;

- поставка медикаментов;

- поставка товаров длительного пользования (одежда, обувь и т. д.);

- поставка оборудования для функционирования учреждений (различное медицинское оборудование, оборудование для пищеблока, оборудование для содержания жилых и нежилых помещений и т. д.);

- выполнение различных работ по содержанию и улучшению жилищных условий граждан

в подведомственных учреждениях (ремонт, в том числе и капитальный) помещений;

- благоустройство территории подведомственных учреждений для улучшения условий жизни лицам, нуждающимся в социальной защите и т. д.

Заказ может размещаться двумя способами:

1. Путем проведения торгов:

- конкурс (победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, заявке на участие которого присвоен первый номер);

- аукцион (победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта).

И конкурс, и аукцион могут проводиться в открытой и закрытой форме.

2. Без проведения торгов:

- запрос котировок (размещение заказа, при котором информация о потребностях учреждения (организации) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта);

- у единственного поставщика (размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) [2].

Как мы видим (рис. 1), объем размещения государственного заказа в 2009 г. вырос практически в два раза, по сравнению с предыдущим годом, и составил 7418,2 млн рублей. Это говорит

об увеличение городских нужд (в том числе в виду кризиса и для реализации антикризисных мер), но и об активном участии фирм, желающих выиграть право на заключение государственного контракта. По итогам 3 квартала 2010 г. можно видеть, что текущий год не уступает предыдущему по сумме денежных средств, «реализованных» через государственный заказ, что говорит о перспективном развитии метода размещения и реализации государственных закупок [1].

Как мы видим из диаграммы (рис. 2), размещение и выполнение государственного заказа для фирм является дополнительной прибылью, а для государства происходит неплохая экономия бюджетных средств. Следует заметить, что по итогам 3-го квартала 2010 г. экономия бюджетных средств составила 678,4 млн руб., что на 9,2 млн меньше, чем за весь период 2009 г. Это говорит о значительном снижении цены подаваемой заявки на участие в торгах по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта.

Рис. 1. Объем размещения государственного заказа (млн руб.) за период 2005-2010 гг.

Рис. 2. Динамика роста экономии бюджетных средств (млн руб.) по итогам размещения государственного заказа

Подводя итог 2010 г., можно сказать, что метод государственного заказа для государственных и муниципальных нужд приобрел положительную динамику. Положительная тенденция наблюдается не только в увеличении выделенных бюджетных средств для государственных закупок, но и в значительной экономии средств при проведении и реализации государственных заказов. Активное участие фирм (в том числе и субъектов малого предпринимательства) говорит об открытости и прозрачности в системе государственного заказа. Это новый рынок для сбыта своей продукции, и, прежде всего, это рынок государственных закупок с его гарантированным бюджетным финансированием.

Литература

1. Московские торги. Официальное издание мэра и Правительства Москвы. 2010. № 4.

2. Настольная книга госзаказчика / под ред. А. А. Храмкина. 7-е изд., доп. М., 2010.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. иКЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

* * *

GOVERNMENT ORDER AS ONE OF MAIN MECHANISMS OF MARKET ECONOMY

I. G. Vetvitskiy

The development of a competitive environment is becoming one of the most important factors that influence the stability of society and the economic growth of the capital. Under the conditions of recovery from the economic crisis, the Government of Moscow acts as a guarantor ensuring the competitiveness of industries. Placement of the municipal order is not only the organization of competitive production, but also a powerful and reliable tool for solving the most pressing social issues, such as the provision of population with medicines, construction of kindergartens, schools, fitness centers, purchases of baby food, etc.

The method of public procurement for state and municipal needs has become a positive trend. A positive tendency is observed not only in increasing the budgetary allocations for public procurements, but also in considerable savings in expenses of the conduct and implementation of government orders. Active participation of firms (including small businesses) points to the openness and transparency of the system of state orders. This is a new market for their products and, above all, the market of public procurements with its certified budget financing.

Key words: state order, contest, auction, e-auction, quotation enquiry, competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.