УДК 336.512
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ЗА 2006-2010 гг.
Е. П. ПОДЪЯБЛОНСКАЯ,
аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: novichenkoem@rambler. ru Московский городской университет управления Правительства Москвы
В статье анализируются объем, структура и динамика бюджетных расходов на государственные и муниципальные закупки с учетом достигнутых результатов проведенных торгов и других способов размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за период 2006-2010 гг.
Ключевые слова: бюджетирование, программный бюджет, государственные расходы, закупки, контракт, конкурс, аукцион, федеральная контрактная система.
Совершенствование всей системы государственного управления должно быть ориентировано на реальные результаты. Выступая на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», Президент России В. В. Путин сказал: «Эти подходы должны стать основой функционирования не только государственного управления, но и всей бюджетной сферы и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления. И потому совершенствованием деятельности этой системы, составляющей каркас всего государства, необходимо заниматься повседневно и целенаправленно»
[3]. Бюджетная система должна быть нацелена на обеспечение достижения конкретных результатов.
Затраты на финансирование государственных и муниципальных закупок для государственных и муниципальных нужд являются расходами бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и занимают достаточно большой удельный вес (почти 30 %) в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ. Это деньги, которые обеспечивают исполнение публичных обязательств государства. От того, насколько эффективно расходуются эти средства, зависит качество жизни российских граждан. Для формирования оптимальных бюджетных расходов на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд необходимо вскрыть влияющие на них факторы, определить их количественную оценку.
Сфера государственных и муниципальных закупок в настоящее время регулируется принятым Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [4], который в последние годы непрерывно совершенствовался в направлении переориентации закупочных процедур на
поддержку малого бизнеса, на увеличение объема инновационной продукции в государственных закупках, существенного повышения доступности и прозрачности информации о закупках, в том числе и за счет проведения с середины 2010 г. электронных аукционов.
В соответствии с Федеральным законом [4] размещение заказа может осуществляться следующими способами: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах, с 2009 г. не применяется). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом.
Проведенный автором анализ объема, состава, структуры и динамики бюджетных расходов на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд на основе исследования статистических данных [5] и данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-торги «Сведения о проведении торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за 2006-2010 гг. показал, что государственные органы власти и органы местного самоуправления Российской Федерации ежегодно на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд за указанный период расходовали бюджетных средств бюджетной системы РФ в среднем 3 892 млрд руб., или 28,9 % общего среднегодового объема расходов консолидированного бюджета РФ.
В связи с этим проблема повышения эффективности расходов бюджетов бюджетной системы РФ, потраченных на государственные и муниципальные закупки, их результативность приобретают наибольшую актуальность, и в условиях реформирования бюджетного процесса эти расходы должны быть встроены в государственные программы Российской Федерации уже на стадии бюджетного планирования.
Среднегодовые темпы роста консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки в исследуемом периоде опережают темпы роста общего его объема расходов в среднем на 5-6 п. п., что, по мнению автора, является негативной тенденцией, свидетельствую-
щей о систематическом росте цен на закупаемую продукцию, товары, услуги, работы, в том числе и за счет завышения начальных, а, следовательно, и конечных цен заключенных контрактов и сделок. Наиболее затратными (дорогими) с точки зрения бюджетных расходов на организацию размещения заказов на единицу заключенных контрактов и сделок являются открытые конкурсы и аукционы, а также открытые аукционы, проведенные в электронной форме.
В ходе исследования выявлено, что электронный аукцион открытый более чем в два раза дешевле аукциона открытого при традиционном способе организации. В 2010 г. за счет проведения аукционов, открытых в электронной форме, сэкономлено средств на весь их объем 242 908 тыс. руб., что в процентах к расходам консолидированного бюджета РФ за 2010 г. составило 1,4, а к расходам этого бюджета на государственные закупки для федеральных и субфедеральных нужд составило 6,2. Если бы все аукционы открытые торговались в электронной форме, то, по данным 2010 г., экономия бюджетных средств на их организацию могла бы составить свыше полумиллиарда рублей в год, что к расходам консолидированного бюджета РФ за 2010 г. составило 2,9 %, а к расходам этого бюджета на государственные закупки для федеральных и субфедеральных нужд составило 13,3 %, что сопоставимо с дефицитом бюджетов государственных внебюджетных фондов за этот период.
Таким образом, переход на торги в виде аукционов, открытых в электронной форме, является существенным источником снижения расходов консолидированного бюджета на федеральном и субфедеральном уровнях бюджетной системы РФ. Самыми дешевыми для заказчика с точки зрения бюджетных затрат на организацию размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг являются закупки малого объема у единственного поставщика без проведения торгов и запросов котировок, а также путем запроса котировок, совокупный удельный вес которых в общем количестве заключенных контрактов и договоров составил в 2010 г. 96,61 %.
На объем расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд и темпы его прироста, его долю в общем объеме расходов бюджетов бюджетной системы страны (результативные показатели) влияет множество
факторов. Наиболее ощутимое влияние оказывают следующие факторные показатели:
- количество ежегодно заключаемых контрактов и сделок и ежегодные темпы их прироста;
- средняя цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд и ежегодные темпы ее прироста;
- превышение (занижение) общей стоимости заключенных контрактов и сделок в расчете на единицу над ее начальной ценой и динамика данного показателя;
- структура проведенных торгов и других способов размещения заказов по видам. Рассмотрим влияние указанных факторных
показателей на результативные показатели за 2006-2010 гг. (табл. 1).
Как видно из анализа данных, представленных в табл. 1, ежегодные темпы роста количества ежегодно заключаемых контрактов и сделок ниже ежегодных темпов роста расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд в среднем за год в исследуемом периоде на 6,98 п.п., что свидетельствует о влиянии помимо динамики количества заключенных контрактов для государственных и муниципальных закупок других факторов, прежде всего средней цены единицы заключенных контрактов и сделок для государственных муниципальных нужд. Темпы роста
средней цены единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд (ежегодный) также ниже ежегодных темпов роста расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд в среднем за год в исследуемом периоде на 21,28 п.п.
Расчеты, проведенные автором, показывают, что прирост расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд на 71,1 % в 2007 г. был обусловлен на 58,4 % приростом количества заключенных контрактов и сделок, на 29,4 % приростом средней цены единицы заключенных контрактов и сделок и на 12,2 % положительной динамикой влияния других факторов. В 2008 г. соответственно на 57,58 %, 36,58 и 5,84 %, т. е. роль такого факторного показателя, как цена, в 2008 г. существенно возросла по влиянию на результативный показатель. В кризисном 2009 г. расходы консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд снизились по сравнению с 2008 г. на 13,31 %, в том числе на 162,43 % - за счет снижения темпа прироста средней цены единицы заключенных контрактов и сделок (-21,62 %), на (-79,71 %) за счет повышения темпа прироста заключенных контрактов и сделок в 2009 г. на 10,61 % и на 17,28 % за счет отрицательной динамики влияния других факторов. В 2010 г. темп прироста
Таблица 1
Результативные и факторные показатели расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд за 2006-2010 гг.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за год
результативные показатели
Темп роста объема расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки (ежегодный), % 171,10 127,72 86,69 118,74 126,06
Доля расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки в общем объеме расходов, % 25,70 32,37 33,62 25,41 27,49 28,92
Факторные показатели
Количество заключенных контрактов и сделок (договоров) для государственных и муниципальных нужд, ед. 12 815 425 18 135 973 21 030 974 23 262 953 25 184 720 20 086 009
Темп роста количества заключенных контрактов и сделок (ежегодный), % - 141,52 115,96 110,61 108,26 119,08
Средняя цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок, руб. 167 974 203 082 223 672 175 305 192 266 193 767
Темп роста средней цены единицы заключенных контрактов и сделок (ежегодный), % - 120,90 110,14 78,38 109,68 104,78
(18,74 %) расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд на 43,78 % был обеспечен приростом количества заключенных контрактов и сделок, на 51,65 % - приростом средней цены единицы заключенных контрактов и сделок и на 4,59 % - за счет положительной динамики влияния других факторов, т. е. влияние средней цены и количества заключенных контрактов и сделок на результативный показатель за период исследования существенно возросло (табл. 2).
Опосредованно через среднюю цену единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд на динамику темпов прироста расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд, их объем и долю в общих расходах существенное влияние оказывают показатели, характеризующие структуру количества заключенных контрактов и сделок (договоров) и их общей стоимости по отдельным видам торгов и другим способам размещения заказов, в том числе торгов, проведенных в электронной форме.
Как следует из проведенных автором расчетов, представленных в табл. 3, среднегодовая цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд за 2006-2010 гг. составила 193 767 руб., в том числе по конкурсам открытым - 3 800 096 руб., конкурсам закрытым - 45 463 015 руб., аукционам открытым -3 224 832 руб., аукционам закрытым - 60 642 016
Влияние факторных показателей на рез;
руб., путем запроса котировок - 202 181 руб., у единственного поставщика (без проведения торгов, по результатам несостоявшихся торгов) - 1 133 856 руб., на товарных биржах - 108 726 руб., закупки малого объема - 15 010 руб. Следовательно, самыми дорогими по объему бюджетных ресурсов видами государственных и муниципальных закупок для государственных и муниципальных нужд являются закрытые конкурсы и аукционы, удельный вес которых в общей стоимости заключенных контрактов и сделок для этих целей составил незначительную величину - 3,07 и 1,82 % соответственно, а в общем количестве заключенных контрактов и сделок - по 0,01 % процентов, а также закупки у единственного поставщика (1,1 млн руб.), удельный вес которых в общей стоимости заключенных контрактов и сделок для этих целей составил 37,07 %, а в общем количестве заключенных контрактов и сделок - 6,33 %. Самые дешевые по объемам использованных бюджетных ресурсов - закупки малого объема, удельный вес которых в общей стоимости заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд составил 6,77 %, в общем количестве заключенных контрактов и сделок для этих целей - 87,36 %.
Из приведенных расчетных данных, представленных в табл. 3, можно сделать ряд выводов.
Объем государственных и муниципальных заказов для государственных и муниципальных нужд в среднем за год в 2006-2010 гг. на 87,36 % обеспечиваются за счет закупок малого объема, на 6,33 % -за счет размещения заказов у единственного поставщика без проведения торгов, а также на 3,58 % -
Таблица 2
ьтативный показатель в 2007-2010 гг., %
№ п/п Показатель 2007 2008 2009 2010 В среднем за год
1 Темп прироста расходов консолидированного бюджета на государственные и муниципальные закупки 71,10 27,72 -13,31 18,74 26,06
2 Темп прироста количества заключенных контрактов для государственных и муниципальных нужд 41,52 15,96 10,61 8,2 19,08
3 Прирост расходов консолидированного бюджета на государственные и муниципальные закупки за счет прироста количества заключенных контрактов и сделок для этих целей (п. 2 / п. 1) 58,40 57,58 -79,71 43,76 73,22
4 Темп прироста средней цены единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд 20,90 10,14 -21,62 9,68 4,78
5 Прирост расходов консолидированного бюджета на государственные и муниципальные закупки за счет прироста средней цены единицы заключенных контрактов и сделок для этих целей (п. 4 / п. 1) 29,40 36,58 162,43 51,65 18,34
6 Прирост расходов консолидированного бюджета на государственные и муниципальные закупки за счет влияния других факторов (100 - п. 3 - п. 5) 12,2 5,84 17,28 4,59 7,94
Таблица 3
Расчетные показатели, усредненные за 2006-2010 гг., характеризующие структуру количества заключенных контрактов и сделок (договоров) и их общей стоимости по отдельным видам торгов и другим способам размещения заказов для государственных
и муниципальных нужд, в том числе торгов, проведенных в электронной форме
Показатель Всего по торгам и другим способам размещения заказов Вид торгов Способ размещения заказов
Конкурс Аукцион Путем запроса котировок У единственного поставщика (без проведения торгов, по результатам несостоявшихся торгов) На товарных биржах Закупки малого объема
Открытый Закрытый Открытый Закрытый
Среднегодовая цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд., руб. 193 767 3 800 096 45 463 015 3 224 832 60 642 016 202 181 1 133 856 108 726 15 010
Удельный вес стоимости отдельных видов заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд в их общей стоимости, % 100,00 23,90 3,07 23,66 1,82 3,73 37,07 0,002 6,77
Удельный вес отдельных видов торгов (лотов) и других способов размещения заказов в общем количестве заключенных контрактов и сделок (договоров) для государственных и муниципальных нужд, % 100,00 1,22 0,01 1,42 0,01 3,58 6,33 0,00 87,36
Темп роста средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд в 2010 г. по сравнению с 2006 г., % 114,46 204,41 495,82 250,87 5 389,25 174,03 72,08 158,23
Темп роста средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных нужд в 2010 г по сравнению с 2006 г., % 108,72 198,58 5 059,81 332,47 5 691,58 173,78 75,40 143,28
Продолжение табл. 3
Показатель Всего по торгам и другим способам размещения заказов Вид торгов Способ размещения заказов
Конкурс Аукцион Путем запроса котировок У единственного поставщика (без проведения торгов, по результатам несостоявшихся торгов) На товарных биржах Закупки малого объема
Открытый Закрытый Открытый Закрытый
Темп роста средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок для муниципальных нужд в 2010 г. по сравнению с 2006 г, % 115,76 82,14 208,23 234,86 864,61 179,57 68,51 146,64
Среднегодовая цена (стоимость) отдельных видов торгов и других способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд к их среднегодовой цене по всем видам торгов и другим способам размещения заказа, % 100,00 1 961,2 23 462,7 1 664,3 31 296,4 104,3 585,2 56,1 7,7
Удельный вес торгов, проведенных в электронной форме, в общем количестве заключенных контрактов и сделок (договоров) для государственных и муниципальных нужд (договоров), % 0,68 2,29 0,04 27,64 6,21 0,54 0,03 0,01
Удельный вес стоимости контрактов и сделок (договоров) по торгам, проведенным в электронной форме, в общей стоимости заключенных контрактов для государственных и муниципальных нужд, % 3,36 0,66 0,02 12,42 2,60 0,45 0,49 0,01
Удельный вес стоимости отдельных видов заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд по торгам, проведенным в электронной форме, в их общей стоимости, % 100,00 4,67 0,02 87,44 2,89 4,96 0,00 0,02
Окончание табл. 3
Показатель Всего по торгам и другим способам размещения заказов Вид торгов Способ размещения заказов
Конкурс Аукцион Путем запроса котировок У единственного поставщика (без проведения торгов, по результатам несостоявшихся торгов) На товарных биржах Закупки малого объема
Открытый Закрытый Открытый Закрытый
Удельный вес количества заключенных контрактов и сделок для государственных нужд в их общем количестве для государственных и муниципальных нужд, % 44,78 59,09 96,39 52,77 89,69 53,56 51,48 68,32 43,54
Удельный вес количества заключенных контрактов и сделок для муниципальных нужд в их общем количестве для государственных и муниципальных нужд, % 55,22 40,91 3,61 47,23 10,31 46,44 48,52 31,68 56,46
Удельный вес стоимости заключенных контрактов и сделок для государственных нужд в их общей стоимости для государственных и муниципальных нужд, % 80,04 85,76 99,78 79,14 99,83 60,39 80,76 73,88 55,57
Удельный вес стоимости заключенных контрактов и сделок для муниципальных нужд в их общей стоимости для государственных и муниципальных нужд, % 19,96 14,24 0,22 20,86 0,17 39,61 19,24 26,12 44,43
путем запроса котировок, т. е. в совокупности эти способы размещения государственных и муниципальных заказов обеспечивают государственные и муниципальные нужды на 97,27 %. Конкурсы и аукционы, как открытые, так и закрытые, составляют незначительную долю в общем количестве заключенных контрактов и сделок - всего 2,66 %.
В структуре расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки для государственных и муниципальных нужд в среднем за год в 2006-2010 гг. наибольший удельный
вес приходится на стоимость заключенных контрактов и сделок у единственного поставщика без проведения торгов - 37,07 %, конкурсов открытых - 23,9 %, аукционов открытых - 23,66 %. В совокупности удельный вес стоимости этих торгов и других способов размещения заказов в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные нужды составляет около 84,63 %.
Темп роста средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд по всем торгам и
Таблица 4
Сопоставление средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок и средней начальной цены единицы контрактов (лотов), выставленных на торги, и суммы контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов для государственных
и муниципальных нужд за 2006-2010 гг.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 В среднем за год
Средняя цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд, руб. 167 974 203 082 223 672 175 305 192 266 193 767
Средняя начальная цена контрактов (лотов), выставленных на торги, и сумма контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов в расчете на единицу проведенного торга (лота) и другого способа размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, руб. 187 615 317 160 238 934 186 123 209 652 227 897
Превышение/средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок над средней начальной ценой контрактов (лотов), выставленных на торги, и суммой контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов в расчете на единицу проведенного торга (лота) и другого способа размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, руб. -19 641 -114 078 -15 262 -10 818 -17 386 -34 130
Превышение/средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок к средней начальной цене контрактов (лотов), выставленных на торги, и сумме контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов в расчете на единицу проведенного торга (лота) и другого способа размещения заказа для государственных и муниципальных нужд % -10,48 -35,97 -6,39 -5,81 -8,29 -14,98
другим способам размещения заказов в 2010 г. по сравнению с 2006 г. составил 114,46 %, в том числе по конкурсам открытым - 204,41 %, по конкурсам закрытым - 495,82 %, аукционам открытым -250,87 %, аукционам закрытым - 5 389,25 %, путем запроса котировок - 174,03 %, по закупкам малого объема - 158,23 %, у единственного поставщика без проведения торгов - 72,08 %. То есть за пять исследуемых лет существенно росли цены заключенных контрактов и сделок по торгам (конкурсам и аукционам, по большей мере закрытым).
Среднегодовая цена (стоимость) отдельных видов торгов и других способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд за 2006-2010 гг. к их среднегодовой цене (стоимости) по всем видам торгов и другим способам размещения заказа составила: конкурсов открытых -1 961,2 %, конкурсов закрытых - 23 462,7 %, аукционов открытых - 1 664,3 %, аукционов закрытых -31 296,4 %, путем запроса котировок - 104,3 %, у единственного поставщика без проведения торгов -585,2 %, закупки малого объема - 7,7 %.
Сопоставление средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд со средней начальной ценой контрактов (лотов), выставленных на торги, и суммой контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов в расчете на единицу проведенного торга (лота) и другого способа размещения заказа, проведенное автором за 2006-2010 гг., свидетельствует о понижении начальной цены при заключении контрактов и сделок в среднем за год за последние пять отчетных периодов с 227 897 руб. по всем торгам и другим способам размещения заказов1 до 193 767 руб., или почти на 15 %. Существенное отклонение наблюдалось в 2007 г., когда при заключении контрактов и сделок в среднем по всем торгам и другим способам размещения заказов цена была ниже начальной почти на 36 % (табл. 4).
Наибольшее отклонение в начальных ценах от цен заключенных контрактов (лотов) в сторону
1 За исключением конкурсов закрытых, по которым цены заключенных контрактов (лотов) превышали их первоначальную цену в среднем за год в исследуемом периоде на 11 %.
завышения наблюдается по конкурсам открытым в среднем на 712 838 руб. на единицу, или на 18,8 %, аукционам закрытым - в среднем на 9 255 220 руб. за единицу, или на 15,3 %, а также при размещении заказов путем запроса котировок в среднем за единицу - на 26 898 руб., или на 13,3 %. Однако темпы роста средней начальной цены единицы контрактов (лотов), выставленных на торги для государственных и муниципальных нужд в 2010 г. по сравнению с 2006 г., как по конкурсам открытым и закрытым, так и по аукционам (кроме закрытых) заметно отстают от темпов роста средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов/лотов. Наименьшее отклонение в начальных ценах от цен заключенных контрактов (лотов) в сторону завышения наблюдается при размещении заказов у единственного поставщика в среднем на 25 650 руб., или 2,3 %, на
товарных биржах и при закупках малого объема цены практически совпадают (табл. 5).
Выявленное среднегодовое отклонение конечной цены единицы контракта (сделки) от его (ее) начальной цены, с одной стороны, можно считать экономией бюджетных ресурсов при размещении государственных заказов для государственных и муниципальных нужд, и такой позиции придерживаются государственные органы исполнительной власти, а с другой стороны, - завышением начальной цены, что, по мнению автора, является более обоснованной позицией, особенно по конкурсам открытым, аукционам закрытым и по запросам котировок. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг. сказано, что «при осуществлении государственных закупок необходимо обеспечить
Таблица 5
Сопоставление средней цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок и средней начальной цены единицы контрактов (лотов), выставленных на торги, и суммы контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов по отдельным видам торгов и другим способам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд за 2006-2010 гг.
Показатель Всего по торгам и другим способам размещения заказов Вид торгов Способ размещения заказов
Конкурс Аукцион Путем запроса котировок У единственного поставщика (без проведения торгов, по результатам несо-стоявших-ся торгов) На товарных биржах Закупки малого объема
Открытый Закрытый Открытый Закрытый
Средняя суммарная начальная цена контрактов (лотов), выставленных на торги, и сумма контрактов (сделок) по другим способам размещения заказов в расчете на единицу проведенного торга (лота) и другого способа размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, руб. 209 967 4512 934 40 894 159 3 454 152 69 897 236 229 079 1 159 506 109 204 15 020
Темп роста начальной цены контракта (лота), выставленного на торги и по другим способам размещения заказа для государственных и муниципальных нужд в 2010 г. по сравнению с 2006 г., % 111,75 184,69 410,77 206,15 22948,81 176,43 71,95 157,39
Окончание табл. 5
Показатель Всего по торгам и другим способам размещения заказов Вид торгов Способ размещения заказов
Конкурс Аукцион Путем запроса котировок У единственного поставщика (без проведения торгов, по результатам несо-стоявших-ся торгов) На товарных биржах Закупки малого объема
Открытый Закрытый Открытый Закрытый
Средняя цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд, руб. 193 767 3 800 096 4 546 3015 3 224 832 60 642 016 202 181 1 133 856 108 726 15 010
Средняя цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок к средней суммарной начальной цены единицы контрактов (лотов), выставленных на торги, и другим способам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, % 92,28 84,20 111,17 93,36 86,76 88,26 97,79 99,56 99,93
Темп роста цены (стоимости) единицы заключенных контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд в 2010 г. по сравнению с 2006 г, % 114,46 204,41 495,82 250,87 5 389,25 174,03 72,08 158,23
Средняя цена единицы заключенного контракта и сделки без торгов в электронной форме для государственных и муниципальных нужд, руб. 188 546 3 863 626 45 472 794 3 903 493 209 973 1 134 917 108 224 15 010
Средняя цена (стоимость) единицы заключенных контрактов и сделок по торгам, проведенным в электронной форме, для государственных и муниципальных нужд, руб. 951 398 1 089 937 24 028 333 1 448 638 84 582 939 589 1 800 000 21 125
Средняя цена единицы заключенных контрактов и сделок в электронной форме к средней цене единицы контрактов и сделок по всем торгам за минусом торгов, заключенных в электронной форме, для государственных и муниципальных нужд, % 504,60 28,21 52,84 37,11 40,28 82,79 140,74
снижение расходов и за счет исключения практики необоснованного завышения цен, особенно когда подобное происходит в таких чувствительных сферах, как закупки для нужд обороны, закупки лекарств, строительство и реконструкция автомобильных дорог. Это означает не что иное, как резкое сокращение ресурсов на обеспечение обороноспособности страны и развитие транспортной инфраструктуры, а также лишение лекарств нуждающихся в них граждан» [1].
Таким образом, Федеральный закон [4] не смог стать фактором развития добросовестной конкуренции, направлен на решение достаточно узкого спектра задач и не дает возможности моделировать всю сферу закупок таким образом, чтобы давать ориентиры экономике, не создает условий для инвестиций.
Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетворяются более адекватно, если все процедуры государственного заказа встроены в единую институциональную среду. Таковой должна стать федеральная контрактная система, поручение по созданию которой было дано Президентом РФ [2].
Деятельность органов власти, направленная, с одной стороны, на реализацию общественной функции государства по обеспечению социального благополучия граждан, а с другой, - ограниченность бюджетных ресурсов, приводят к противоречию, свойственному любой экономической системе -. противоречию между потребностями и ресурсами. Это обстоятельство актуализирует необходимость совершенствования процесса, обеспечивающего оптимальное сочетание интересов участников рынка государственного заказа: государственных заказчиков, поставщиков, а также населения как потребителя государственных (муниципальных) услуг. Федеральная контрактная система, по мнению автора, позволит в большей степени, чем действующая система, обеспечить оптимальное сочетание интересов участников рынка государственного заказа.
Совершенствование системы государственных и муниципальных закупок в реформируемом бюджетном процессе должно осуществляться, по мнению автора, по пути формирования федеральной контрактной системы, в которой процесс выбора поставщика - одна из ее частей. Сфера регулирования государственных закупок в рамках федеральной контрактной системы охватывает все стадии бюд-
жетного процесса: формирование госзаказа, его размещение, исполнение, мониторинг результатов государственных (муниципальных) закупок, что позволит бюджетные расходы на осуществление государственных закупок для государственных нужд включить во все стадии реформируемого на программной основе бюджетного процесса, и прежде всего уже на стадии планирования и прогнозирования, на которой сами ведомства будут определять, какие закупки и в каком объеме им необходимы для достижения поставленных целей.
Приведенные в статье факторы и их оценка позволят формировать эффективную структуру государственных и муниципальных закупок и оптимальную общую стоимость заключаемых контрактов и сделок для государственных и муниципальных нужд.
По мнению автора, государственному и муниципальному заказу присущи функции регулирования экономики и социальной сферы посредством целенаправленного перераспределения ВВП (по расчетам автора, до 10-11 %) через механизм закупки необходимых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на рынке поставщиков на конкурсной основе за счет бюджетного финансирования. В связи с этим предлагается рассматривать государственный и муниципальный заказы как бюджетную ресурсную подпрограмму, входящую в состав государственной программы Российской Федерации с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов и по годам реализации государственной программы. Необходимо уточнение понятия государственного (муниципального) заказа исходя из целей реализации:
- товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления для соответствующих государственных долгосрочных стратегических программ социально-экономического развития страны (региона, муниципального образования) инвестиционного характера и текущего;
- товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения текущей деятельности министерств (ведомств) федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.
Государственные и муниципальные заказы, нацеленные на удовлетворение нужд самого министерства (ведомства) на федеральном и региональном уровнях и на уровне местного самоуправления, должны планироваться на жестких нормативах потребности в товарах, работах и услугах, ограничиваться предельными ценами и торговаться на понижение цены на открытых аукционах в электронной форме. Государственные и муниципальные заказы, нацеленные на удовлетворение потребностей налогоплательщиков и малообеспеченных граждан в виде предоставления им качественных государственных и муниципальных услуг (благ) на средних социальных стандартах, а не минимально необходимых, как сейчас, инновационной продукции с учетом прежде всего качества закупаемых товаров, работ, услуг, но и, конечно, по ценам цивилизованного рынка, т. е. на основе добросовестной конкуренции путем размещения заказов на конкурсах.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах // Президент России. URL: http://archive. kremlin. ru/ appears/2009/05/25/1400_type63373_216772.shtml.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах // Президент России. URL: http://президент. рф/а^/11779.
3. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 08.02.2008 // Президент России. URL: http:// www.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml/.
4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012).
5. Российский статистический ежегодник, 2010 г. М.: Росстат, 2010.